Тарханова Мария
Владиславовна,
воспитатель структурного подразделения
МАОУ СОШ № 1 г. Тобольска
Педагогический проект:
«Арттехнология коллажирование как средство
творческого развития дошкольника»
«Творчество это загадка,
которую художник задает себе сам»
(Станислав Еже Лец)
Аннотация проекта:
В данном проекте «Арттехнология коллажирование» рассматривается реализация
технологии графического коллажа как средства формирования творческих способностей
дошкольников, представлены основные этапы работы над коллажем.
Проектирование совместной деятельности с использованием коллажа обеспечит решение
проблем, связанных с формированием творческих способностей дошкольников, обеспечит
развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию.
Материалы проекта помогут педагогам обеспечить формирование у детей активности,
самостоятельности, творческого начала; реализовать личностноориентированное развитие.
Актуальность и значимость:
В наш информационный век резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности
молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их
получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной
ступени образования возлагается на воспитателей. Одним из ключевых моментов новой системы
образования является глобальная информатизация. Приоритетом выступает формирование
всесторонне развитой, активной, творческой личности. Воспитание творческой личности
понимается, как умение видеть красоту в обыденных вещах, способность креативно мыслить,
подавать информацию в нестандартном виде.
Первоочередная задача, стоящая перед педагогами заключается в проектировании среды,
способствующей пробуждению творческой активности в поисках адекватных способов
управления в ней. Воспитатель становиться не ведущим, а направляющим, организующим
совместную деятельность с детьми.
Встает вопрос, какую форму деятельности использовать, чтобы мотивационный
потенциал ребенка был направлен на развитие творческих способностей. Одной из эффективных
способов является арттехнология коллажирование, который позволяет в творческой форме
ознакомить детей с любым тематическим материалом, используя при этом деятельностный
подход. Это создает новые перспективы в творческом развитии, создает предпосылки для
модернизации образовательной сферы. Этим обусловлена актуальность выбранной технологии. Теоретические основы технологии:
Вопросами использования информационнокоммуникационных технологий в образовании
занимались Н. Апатова, Т. Архипова, В. Безуглый, Н. Белявина, Н. Бойко, Н. Сосницкая, М.
Желдак. Теоретические положения развития творческих способностей рассматривали в своих
трудах А. Лук, Р. Немов, Я. Пономарев С. Рубинштейн, Б. Теплов. Первыми исследователями,
которые дали определение этому средству обучения и описали некоторые формы работы с ним,
были немецкие методисты Б.Д. Мюллер (1983) и М. Зикманн(1989). Публикации отечественных
авторов (М.А.Нефедова, Н.А.Сухова, Грачева) базируются преимущественно на положениях
работ немецких коллег и во многом повторяют их. В российской педагогике недостаточно
описан опыт работы по данной технологии, а также нет четкой классификации и методики
проведения деятельности с использованием коллажирования.
Коллажирование (коллаж французское collage, буквально – наклеивание), как
технология состоит в прикреплении (приклеивании) к какойлибо основе разнообразных
материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить
глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы.
Коллаж – это результат коллажирования, графическое произведение, смонтированное в
виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.
Коллажирование, как и любая визуальная технология, дает возможность раскрыть
потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, опирается на
положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с
отсутствием у участников процесса художественных способностей, эта технология позволяет
получить успешный результат.
Цель и задачи проекта:
Цель развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами арт
технологии коллажирования.
Задачи:
1. Исследовать и обосновать целесообразность использования технологии
коллажирования в образовательном процессе ДОО.
2. Выявить пути творческого развития дошкольника с использованием данной
технологии. Применить относительно детей старшего дошкольного возраста приемы
коллажирования.
3. На основании полученных данных выработать систему деятельности по применению
технологии коллажирования.
4. Повышение профессионального уровня педагогов в части применения данной
технологии, в части формирования творческого потенциала детей и создания
эффективной предметнопространственной среды.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2016 год август 2017 год.
Участники проекта:
воспитанники старшей группы «Кораблик»;
родители;
воспитатель группы, узкие специалисты.
Материальнотехнические ресурсы:
• групповая ячейка, другие помещения детского сада;
• ноутбук; мультимедийная установка, журналы, вырезки из газет, картинки, фантики и
т.д.; Интернет как источник необходимой информации
Этапы реализации проекта: Проект реализуется в соответствии с этапами реализации. На каждом этапе проекта
решаются свои задачи.
1
2
3
4
Сроки
Сентябрь
октябрь
2016 г.
Октябрь
декабрь
2016 г.
Январь
март 2017 г.
Апрель
август 2017
г.
Задачи
Прогностический этап:
изучение теоретических основ применения коллажирования в
образовании; создание своей классификации каллажей;
определение целей и задач проекта;
предварительная диагностика старшей группы.
