Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"
Оценка 4.9

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
Взрослым
28.11.2017
Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"
Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
смысловое чтение.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра педагогики и психологии ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся ВЫПОЛНИЛА:  Старотиторова Наталья Михайловна, МБОУ «СОШ № 5 г. Кировска»   РУКОВОДИТЕЛЬ:  Ковалёва Ирина Юрьевна,  доцент кафедры  ПиП, к.п.н. Мурманск 2017 Содержание Введение ………………………………………………………………….. 3 Эффективные   технологии   формирования   навыков   смыслового чтения у младших школьников ….……….………………………………... 4 1. Основы смыслового чтения …………………………………………..  4 2. Основные приёмы и этапы работы ……………….………….…........ 6 3. Методы работы по формированию смыслового чтения ………….. 8  4. Приёмы работы по формированию смыслового чтения во внеурочной деятельности ……………………………………………………. 10 Заключение……………………………………………………………… 12 Литература 13 Приложение …………………………………..………………………… 14 3 Введение Во    ФГОС   одним   из   требований,   которые   должны   отражать метапредметные   результаты   освоения   образовательной   программы является:   «Овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных стилей   и   жанров   в   соответствии   с   целями   и   задачами;   осознанное построение   речевого   высказывания   в   соответствии   с   задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах». [8]  Посредством смыслового чтения  на каждом уроке школьники учатся   понимать   и   преобразовывать   учебную   информацию, добывать, представленную   в   различных   формах.   Так   смысловое   чтение   вначале выступает   как   предмет   обучения,   а   затем   становится   результатом   и средством обучения и развития детей. Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе,   и   решать   её   необходимо   уже   в   начальной   школе,   где   и   должен закладываться навык смыслового чтения. Учитывая   важность   данной     проблемы,   практической   значимости, определена    цель   образовательной     деятельности ­   выявление   наиболее эффективных технологий по формированию навыков смыслового чтения на уроках  литературного  чтения и во внеурочной  деятельности  в начальной школе. Отсюда поставлены следующие задачи: 1. Определить эффективные методы и приемы работы, специальные упражнения, повышающие уровень смыслового чтения 4 2. Проанализировать   возможности   внеурочной   деятельности   для формирования смыслового чтения. Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников 1. Основы смыслового чтения Смысловое   чтение –   это   такое   качество   чтения,   при   котором достигается   понимание   информационной,   смысловой   и   идейной   сторон произведения. [2, с.1]  Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и 1. осознавать потребность в выяснении их смысла; 2. пользоваться сносками и школьным толковым словарём; 3. 4. 5. 6. отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста; выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа 7. из ряда предложенных; 8. 9. 10. 11. уметь прогнозировать содержание читаемого; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;  формулировать тему небольшого текста; работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; 5 12. 13. выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; определять   идею   произведения   путём   выбора   из   ряда   пословиц   той, которая наиболее точно выражает главную мысль; 14. находить главную мысль, сформулированную в тексте; определять   характер   книги   (тему,  жанр,  эмоциональную   окраску)   по 15. обложке, заглавию, рисункам. После   длительных   исследований   психологи   получили   модель «идеального»   читателя,   которая   помогает   понять   какие   навыки   и   умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения. Приёмы, используемые «идеальным читателем»:  начинает   размышлять   над   текстом   до   чтения,   анализируя   заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;  не пропускает непонятные слова, выражения;  вычерпывает   информацию   из   каждого   слова,   словосочетания, предложения   и   связей   между   ними,   задаёт   себе   вопросы   по   ходу   чтения, задумывается над дальнейшим развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;  включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст Основные   методики   работы   над   формированием   осознанного   чтения были   разработаны   еще   К.Д.   Ушинским.   Он   рекомендовал   смотреть   на художественное   произведение   «как   на   окно,   через   которое   мы   должны показать   детям   ту   или   иную   сторону   жизни»,   и   подчеркивал,   что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».   [3]   Эти   положения   методики   Ушинского   говорят   о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при 6 чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку.   Созданная   Ушинским   система   получила   название   «Объяснительное чтение». Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его   идей   актуальны   и   сегодня.   Среди   них   такие   идеи,   как   идея   о необходимости   «активного»   чтения,   творческого   усвоения   текста,   идея   о различном   методическом   подходе   к   чтению   деловых   и   художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос­ответ» и многие другие.  В   современной   практике   заслуживает   внимание   методика продуктивного   чтения,   разработанная   профессором   Н,   Н.   