АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Выполнила Кушу Зорина
ученица 10б класса МБОУ СОШ
№1 ст.Гиагинская
Руководитель Пахомова О.И
учитель биологии
«Потерял деньги –
жалко.
Потерял время –
досадно.
Потерял здоровье –
безнадѐжно!»
Г.Ратнер выдающийся советский и
российский хирург
. Детская смертность в 2 раза
больше, чем в странах Европы.
По продолжительности жизни
Россия на 130-148 месте в мире
Число абсолютно здоровых
Ежегодно население России
убывает на 3 млн человек
детей и подростков по данным
медицинской статистики
составляет всего 3–8 %, до 59–62
% возросло число хронически
больных учащихся.
Актуальность исследования
обусловлена тем, что сохранение
и целенаправленное
формирование здоровья детей,
молодёжи в современных
условиях развития России
сверхзначимо, поскольку связаны
напрямую с проблемой
демографической безопасности
государства.
Задачи исследования:
1. Собрать, изучить,
проанализировать разнообразные
источники по теме исследования;
2. Определить биологический
возраст и адаптационный
потенциал школьников;
Объект исследования: состояние
здоровья учащихся 10 классов .
Предмет исследования: изучение
адаптационных возможностей
(адаптационный потенциал) учащихся 10
х классов.
Гипотеза исследования: знание
собственных адаптационных
возможностей может способствовать
изменению отношения
старшеклассников к собственному
здоровью.
Методики:
Методы функциональной
диагностики сердечно-
сосудистой системы; расчёт
индекса адаптационного
потенциала сердечно-
сосудистой системы по
формуле Р.М. Баевского.
2. Вычисления БВ (биологического
возраста) и СС (степени старения) по
методу Войтенко Владимира
Платоновича, доктора медицинских
наук, профессора НИИ Геронтологии
АМН СССР. Методика расчёта была
разработана в 1984 году и является
упрощённым вариантом определения
Биологического и Должного
Биологического возрастов.
Расчёт индекса адаптационного
потенциала сердечно-сосудистой
системы по формуле
Р.М. Баевского
АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) +
0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - 0.009(Р)
+ 0.014(В)-0.27;
АП - адаптационный потенциал
системы кровообращения в
баллах,
ЧП - частота пульса (уд/мин);
САД и ДАД - систолическое и
диастолическое артериальное
давление (мм рт.ст.);
Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В
ТРАКТОВКА ПРОБЫ:
ниже 2.6 - удовлетворительная
адаптация;
2.6 - 3.9 - напряжение механизмов
адаптации;
3.10 - 3.49 - неудовлетворительная
адаптация;
3.5 и выше - срыв адаптации
адаптация
11%
89%
удовлетворительная
напряженная
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
100% респондентов понимают
значимость здоровья для организма
человека
90% задумались над результатами
адаптационного потенциала
40% перешли к конкретным
действиям.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ДОЛЖНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА (ДБВ)
Мужчины: ДБВ = 0, 629 * КВ + 18, 56
Женщины: ДБВ = 0, 581 * КВ + 17, 24
Где:
КВ – календарный возраст, лет
ФОРМУЛА РАСЧЁТА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ДЛЯ МУЖЧИН
БВ = 26,985 + 0,215 АДС – 0,149 ЗДВ –
0, 151 СБ + 0,723 СОЗ
(мм.рт.ст.)
АДС – систолическое артериальное
давление
ЗДВ – продолжительность задержки
дыхания на вдохе, проба Штанге ( в сек.)
СБ – статистическая балансировка,
проба Ромберга,( сек.)
СОЗ – Субъективная оценка здоровья, в
баллах. Проводится с помощью анкеты
+ 0, 248 МТ + 0,694 СОЗ
АДП - артериальное давление
ФОРМУЛА РАСЧЁТА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ДЛЯ ЖЕНЩИН:
БВ = - 1, 463 + 0,415 АДП - 0,140 СБ
пульсовое. Так называется разница
между АДС (артериальным
давлением систолическим т.е
верхним) и АДД (артериальным
давлением диастолическим т.е
нижним). АДС – АДД
D = БВ - ДБВ
БВ- биологический возраст
ДБВ- должный биологический
возраст
1 группа (D = - 15 … - 9,0)
2 группа (D = - 8,9 … - 3,0)
3 группа (D = - 2,9 … + 2,9)
4 группа (D = + 3,0 … + 6,9)
5 группа (D = + 7,0 … + 15)
1. Если Вы принадлежите к 3-ей группе, значит Ваш
биологический возраст соответствует Вашему
календарному возрасту. Особых причин для
беспокойства нет, но и поводов для оптимизма тоже.
Ожидаемая продолжительность Вашей жизни будет
примерно равна среднестатистической по стране.
2. Если Вы попали в группу 2 или 1, значит Ваш
биологический возраст меньше, чем календарный. Это
хорошо. Наверняка Вы следите за своим здоровьем!
3. Если Вы угодили в группу 4 или, что еще хуже, в 5,
то Вам надо срочно принимать меры! Бросайте все
свои вредные привычки и меняйте свой образ жизни!!!
РЕЗУЛЬТАТЫ
группы
11% 4%
85%
5группа
4 группа
3группа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведённые методики можно
использовать для проведения массовых
обследований различных групп населения
с целью выявления групп риска развития
того или иного заболевания, ухудшения
здоровья в результате чрезвычайных
климатических обстоятельств,
профессиональных факторов и т.д.
Данные методы относятся к
скрининговым, они достаточно
«быстрые», дешёвые и нетрудоёмкие.
ВЫВОДЫ:
1. Средний адаптационный потенциал школьников составляет
1,39001, что является удовлетворительным показателем
2. При определении биологического возраста оказалось, что у
подростков разница между календарным и биологическим
возрастом большая и считается неудовлетворительной.
3. Полученные данные говорят о том, что школьники хуже
приспосабливаются к условиям окружающей среды, и,
возможно, окружающая среда влияет на них сильнее, чем на
старшее поколение.
4. Гипотеза подтверждена. И хотя мы не имеем данных по
достоверности, но интервьюирование показало, что знание
собственных показателей здоровья (адаптационного
потенциала, биологического возраста и др.) может
способствовать изменению отношения старшеклассников к
собственному здоровью с тенденцией на его сбережение.