ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»
Оценка 4.8

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
10 кл
26.07.2019
ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»
Исследовательский проект имеет характер исследования некоторых вопросов экологии языка: использование учащимися 7- 8 классов МКОУ Шубинской СОШ заимстваванных слов, употребление жаргонов в речи подростков. Работа представлена в виде проекта, который содержит: оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения. Введение включает в себя формулировку поставленной проблемы, отражает актуальность темы, выдвинута гипотеза. Ученица определяет цель и задачи, раскрывает основные методы исследования.
Проблемы экологии языка в современном мире.docx
Оглавление Введение …………………………………………………………………………..2 Глава 1. Эколингвистика и её направления…………………………………….5 Глава 2. Проблемы экологии языка в современном мире…………………….7 Заключение ………………………………………………………………………..9 Список литературы………………………………………………………………12 Приложение 1…………………………………………………………………….13 Приложение 2…………………………………………………………………….14 Приложение 3…………………………………………………………………….15 Приложение 4…………………………………………………………………….16 Приложение 5…………………………………………………………………….17 1 Введение Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа   народа,   его   радость,   боль,   память,   сокровище.      Вернейший   способ   узнать человека   –   его   умственное   развитие,   его   моральный   облик,   его   характер   – прислушаться   к   тому,   как   он   говорит.     Язык   человека   –   гораздо   более   точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Русский писатель А. И. Куприн писал, что «язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным  занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Одной из наиболее актуальных, злободневных и широко обсуждаемых проблем  в настоящее  время  является  проблема  современного  состояния русского языка, а точнее, состояния культуры владения им его носителями. Многие     учёные­лингвисты     бьют     тревогу,     говоря     о     надвигающейся лингвистической     катастрофе   ­   вымирании     русского     языка.     Обогащают   или обедняют наш  язык  жаргонизмы  и  просторечия?  Мотивирована ли замена русских слов иноязычными (заимствованными)?  Эти  и  многие  другие  вопросы  остаются предметом общественных и научных дискуссий.          Никто не знает тайны происхождения человеческого языка, но  только   в одном единодушны ученые: язык делает человека человеком и присущ  язык  именно человеческому     обществу,     научиться     человеческому   языку   в   не   общества невозможно.         Для   своей   учебно   –   исследовательской     работы   я   выбрала   тему: «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка». Гипотеза: если специально 2 привлекать школьников к изучению эколингвистики, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к сохранению традиций русского языка. Цель исследования: найти пути сохранения русского языка, как   языка великого народа. Для достижения данной цели  мне надо решить следующие задачи:       1. Выявить, насколько изучен  вопрос современного состояния русского языка;      2. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по данной теме;          3. Привлечь внимание школьников к изучению эколингвистики, как науки способной сохранить язык       4.  Разработать и  провести мероприятие «За сохранение русского языка»       5. Сделать выводы. Для решения данных задач нами использовались следующие методы исследования:    •  поисковый      • наглядный     • исследовательский          • практический    • социологический Основными  этапами   работы над проектом стали:       формирование темы  исследования; выдвижение гипотезы определение цели и формулирование задач; определение источников информации; проведение исследования; анализ результатов; выводы. 3   подготовка презентации; защита проекта; коллективное обсуждение, результаты оценки      Моё   исследование состоит   из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Опираясь на работы учёных – лингвистов А. П. Сковородникова, Л. В. Савельевой, В. Ф. Нечепуренко, С. В. Ионовой,  Э. Хаугена  я пришла к выводу, что язык служит обобщением всего того, что происходит в обществе. Активные процессы в русском языке   нужно   контролировать   и   стараться   постоянно   отслеживать.   Для   развитого человека   чистый     и   красивый   язык   так   же   важен,   как   и   чистота,   и   красота окружающего мира. Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям.  