Проект "Чудеса России"
Оценка 4.8

Проект "Чудеса России"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
история +2
6 кл—11 кл
06.11.2017
Проект "Чудеса России"
Публикация является частью публикации:
plan.doc
МБОУ «ПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН» ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КЛАССНЫЙ ЧАС­ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ЧУДЕСА РОССИИ (2 часа)                                                                     Прохорова Елена Анатольевна  Классный руководитель: ТЕМА: Чудеса России 2011 год ЦЕЛИ: ­ углубить знания обучающихся по отечественной истории; ­ формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; ­ способствовать формированию эстетического чувства; ­ воспитывать уважение к природным достопримечательностям нашей страны и к к памятникам отечественной культуры и искусства; ­ побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: виртуальная экскурсия ОФОРМЛЕНИЕ: компьютерные презентации «Семь чудес света», «Чудеса России» 1.Вступительное слово: ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Ребята, изучая в 5 классе историю древнего мира, мы познакомились с вами с семью чудесами света. Можете ли вы их назвать сейчас? Демонстрация презентации «Чудеса света» Но это чудеса давно минувших дней. Недавно в Европе были объявлены «Семь новых чудес   света»,   которые,   впрочем,   тоже   довольно   древние.   Это   Великая   Китайская   стена (Китай), статуя Христа в Рио­де­Жанейро (Бразилия), скальный город Петра (Иордания), горд индейцев Мачу­Пикчу (Перу), пирамида майя в городе Чичен­Ица (Мексика), римский Колизей (Италия), мавзолей Тадж­Махал (Индия). Демонстрация презентации «Чудеса света». 2.Чудеса России – знакомство и голосование. Но   получилось   так,   что   ни   одна   достопримечательность   России   не   вошла   в   список победителей конкурса "Семь новых чудес света", инициатором которого стал швейцарский режиссер и музейный куратор Бернард Вебер. Восстановить справедливость решили газета "Известия",   телеканал   "Россия"   и   радиостанция   "Маяк".   Соревнование   проходило   в   два этапа.  Сначала   посетителям   официального   сайта  проекта  и участникам  sms­голосования предлагалось выбрать по семь претендентов  от каждого федерального  округа, а затем ­ проголосовать за наиболее понравившихся победителей первого тура.  Итак, какие же отечественные достопримечательности претендовали на звание Чудеса России. Природные чудеса России: 1. озеро Байкал 2. долина гейзеров 3. столбы выветривания 4. гора Эльбрус 5. Кунгурская пещера 6. природный заповедник «Столбы» 7. Авачинская бухта 8. алмазный карьер в Мирном 9. китовая аллея на Чукотке 10. Ключевская сопка 11. полюс холода в Якутии 12. горы Шиханы 13. гора Белуха на Алтае 14. Васюганские болота 15. Великий исток 16. озеро Зюраткуль 17. река Юрибей 18. озеро Селигер 19. соляное озеро Баскунчак 20. ущелье Домбай­Ульген 21. Цейское ущелье в Северной Осетии Рукотворные чудеса России: 1. ансамбль Дворцовой площади в Санкт­Петербурге 2. Зимний дворец 3. Эрмитаж 4. Петергоф 5. Выборгский замок 6. ансамбль Красной площади и Московский Кремль 7. собор Василия Блаженного 9. здание МГУ 10. Астраханский Кремль 11. башня на горе Ахун в Сочи 12. городище Аркаим в Челябинской области 13. Иволгинский буддийский дацан 14. Кафедральный собор в городе Калининграде 15. Кирилло­Белоозерский монастырь 16. комплекс «Мамаев курган» 17. Кремль и Софийский собор Великого Новгорода 18. мечеть Кул­Шариф в Казани 19. мост через Енисей в Красноярске 20. музей­заповедник Кижи 21. Псково­Печерский монастырь 22. Соловецкий кремль 23. Суздальский кремль и собор Рождества Богородицы 24. Тобольский кремль 25. Троице­Сергиева лавра 26. церковь Покрова на Нерли 27. цитадель Нарын­кала 28. крепость Вовнушки 29. Нижегородский кремль 30. Новосибирский зоопарк 31. Владивостокская крепость 32. автомат Калашникова и его музей 33. башня Сююмбике в Татарстане 34. Раифский Богородицкий монастырь 35. мемориал защитникам Советского Заполярья в Мурманске 36. музей декабристов в Тюменской области 37. Невьянская башня 38. памятник клавиатуре 39. Богородицкий дворец в Тульской области 40. Смоленская крепостная стена 41. Кавказские дольмены Демонстрация   презентации   «ЧУДЕСА   РОССИИ».   Во   время   демонстрации презентации   обучающимся   предлагаются   списки   отечественных достопримечательностей,   в   которых   они   должны   отметить   семь   объектов, которые, по их мнению, могут называться чудесами России.   3.Результаты конкурса «Семь чудес России» В День России 12 июня 2008 года на Красной площади подвели итоги конкурса "Семь чудес России",  объявленного осенью 2007 года. Победителями стали три рукотворных и четыре природных достопримечательности.  Какие   же   достопримечательности   будут   обеспечены   притоком   туристов   за   счет новоприобретенного звания "чуда России"?  Собор Василия Блаженного Главный   храм   Красной   площади,   построенный   в   1555­1561   годах   по   указу   Ивана Грозного. Официальное название ­ храм Покрова Божией Матери. Возведение собора было начато   в   связи   с   завоеванием   Казанского   ханства.   Восемь   отдельных   церквей   храма символизируют восемь дней решающих боев за Казань. Эти церкви сгруппированы вокруг девятой, главной.  Собор создали зодчие Барма и Постник Яковлев, которые, как считают некоторые историки, являлись одним лицом. По легенде, увидев красоту нового храма, Иван Грозный приказал ослепить его создателей, чтобы те никогда не смогли повторить свою работу.  В советское время храм стал филиалом Государственного Исторического музея. С 1991 года в нем возобновились богослужения.  Мамаев курган и статуя Родины­Матери Мамаев курган представляет собой возвышенность в центре Волгограда. По легенде, застава на этом кургане была когда­то основана ханом Мамаем. 2 февраля 1943 года в районе   неоднократно   переходившего   из   рук   в   руки   Мамаева   кургана   закончилась Сталинградская битва.  Мемориал   в   честь   этой   битвы   построили   на   кургане   в   1959­1967   годах.   Главная составляющая   комплекса   ­   статуя   Родины­Матери   52­метровой   высоты,   изображающая женщину   с   поднятым   мечом   (для   сравнения,   высота   Статуи   Свободы   от   пьедестала составляет 46 метров, хотя вместе с пьедесталом она поднимается выше Родины­Матери). От подножия к верху кургана ведут 200 ступеней, символизирующие 200 дней и ночей Сталинградской битвы.  Петергоф Дворцовый комплекс, основанный в начале 18 века. Парадная резиденция Петра I, который лично участвовал в разработке комплекса. Впоследствии Петергоф неоднократно перестраивался и совершенствовался. В парке Петергофа расположены 150 фонтана и три каскада.  