Проект "задачи про монеты"

Проект "задачи про монеты"

Медиа
docx
02.12.2019
проект задачи про проценты.docx

 

 

 

 

 

 

Проект: Задачи про монеты

 

 

 

 

Выполнила  ученица 6 класса Клочкова Софья

Учитель: Накоренок Дина Александровна,

Ефанова Анастасия Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

Оглавление

Введение. 2

1.   История медных монет России. 4

2.   Практическая часть. 7

Заключение. 11

Литература: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На уроках математики нам очень часто попадаются исторические задачки, в которых фигурируют такие понятия как гривна, алтын, копейка и рубль.

Мы понимаем, что речь идет о деньгах, но зачастую даже не представляем, что они из себя представляли.

На уроках истории и обществознания мы выяснили, что появление металлической чеканной монеты стало важной вехой в истории развития человечества. Ее создание показало, что общество достигло нового эволюционного уровня, характеризующегося быстрым ростом экономики и социального развития. И сейчас мы все понимаем, что деньги - это существенная часть финансовой системы каждой страны и неотъемлемая составляющая жизни каждого человека. Но мы никогда не задумываемся, какие изменения претерпели деньги в истории развития человечества.

Мой интерес в данном вопросе подкрепили найденные дома старинные монеты. Таким образом, я решила выяснить, когда впервые в нашей стране появились монеты и есть ли различия между старинными и современными монетами.

Гипотеза: На протяжении сотен лет и внешний вид монет, и их значение в экономике России сильно менялись. Но, в то же время, мы наблюдаем преемственность и неразрывную связь междупрошлым  и  настоящим. Предмет исследования: монеты царской России и нашего времени.

Цель работы:рассмотреть историю монет в нашей стране, рассмотреть задачи, связанные с монетами.

Задачи:

1. Дать краткую характеристику монет различного периода истории России.

2. Изучить старинные монеты, хранящиеся дома.

3. Рассчитать себестоимость производства металлических монет в России.

4. Проанализировать использование монет в современной жизни.

5. Подобрать и решить задачи про деньги.

 

1.     История медных монет России

Первые монеты на Руси назывались гривны - это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: в виде длинного бруска (новгородские), в виде шестиугольного слитка (киевские). Но не каждый товар стоил гривну, поэтому от неё отрубали часть и платили. Отсюда и название следующей монеты – рубль. Слово «рубль» произошло от глагола «рубить». Рубили гривну на 4 части. Рубль ещё называли тина и этот тин тоже делили пополам. Отсюда и появилось название ещё одной монеты полтинник – половина тина.

Поскольку в моем распоряжении оказались лишь медные монеты, я решила сосредоточиться на изучении именно этого вида монет.

Первая попытка ввести медную монету была предпринята Алексеем Михайловичем в  конце 1654 года.  Начался выпуск медных копеек такого же вида, как и серебряные, а также круглых медных монет номиналами от копейки до полтины, но эта попытка оказалась неудачной. Неумеренный выпуск медных монет при попытках государства все платежи в казну взимать серебром привёл к подрыву доверия населения к медной монете и, как результат, к «медному бунту» в 1662 году. Царь вернул старый порядок, державшийся по-прежнему на серебряной копеечке. Пётр, отчётливо видевший неудобство старой денежной системы, хорошо понимал, что вновь ввести в обращение медную монету будет нелегко. В 1700 году на вновь оборудованных в Москве монетных дворах началась регулярная машинная чеканка новых медных монет – денег и полушек, заметно улучшенного, по сравнению с дореформенными монетами качества (в очень маленьком количестве и только в 1700 году чеканились и полполушки – 1/8 копейки). При этом продолжался и выпуск серебряных копеечек старого образца. Население видело, что новая медная монета не заменяет собой серебряную копейку, а только служит средством её размена. И только в 1704 году, когда население привыкло к виду новой монеты и обрело к ней доверие, ведь она свободно ходила наравне с продолжавшей чеканиться дореформенной серебряной копейкой, в обращении появилась копейка медная, равная по цене серебряной.

Основу денежной системы составляли серебряные и медные монеты, отношения между которыми тоже не всегда были простыми. Содержание серебра в рубле снижалось постепенно, с 24,5 грамма в первых рублях 1704 и 1705 годов до 18 граммов в рублях Петра III, а с 1762 года вообще не менялось для банковой монеты. Вес же медных монет на протяжении всего времени их чеканки менялся много раз, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, причём часто менялся очень существенно. Так, ещё в ходе реформы Петра I вес медных монет снижался дважды: если деньги и полушки 1700 – 1701 годов чеканились на 12,8 рубля из пуда, то уже с середины 1701 года – на 15,45 рубля, а с 1704 года – монеты всех номиналов на 19,6 и 20 рублей из пуда. Для пятаков, чеканка которых началась с 1723 года, монетная стопа была повышена ещё вдвое – до 40 рублей из пуда. Только при Елизавете Петровне, именным указом от 11 мая 1744 года «О приёме медных пятикопеечников прежнего чекана во всех платежах частных и казённых за 4 копейки» с 1 августа 1744 года было положено начало практическому изъятию из обращения столь пагубной для экономики страны монеты.