Д. С. Лихачёв говорил, что «язык… свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». Высокий уровень речевой культуры людей – показатель благополучного состояния  общества.     4 Глава 1. Эколингвистика  и её направления. Сначала я выяснила лексическое значение слова «экология».   2017 год является годом Экологии.  В  толковом словаре  русского языка С. И. Ожегова (М., «Русский язык» 1986 г.)  даны два значения этого слова:1. Наука об отношениях растительных и   животных   организмов   друг   к   другу   и   окружающей   их   среде.   2.   Состояние организмов,   населяющих   общую   территорию,   их   отношения   друг   к   другу   и   Классическое   определение:   наука,   изучающая окружающей   среде.       взаимоотношения живой и неживой природы.     Слово «Экология» происходит от греческого  oikos,   что означает «жилище», «дом»,  «место обитания». Впервые понятие «экология» и «язык» объединил американский лингвист Эйнар Хауген, автор доклада «Экология языка», в 1970 г. применивший понятие экологии языка. Экологией языка учёный назвал науку о взаимоотношениях между языком и его окружением.  Экология языка – это такое направление лингвистической теории и практики,   с   которой   с   одной   стороны,   связано   с   изучением   факторов,   негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей   и   способов   обогащения   языка   и   совершенствования     практики   речевого общения. Эколингвистика —   одно   из   современных   научных   направлений   в которое   сформировалось   на   стыке   социального, области языкознания,    психологического и философского направлений в лингвистике.  Эколингвистика  как новое   научное   направление   в   изучении   языковой   сферы   обитания   человека   и общества   формируется   на   выявлении   законов,   принципов   и   правил,   общих   как для экологии, так  и для развития языка, и  исследует роль  языка  при возможном решении проблем окружающей среды. (см. Приложение 1) 5 Последние   десятилетия   эколингвистика   развивалась   в   разных   направлениях, сосредоточенных вокруг двух основных, принципиально разных разделов:  экологическая   лингвистика,   переносящая   экологические   термины, принципы и  методы исследования на  язык  и  языкознание (Э.  Хауген, У. Маккей, А. Филл, А.П. Сковородников);  языковая (лингвистическая) экология, изучающая отражение экологических вопросов в лингвистике, использующая лингвистические термины, методы, исследующие   роль   языка   в  описании   проблем   окружающей   природы   (М. Халлидай, М. Деринг). Согласно В. Ф. Нечипоренко ещё одним компонентом эколингвистики является биолингвистика, под которой он понимает науку о взаимосвязях материального и духовного  начала в  человеке, целью  которой  является  познание  биологических   и социальных основ функционирования памяти, мышления и языка  и речи. 6 Глава 2. Проблемы экологии языка в современном мире. Хорошее знание родного языка, владение его литературными нормами остаётся обязательным   требованием   для   всякого   образованного   человека.   Это   требование связано с очень важным аспектом экологии языка.  Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы   стилистических   и его   искажения,   нарушения   смысловых,   огрубления, грамматических норм.    Д. С. Лихачёв сказал: «Сохранить русский язык – это самая важная задача русской культуры».   Безусловно, наш язык – живой организм, в котором постоянно происходят разные процессы, и его нельзя заключить в определённые рамки. Мы должны развиваться вместе   с   ним.   Языковое   явление   социальное,   любое   изменение,   происходящее   в обществе, естественно отражаются и на языковых процессах.   Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно лексика восприимчива ко всему новому.     Актуальным сегодня является своевременное внесение лингвистами сведений об угрозе исчезновения языков  в созданные красные книги, подобные красным книгам флоры и фауны. В этой связи появилась традиция деления языков на «здоровые» и «больные»,   а   последних   –   на   «серьёзно   больные»,   «смертельно   больные», «обречённые   на   смерть» ­   что   угрожает   опасность   исчезновения.    Из   Интернет  ­ ресурсов я узнала, что на сегодняшний день не вымирающими   языками являются русский, китайский и французский. Основными причинами экологии  языка в современном мире являются: ­ Обеднение лексикона и фразеологических ресурсов, особенно у молодёжи. 