С 1941 по 1944 годы дворцовый комплекс находился в руках немцев, которые нанесли ему большой урон. Однако после окончания Великой Отечественной войны Петергоф был быстро восстановлен.  "Столбы выветривания" Геологический памятник в Коми представляет собой семь столбов высотой от 30 до 42 метров. Столбы образовались в результате разрушения древних гор, из которых за долгие тысячелетия были выветрены и вымыты все мягкие породы.  По   легенде   народа   манси,   столбы   являются   злыми   великанами,   которых   когда­то заставил окаменеть смелый шаман.  Озеро Байкал Озеро,   максимальная   глубина   которого   достигает   1637   метров   (в   среднем   ­   730 метров), образовалось 25­30 миллионов лет назад. Содержит в себе около 22 процентов земных запасов пресной воды. В Байкал впадают 336 рек, а вытекает из него только одна Ангара.  Байкал населяют 600 видов растений и более 1200 видов животных, в том числе 50 видов рыб. Зимой огромное озеро замерзает.  Долина гейзеров Вулканическая  впадина  на Камчатке  шириной  в несколько  километров, в которой находятся   десятки   гейзеров,   в   том   числе   около   20   крупных.   Температура   горячих источников составляет 96­99 градусов.  Долина  была  открыта  в  1941  году  геологом   Татьяной  Устиновой  и  проводником­ ительменом   Анисифором   Крупениным.   Она   расположена   на   территории   Кроноцкого заповедника. С 1991 года Долина гейзеров стала доступной для туристов.  В   июне   2007   года   на  долину   сошел   сель,  в  результате   чего  многие  гейзеры  были затоплены. К маю 2008 все источники восстановились, хотя полного исчезновения озера, образовавшегося после схода селя, придется ждать 20­30 лет.  Эльбрус Самая высокая точка России и Европы, в далеком прошлом ­ вулкан. Гора состоит из двух хребтов высотой 5642 и 5621 метров. Хребты разделены седловиной. В стороны от шапки льда, которой покрыт Эльбрус, спускаются десятки ледников.  Первым на Эльбрус поднялся кабардинец Килар Хаширов в 1829 году. Правда, он покорил меньшую из двух вершин, а восхождение на более высокую состоялось лишь в 1874 году. Сегодня гора пользуется большой популярностью у туристов и горнолыжников.  4.Чудеса России – наш выбор А теперь посмотрим, насколько ваши выборы соответствуют выбору граждан России. Проверка листов выборов и составление презентации «чудеса России» по выбору обучающихся. Следующий   классный   час   посвящается   знакомству   с   выбранными обучающимися достопримечательностями России. Демонстрируется   презентация   «чудеса   России»   и   заслушиваются   сообщения учеников. аа Госуд рственный   Эрмит ж аа   в  Санкт­Петербурге —   крупнейший   в   России   и   один   из крупнейших в мире художественных и культурно­исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых  в частном  порядке  российской   императрицей  Екатериной   II, но с  1852  был открыт для посещения публики. Современный   Государственный   Эрмитаж   занимает   шесть   величественных   зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт­Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт­Петербурга — Зимний дворец. За   полтора   столетия   в   Эрмитаже   собрана   одна   из   крупнейших   мировых   коллекций, насчитывающая   около   трёх   миллионов   произведений   искусства   и   памятников   мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.  Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов   она   приобрела   у   коммерсанта  И.   Гоцковского  коллекцию   из   220   произведений голландских  и  фламандских  художников.   Поначалу   большинство   картин   размещалось   в уединённых   апартаментах   дворца,   получивших   французское   название   «Эрмитаж»   (место уединения). В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра   графа   Брюля,   насчитывавшая   около   600   картин,   в   том   числе   пейзаж  Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Важнейшую   роль   для   Эрмитажа   сыграла   покупка   Екатериной   в   Париже   коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи.   Преобладали   картины   итальянских,   французских,   фламандских   и   голландских мастеров   XVI—XVIII   века.   В   их   числе —   «Святое   Семейство»   Рафаэля,   «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Коллекция   живописи   британского   премьер­министра  Уолпола,   приобретенная   в   1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана»)   и   группу   портретов   кисти   Ван   Дейка.   Импульсом   к   развитию   графического собрания   послужило   приобретение   более   5   тысяч   рисунков   из   коллекции   Кобенцля   в Брюсселе в 1781, в которой находился портрет неизвестного работы Фуке. Еще   одной   значительной   покупкой   Екатерины   стала   коллекция   английского   банкира Лайд­Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные   статуи   и   бюсты.   В   Париже   была   куплена   коллекция   резных   камней   герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и  Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 карты. В   правление   Александра   I   и   Николая   I   закупаются   уже   не   только   коллекции,   но   и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали  в Эрмитаже. В Риме на распродаже   коллекции  Джустиниани  через  Виван­Денона  были   приобретены   «Лютнист» Караваджо  и картина  Боттичелли  «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне). В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти  Джорджоне.  Жозефина  Богарне подарила Александру I камею Гонзага. В 1810­е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814). Николай   I,   реализовавший   идею   превращения   Эрмитажа   в   публичный   музей,   внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие   из   купленных   им   полотен   были   проданы   в   США).   На   второй   распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа»  Аннибале   Карраччи. В  1845  г  по завещанию  Татищева  к собранию  приобщились диптих  Кампена  «Троица.   Богоматерь   у   камина»,   ранний   диптих  ван   Эйка  «Распятие. Страшный   Суд»   и   другие   работы   старых   мастеров.   Примерно   тогда   же   на   аукционе коллекции короля Нидерландов  Виллема  II  были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции в каза Барбариго купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана и Пальмы Веккьо. Эрмитаж был открыт в 1852 году, тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и   Восточной   Европы,   археологических   и   художественных   памятников  Азии,   русской культуры  VIII—XIX   веков.   