Проект ДОУ «Сбережем природу Родного края» Данная разработка, является продолжением работы над долгосрочным проектом «У моей России длинные косички» построен на взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №4 пгт Даровской Кировской области
Проект ДОУ
«Сбережем природу Родного края»
Старший воспитатель
МКДОУ ДС №4 пгт Даровской
Одегова Светлана Владимировна2015 год
Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности, которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, как и воспитатель должен
заботится о воспитании у своих детей чувств
безграничной любви к Родине. Воспитание
этих качеств начинается с того времени, когда
ребенок начинает видеть, познавать,
оценивать окружающий мир.
В.А .Сухомлинский
Продолжая работу над долгосрочным проектом «У моей России длинные
косички» в этом году был реализован проект «Сбережем природу Родного
края»
Актуальность
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос
современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение
среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли.
Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в
настоящее время знают все – это результат нерационального
природопользования, результат деятельности людей, которых не
беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат
потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и
удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не
собственник природы, а член природного сообщества, поэтому
экологическая грамотность, бережное отношение к природе стализалогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст –
это начальный этап становления человеческой личности. В этом
возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы
экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко
проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу,
водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его
поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля
со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение
человека к природе.
Проблема:
Наш детский сад № 4 с символичным названием «Солнышко»
расположен вблизи лесополосы, что очень благоприятно сказалось на
экологическом воспитании наших дошкольников. Совершая прогулки,
экскурсии в лес, на реку, на луг мы видим картину потребительского
отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья,
разоренные муравейники). У воспитателя возникают вопросы: Как
смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по
отношению к природе, ведь зачастую бывает так, что мы рассказываем
о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в
повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить
свою работу исходя из этой проблемы?
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать».
Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое
и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди показывают
пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только с
детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через
детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к
природе, поведение по отношению к ней.
Целеполагание
Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм,
методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр,
чтение художественной литературы экологического содержания,
включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говоритьо формировании экологической культуры у детей дошкольного
возраста.
Цель проекта:
Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно
– бережного отношения к ней.
Задачи проекта:
1. Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни
человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов
Вятского края;
2. Обогащение эколого – развивающей среды и игровой среды;
3. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать
желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и
«плохого» отношения к природе;
4. Расширить знания детей о природе Родного края, о ее особенностях.
5. Способствовать развитию у детей потребности видеть и понимать
прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;
6. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в
вопросах экологического воспитания дошкольников.
Продолжить работу по благоустройству территории детского сада.
Тип проекта
По доминирующему методу: практико – ориентированный;
По количеству участников: фронтальный, групповой;
Участники проекта: семья + дети + детский сад
По продолжительности: долгосрочный,
с 01.09.2014 года по 30.06.2015 года
Основные направления работы по проекту
Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Ожидаемый результат
Дети:
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и
культура поведения в природе.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к
ней, животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
У детей будут сформированы представления о природе Родного края.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической
культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание
необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группах и на участках детского сада
Родители:
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание
необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно образовательного пространства ДОУ
и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектахПлан реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь 2014 г.)
2 этап – основной (сентябрь 2014–июнь 2015г.г.)
3 этап – заключительный (июнь 2015 г.)
1 этап – подготовительный
ЗАДАЧИ
МЕРОПРИЯТИЯ
СРОКИ
Повышение собственной
профессиональной
компетентности
• Изучение программно
методического материала по
направлению работы
Сентябрь 2014
г.
•
Знакомство с новыми
технологиями.
Обеспечение
воспитательно
образовательного процесса
методическим материалом
• Подбор программно
По плану
методического материала по
направлению работы
•
Разработка положения к
конкурсу на лучший уголок
природы
Педагогическое
просвещение родителей
• Анкетирование родителей по
По плану
выявлению организации
экологического воспитания детей
дома
• Проведение консультаций,
родительских собраний по теме
По плану
• Оформление наглядно
агитационного материала по
организации экологического
воспитания дома
В течение года2 этап – основной
Обогащение эколого – развивающей и игровой среды
Благоустройство территории детского сада
Реализация мини – проектов для решения поставленных задач
Проект «Чудо – дерево»
Вторая младшая группа
Проект «Наши зеленые друзья деревья»
Средняя группа
Проект «Такие разные птицы»
Старшая группа
Проект «Берегите воду»
Подготовительная группа
Проект «Благоустройство и оформление территории прогулочной
площадки с учетом развития художественно – эстетических,
познавательных и физических качеств детей»
Воспитатель Пономаренко В.В.
Работа с педагогами
Педагогический совет
«Формирование у детей представлений о необходимости бережного и
сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Практический семинар для воспитателей
« Знакомство с Вятскими играми» (экологического содержания)
Участие в районном фестивале педагогических идей воспитателя
Пономаренко В.В.
Тема конкурсного материала: «Благоустройство и оформление территории
прогулочной площадки с учетом развития художественно – эстетических,
познавательных и физических качеств детей»
Конкурс среди педагогов на лучший уголок природы в ДОУ
Работа с родителями
Родительское собрание на тему
«Экологическое воспитание детей в семье»Помощь родителей в создании «Огорода на окне»
Работа с социумом
Беседа с работниками библиотеки о животном мире родного края
3 этап – заключительный
ЗАДАЧИ
МЕРОПРИЯТИЯ
СРОКИ
Оценка эффективности
проведения работы с
детьми по выявлению
экологической
воспитанности детей
Оценка эффективности
работы педагогов
Оценка эффективности
работы с родителями
Диагностика и мониторинг качества
экологического образования в группе
Май 2015 г.
• Подведение итогов работы
Июнь 2015 г.
• Презентации проектов
• Определение перспектив работы
• Анкетирование
Май 2015 г.
• Обобщение опыта семейного
воспитания
• Фотовыставка «Красота природы
Родного края»
Июнь 2015 г.
Ресурсное обеспечение. Кадровый потенциал:
Педагоги
Родители
Дети
Музыкальный руководитель
Инструктор по физическому воспитаниюМониторинг реализации проекта
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы Родного края и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.
Заключение
Вывод: при системном, комплексном проведении намеченной
работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в
целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам
Родной природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои
действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного
поведения в природе.
Данный проект способен при целенаправленной деятельности
педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими
волшебниками», спасающими и оберегающими природу Родного
края.
Результатом экологического воспитания дошкольников является
экологическая культура личности.Замечательный педагог
В. И. Сухомлинский писал:
«Человек был и всегда остается сыном природы, и то ,что роднит его с
природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам
духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего ,мир
природы с безграничным богатством явлений, с неограниченной красотой.
Здесь, в природе, вечны источник детского разума»