Проект "Огород у подоконника" познавательно-исследовательский, творческий для подготовительной к школе группы. Среднесрочный.(Около 2,5-3-х месяцев). В работе отображены цели, задачи, планируемые результаты; изменение предметно-пространственной среды группы в рамках реализации проекта; планирование работы с родителями по реализации проекта; содержание деятельности по этапам реализации проекта в таблице.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
« КаменскУральский педагогический колледж»
Проект на тему
«Огород у подоконника»
в подготовительной к школе группе №11
МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида»
Авторсоставитель:
студентка 4 курса
заочного отделения
группы 431
Шульгина Наталья
Авенировна2019
Введение
У окна шумит маленький народ:
«Вот он чудо – огород!
Вот цветочная рассада,
Солнечным лучам она так рада;
Петрушка и лучок,
будет витаминов впрок…»
Работая над выпускной квалификационной работой, хотела бы представить
свой педагогический опыт по разработке и реализации проекта «Огород у
подоконника» в подготовительной к школе группе.
Проект затрагивает все образовательные области, с учётом ФГОС ДО
(социальнокоммуникативная,
эстетическая и физическая).
познавательная,
речевая,
художественно
Проблема. В современном мире всё больший интерес детей, в том числе и
дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие
устройства. Всё меньше интересуют детей природные явления, процессы,
взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений откуда
появляются крупы, фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Родители изза
своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным
донести до детей цикл развития растений «от семени к плоду». Ознакомление с
ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая
в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя
для этого огород у подоконника. Поэтому необходимо проконсультировать и
привлечь родителей, чтобы создать условия для поисковоисследовательской
деятельности детей.
2Актуальность проекта. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не
подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка,
если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое
живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или
нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения
зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и
сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись
понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким
образом, решаются задачи познавательноисследовательского, социально
личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят
действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с
наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является
непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному
труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как
ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения
ребенка в школе.
Тип проекта: познавательноисследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта: 2,5 месяца (с 11 марта по 22 мая).
Участники и организаторы проекта: дети подготовительной группы,
родители, педагоги.
Цель проекта – формировать у детей интерес к опытнической и
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в
комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том,
как ухаживать за ними.
Задачи проекта:
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников
наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
3 Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
Формировать бережное отношение к растительному миру.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания:
природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к
семенам и растениям.
Продолжать развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и
сверстниками в процессе трудовой, познавательноисследовательской
деятельности.
Обучающие:
Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и
назначении.
Продолжать знакомить с культурными растениями.
Учить классифицировать растения по разным признакам, находить у них общие
и отличительные черты.
Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
(относительно детей)
Дети проявляют эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников
наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.
Дети проявляют бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и
детей.
Дети демонстрируют бережное отношение к растительному миру.
4 Дети демонстрируют познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию
умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы
и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и
растениям.
Дети проявляют навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками в
процессе трудовой, познавательноисследовательской деятельности.
Дети имеют представление о семенах и плодах, об их разнообразии и
назначении.
Дети знают о культурных растениях.
Дети могут классифицировать растения по разным признакам, находить у них
общие и отличительные черты.
Дети знают об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло,
вода).
Дети проявляют способность ухаживать за растениями в комнатных условиях.
(относительно взрослых)
Повышение компетенций родителей по теме проекта.
Участие родителей в реализации проекта «Огород на подоконнике».
Продукт проекта: огород у подоконника
Изменение предметнопространственной среды группы в рамках
реализации проекта.
1. Центр этики и этикета:
Украшение ящиков с рассадой различным бросовым материалом, и их
правильная расстановка.
2. Центр безопасности:
Украшение деревянных ящиков бросовым материалом, чтобы не получить
занозу от реек.
Отдельные столы под рассаду.
3. Центр экологического воспитания:
Демонстрационный материал (искусственные овощи фрукты).
5 Коллекция образцов семян с фотографиями растений.
Коллекция семян (для дидактических игрраспознаваний).
Оборудование и материалы для выращивания рассады и ухода за ней.
Таблички обозначения с названиями посаженных растений.
4. Центр познавательного развития:
Демонстрационный материал (искусственные овощи фрукты).
Картинки растений (плодовоовощных культур, деревьев, лекарственных
растений.
Коллекция образцов семян с фотографиями растений.
Коллекция семян (для дидактических игрраспознаваний).
Таблички обозначения с названиями посаженных растений.
Дневники наблюдений.
Художественная литература и журналы о растительном мире.
Картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме проекта.
ИКТ (презентации, связанные с темой проекта).
Центр речевого развития:
Картинки растений (плодовоовощных культур, деревьев, лекарственных
растений.
