Проект рассмотрен на педагогическом совете Протокол №4 «26» май 2019г. |
Проект утвержден: Приказом № 31 от «31» мая 2015 г. Заведующая _________/Чупрова Т.В./
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад» с. Новосысоевки
ПРОЕКТ
«Здравствуй, музыка!»
Срок реализации проекта 2019 – 2020уч. г.
|
Автор проекта : музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР – детский сад» с Новосысоевка 2019-2020 уч. год Почтаренко Татьяна Ивановна |
Содержание проекта.
1.Общее положение. ……………………………………………………… 3
1.1.Информационная справка……………………………………………… 3
1.2. Актуальность проекта………………………………………………… 3
1.3.Нормативно-правовая основа проекта………………………………… 4
2.Цели и задачи проекта………………………………………………… 4
3.Сроки реализации проекта…………………………………………… 5
4.Руководитель проекта…………………… …………………………… 5
5.Рабочая группа проекта………………………………………………… 5
6. Основные формы реализации проекта………………………………… 5
7 Ресурсное обеспечение проекта………………………………………… 6
8. Этапы проектной деятельности………………………………………… 6
9.Результативность ……………………………………………………… 11
10. Критерии результативности проекта………………………………… 11
1. Общие положения
1.1. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР - детский сад» с. Новосысоевки создано на основании приказа районного отдела образования от 1 ноября 1945 года №1. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счёт средств районного бюджета.
Лицензия серия А № 329036 от 26 августа 2010 года.
Детский сад находится по адресу: с. Новосысоевка, пер. Заводской – 10
Контактный телефон: 8 (42371) 94 - 3 - 24
Режим работы: с 7.30 до 18.00 ч. Выходные: суббота, воскресенье.
1.2. Актуальность проекта.
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки. Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность свой опыт восприятия в анализе произведения, творчестве, получить доступные возрасту знания о музыке… Н.А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито интересное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственного эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нехотим), слышат наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, что может вызвать отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Поэтому родители и педагоги должны дать им возможность узнать и полюбить другую музыку. А для этого они должны систематически знакомиться с ней, понять ее и полюбить.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью развивать у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетический вкус и интерес к классической музыке и недостаточным использованием новых подходов, форм и методов в работе для формирования устойчивого интереса к классической.
Исходя из выше сказанного, можно сформулировать проблему: недостаточное использование новых подходов, форм и методов работы в развитии музыкально-эстетического вкуса у детей, интереса к слушанию музыки и приобщение родителей к шедеврам мировой музыкальной культуре
1.3.Нормативно-правовая основа проекта
Нормативной основой разработки проекта являются следующие документы:
- Федеральный закон от 10.04. 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»;
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666),
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11. 2009 г. № 655).
- Инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузки для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03 2000 года №65/23.
- СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10
2. Цели и задачи проекта:
Образовательная область: музыка
Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Вид проекта – открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой)
Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетический вкус посредством слушания классической музыки, с использованием новых форм и методов работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к классической музыке, с помощью новых подходов, форм и методов работы, таких как музыкальная гостиная, викторина, концертов, музыкально-литературных занятий с использованием наглядно-демонстрационного материала.
2. Учить анализировать музыкальные произведения, понимать их содержание, импровизировать, фантазировать под музыку, способствует развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
3. Формировать знания, умения, способности детей и родителей в музыкальной деятельности, обеспечивающие базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой;
3. Сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта – 2 года. Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности в разное время года.
4. Руководитель и рабочая группа проекта:
Музыкальный руководитель Почтаренко Татьяна Ивановна - определяет круг обязанностей участников проекта, изыскивает средства для реализации проекта, контролирует и координирует всю работу по реализации проекта.
5.: Музыкальный руководитель - главное, действующее лицо в организации работы, т.к. именно он организует всю работу с дошкольниками, привлекает к участию в проекте родителей. Создаёт условия для развития способностей детей. Проводит консультации для педагогов и родителей, подбирает музыкальный репертуар, связанный с тематикой проекта.
пополняет запасы методической литературой, игровыми пособиями.
Старший воспитатель - выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание проекта с основной общеобразовательной программой , консультирует воспитателей, участвует в проведении конкурсов и т. д.., пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями, изыскивает средства для реализации проекта.
Воспитатель - по согласованию с автором проекта, старшим воспитателем подбирает художественное слово, связанный с тематикой проекта, вносит практическую помощь.
Родители - принимают активное участие в совместных мероприятиях.
6. Основные формы реализации проекта:
• музыкальные гостиные,
• музыкальные викторины,
• игровые занятия по слушанию музыки,
• интегрированные занятия,
• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
• работа с познавательной литературой,
• продуктивная деятельность (изодеятельность),
• релаксационные паузы,
• посещение концертов классической музыки,
• встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами – исполнителями.