Организационный этап:
разработка методики использования технологии
коллажирования в детском саду;
проведение совместной деятельности с использованием
технологии коллажа;
внедрение метода коллажа в ходе деятельности в детском
Практический этап:
саду;
Обобщающий этап:
промежуточная диагностика.
проведение итоговой диагностики группы;
пропаганда результатов деятельности в педагогическом
сообществе города, области, РФ.
Содержание проекта:
В ходе прогностического этапа, мною был исследован метод каллажирование в теории,
способы его применения, а также его суть и функции относительно детей дошкольного возраста.
Выяснилось, что сфера применения коллажей различна, но наиболее эффективна эта
технология в педагогической практике, так как позволяет активизировать творческое мышление
на стадии композиционного замысла.
Изготавливая коллажи, дети проявляют свои творческие способности, умение работать с
различными ресурсами, в том числе и электронными.
Коллажирование является одним из эффективных методов в работе с современными
детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Ведь работа с коллажем, сама по себе
подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой, а это значит, что
у детей в процессе такой работы развиваются такие умения, как: быстро переключаться на
новую задачу, быстро входить в незнакомую ситуацию и всё это является необходимым
условием для подготовки детей к жизни в современном мире.
Коллаж – это технический прием, когда на какуюлибо основу наклеиваются самые
разные по цвету и фактуре кусочки материалов. В графических коллажах обычно используются
вырезанные картинки, бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и прочее – зависит
лишь от буйности фантазии творца. К тому же техника коллажа позволяет смешивать
наклеивание и непосредственно «работу руками» — т.е. ваяние кистью, пером и прочее.
Кстати, может показаться, что коллаж это относительно новомодное веяние. Но еще в
древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В 20е годы ХХ века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего
расцвета. Многие художники использовали газетные листы, этикетки и пр. для большей
выразительности и достоверности.
Техника изготовления:
Не взирая на широкое распространение всяческих компьютерных программ для создания
коллажей, всетаки настоящий коллаж — это созданный вручную.
Дело это совершенно нехитрое. Фотографии, залежи глянцевых журналов, цветная и
оберточная бумага самых разных расцветок и фактур, однотонная бумага для фона, обои,
ножницы, клей и полет фантазии – вот и все что вам понадобится.
Коллажи бывают объемные и плоские. Все работы обрамляются рамкой. Объёмный
коллаж напоминает барельеф. Для создания объёмного коллажа используется материал, который
нельзя сплющить или распластать (коряки, раковины, сухие плоды, искусственные цветы и др.).
Обычно объёмный коллаж не покрывают стеклом, а материал может даже выступать за пределы
рамки.
По стилю коллажи также подразделяются на:
вегетативные;
декоративные;
формолинейные;
пейзажные.
Кстати, очень интересные фактуры можно получить, прогоняя через ксерокс или сканер
помятую бумагу, ткань, марлю, листики, травку, цветочки и все что помещается на планшете.
Далее вырезанные картинки дети помещают на лист бумаги, создавая так называемый черно
белый клип на определенную тему.
В флористических коллажах можно использовать сочетания различных материалов,
создавать любые линии, реализовать мечты и фантазии. Флористические коллажи – это еще и
умение создавать цветочный букет. Во флористическом коллаже можно создать букет из
сухоцвета, и этот букет будет жить очень долго.
Итак, коллажи могут быть:
IT коллаж
фотоколлаж (соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости)
коллаж мнений (применяется в работе с родителями)
коллаж готовых изображений
артколлаж (коллаж с рисунками, со схемами, аппликативного материала, природного
материала и др.)
флористический коллаж.
Если в младшем дошкольном возрасте эффективен фотоколлаж, или коллаж готовых
изображений (картинок, раскрасок), например, на тему: «Братья наши меньшие» или «Витамины
на грядке»; то уже в старшем дошкольном возрасте можно самим проектировать и создавать арт
коллаж, например на тему: «Сказка в осеннем лесу», «Русская изба» и т.д.
После проведения диагностических процедур в начале года, мы были удивлены низким
показателям по художественноэстетическому развитию, ведь ребята старшей группы
достаточно мотивированы к художественному творчеству.
Мы остановились на данной технологии с целью повысить уровень творческого развития
моих воспитанников, так как в теории коллажирования именно этот аспект является
основополагающим.
В ходе организационного и практического этапа
вместе с детьми мы разработали
алгоритм работы над коллажем, в который входят следующие этапы:
1 этап – обсуждение темы и смысла коллажа. Распределение ролей.
2 этап – отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда. 3 этап – моделирование объектов коллажа на листе бумаги.
4 этап – непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление
результатов деятельности.
В работе мы преследовали следующие принципы:
Принцип поэтапности. Это самый ответственный принцип. Если приступать к освоению
этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания.
Мы с детьми начали применять данную технологию с темы «Признаки осени», где дети
нарисовали те признаки, которые отличают осень от других времен года. Затем вырезанные
признаки под моим присмотром дети соединили в единый коллаж.
Для родителей интересен был так называемый коллаж мнений, где дети делились
мнениями о том, что может папа.