В   XIX   веке   в   Эрмитаж   начинают   систематически   поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными   источниками   пополнения   фондов   во   второй   половине   столетия   становятся дарения   и   закупки   у   отечественных   коллекционеров.   В   музей   передаются   материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось   уже   множество   (тысячи)   полотен,   затем   в   его   коллекции   появились   и   новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения,   в   том   числе   и   средневековых   мастеров,   например,   всемирно   знаменита картина  Рембрандта  «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем. После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего  работы  Боттичелли,  Андреа   дель   Сарто,  Корреджо,  ван   Дейка,  Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир­Шахом сокровища Великих Моголов. Вместе   с   тем,   имели   место   и   тяжелые   потери.   Императорская   Рентерия   (или Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой   для  Алмазного   Фонда.   Часть   собрания   живописи   старых   мастеров   (в   том   числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы. Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929­34 годах в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию. Во   время   Великой   Отечественной   войны   основная   часть   собрания   Эрмитажа   (более миллиона единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. Зимний дворец — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в  1754—1762 годах  итальянским  архитектором  Б. Ф. Растрелли  в стиле пышного елизаветинского   барокко. Является  объектом   культурного   наследия  федерального  значения   и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт­Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной  зимней  резиденции  российских   императоров. В  1904   году  Николай   II  перенёс постоянную резиденцию в  Александровский дворец  в  Царском Селе. С октября  1915 года  до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе  1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявшие здание с  Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Зимний дворец и  Дворцовая  площадь  образуют красивейший  архитектурный  ансамбль современного   города   и   являются   одним   из   главных   объектов   внутрироссийского   и международного туризма. Всего   за   период   1711—1764   годов   в   городе   возводилось   пять   зимних   дворцов. Первоначально  Пётр I  поселился в построенном на скорую руку в  1703 году  недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме. В  1762 году  появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт­Петербурге. Здание включало в себя   около   1500   комнат.   Елизавета   Петровна   не   дожила   до   окончания   строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде   всего   императрица   отстранила   от   работ   Растрелли.   Отделкой   интерьеров дворца   занимались   архитекторы   Чевакинский,  Ю. М. Фельтен,  Ж. Б. Валлен­Деламот  и  А. Ринальди под руководством Бецкой. По   первоначальной,   сделанной   Растрелли,   планировки   дворца   самые   большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская или, как она прежде называлась, посольская лестница. Всего залов было пять (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). Они назывались аван­ залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу (который занимал всё нынешнее пространство   комнат   Николая   II,   выходивших   на   Неву,   то   есть   Малахитовый   зал,   две гостиных и угловой на Неву и Адмиралтейство кабинет Александры Федоровны). В  1763 году  императрица переместила свои покои в юго­западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. Со стороны Дворцовой   площади   был   обустроен   Тронный   зал,   перед   ним   появилось   помещение   для ожидания — Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет.   За   столовой   следовала   Парадная   опочивальня,   ставшая   через   год   Алмазным покоем.   Кроме   того,   императрица   приказала   обустроить   для   себя   библиотеку,   кабинет, будуар, две спальни и уборную.  В   1780­1790­х   годах   работы   по   отделке   дворцовых   интерьеров   продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. В 1790­х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж   через   её   собственные   покои,   была   создана   галерея­перемычка   между   Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты.   Были   созданы   Мраморная   галерея   (из   трёх   зал)   и   новый   Тронный (Георгиевский)   зал,   открытый   в   1795   году.   Старый   тронный   зал   был   переделан   на   ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. В  1826   году  по   проекту  К. И. Росси  перед   Георгиевским   залом   построили  Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет  Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830­х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными  А. П. Брюллов  и работами   в   Зимнем   дворце   руководили   архитекторы  В. П. Стасов, А. Е. Штауберт. Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы  ризалитов, акцентировка ступенчатых углов,   изменчивый   ритм   колонн   (изменяя   интервалы   между   колоннами,   Растрелли   то собирает   их   в   пучки,   то   обнажает   плоскость   стены)   создают   впечатление   неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт­Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше. оа аа аа оа Тр ице­С ргиева   Л вра еа ,   в   церковной   литературе   обычно  Свято­Тр ицкая еа С ргиева Л вра  — крупнейший православный мужской ставропигиальный  монастырь  России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.  В  1337   году  Сергий Радонежский  основал  небольшой  общежительный  монастырь с деревянным храмом  во имя  Святой   Троицы  близ  Хотькова, на холме Маковец (храм был освящён в  1340 году). В  1355 году  в монастыре был введён новый, общежитийный устав. Территория   монастыря   была   разделена   на   три   части —   жилую,   общественную   и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в   монахи.   После   смерти   Митрофана,   игуменом   монастыря   стал   преподобный   Сергий Радонежский. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями).   Вскоре   Троицкий   монастырь   стал   духовным   центром   Московских   земель, поддержкой московских князей. Здесь   в  1380   году  отец   Сергий   благословил   войско   князя  Дмитрия   Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В  1408   году  монастырь   был   разграблен   и   сожжён   татарским   ханом  Едигеем,   но следующие   200   лет   его   истории   прошли   почти   безоблачно.   