7. Ресурсное обеспечение проекта.
Достижение цели проекта требует мобилизации необходимых видов ресурсов.
Кадровые ресурсы:
повышение квалификации музыкального руководителя, педагогов детского сада.
Финансовые ресурсы
внебюджетные средства, спонсорская помощь родителей и педагогов.
Научно-методические ресурсы: подписка журналов: «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», приобретение методической литературы, сборников произведений.
Материально-технические ресурсы:
Обновление и пополнение записей классической музыки, приобретение наглядности (Н: портреты композиторов, картины и т.д.).
8. Этапы проектной деятельности.
№№ |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Источник финансирования |
|
||||||||||||
1 - этап. Диагностический (сентябрь – октябрь 2019 г). Задачи: 1. Выявить уровень подготовки педагогов к реализации проекта. 2. Определить уровень знаний детей в разделе слушание музыки. 3. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию. 4. Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, о творчестве каких композиторов хотели бы узнать).
|
|
||||||||||||||||
11 |
Самоанализ педагогов «Что я знаю о классической музыке». |
сентябрь |
Педагоги ДОУ |
|
|||||||||||||
32 |
Диагностика уровня компетентности педагогов по музыкальному воспитанию. |
сентябрь |
Музыкальный руководитель |
|
|||||||||||||
3 |
Укрепление материально-технической базы: -приобретение методической литературы; -приобретение наглядного материала: - плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, портреты композиторов, диски и кассеты с произведениями классической музыки;
|
апрель- август |
старший воспитатель, ответственный за АХР. Музыкальный руководитель |
Внебюджетные средства.
|
|||||||||||||
4 |
Провести анкетирование родителей «Музыка в нашем доме». |
сентябрь октябрь |
Музыкальный руководитель |
|
|||||||||||||
Ожидаемые результаты. Должно быть: 1. Осознание и понимание педагогами и родителями важности работы в данном направлении. 2. Решить вопросы финансирования и материально-технического обеспечения. |
|
||||||||||||||||
2 - этап. Подготовительный (ноябрь - декабрь 2019 г.) Задачи: 1. Создать условия для формирования у детей заинтересованности к слушанию классической музыки. 2. Привлечь внимание родителей к необходимости формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста. 3. Составить перспективный план работы на учебный год, подобрать музыкальный материал, наглядные средства. 4. Оптимизировать взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в организации «музыкальной гостиной». |
|
||||||||||||||||
|
Консультации для педагогов: · «Классическая музыка в жизни ребенка»; · «Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ» |
ноябрь
декабрь
|
Музыкальный руководитель
Старший воспитатель |
|
|||||||||||||
1. 11 |
Составление перспективного плана работы на учебный год, разработать сезонный цикл музыкальных гостиных. |
ноябрь |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
2. |
Музыкальная гостиная «Осенняя пора, очей очарованье». |
ноябрь
|
Музыкальный руководитель воспитатели
|
|
|
||||||||||||
3. 66 |
Консультации для родителей · «Классическая музыка в жизни ребенка»; · «Целительная сила музыки»
|
ноябрь
декабрь |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
4. |
Презентация проекта «Здравствуй, музыка!» |
ноябрь |
Старший воспитатель Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
5. |
Составить перспективное планирование работы с музыкальной школой, Домом Культуры. |
декабрь |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
Ожидаемые результаты. Должно быть: 1.Созданы условия и разработано перспективное планирование. 2. Разработан цикл занятий, встреч в музыкальной гостиной с участием родителей 3.Организовано сотрудничество с детской музыкальной школой, домом культуры. |
|
||||||||||||||||
3– этап. Практический (январь - декабрь 2020 г.) Задачи: 1. Формировать потребность к слушанию классической музыки у детей и родителей, расширять знания, закреплять навыки и умения говорить о музыке, о ее содержании, а также двигаться под музыку. 2. Закреплять полученные знания на практике. 3. Обеспечить системность и эффективность контроля по поставленным задачам проекта. |
|
||||||||||||||||
1 |
Контроль: - Создание условий в группе для слушания классической музыки; - оценка эффективности музыкального занятия ; |
|
Заведующая, старший воспитатель
старший воспитатель |
|
|||||||||||||
12 |
Заседание творческой группы по утверждению сценариев музыкальных гостиных.
