МАОУ Голышмановская СОШ № 4
ПРОЕКТ
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Авторы: учащиеся 3Бкласса
МАОУ Голышмановская СОШ №4
20162017 учебный год
Руководитель проекта: учитель начальных классов:ОсинцеваГ.Н
Сроки реализации проекта: 3 четверть/.2017г
Великий мастер сказок
“-Чтение – ничто
-осмысленное чтение –кое-что;
-чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”.
А.С.Пушкин
Цели и задачи учебного проекта
Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в
виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти
материалы в учебной деятельности в начальной школе
Задачи –
Изучить знакомый литературный материал с позиции
поставленной цели перед каждой группой в отдельности.
Изучить необходимый справочный материал.
Связать прочитанный материал с социальным опытом и
жизненными наблюдениями учащихся.
Провести анализ набранного материала, систематизировать
его.
Представить результаты работы в виде сообщения.
Гипотеза:
Изучение сказок позволит нам в игровой форме познакомиться с
традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор,
будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его
творческих, исследовательских и коммуникативных навыков
Введение
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей
стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются
наизусть. В нынешнем году исполняется 218 лет со дня рожденияПушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и
слава его все растет. Темой для исследования мы избрали сказки. А. С.
Пушкина – это произведения, которые будут интересны и взрослому и
ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась
интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для
себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.
Актуальность проекта:
В настоящее время в нашу жизнь входят новые информационные
технологии. У большинства из нас имеется персональный
компьютер, подключение к сети Интернет. Все литературные
произведения изучаемые в школе можно найти в сокращенном
варианте. Не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению
словарного запаса к неумению грамотно и последовательно
анализировать тексты, рассуждать по каким-либо проблемам.
Изучение именно сказок позволяет отрабатывать все эти навыки,
которые большинство школьников воспринимают как игру, как
легкое и приятное занятие.
Проблема учебного проекта
Проблемная ситуация – количество часов, отводимых учебным
планом на изучение сказок А.С. Пушкина, мало. По программе «
Школа 2100» : 1 класс – нет
2 класс – « Сказка о рыбаке и рыбке»
3 класс – нет
4 класс – «Сказка о царе Салтане»
За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают
трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова
и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и
строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов,
праздников.
План работы над проектом:
Постановка проблемы
Деление на группы
Обозначение целей, задач для каждой группы
Первичный сбор информации по темам групп Обработка собранного материала, систематизация
Отчет о проделанной работе каждой группы
Проведение предзащиты проекта
Оформление печатных работ, компьютерной презентации
Защита проекта
Описание проекта.
За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в
начальной школе:
1. «Сказка о попе и его работнике Балде»
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
3. «Сказка о царе Салтане…»
4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
5. «Сказки о золотом петушке»
Каждая группа ребят выбирала тему для своей группы, исходя из
интересов, возможностей. Перед каждой группой ставилась цель,
определялись исследовательские задачи.
1 группа – учащиеся 3 класса:
Лакконина Ксюша, Улыбина Лиза
Тема работы: «Что мы знаем об А.С.Пушкине»
Цель: узнать о жизни поэта,его семье.
Задачи-этапы-способы решения:
1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной
школематериал.
материал.
2. Прочитать о годах жизни поэта .Систематизировать отобранный
3. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный
Вывод : Мы тщательно прочитали сказки А.С. Пушкина. Более
подробно изучили биографию писателя и его семью. Обогатили
свой словарный запас.
2 группа – учащиеся 3 класса
Казан Татьяна , Виноградов Павел.
Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти
значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную
информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной
школе
2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают
одежду, головные уборы, украшения
3. Систематизировать отобранный материал.
4. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая –
головные уборы; третья – украшения.
5. Создать словарь старинной одежды
6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный
материал
2 группа
Кокошник
— старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал
в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой.
Летник
— старинная женская летняя одежда в Древней Руси.Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной),
с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу
Ожерелье
— в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника,
состоявшее из нескольких рядов вышивки,
драгоценных камней или меха.
Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин,
главным образом крестьянок
Вывод: Более тщательно прочитали сказки А.С. Пушкина.
Пополнили свои знания историческими сведениями.
3 группа – учащиеся 3 класса:
Горбунова Ольга, Горбунова Елена.
Тема работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи,
встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную
информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной
школе
2. Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не
знаем.
3. Систематизировать отобранный материал.
4. Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие
из употребления; вторая - слова, которые обрели новое
звучание (заменены синонимами).
5. Создать словарь старинных слов и словосочетаний,
встречающихся в сказках.
6. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный
материал3 группа
Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения бояр
Изразцы — Плитка из обожжённой глины для облицовки стен ,
печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.
Чепрак
— суконная или ковровая подстилка под седло.
Вывод: Мы приобрели опыт участия в исследовательской
деятельности. Обогатили свой словарный запас.
4 группа – учащиеся 3 класса
Овчинникова Диана , Мильтов Артем.
Тема работы: «Строения, постройки, здания
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина,
найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать
собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
1. Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной
школе
2. Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают
строения, постройки
3. Систематизировать отобранный материал.
4. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений
(от простой землянки до сказочного терема и дворца)
5. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный
материал
4 группаКлеть
— прямоугольный бревенчатый сруб.
Очелье
— фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна.
Происходит от слова «чело» — лоб.
Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным
узором,
а иногда резной узор раскрашивался яркой краской.
Прялка
— орудие для ручного прядения.
Состояла из вертикального стояка с лопаской,
к которой привязывалась кудель для прядения,
и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Хоромы— в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье,состоявшее
из нескольких построек
Вывод: Мы приобрели первичный опыт участия в научно –
исследовательской деятельности. Научились систематизировать
отобранный материал.
Вывод по проекту:
Работа над проектом позволяет нам сделать следующие
выводы:
1.Все учащиеся , которые работали в группах, приобрели
богатый опыт по решению исследовательских задач.
2. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в
научно – исследовательской деятельности .
3.Все учащиеся обогатили свой словарный запас,
пополнили свои знания историческими сведениями,
научились систематизировать отобранный материал.4.Все учащиеся подготовили печатный материал,
который имеет большое практическое значение.