Монастырь   отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В  1422 году  на месте деревянной церкви   игуменом  Никоном  был   заложен   главный   храм   обители —   Троицкий   собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырём закрепилось название «Троице­Сергиева Лавра». При строительстве собора были  обретены  мощи  преподобного Сергия. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В 1550­х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12­ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор, после этого в 1585­1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы.  В  Смутное   время  монастырь,   выдержав  16­месячную   осаду  польско­литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска. Монастырю  благоволили  русские цари; они регулярно совершали  паломничества  к святым местам Троице­Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В  1689 году  в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету. 1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в Троице­Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в  1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в  1744 году) Троице­Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский. В   XVIII—XIX   веках   Троице­Сергиева   Лавра   являлась   одним   из   богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. К началу XX века во ведении   Лавры   находились  типография  (в   ней   печатались   произведения   философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории  Посада),   мастерские   (производство   игрушек,   подсвечников,   крестов   и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910­е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице­Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты. Святыни монастыря:  мощи  преподобного  Сергия Радонежского  (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа,   архимандрита   Дионисия,   преподобного  Максима   Грека,   икона   Святой Живоначальной Троицы работы  Андрея Рублёва  (ныне в  Третьяковской галерее,  Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России. В Лавре захоронены представители знатных русских домов:  Бельские,  Воротынские, Глинские,  Оболенские,  Одоевские  и   другие;   деятели  Смуты:   князь  Дмитрий   Трубецкой  и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии  Годуновых; многие московские   и   иные  архиереи:  Макарий   (Булгаков),  Макарий   (Невский),  Сергий   (Голубцов), Патриархи  Алексий   I  и  Пимен.   Многочисленные   сокровища   хранятся   в  ризнице —   это уникальные   предметы   декоративно­прикладного  искусства,  подношения  царей  и  богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы. Наиболее   известными   настоятелями   Лавры   в   XIX   веке   были   митрополит  Платон (Левшин), ведший  активное  строительство,  святитель  Филарет, переписывавшийся  с  А.   С. Пушкиным  и   основавший   близ   Лавры  Гефсиманский   скит,   и   святитель  Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.. В   первые   годы   XX   века   на   территории   монастыря   продолжалось   строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви   от   государства   и   школы   от   церкви,   Лавра,   как   и   иные   монастыри   в   России, находящиеся на территории, контролируемой  большевиками, была юридически обращена в трудовую   артель.10   ноября  1919   года   президиум   исполкома   Сергиевского   уезда   принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление  СНК  «Об обращении  в музей историко­художественных  ценностей Троице­Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено  31 мая  1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко­архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры, и сброшены   лаврские  колокола.   На   территории  Лавры  до  1953   года  находился   Загорский учительский институт. В  1993   году  архитектурный   ансамбль   лавры   вошёл   в  Список   всемирного   наследия ЮНЕСКО. Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу  1946 года. Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).  В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году). К жииа  —  остров  на  Онежском   озере  в  Карелии,   на   котором   расположен   всемирно известный   архитектурный   ансамбль   Кижского  погоста,   состоящий   из   двух   церквей   и колокольни   XVIII—XIX   веков,   окруженных   единой   оградой —   реконструкцией традиционных   оград   погостов.   1   января   1966   года   на   базе   архитектурного   ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко­архитектурный музей «Кижи».  В  1990   году  Кижский   погост   вошёл   в   Список  Всемирного   наследия  ЮНЕСКО,   в 1993 году   указом   Президента   Российской   Федерации   архитектурное   собрание  музея   под открытым   небом  включено   в   Государственный   свод   особо   ценных   объектов   культурного наследия народов России. Церковь   Преображения   Господня  (1714 год) —   самое   знаменитое   и   выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви:  Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях   русского   плотничьего   ремесла —   без   гвоздей.   Когда   говорят,   что   церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.   По   своему   типу   храм —   «летний»   неотапливаемый,   зимой   в   нём   службу   не проводят.  Церковь   увенчана   22   главами,   размещёнными   ярусами   на   кровлях   прирубов   и восьмериков,   имеющих   криволинейную   форму   типа   «бочки».   Форма   и   размеры   глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви.  Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон.. Иконы по времени написания и   стилистическим   особенностям   делятся   на   три   группы:   две   старейшие   иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные. Церковь   Покрова   Богородицы   ­   этот   храм —   «зимний»   (то   есть   отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году.  Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма   отличаются   выразительностью,   утонченными   пропорциями   и   в   то   же   время   они скромны   и   не   затеняют   величие   главного   храма   Спасо­Кижского   Подворья —   церкви Преображения.   Преображенская   церковь   пирамидальна,   Покровская   же,   как   бы уравновешивая   её   композиционно,   расширяется   кверху   в   верхней   части   восьмерика   и завершается плавным повалом. Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в   монументальное   сооружение   ноту   теплоты   и   чисто   русской   любви   к   узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Иконостас   Покровской   церкви —   тябловый.   