|
В течение года |
Старший воспитатель Музыкальный руководитель Родительский комитет |
|
|
||||||||||||
33 |
Встречи в музыкальной гостиной: · «Зимушка - хрустальная»; · «Открывай ворота к нам идет сама Весна!»; · «Лето – красное» · «Композиторы детям»
· «Осенние напевы» · «Хрустальный вальс зимы» · «Беседы у рояля»
|
Январь
Апрель Июнь Август-сентябрь Октябрь Декабрь |
Музыкальный руководитель Воспитатели
|
|
|
||||||||||||
4 |
Организация контроля за ходом реализации проекта
|
В течение года |
заведующая |
|
|
||||||||||||
55 |
· Оформление информационного уголка «Музыкальная страничка»
· Мастер-класс с педагогами «Мы и классическая музыка»
· Семинар-практикум «Мы рисуем музыку» |
В течение года
март
апрель |
Музыкальный руководитель
Воспитатели Муз. рук-ль
Воспитатели Муз. рук-ль Родители |
|
|
||||||||||||
66 |
Тематическая проверка «Оснащение педагогического процесса и наличие методического и наглядного материала». |
2 раза в год |
Заведующая. старший воспитатель |
|
|
||||||||||||
9 7 |
Использование произведений классиков в режиме дня, на занятиях продуктивной деятельности, в релаксационных паузах, гимнастике после сна. |
В течение года |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
8 8 |
Музыкальная викторина «Разбудим музыкой сердца!» |
февраль |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
|
|
||||||||||||
9 |
Организовать работу почтового ящика – ответы специалистов на вопросы родителей |
В течение года |
Воспитатели Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
10 |
Открытые просмотры музыкальных занятий в группах |
В течение года |
Старший воспитатель, воспитатели
|
|
|
||||||||||||
311 |
Посещение концертов, вечеров музыки на базе музыкальной школы. |
В течение года |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
12 |
Выставка детских рисунков · «Мы рисуем музыку!»; · Выставка работ по произведениям «Детского альбома» П.И. Чайковского |
В течение года |
Воспитатели
|
|
|
||||||||||||
13 |
Разработка памяток, буклетов для родителей. |
В течение года |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
Ожидаемые результаты. Должно быть: · Сформирован интерес к произведениям классической музыки у детей и родителей. · Детьми и родителями получены знания, навыки и умения говорить о музыке, о ее содержании, что необходимо обеспечивающие базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой; · Найдены эффективные подходы и активные формы взаимодействия с родителями.
|
|
||||||||||||||||
4 – этап. Контрольно-оценочный май 2020 г. Задача: 1. Анализ оценки эффективности проекта «Здравствуй, музыка!». |
|
||||||||||||||||
|
Диагностика с использованием методики Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой. Анализ проведенной диагностики. |
май |
Старший воспитатель Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
|
Оценка работы с родителями |
май |
Музыкальный руководитель |
|
|
||||||||||||
|
Оценка деятельности «музыкальной гостиной», выставок, викторин |
май |
Старший воспитатель, воспитатели |
|
|
||||||||||||
|
Результаты анкетирования родителей на завершающем этапе проекта. |
май |
Музыкальный руководитель Старший воспитатель |
|
|
||||||||||||
Таким образом, совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак нравственного здоровья. Когда дети живут и воспитываются в доброжелательной и гармоничной среде взрослых, добровольно участвуя в совместных творческих процессах, нравственные качества формируются естественно и целостно, легко становясь нормой и открывая путь к нравственно–здоровому, социально–позитивному образу жизни. Разработанные циклы музыкальных встреч, предоставили мне возможность выбора и творческого поиска. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как:
· сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова,
· сочетание аудиозаписи и "живого" исполнения, танцевальные и игровые импровизации - всё это значительно обогатило процесс слушания музыки, сделало его интересным и увлекательным.
9. Результативность проекта:
· Использование новых форм и методов работы приведут к развитию музыкально-эстетического вкуса у детей и родителей, повысится интерес к классической музыки, сформировался высокий уровень знаний о композиторах, произведениях классической музыки.
· Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике.
· Дети и родители принимают активное участие в мероприятиях, что способствует закреплению полученных знаний, устойчивого интереса к произведениям классиков, а также укреплению семейных традиций и отношений.
10. Критерии результативности проекта:
Критерии качества освоения ребенком произведений классической музыки (по Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой):
- интерес к музыке;
- культура слушания;
- объем музыкальных впечатлений;
- знание жанров;
- целостное восприятие музыки;
- дифференцированное восприятие музыки;
-музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков (продуктивная деятельность, изодеятельность);
-сопереживание музыке и эмоциональная отзывчивость на нее;
- выражение своих музыкальных впечатлений, отношения прослушанной музыке.
Таким образом, для оценки степени результативности проекта будет использоваться совокупность вышесказанных критериев, адекватных поставленным задачам:
· доля воспитанников с высоким уровнем формирования у детей старшего дошкольного возраста музыкального вкуса и обогащение знаний о композиторах, произведениях классической музыки.
· доля педагогов, владеющих современными методиками и технологиями использования классической музыки в процессе воспитания дошкольников (в %)
· доля родителей принимающих участие в мероприятиях (в %)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.