Художественная литература и журналы о растительном мире.
5. Музыкальнотеатральный центр:
Чучелаогородницы.
Ободкиовощи, ободкиягоды, ободкифрукты.
Книжки со сказками и рассказами о растениях («Вершкикорешки, или как
мужик медведя обманул» и другие).
Костюм медведя, шапка и костюм деревенского мужика и другие.
6. Центр сюжетноролевых игр:
Фартуки садовников.
Лейки
7. Центр искусства и творчества:
Семена для аппликаций и конструирования. Поделки.
Рисунки детей, связанные с темой проекта.
6Планирование работы с родителями по реализации проекта
«Огород у подоконника»
С 18 марта по 20 мая, 2019.
Сроки
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
Содержание деятельности
Родительское собрание:
Консультация для родителей «Огород у подоконника».
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Составление плана реализации проекта.
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы,
поговорки, сказки и беседы о растениях.
Сбор семян для коллекции и для поделок.
Приобретение необходимого оборудования
(ящики,
контейнеры, стаканчики, коробки из под сока, земля,
семена).
Разбивка огорода у подоконника.
Фотографии растений для коллекции семян
Сбор рассады овощных культур.
надписями растений, куклычучела).
Оформление огорода у подоконника. (Ярлычки с
домашних условиях (томаты, перцы и другие).
Пополнение огорода рассадой, выращенной в
домашних условиях (томаты, перцы и другие).
Пополнение огорода рассадой, выращенной в
дела»
Подготовка фотоколлажа «Наши важные и полезные
9 неделя
Подготовка презентации. Анализ и обобщение результатов,
10 неделя
полученных в процессе исследовательской деятельности
детей.
«Огород у подоконника».
Презентация отчёт о проделанной работе по проекту
Фотоколлаж «Наши важные и полезные дела».
представили на обозрение родителей свои рисунки.
Выставка рисунков «От семени к ростку», где дети
78Этапы
проекта
1.Ценност
но
ориенти
рован
ный этап
2.Конст
руктив
ный этап
детей
к
Привлечь
планированию
совместной
деятельности по реализации
проекта
у
подоконника»
«Огород
3.Практи
ческий
этап
Воспитательные:
Воспитывать эстетический
вкус при оформлении
зарисовок, дневников
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
Задачи
(относительно детей)
Содержание
Планируемые результаты
Заинтересовать детей, вызвать
проявление любознательности.
Мотивировать детей к
дальнейшей деятельности.
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы.
Беседы о растительном мире природы.
Работа с родителями:
Запланировать родительское собрание, подготовить
консультацию, связанную с темой проекта.
Работа с детьми:
Планирование и мероприятий по проведению проекта.
Сбор информации, материалов по теме.
Организация предметно развивающей среды в групповой
комнате, в рамках проекта.
Разработка цикла наблюдений, занятий,
бесед, опытов.
Работа с родителями:
Родительское собрание:
Консультация для родителей «Огород у подоконника».
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Составление плана реализации проекта.
Работа с детьми:
Реализация мероприятий перспективного тематического
планирования
образовательная
деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая
(непосредственная
9
Дети заинтересованы ,
проявляют любознательность.
Дети готовы к дальнейшей
деятельности.
Дети проявляют способность
участвовать в планировании
совместной деятельности по
реализации проекта «Огород у
подоконника».
Повышение компетенций
родителей по теме проекта.
Участие родителей в реализации
проекта «Огород на
подоконнике».
Дети проявляют эстетический
вкус при оформлении зарисовок,
дневников наблюдений,
инвентаря, материалов и «мира»наблюдений, инвентаря,
материалов и «мира» огорода в
целом.
Воспитывать бережное
отношение к своему труду, и
труду взрослых и детей.
Формировать бережное
отношение к растительному
миру.
Развивающие:
Способствовать развитию у
детей познавательной
активности, любознательности,
стремления к
самостоятельному познанию и
размышлению, развитию
умственных способностей и
речи через следующие объекты
познания: природы и трудовой
деятельности, сформировать
устойчивый интерес к семенам
и растениям.
Продолжать развивать у детей
навыки свободного общения со
взрослыми и сверстниками в
процессе трудовой,
познавательно
исследовательской
деятельности.
Обучающие:
Формировать представление о
семенах и плодах, об их
деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?»,
«Размножение растений», «Вода и земля и солнечный свет
для растений лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
Чтение художественной: "Овощи и фрукты», «Декоративные
растения», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный
мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем
урожай», «Сад и огород»
Художественнопродуктивная деятельность: Рисование на
тему: «От семени к цветку», « От семени к плоду».
Аппликация на тему: «Одуванчики в вазе»
Сюжетноролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Огород»,
«Мы помощники».