Первоначальный   иконостас   не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется   пятигранным   срубом —   абсидой,   на   которой   находится   горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви. Колокольня построена в  1863 году  на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году.  В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница. Деревянная ограда  до наших времён не дошла, воссоздана в  1959 году  по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту арх. А. В. Ополовникова. Иволгинский дацан ­ крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма России,   духовная   столица  Буддийской   традиционной   Сангхи   России,   памятник   истории   и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в  СССР  и России   в   середине  XX   века.   В   конце  Великой   Отечественной   войны  по   многочисленным просьбам   верующих   начали   открываться   храмы,   церкви,  дацаны.   В  1945   году  вышло Постановление Совета народных комиссаров  Бурят­Монгольской АССР  от  2 мая  1945 г. за № 186­ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности  Ошор­Булаг  был   поставлен   деревянный   дом,   которому   придали   вид  дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах. 12  декабря  1945  года  во главе с  гэбши  Галсаном Хайдубом была проведена  первая открытая   служба «Сахюусан   хурал».   В   феврале  1946   года  новогодние   службы — «Сагаалганай хурал» — прошли с соблюдением всех религиозно­обрядовых канонов. В 1951 году  власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам. В 1970 году построен восьмистенный храм — Соборный  дуган. В 1972 году поставили главный   Соборный   храм —   Цогчен   дуган.   Восьмистенный   дуган   был   преобразован   в Деважин Сумэ. Сейчас   в   дацане   проводятся   службы­хуралы,   посвящённые   важнейшим   событиям буддийской   истории,   ежедневные   ритуалы   в   честь   защитников   и   хранителей   учения — Сахюусанов  и   другие   обряды,   помогающие   и   защищающие   верующих   от   различных негативных сил. Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света. иа еа Кир лло­Белоз рский   монастырь —   мужской  православный  монастырь  Русской Церкви;  расположен  на Севере  России, на берегу  Сиверского   озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области. Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Первоначально был возведён Успенский собор артелью ростовских мастеров. В  XVI   веке  рядом   с   ним   появился   малый   Ивановский   монастырь.   В   те   времена монастырь  был  форпостом   Московского  государства  во   вражеских   землях  Новгородской республики. Кирилло­Белозерский монастырь являлся крупным феодалом­землевладельцем. В XV —XVII   веках   вёл   обширную   торговлю,   особенно   солью   и   рыбой.   В   конце   15­16   веков монастырь был одним из центров религиозно­политического течения нестяжателей. В XV— XVII веках монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно­феодальной знати   (Вассиан   Патрикеев   Косой,   бояре  М. И. Воротынский,  И.   Шуйский,  Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх  Никон  и др.). Монахи монастыря избирались на значимые архиерейские кафедры (например, новгородский архиепископ Пимен). В 1447 году в монастырь приезжал Василий II (Тёмный), находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от данного тем крёстного целования не   претендовать   вновь   на   московский   престол.   Впоследствии   великий   князь   щедро отблагодарил монастырь. В  1528 году  великий князь  Василий III  ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой   Глинской  молиться   о   даровании   наследника.   Последовавшее   за   этим   рождение сына —   будущего   царя  Ивана   Грозного —   в   глазах   современников   связывалось   с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского.  Иван  Грозный  на протяжении  всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло­Белозерского монастыря.  Монастырь  богател,  разрастался  и,  несмотря,  на  большой   пожар  в  1557   году  стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице­Сергиевому монастырю. В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен   стояло   9   каменных   церквей,   колокольня.   Кельи   и   прочие   хозпостройки   были деревянными.   В  1612—1613  монастырь   выдержал   осаду   и   отбил   (до   1616)   несколько нападений   войск   польских   и   литовских   феодалов.   Во   время   штурма   был   убит командовавший интервентами польский полковник Песоцкий. В 1654—1680 были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Монастырь к тому времени был собственником 21 тысячи крестьян из 16 уездов. В  1764  указом  Екатерины II  монастырь был  лишён крестьян и угодий. В  1776 году  из монастырской   слободы   образован   город   Кириллов   и   в   крепостной   стене   размещается городская и уездная тюрьма. С этого момента начинается постепенный закат монастыря. С  1924   года  Историко­архитектурный   и   художественный   музей­заповедник.   На территорию музея привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница (XIX век) из деревни Щёлково). В   трапезной   палате   при   церкви   Введения   (1519   год)   расположен   Музей   икон, обладающий большой коллекцией икон.  В  1997   году,   в   год   празднования   600­летия   монастыря,   часть   монастырской территории была передана Вологодскому Епархиальному управлению. В   комплекс   Кирилло­Белозерского   монастыря   входят   ансамбли   большого   Успенского   и Ивановского   монастырей   («Старый   город»),   «Нового   города»   и   территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год). оа оа иа Соб р   Свят й   Соф и  —   главный   православный   храм  Великого   Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13­главого деревянного храма  989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм   имел   пять   нефов   и   три   галереи,   в   которых   располагалось   несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В  1929 году  собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице собора — как пример «баснословных богатств церкви». Во время оккупации Новгорода немецко­фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея­заповедника. В 1991 он был передан  РПЦ  и  16 августа  1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора. Впервые   собор   был  расписан  в  1109   году,  однако   от   этой  росписи  остались   лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа  Пантократора. Кроме того  в Мартирьевской  паперти  сохранилось древнее настенное   изображение   равноапостольных   Константина   и   Елены.   