7 ­ Не владение многозначностью некоторых ключевых слов эпохи. ­ Не мотивированная замена русских слов иноязычными (англоязычные и другие заимствования). ­ Жаргонизация речи. ­ Речевая вульгарность. ­ Безграмотность. В   моей  работе предметом исследования стали  особенности активного лексикона школьников с точки зрения   сферы его употребления. В течение пяти месяцев я вела наблюдения за речью учащихся МКОУ Шубинской СОШ   7 – 10 классов, записывала употребление и использование в общении жаргонных слов, вульгарных, просторечных. Выяснила, часто ли ребята употребляют  ненормативную лексику. Провела анкетирование (см. Приложение 2). Испытуемым мною было предложено правдиво ответить на 10 вопросов.  Более   общительными   являются   девочки.   Подростки   ­   мальчики     чаще употребляют общаясь друг с другом жаргоны и школьный сленг (заткнись, не ори, отвали, придурок, идиот, жрать). Старшеклассники используют в своей речи са: 60%   ­   общеупотребительные;   30%   ­   ограниченной   сферы   употребления   и   10% ненормативной лексики ­ подростки 8 класса. 8 Заключение В моей исследовательской работе «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка» я познакомилась с понятием экология русского языка и эколингвистика, подобрала   материал   в   соответствии   с   темой,   проанализировала   причины кризисного   состояния   языка     в     современном   обществе.  Заслуживает   особое внимание   прежде всего практическая часть моего  исследования.  В исследовании приняли участие учащиеся МКОУ Шубинской СОШ  7 – 10 классов, численностью 30  человек.  Мною  получены следующие  результаты и сделаны выводы: 1)   Слово «экология»   вызывает   у учащихся   такие ассоциации: «чистота» ­ 50%, «сохранение» – 30%, «порядок» ­10%, «защита» ­10% 2) 90   %     старшеклассников   считают,   что   экология   языка   решает   проблемы грамотности и сохранения  русского языка; затруднились ответить­10% 3) 60%  учащихся считают себя грамотными, так как редко допускают ошибки, соблюдают все нормы русского языка, хорошо сдали экзамен по русскому языку в 9 классе, успешно пишут диктанты, готовятся к сдаче ЕГЭ; 30%  не считают себя грамотными, так как допускают много ошибок при написании и произношении, употребляют в речи слова­сорняки, грубые слова;   не дали ответ – 10%. 4) Используют   заимствованные слова в своей речи только   75 % учащихся, потому что уверены,   работая на компьютере, невозможно не использовать заимствованные слова, так как   они обслуживают эту сферу деятельности (монитор, джойстик, винчестер и другие); 5) К сожалению, старшеклассники употребляют в речи и жаргоны  50%; редко используют   в   своей   речи     ­20%   учащихся.     Отрицательное   (негативное) отношение к жаргонам испытывают 30% ребят. 9 6) Только  40 % учащихся читали и знают высказывания о роли языка в жизни. Назвали     писателей   И.   С.   Тургенева,   А.   Толстого,   К.   Паустовского,   Н. Гоголя, С. Маршака. Поэтому я подбрала 14 высказываний   выдающихся людей о русском языке (см. Приложение 3) 7)  Большинства учащихся (90%) считают проблему экологии языка актуальной по   причине   увеличения   количества   безграмотных,   частое   употребление   в речи молодых людей вульгарной лексики, жаргонов и матерных слов. Разрушение   языка   как   средства   общения   приводит   к   разрушению   русской культуры.   Последствия     могут   оказаться   печальными,   потому   что   в   конечном итоге люди перестанут понимать друг друга. Считаю,   что   вопросы   экологии   русского   языка   должны   рассматриваться   и   на школьном уровне. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому, ко всему окружающему человека – к людям,   природе,   к   планете.   Экология   природы,   экология   культуры,   экология языка – это грани одной проблемы – проблемы сохранения в человеке человека. Поэтому   перед   школой   стоит   глобальная   задача   –   подготовка   культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды.           Я с ребятами 10 класса разработала и провела   для учащихся 7­8 классов мероприятие   –   акцию   «Мы   за   экологию   русского   языка»,   выступила   перед учащимися  9 ­ 10  классов с проектом    на тему: «Проблема  экологии  языка  в современном мире» (см. Приложение 4) Мой проект – это приглашение к размышлению о том, что каждый из нас может сделать для оздоровления  русского языка,  на основании этого можно сделать вывод, что гипотеза нашего проекта подтверждена, так как мы своим мероприятием смогли привлечь   внимание   школьников   к   изучению   эколингвистики,   как   науки 10 способной   сохранить   язык.   