Светловской, которая   в   полной   мере   помогает   наладить   эффективную   работу   по формированию смыслового чтения. Авторы программы литературного чтения Образовательной   системы   «Школа   2100»   Е.В.Бунеева   и   О.В.Чиндилова творчески   переработали   её   подходы   и   создали   технологию   формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.  2. Основные приёмы и этапы работы  Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа. I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение,   предугадывание   предстоящего   Определение   смысловой, чтения).   эмоциональной направленности   текста,   выделение   его   героев   по   названию   произведения,   тематической, 7 имени   автора,   ключевым   словам,   предшествующей   тексту   иллюстрации   с опорой на читательский опыт. 2. Постановка   целей   урока («Прочитаем   текст,   проведём   диалог   с автором, проверим наши предположения»).   Главная   задача   педагога: вызвать   у   ребёнка   желание,   мотивацию прочитать произведение.  II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. (Приём  «активный читатель») Самостоятельное   чтение   в   классе   или   чтение   ­   слушание,   или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста,   возрастными   и   индивидуальными   возможностями   учащихся. Выявление   первичного   восприятия. Выявление   совпадений   первоначальных предположений   учащихся   с   содержанием,   эмоциональной   окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное   «вдумчивое»   повторное   чтение   (всего   текста   или   его отдельных фрагментов). 3.  Анализ   текста (приёмы:   диалог   с   автором   через   текст, комментированное   чтение,   беседа   по   прочитанному,   выделение   ключевых слов,   предложений,   абзацев,   смысловых   частей   и   прочее).   Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5. Выразительное чтение.     Главная   задача   педагога: обеспечить   полноценное   восприятие   текста всеми доступными средствами. III этап. Работа с текстом после чтения 8 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное   обсуждение   прочитанного,   дискуссия.   Соотнесение читательских   интерпретаций   (истолкований,   оценок)   произведения   с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение   смысла   заглавия.   Обращение   учащихся   к   готовым   Соотнесение   видения   художника   с   читательским иллюстрациям. представлением. 4.  Творческие   задания,   опирающиеся   на   какую­либо   сферу читательской   деятельности   учащихся   (эмоции,   воображение,   осмысление содержания, художественной формы). Главная   задача   педагога: обеспечить   углубление   восприятия   и понимания текста. 3.  Методы работы по формированию смыслового чтения  1. Активная работа со словом; 2. Применение метода «ведение диалога с текстом»; 3. Развитие читательского воображения. Система специальных упражнений: 1. Работа со словом Словарная   работа   должна   вестись   на   каждом   уроке   литературного чтения   и   ей   надо   уделять   должное   внимание.   Словарную   работу   можно разделить на 3 вида: ­ работа с незнакомыми словами; ­ работа со словами­ключиками; 9 ­ работа со словами образами. Работа с незнакомыми словами. Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку   на   самостоятельное   выделение   при   чтении   непонятных   слов   и выяснение их значений.  На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём. Работа с ключевыми словами. «Слова­ключики» помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать  читателю,  но  не  прямо,  а  как  бы   по   секрету,  т.е.  показать   разное отношение   людей   к   одному   и   тому   же:   презрение,   разочарование, восторг.   пренебрежение, Работа со словами­образами. Слова­образы   или   художественные   средства,   найденные   автором произведения, помогают читателю «сблизиться» с текстом. К ним относятся сравнения: простое  сравнение   выражается   при   помощи   слов   «как»,   «словно», «будто» и др. переходный  тип   сравнения,   который   выражается   творительным падежом имени существительного. скрытые сравнения (метафоры) Нужно обращать внимание не только на слова­образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов. Интересный   приём   в   работе   над   словами­образами   был   найден смоленскими   педагогами:   в   стихотворении   закрыты   слова­образы, словосочетания.   Детям   нужно   догадаться   и   найти   эти   слова.  Учитель 10 комментирует все предложения детей, наталкивает их на правильные мысли, обращая внимание на слова­подсказки. Не   следует   забывать   о   работе   с   многозначными   словами, фразеологизмами, синонимами. 2. Метод  «ведение диалога с текстом» Диалог   с   текстом   происходит   в   результате   активного   вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот   диалог   часто   начинается   уже   при   знакомстве   с   названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые   остались   нераскрытыми   в   тексте.   Диалог   с   текстом   протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить   на   несколько   видов   операций:   1)   поиск   непонятного   в   тексте   и формулировка   вопросов;   2)   вероятностное   прогнозирование   ответов   на возникший   вопрос   или   дальнейшего   содержания   текста;   3)   самоконтроль (проверка   своих   предположений   по   тексту).   Если   читатель   владеет названными   операциями,   то   вступает   в   беседу   даже   с   самым   коротким текстом. Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение. Пример работы над тестом Л.Н.Толстого «Косточка». (см. Приложение 1)  3.       Развитие читательского воображения Учителю необходимо помнить о принципиальной  важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты 11 представил?»  