Есть   версия,   что   это изображение   должно   было   стать   основой   для   мозаики,   так   как   выполнено   сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона "Спас на престоле" XIV века На   кресте   центрального   купола   находится   свинцовая   фигура   голубя —   символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году  Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После  Богородица  открыла одному из  монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним. Во   время  Великой   Отечественной   войны,  15   августа  1941   года,   фашистские   войска оккупировали   Новгород.   При   одном   из   авианалётов   или   артобстрелов   города   крест   с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. оа ыа оа еа яа еа Св то­Усп нский   Пск во­Печ рский   мужск й   монаст рь  —   один   из   самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В  1473 году здесь   была   освящена   выкопанная   в   песке   пещерная   церковь   Успения,   что   считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался (в межвоенный период и до 1944 находился на территории Эстонии, благодаря чему сохранился). Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. «Богом зданная» пещера стала известна местным жителям в  1392 году. В  1470 году  в пещере   поселился   иеромонах   Иона,   бывший   священник   Георгиевского   храма   Юрьева­ Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Большая   звонница —   одно   из   крупнейших   архитектурных   сооружений   подобного типа. Собрание колоколов Псково­Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо­Западной России.  Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Первоначально монумент предполагалось установить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30­ летию разгрома  германских войск в Заполярье —  19 октября  1974 года состоялось открытие монумента.   Инициатором   сбора   средств   на   сооружение   памятника   стал   коллектив плавмастерской   «Резец».   Проект   комплекса   был   разработан   советский   архитектором   И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским. 9 мая  1975 года  в мемориальном комплексе прошло торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжён Вечный огонь, перенесённый к подножию Алёши от памятника 6­й Героической батарее. В октябре 2004 года, к 60­й годовщине победы советских войск в Заполярье, мемориал дополнила аллея памятных плит городов­героев. Под ними были заложены капсулы с землёй из этих городов. Основной   в   мемориале   является   фигура   солдата   в   плащ­палатке,   с   автоматом   за плечом.   Высота   постамента   памятника —   7   метров.   Высота   же   самого   монумента   35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Мурманский памятник уступает по размерам лишь монументу Родина­мать в Волгограде. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью: Защитникам   Заполярья   —   воинам  14­й   армии,  19­й   армии,  Краснознаменного  7­й   воздушной   армии,   пограничных   отрядов   №   82,   100, Северного   флота, партизанских   отрядов   «Советский   Мурман»,   «Большевик   Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю! Чуть   в   стороне   от   монумента   находятся   два   зенитных   орудия.   Во   время   боевых действий  на этой вершине  находились зенитные батареи, прикрывавшие  с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района   боёв   на   рубеже   Верман.   Широкая   центральная   лестница   ведет   к   трибуне   для почётных   гостей,   присутствующих   при   проведении   официальных   церемоний.   Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов­героев. Арка миа  —   укреплённое   поселение  эпохи   бронзы.   Расположено   в   южно­уральской степи, в 8,2 км к северо­северо­западу от посёлка Амурского и 2,3 км к юго­юго­востоку от посёлка Александровского, в Брединском районе Челябинской области. Топоним   «Аркаим»   происходит   из  башкирского   языка.   Дано   по   названию   сопки   и урочища.   Так   же   называлось   недалеко   расположенное   башкирское   село,   переставшее существовать в начале XX­го века. Аркаим   был   обнаружен   в   июне  1987   года  отрядом   Урало­Казахстанской археологической   экспедиции,   работающей   в   зоне   затопления   Больше­Караганского водохранилища на юге Челябинской области. Школьники Воронков А. и Езриль А. обратили внимание   руководителей   отряда   (С. Г. Боталов,  В. С. Мосин)   на   необычный   объект, расположенный вблизи полевого лагеря. После первичного осмотра, снятия плана городища, его аэрофотосъемки и шурфовки С. Г. Боталовым и В. С. Мосиным впервые была установлена культурно­хронологическая   характеристика   памятника.  Г. Б. Здановичем,   руководившим раскопками этого комплекса с начала 80­х годов, впервые были выявлены оборонительные сооружения, круговая планировка и особенности архитектуры поселения Синташта. До 1991 года продолжалась борьба за сохранение памятника, и велись его масштабные раскопки под руководством   Г. Б. Здановича.   В   ходе   работ   было   вскрыто   около   8000   кв.   м.   площади поселения (примерно половина), вторая часть была исследована с помощью археомагнитных методов.  Тем  самым  была  полностью  установлена   планировка   памятника.  Здесь  же  был впервые  в Зауралье  применён  метод реконструкции, и Л. Л. Гуревичем  сделаны  рисунки возможного   вида   поселения.   Памятник   датируется   рубежом   III—II   тысячелетий   до н. э., либо началом II тысячелетия до н. э. С 1991 года был объявлен заповедной зоной и включён в состав Ильменского заповедника. По найденным в могильниках черепам  был восстановлен  облик жителей  Аркаима, оказавшихся  европеоидами.   Антропологические   реконструкции   мужчины   и   женщины выставлены  в  областном   краеведческом   музее  г.  Челябинска  и Музее Природы  и Человека Заповедника   "Аркаим".   Находки   с   раскопок   памятника   можно   увидеть   только   в   Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в Заповеднике "Аркаим", а также в рамках передвижных выставок. Кимберлитовая трубка «Мир» — карьер, расположенный в городе Мирный, Якутия. Карьер  имеет  глубину 525   м и диаметр  1,2  км,  является  одним  из крупнейших  в  мире карьеров.   Добыча   алмазоносной   кимберлитовой   руды   прекращена   в   июне   2001   года.   В настоящее   время   на   борту   карьера   ведётся   строительство   подземного   рудника   с одноимённым названием, для отработки оставшихся подкарьерных запасов, выемка которых открытым способом нерентабельна. Кимберлитовая   трубка  была   открыта  13   июня  1955   года  геологами   Амакинской экспедиции Ю. И. Хабардиным, Е. Н. Елагиной и В. П. Авдеенко. Знаменитая радиограмма, переданная ими руководству экспедиции об обнаружении кимберлита, была кодированной: Закурили трубку мира зпт табак отличный тчк Авдеенко зпт Елагина зпт Хабардин тчк — Радиограмма об открытии алмазной трубки “Мир”. 