Трудовая деятельность: «Посев бархатцев», «Посадка
бальзаминов», «Посадка лука, огурцов, тыквы», «Уход за
комнатными растениями и рассадой».
Коллекционирование семян. Рассматривание семян разных
растений.
Опытническая деятельность: рассматривание сухих семян и
пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за
всходами: лука, огурцов, тыквы, бархатцев.
Наблюдения за развитием и ростом бальзаминов, бархатцев и
других цветов.
Работа с родителями:
Сбор художественной литературы: стихи,
загадки,
пословицы, поговорки, сказки и беседы о растениях.
Сбор семян для коллекции и для поделок.
Фотографии растений для коллекции семян
10
огорода в целом.
Дети проявляют бережное
отношение к своему труду, и
труду взрослых и детей.
Дети демонстрируют бережное
отношение к растительному
миру.
Дети демонстрируют
познавательную активность,
любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и
размышлению, развитию
умственных способностей и речи
через следующие объекты
познания: природы и трудовой
деятельности, сформировать
устойчивый интерес к семенам и
растениям.
Дети проявляют навыки
свободного общения со
взрослыми и сверстниками в
процессе трудовой,
познавательно
исследовательской
деятельности.
Дети имеют представление о
семенах и плодах, об их
разнообразии и назначении.
Дети знают о культурных
растениях.разнообразии и назначении.
Продолжать знакомить с
культурными растениями.
Учить классифицировать
растения по разным признакам,
находить у них общие и
отличительные черты.
Углублять знания об условиях,
необходимых для роста семян
(земля, свет, тепло, вода).
Учить детей ухаживать за
растениями в комнатных
условиях.
Развитие творческой
инициативы, способности
самостоятельно себя
реализовать в различных видах
труда и творчества.
Закреплять полученные знания
об условиях развития растений
на разных этапах.
4.Заклю
читель
ный этап
5.Презен
тацион
ный этап
Воспитывать желание
добиваться результата, чувство
ответственности и гордости за
Сбор рассады овощных культур.
Пополнение огорода рассадой, выращенной в домашних
условиях (томаты, перцы и другие). Приобретение
необходимого оборудования
контейнеры,
стаканчики, коробки из под сока, земля, семена).
(ящики,
Разбивка огорода у подоконника.
Работа с детьми:
Итоговая беседа: «Что нового и интересного мы узнали за
время работы с нашим огородом?».
Отражение результатов исследования через художественно
творческую деятельность детей.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей.
Работа с родителями:
Оформление огорода у подоконника. (Ярлычки с надписями
растений, куклычучела).
Подготовка фотоколлажа «Наши важные и полезные дела».
Подготовка презентации. Анализ и обобщение результатов,
полученных в процессе исследовательской деятельности
детей.
Работа с детьми:
Выставка рисунков «От семени к ростку», аппликации
«Одуванчики».
11
Дети могут классифицировать
растения по разным признакам,
находить у них общие и
отличительные черты.
Дети знают об условиях,
необходимых для роста семян
(земля, свет, тепло, вода).
Дети проявляют способность
ухаживать за растениями в
комнатных условиях.
Дети проявляют инициативу,
способность самостоятельно
себя реализовать в различных
видах труда и творчества.
Дети демонстрируют знания об
условиях развития растений на
разных этапах.
Дети проявляют желание
добиваться результата, чувство
ответственности и гордости заучастие в общем деле.
участие в общем деле.
Демонстрация выращенной рассады. Фотоколлаж «Наши
важные и полезные дела».
Работа с родителями:
Презентация отчёт о проделанной работе по проекту
«Огород у подоконника».
Фотоколлаж «Наши важные и полезные дела».
Выставка рисунков «От семени к ростку», где дети
представили на обозрение родителей свои рисунки.
6.Оценоч
но
рефлек
сивный
этап
Воспитывать желание оказывать
посильную помощь в высадке
рассады в грунт, на клумбы.
Ориентировать детей на другую
подобную деятельность.
Работа с детьми:
Оказание посильной помощи взрослым в высадке рассады в
грунт, на клумбы.
Работа с родителями:
В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая
клумба».
Дети проявляют желание
оказывать посильную помощь в
высадке рассады в грунт, на
клумбы.
Дети ориентированы на другую
подобную деятельность.
Вывод:
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать,
планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения.
Дети поняли, что важно знать и правильно подбирать семена для посева растений в комнатных условиях, применять
натуральное удобрение, выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать.
Исходя из выше изложенного, можем сделать вывод, что метод проектов способствует:
12актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;
стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой
деятельности;
реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в
педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням
роста от проекта к проекту.
13