После завершения работы над коллажем, он вывешивается и начинается обсуждение, чаще
всего, мы используем такой дидактический приём, как «Сделай вывод».
Готовый коллаж может использоваться педагогами и в дальнейшем, в ходе организации
предметнопространственной среды группы. Кроме того, для закрепления нового материала и
индивидуальной работы с детьми наличие такого дидактического пособия в окружении
дошкольника играет не последнюю роль.
Так, к середине года совместно с детьми мы сделали около 20 коллажей. Постепенно,
ребята сами предлагают темы для коллажа и ищут подходящие картинки, а если и не находят, то
рисуют их самостоятельно.
В результате промежуточной диагностики (январь 2017 г.),дети, имеющие низкий уровень,
повысили его до среднего (21% детей).
Это говорит о первых достаточно положительных результатах применения данной
технологии.
Сейчас идет последний обобщающий этап, способствующий представлению опыта работы
и результатов деятельности в педагогическом сообществе города, области, РФ.
Результаты по достижению цели, критерии результативности:
Разработанный и внедрённый мной педагогический проект принёс свои результаты.
Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих:
количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных
задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех проведённых мероприятий с
применением технологии коллажирование.
Качественное выражение результатов проекта педагог отслеживает для себя, чтобы
убедиться, помогают ли используемые средства достичь поставленных целей. Так, как минимум
20%, воспитанники старшей группы, справились с поставленными задачами и уже к январю 2017
г. повысили свой уровень по образовательной области «Художественноэстетическое развитие».
А как максимум, благодаря внедрённой методике, дети в своём развитии показали существенные
положительные сдвиги:
За первое полугодие учебного года более 50% детей участвовали в творческих
конкурсах разного уровня, из них не менее 35% принесли группе призовые места.
За это время дети создали более 20 коллажей на разные темы, некоторые из них, они
защитили перед родителями и детьми других групп.
Критерии и показатели эффективности проекта:
Для оценки эффективности применения данной технологии и оценки результативности
данного проекта мы разработали следующие критерии: В оценке работы над коллажем дошкольника:
работу выполняет аккуратно;
понимает смысловую линию работы;
самостоятелен в работе;
участвует в разных видах коллажей (артколлаж, коллаж готовых изображений и т.д.);
использует разные материалы для работы над коллажем;
участвуют в моделировании коллажа;
заинтересован в результате и участвует в обсуждении итогов работы;
Для оценки результативности реализации проекта:
повысился уровень художественноэстетического развития детей;
дети не потеряли мотивационный потенциал перед работой над коллажем;
дети стали более активны и уверены в себе;
дети стали более самостоятельны;
проектом заинтересованы другие педагоги;
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Доказано, что человек творчески развивается и работает более продуктивно только в той
сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за
проделанный труд. В настоящее время существует множество технологий, доступных для
широкого круга детей. Но именно коллажирование, по моему мнению, считается более
универсальным путем к творческому самосовершенствованию, так как может быть применим и
для детей младшего дошкольного возраста и для старших дошкольников. Для того, чтобы
сделать коллаж, ребенку не нужно особых навыков, а слаженная групповая работа делает
коллаж совершенным и придает уверенности тем детям, которым этого не хватает. Это и
является базисом для формирования творческой креативной личности.
Проектом заинтересованы и другие педагоги города, а это значит то, что у нас есть шанс
представить опыт работы над проектом и результаты нашей работы на других уровнях.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 392 с.
Список литературы:
2. Беспалова М.С. Техника коллажирования как способ развития умений монологической речи
на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сборник
статей региональной научнопрактической студенческой конференции. – Омск : Издво Ом. гос.
ун та, 2012. – 92 с.
3. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художникапедагога: Дис.
канд. пед. наук. – Петербург, 2011. – 278 с.
4. Векслер А.К. Методикопедагогические аспекты преподавания коллажа в художественном
образовании в XX веке / / Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 11: Научно
теоретический журнал. –Пятигорск.– 2010. – С. 104 – 111.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. ¬– Минск.: Харвест, 1998. – 301 c.
6. Драйден Гордон. Революция в обучении. Научить мир учиться поновому – М. : Парвинэ, 2003.
– 670 с.
7. Русакова Т.Г., Шлеюк С.Г., Левина Е.А. Коллаж как метод в системе профессиональной
подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. – 2014. №5 (166. – С. 194 – 199.
8. Сисоєва С.О. Теоретичні і методичні основи підготовки вчителя до формування творчої
особистості учня: Автор. …доктора педагогічних наук: 13.00.04 /Інститут педагогіки і
психології професійної освіти АПН України. – К., 1997. – 35с. 9. Шорыгин С. М. Визуальное моделирование в информационных технологиях // Перспективы
Науки и Образования. – 2014. – №6(12). – С. 19 – 25.
10. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб.: Лань, 1999. – 524 c.
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Проект «Арт-технология коллажирование как средство творческого развития дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.