13 июня 1955 г. В 1957 году началась добыча алмазов открытым способом, продолжавшаяся 44 года (до   июня   2001).   Рядом   с   карьером   образовался   посёлок   Мирный,   ставший   центром советской алмазодобывающей промышленности. Крупнейший алмаз, найденный в России, был добыт на руднике «Мир» 23 декабря 1980 года. Он весит 342,5  карата  (более 68 г) и называется «XXVI съезд КПСС». В последние годы  карьерные грузовики  «накручивали» по спиралевидной дороге 8 км от дна до поверхности. За   годы   разработки   открытым   (карьерным)   способом   из   месторождения   добыто алмазов, по неофициальным данным, на 17 млрд долл. США, вывезено около 350 млн куб. м. породы. Северокавказские дольмены  расположены в большом количестве в  Краснодарском крае  и на западе  Северного Кавказа. До сих пор они мало изучены, большинство из них не находятся под государственной защитой и страдают от вандалов. К   настоящему   времени   известно   около   3000   северокавказских  мегалитов,   включая частично разрушенные. Большинство данных дольменов представляют собой прямоугольные сооружения из каменных плит, либо вырубленные в скалах, с отверстиями на фасаде. В состав российских дольменов условно можно включить дольмены на территории республики Абхазия, поскольку по архитектурным особенностям и контексту они ничем не отличаются от прочих северокавказских дольменов. По дате сооружения северокавказские дольмены относят к концу 4 — началу 2 тыс. до н. э. Внутри   получалась   камера,   комната   размером   примерно   полтора   на   два   метра   и высотой   около   двух   метров,   иногда   больше,   иногда   меньше.   Плиты   ставились   под небольшим углом внутрь. Иногда такие камеры высекали из монолитного камня, иногда их прятали   под   землёй,   насыпая   курганы.   В   одной   из   стен   камеры,   в   плите,   делалось конусообразное отверстие, примерно тридцать сантиметров в диаметре. Оно закрывалось каменной пробкой. Среди   северокавказских   дольменов   представлено   несколько   архитектурных разновидностей. Основание может быть квадратным, трапециевидным, прямоугольным или круглым.   В   очень   многих   случаях   у   дольмена   в   центре  фасада  пробит  портал  (входное отверстие), чаще всего круглое, но встречаются и квадратные порталы. Отверстия может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация заткнутого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите, входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо   с   правого   бока.   Такие   дольмены   называются  ложнопортальными.   На   Кавказе представлены   все   4   типа   конструкций   дольменов:  составные, корытообразные (полумонолиты), и наконец, монолитные. Перед фасадом расположен «двор», вероятно,   для   ритуальных   целей,   окружённый   крупными   каменными   плитами,   высота которых может превышать 1 метр. Иногда вместо дворика сооружался более простой круг из камней  (кромлех.)  Именно  на  территории  «дворов»  была  обнаружена  керамика  эпохи бронзового и железного веков, которая помогла датировать данные дольмены, а также угольки, человеческие   останки,   бронзовые,   серебряные   и   золотые   изделия,   и   украшения   из полудрагоценных камней.  плиточные   дольмены, Рядом   с   дольменами   были   обнаружены   необычные   находки —   крупные   каменные шары, двойные шары и скульптуры животных. Во всех случаях вблизи дольменов имелся источник воды, на расстоянии от 5 до 50 метров,   иногда   подземный.   Вода,   по­видимому,   являлась   одним   из   символов   в   местном культе   жизни   и   смерти.   Воду   символизирует   зигзагообразный   орнамент   на   некоторых дольменах. Также, реки и ручьи являлись естественными границами владений племен, на нескольких   не   сохранившихся   дольменах   угадывается   обозначение   территории   племени, ограниченное, например, с двух сторон текущей водой и горами с третьей. аа еа  —   одна   из уа Кунг рская   ледян я   пещ ра самых   популярных достопримечательностей  Урала,   является   памятником   природы   всероссийского   значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, (в 100 км от Перми).   Уникальный   геологический   памятник —   одна   из   крупнейших  карстовых  пещер   в Европейской   части   России,   седьмая   в   мире   гипсовая   пещера   по   протяжённости. Протяжённость пещеры составляет около 5700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %. Кунгурская пещера содержит около 50 гротов, 70 озёр, 146 т. н. «органных труб» (самая высокая — в гроте Эфирный, 22 м) — высоких шахт, доходящих почти до поверхности. Первые письменные упоминания о пещере относятся к началу XVIII века. Первый план Ледяной   пещеры   был   составлен   в   1703   году,   картографом  Семёном   Ремезовым.   Позднее Ледяную  пещеру посетил  В.  Н.   Татищев, который впервые в России правильно объяснил происхождение  подземных   пустот.   В   1770   году   ход   к   Большому   озеру   был   описан И. И. Лепёхиным. В дальнейшем о пещере писали известные учёные Гмелин И., Киттара М., а в советские времена профессор Максимович Г. и другие. В 1934—1935 гг точный план пещеры был составлен экспедицией Н. М. Переслегина. В 1948 году при пещере был создан научный стационар, где работали известные исследователи Кунгурской пещеры Лукин В. и Дорофеев Е. Уже в середине XIX века жители села Банного (ныне Филипповка) водили по пещере первых   любопытствующих.   Экскурсии   по   пещере   проводятся   с   1914   года,   когда А. Т. Хлебников арендовал Ледяную пещеру у местной общины крестьян.  Пещера имеет 48 гротов. В большинстве гротов температура около нуля, экосистема достаточно стерильная (содержание бактерий в воздухе — порядка 300 на м³).  Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр, крупнейшее озеро (Большое подземное озеро) имеет объём 1300 м³, площадь 1460 м², глубину — до 3 м. В озёрах встречаются рачки­ крангониксы Хлебникова и мелкие лягушки. По одной из легенд, в 1578—1579 годах в окрестностях пещеры зимовал отряд Ермака, перед походом в Сибирь. В   1959   году   была   обнаружена   древняя  пещерная   живопись  (относится   к   древнему каменному веку).  В 1914 году, 13 июля, вместе с дочерью Луизой пещеру посетила немецкая принцесса Виктория   фон   Баттенберг.   