или «Какие  картины  ты  увидел   в  своем   воображении,  когда читал?». Для   развития   творческого   воображения   можно   использовать   такие задания:   придумай   своих   героев,   свои   приключения,   другой   конец   для произведения. Не следует забывать о значении таких приёмов, как инсценировка или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения;  работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ; составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера, … 4.   Приёмы работы по формированию смыслового чтения во внеурочной  деятельности Чтобы  привить детям любовь к книгам и самостоятельному чтению, мы в рамках внеурочной деятельности стараемся возродить традиции семейного чтения, найти для учеников книги, отвечающие потребностям и интересам. Проводим   читательские   конференции,   творческие   мастерские.   Развиваем интерес к литературе через посещение библиотек и  театральных постановок, литературные   КВНы,   игры,   праздники.   Некоторые   ребята   с   радостью занимаются литературным творчеством: пишут стихи, сказки. В   рамках   регионального   семинара   «Формирование   читательской компетенции   15.03.2017г.   было  выездное   заседание     литературного   клуба «Калейдоскоп».   Учащиеся   начальной   школы   в  коллективном   проекте «Семейный альбом» одну из страничек посвятили своим любимым бабушкам. При   подготовке   дети   читали   произведения   разных   жанров   о   бабушке.   К   подготовили   рисунки­портреты, защите проинсценировали отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Бабушка».   составили   синквейны, 12 Не   секрет,   что   книга   помогает   чувствовать   и   видеть   красоту, воспитывает художественный вкус и потребность в прекрасном, побуждает к творчеству. Заключение Таким   образом,   продуманная   и   целенаправленная   работа   с   текстом направленная   на   формирование   навыков   смыслового   чтения,   является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов. Работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно   понимать   содержание   текста,   улавливать   все   детали   и   практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно­ 13 популярными,   деловыми   текстами.   Владение   навыками   смыслового   чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, –  письменной речи. В данной работе определены эффективные методы и приёмы работы, представлены   специальные   упражнения,   повышающие   уровень   смыслового чтения, показаны возможности внеурочной деятельности. Работа     по   формированию   навыка   смыслового   чтения   не   должна прерываться и при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить   работу   по   развитию   и   совершенствованию   навыков   смыслового чтения. Литература 1. Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития   метапредметных   компетенций»   [Электронный   ресурс].   Режим доступа:  http://emirsaba.org/formirovanie­smislovogo­chteniya­­neobhodimoe­ uslovie­razvitiy.html  14 2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school2100.ru/upload/  3. Научные основы методики обучения чтению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://go.mail.ru/redir?via_page      4. Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. ­ 4е изд., перераб. ­ М.: Просвещение, 2013. ­ 223 с. ­ (Стандарты второго поколения).     5. Программа  «Литературное чтение» «Школа  2100»  Авторы:  Р.Н. Бунеев, Е.В.   Бунеева [Электронный   ресурс].  доступа: https://refdb.ru/look/2599229.html  ­  М.,   [2016].   ­   Режим 6. Светловская   Н.Н.   Обучение   чтению   и   законы   формирования   читателя //Начальная школа ­ 2003, № 1.с. 11­18 7. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.­ с. 39 8. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   НОО [Электронный   ресурс]   ­   М.,   [2016].   ­   Режим   доступа: http://www.edu­ murman.r    u     Приложение 1 Купила мать слив и хотела их Часто ли в семье ели сливы? 15 дать детям после обеда.  Они   лежали   на   тарелке.   Ваня Ваня – большой мальчик? Ел ли он сливы раньше? Нравились ли они ему? Сдерживает ли он себя? никогда не ел слив и все нюхал их.  Кто мог сказать эти слова? Знал   ли   Ваня,   что   брать   без спросу   нехорошо?   Сдерживал   ли   он себя? Что   помогало   мальчику удержаться раньше? Понял ли он вкус слив? Проверь свой ответ на вопрос: Часто ли в семье ели сливы? Знает ли мать, кто съел сливу?  Догадался   ли   отец?   Почему спрашивает   всех?   На   что   он надеялся? Догадались   ли   другие   дети? Почему не выдали Ваню? Почему   Ваня   покраснел? Почему он ответил последним? На кого рассчитаны слова отца? Почему   он   не   обвиняет   Ваню?   Чего ждёт? Почему   Ваня   побледнел? Помогли ли близкие признаться Ване? Отчего все засмеялись? Почему Ваня заплакал? И   очень   они   ему   нравились. Очень хотелось съесть.  Он все ходил мимо слив.  Когда   никого   не   было   в горнице,   он   не   удержался,   схватил одну сливу и съел.  Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За   обедом   отец   и   говорит:  «А что, дети, не съел ли кто­нибудь одну сливу?»  Все сказали: «Нет».  Ваня   покраснел   как   рак,   и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда   отец   сказал:   «Что   съел кто­нибудь из вас, это нехорошо; но не   в   том   беда.   Беда   в   том,   что   в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, 16 я косточку бросил за окошко». И   все   засмеялись,   а   Ваня заплакал. 17

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся"

Проект " Эффективные технологии формирования навыков  смыслового чтения у учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017