Картинки по запросу алтын 3 копейки

Алтын – 3 копейки

Похожее изображение

Грош


Картинки по запросу деньга полкопейки

Деньга – полкопейки

Картинки по запросу полушка

Полушка – ¼копейки


Картинки по запросу копейка 17 века

Копейка

Похожее изображение

Гривенник – 10 копеек


Последнее изменение веса медных монет в царской России произошло в середине 1867 года, когда одновременно со значительным улучшением внешнего вида и качества изготовления, монетная стопа повысилась до 50 рублей, просуществовав в таком виде до 1917 года. Более того, первые советские медные монеты 1924 – 1928 годов чеканились также по 50-рублёвой стопе. В 1930 г. произвели пробную чеканку медно-никелевых монет достоинством от 10 до 20 копеек, а в конце 1931 г. Ленинградский монетный двор начал массовое их производство. В те годы был определен круг материалов, из которых изготавливаются российские монеты и сейчас.

Современный российский рубль фактически появился в декабре 1991 года параллельно с советским рублём, который оставался в обращении до сентября 1993 года. Все советские монеты, выпущенные в 1961—1991 годах, а также монеты в 1, 2 и 3 копейки, выпущенные до 1961 года, формально оставались законным платёжным средством до 31 декабря 1998 года, а в 1999—2002 годах могли быть обменяны на российские деньги в соотношении 1000:1. Сейчас выпускается монетой 1, 5, 10 и 50 копеек и 1, 2, 5 и 10 рублей.

Мы нашли цены на некоторые товары в интернете.         


·                   Курица стоила копейку

·                   Пуд масла (16 кг) – 60 копеек = 6 гривенников

·                   Теленок – рубль = 10 гривенников

·                   Воз огурцов – копейка

·                   Одну копейку в день получал за свою работу плотник

·                   За 3 копейки можно было купить крестьянскую избу.


 

 

 

2.     Практическая часть

Вопрос себестоимости наших монет вызывает наибольший интерес.

Особенно если вспомнить про непрерывный и заметный рост цен на цветные металлы в последние годы.

В интернете мы нашли  себестоимость производства металлических монет  в современной России. И решили провести подобное исследование со старинными монетами



Мы взвесили монеты, измерили диаметр, толщину монеты. Используя знания стоимости пуда меди расчитали примерную себистоимость монеты. Однако расчитать затраты на изготовление монет мы не смогли.



 

Только монеты в 1, 2, 3 копейки оставались прежними, как и до реформы. Отличительной чертой стало применение более продвинутых систем защиты банковских знаков от подделки. Хоть со временем и навыки фальшивомонетчиков тоже развивались, однако и новшества, и постепенное обновление денежной массы уверенно справлялись с проблемой выявления фальшивок, с чем не могли справиться собственно со времен возникновения денег в России. После 1961 года особых изменений в денежной политике СССР не предпринималось, вплоть до развала Союза в 1991 году.

 Сейчас мы чаще всего используем электронные деньги. Мы провели социологический опрос среди учеников нашего класса и родителей. Результаты опроса нас немного расстроили, ведь мелкие деньги постепенноуходят из нашей повседневной жизни.

 



Задачи про монеты.

«Руководство алгебры и собрание алгебраических задач». А.Ф. Малинин (1834-1888) – видный ученый, педагог, директор Московского учительского института.

Купец рассчитывал, что если он станет продавать сукно по 3https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/06/02/s_5b12370d2f820/911152_3.png руб. за аршин, то получит убытку 18 руб. 50 коп., если же продаст по 4https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/06/02/s_5b12370d2f820/911152_2.png руб. за аршин, то будет иметь прибыль 37 руб. Сколько аршин у него было?

Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него осталось 20 алтын. Когда же стал давать за 9 бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною. Сколько денег было у этого человека?

1. Покупка сукна
Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. 
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

2. Сколько стоят гуси?
Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по 2 алтына и 7 полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки.
Сколько стоит покупка?

3. Сколько куплено баранов?
Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын.
Сколько каких баранов было куплено?

4. За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня.
Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки.
За какое время окупятся куры?

5. Покупка масла
Некий человек покупал масло. Когда он давал деньги за 8 бочек масла, то у него оставалось 20 алтын. Когда же стал давать за девять бочек, то не хватило денег полтора рубля с гривною.
Сколько денег было у этого человека?

6. Сколько стоит кафтан?
Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей.
Сколько стоит кафтан?

 

 

 

 

 

 

Заключение

История монет открывает перед нами целый мир, ведь их изучение невозможно представить без обращения к истории государства. Конечно, монеты, как и любые другие предметы, подвержены старению: проходя через тысячи рук, они истираются, становятся тоньше, «голос времени», запечатленный в них,  звучит  все  тише.  Но тем интереснее их изучать. На протяжении сотен лет и внешний вид монет, и их значение в экономике России сильно менялись. Но, в то же время, мы наблюдаем преемственность и неразрывную связь между прошлым и настоящим. Ведь понятия рубль, копейка, монета, деньги, зародившиеся десятки веков назад, мы используем и по сей день в нашей жизни, а двуглавый орел и Георгий Победоносец времен Ивана III и сейчас являются символами нашего Отечества и изображены на современных российских монетах. И теперь зная историю монет в нашей стране, решать задачи, связанные с ними, становится более интересным занятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Никишин В.О. /Деньги – М.: РОСМЭН, 2014;

2.     Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 12 – М.: Большая

Российская энциклопедия, 2006;

3.     Рахилин В. Деньги России. М.2000г..

4.     Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. –73с.

5.     Захарова А.Е. Несколько задач «про цены ».// Журнал «Математика в школе». – 2002– №8

6.     Зубарева И. И. Еще раз о процентах.// Журнал «Математика в школе». – 2006– №10

7.     http://mathist.narod.ru/razmerz.htm математический кружок в 5-6

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)