Она   доводилась   старшей   сестрой   императрице  Александре Фёдоровне, супруге последнего русского царя Николая II. В 2003 году был снят документальный фильм «Большой Урал и Екатеринбург», в который вошёл сюжет о Кунгурской пещере. Баскунч каа  —  солёное озеро, имеющее площадь около 115 км² в  Ахтубинском районе Астраханской области, примерно в 270 км к северу от Каспийского моря, и в 53 км к востоку от Волги. Располагается на территории Богдинско­Баскунчакского заповедника. Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине соляной горы, уходящей   основанием   на   тысячи   метров   в   глубь   земли   и   прикрытой   толщей   осадочных пород. Питание озера происходит главным образом за счет источников. Многочисленные ключи впадают в озеро по его северо­западному берегу, принося в течение суток в озеро более 2,5 тысячи тонн солей. С VIII века на озере добывали соль и отправляли ее по шелковому пути. Впервые озеро Баскунчак   официально   упоминается   в  1627  в   «Книге   Большого   Чертежа»,   первом географическом описании России, как место, «где ломают соль чистую, как лед». Озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего гору Большое Богдо. В 1997 Богдинско­Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником  (Богдинско­Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га  установлен специальный природоохранный режим. На   побережье   озера   имеются   залежи   лечебных  глин.   В   июне­августе   на   озеро стекаются туристы, которые купаются в рапе и принимают грязевые ванны. На берегу соленого озера Баскунчак расположен ООО "Санаторий­профилакторий «Баскунчак». Лечебный воздух с высоким содержанием брома и фитонцидов, сульфидная иловая грязь, аналогичная по действию и составу грязи Мертвого моря, хлоридно­натриевая рапа,   содержащая   комплекс   макро­   и   микроэлементов,   способствуют   быстрому выздоровлению отдыхающих Санаторий «Баскунчак». Гора  Бел хауа  —   наивысшая   точка   Горного  Алтая  (4506   м),   венчающая  Катунский хребет. Находится  на территории  Усть­Коксинского   района. Здесь  берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания. Гора   Белуха   представлена   двумя   вершинами   в   виде   неправильных   пирамид — Восточной (4506 м) и Западной Белухой (4435 м), почти отвесно падающими на север к Аккемскому леднику и постепенно снижающимися к югу, в сторону Катунского ледника. Понижение между вершинами, получившее название «Седло Белухи» (4000 м.) также круто обрывается на север к  Аккемскому леднику  (т. н. Аккемская стена) и более отлого спускается на юг к реке Катунь. В  1978 г.   как   памятник   природы   Горно­Алтайской   автономной   области   утвержден сессией   Алтайского   краевого   Совета   народных   депутатов.   В   1996 г.   статус   памятника природы подтвержден Постановлением Правительства Республики Алтай. В июне  1997 г. создан первый в Республике Алтай  природный  парк   "Белуха"  общей площадью 131337 га. В январе 2000 г. Катунский заповедник получил статус биосферного. По Белухе проходит граница с Казахстаном. Домб йаа  —  горная  территория в  Карачаево­Черкесии  в бассейне  Кубани  на  Северном Кавказе  (Россия).   Отсюда   по   прямой   65 км   до   вершины  Эльбруса  и   65 км   до   побережья Чёрного моря. Южная   граница   Домбая —  Главный   Кавказский   хребет.   Высшая   точка —   вершина Домбай­Ёльген (Домбай­Ульген) высотой 4046 метров. Соединение трёх главных ущелий: Алибека, Аманауза и Домбай­Ёльгена — образует естественный центр территории — живописную Домбайскую поляну, лежащую на высоте 1630—1650 метров над уровнем моря. Слово «домбай»  (доммай) означает по­карачаевски  «зубр», когда­то в  домбайских лесах бродили целые стада могучих великанов. Название самой высокой горы в этом районе Домбай­Ёльген, на языке исконных жителей этих мест означает «убитый зубр». Существует и другая версия, согласно которой Домбайская поляна была названа в честь охотника по имени Доммай, который, преследуя туров, убил зверя, но не удержался, упал с высокой горы в пропасть и разбился. аа оа Ключевск я С пка   (Ключевской вулкан) — действующий  стратовулкан  на востоке Камчатки. Он наиболее высокий (5 000 м) и активный вулкан в Евразии. Возраст вулкана приблизительно 7 000 лет.  Расположен в Ключевской группе вулканов, на расстоянии 60 км от  Берингова моря, вблизи   от   вулкана  Безымянный.   Представляет   собой   правильный   конус   с   постоянно курящимся кратером, который осложнён близ подошвы 70 побочными конусами, куполами и кратерами.   Сложен   потоками  базальтовой,   отчасти  андезитовой  лавы,   в   верхней   части преимущественно рыхлым материалом. Вершина несёт снежники и ледники. Имя ему дал Валерий Атласов. Является активным вулканом, за 270 лет произошло более 50 сильных извержений; активны  фумаролы  и сольфатары. В кратере частые взрывы с выбросами бомб и пепла. В ходе извержения 2004—2005 гг столб пепла достиг рекордной высоты в 8 000 м. Последнее извержение произошло в 2009 году — до него высота вулкана составляла 4 850 м, сейчас она приближается к 5 000 метрам, поскольку вулкан продолжает извергаться. С конца 17­го века до 1932 г. Ключевской вулкан формировался только за счет терминальных (вершинных) извержений. Его соседом является вулкан Шивелуч. У   подножия   Ключевской   сопки   в   посёлке  Ключи  находится   вулканологическая станция Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН. 5.Интерактивная беседа Наше заочное путешествие подошло к концу. Но всегда после путешествия хочется поделиться   впечатлениями.   Понравилась   ли   вам   идея   поиска   семи   чудес   России   (Дети высказываются) Согласны ли вы с выбором россиян? (Ответы детей) Какие достопримечательности нашего края вы бы включили в число семи чудес света? (Ответы детей) Нужны   ли   людям   чудеса   или   они   отрывают   нас   от   реальной   жизни,   и   мешают заниматься делом? (Ответы детей) 6.Заключительное слово: Соборы, храмы, парки, дворцы – это памятники истории и культуры. В ХХ веке в нашей   стране   относились   к   этим   памятникам   по­варварски,   и   многие   из   них   оказались разрушенными. Некоторые памятник были сознательно уничтожены. В последние годы мы видим,   что   строятся   новые   храмы,   восстанавливаются   и   реставрируются   старые.   Это говорит   о   том,   что   Россия   возрождается,   поднимается   с   колен,   обретает   утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость. Поэтому и появляются такие проекты, как «Семь   чудес   России».   Это   стремление   показать   самим   себе,   что   у   нас   тоже   есть   чем гордиться. Использованные источники: 1.Классные часы: 9 класс / Авт­сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – (Учебный год) 2.материалы wikipedie – свободной энциклопедии

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"

Проект "Чудеса России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017