Проект «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 30.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ.docx
МАОУ Голышмановская СОШ № 4 ПРОЕКТ Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Авторы: учащиеся 3­Бкласса МАОУ Голышмановская СОШ №4  2016­2017 учебный год Руководитель проекта: учитель начальных классов:ОсинцеваГ.Н                                 Сроки реализации проекта: 3 четверть/.2017г Великий мастер сказок “-Чтение – ничто -осмысленное чтение –кое-что; -чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин Цели и задачи учебного проекта Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе Задачи –  Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности.  Изучить необходимый справочный материал.  Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся.  Провести анализ набранного материала, систематизировать его.  Представить результаты работы в виде сообщения. Гипотеза: Изучение сказок позволит нам в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков Введение Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 218 лет со дня рожденияПушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Темой для исследования мы избрали сказки. А. С. Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Актуальность проекта: В настоящее время в нашу жизнь входят новые информационные технологии. У большинства из нас имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все литературные произведения изучаемые в школе можно найти в сокращенном варианте. Не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса к неумению грамотно и последовательно анализировать тексты, рассуждать по каким-либо проблемам. Изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки, которые большинство школьников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Проблема учебного проекта Проблемная ситуация – количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, мало. По программе « Школа 2100» : 1 класс – нет 2 класс – « Сказка о рыбаке и рыбке» 3 класс – нет 4 класс – «Сказка о царе Салтане» За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников. План работы над проектом:  Постановка проблемы  Деление на группы  Обозначение целей, задач для каждой группы  Первичный сбор информации по темам групп Обработка собранного материала, систематизация  Отчет о проделанной работе каждой группы  Проведение предзащиты проекта  Оформление печатных работ, компьютерной презентации  Защита проекта Описание проекта. За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе: 1. «Сказка о попе и его работнике Балде» 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» 3. «Сказка о царе Салтане…» 4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 5. «Сказки о золотом петушке» Каждая группа ребят выбирала тему для своей группы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждой группой ставилась цель, определялись исследовательские задачи. 1 группа – учащиеся 3 класса: Лакконина Ксюша, Улыбина Лиза Тема работы: «Что мы знаем об А.С.Пушкине» Цель: узнать о жизни поэта,его семье. Задачи-этапы-способы решения: 1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школематериал. материал. 2. Прочитать о годах жизни поэта .Систематизировать отобранный 3. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный Вывод : Мы тщательно прочитали сказки А.С. Пушкина. Более подробно изучили биографию писателя и его семью. Обогатили свой словарный запас. 2 группа – учащиеся 3 класса Казан Татьяна , Виноградов Павел. Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: 1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе 2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения 3. Систематизировать отобранный материал. 4. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения. 5. Создать словарь старинной одежды 6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал 2 группа Кокошник — старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник — старинная женская летняя одежда в Древней Руси.Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок Вывод: Более тщательно прочитали сказки А.С. Пушкина. Пополнили свои знания историческими сведениями. 3 группа – учащиеся 3 класса: Горбунова Ольга, Горбунова Елена. Тема работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина» Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: 1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе 2. Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем. 3. Систематизировать отобранный материал. 4. Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами). 5. Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках. 6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал3 группа Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения бояр Изразцы — Плитка из обожжённой глины для облицовки стен , печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. Чепрак — суконная или ковровая подстилка под седло. Вывод: Мы приобрели опыт участия в исследовательской деятельности. Обогатили свой словарный запас. 4 группа – учащиеся 3 класса Овчинникова Диана , Мильтов Артем. Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения: 1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе 2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки 3. Систематизировать отобранный материал. 4. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца) 5. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал 4 группаКлеть — прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы— в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье,состоявшее из нескольких построек Вывод: Мы приобрели первичный опыт участия в научно – исследовательской деятельности. Научились систематизировать отобранный материал. Вывод по проекту: Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы: 1.Все учащиеся , которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач. 2. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно – исследовательской деятельности . 3.Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать отобранный материал.4.Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.