Для   этого   предлагаем    воспользоваться   полезными советами (см. Приложение 5) Данные моего проекта могут использовать учителя русского языка и литературы, классные руководители для проведения  уроков по развитию речи учащихся 5­ 9 классов, Недели Филологии в школе, внеклассных мероприятий и классных часов. 11 Список использованной  литературы 1. Земская Е. А.  Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века « Русская речь»  1998 2. Ионова   С.В.   «Основные   направления   экологических   исследований: зарубежный и отечественный опыт. Волгоград. «Языкознание». 2010   № 1 3. Лихачёв Д. С. «Экология культуры», Москва – 1979, № 7 с.173­ 179 4. Савельева   Л.   В.   «Языковая   экология:   русское   слово   в   культурно­ историческом освещении. – Петрозаводск, изд. КГПУ, 1997 5. Сковородников   А.П. экология:   проблемы становления//Филологические науки: Выпуск 6, М.: Высшая школа, 1996 – с.   «Лингвистическая   5­9 6. Сердобинцева   Е.   Н.   Законы   общей   экологии   и   язык//   Экология   русского языка: материалы 1­й Всерос. научн. конф. – Пенза: изд­во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008 – с. 4­5 12 Приложение 1. Эколингвисти ка Экологическая лингвистика Биолингвистика Языковая лингвистика 13 Приложение 2. Анкета 1. Какие ассоциации у вас вызывает слово «экология»? 2. Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание « языковая экология»? 3. Какой смысл заключается в данном понятии? 4. Как вы думаете, какие вопросы решает экология языка? 5. Как   вы   считаете,   может   ли   язык   обойтись   без   заимствованных   слов? Используете ли вы заимствованные (иностранные)  слова в своей речи? 6. Выше отношение к жаргонным словам? Часто ли вы их используете в речи? 7. Какие произведения о роли русского языка   вы читали? (Напиши автора и название)  8. Какие   высказывания   выдающихся   людей   о   языке   вы   знаете,   читали? (Укажите автора). 9. Считаете ли вы себя грамотным человекам? Почему? 10. Считаешь ли ты проблему экологии языка в современном мире актуальной? Почему? 14 Высказывания выдающихся людей о языке   Приложение 3.  Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной.  (П.  Вяземский)  Язык идёт вместе с жизнью народа. (В. Белинский)  Величайшее  богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. (М. Шолохов)  Настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно   ­ бойкий и живой язык народа.  (Л. Толстой)  Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок . Н. Гоголь   Язык всем знаниям и всей природе ключ.  (Г. Державин)  Обращаться с языком кое­как – значит и мыслить кое­как: неточно, приблизительно,  неверно. (Л. Толстой)  Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок,  послушен, ловок и вместителен. (А. Куприн)  В языке самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись.  (С. Маршак)  Для того чтобы любить русский язык, надо его хорошо знать. Тогда только откроется до  конца его красота, разящая сила, юмор, живописность и музыкальность. (К. Паустовский)  Русский   язык   неисчерпаемо   богат   и   все   гобогащается   с   быстротой   поражвющей (М.Горький)  Богатый , звучный,живой,отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разеообразный в звукопорожениях, способный к передаче тончайших оттенков , русский язык кажется нам созданным для поэзии(П.Мериме) 15  Русский язык очень мягок,благозвучен и так богат гласными,как вряд ли итольянский. (И.Рюдигер.)  Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому­то изчение и   сбережение   русского   языка   является   не   праздным   занятием   от   него   делать,   но насущный необходимость.(А.И.Куприн) Приложение 4.   И с каждым днём Сильнее ценим все мы Покой лесов и чистоту воды, В кругу экологической проблемы, Охраны окружающей среды. И наш язык. Он часть большой природы!                                                                        В. Винокуров                                                               16 Родная речь – Отечеству основа.  Не замути  божественный родник, Храни себя: душа рождает слово, Великий  святорусский наш язык.                                                        Черомонах Роман   Приложение 5. Полезные советы ­ Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу по искусству. ­ Следите за своей речью и речью другого человека. (Тактично его поправить) ­ Бережно относитесь  к родному языку. ­ Старайтесь до минимума свести употребление слов молодёжного жаргона. ­ Не злоупотребляйте иностранными  словами.  ­ Помните: язык, речь – ваша визитная карточка в обществе. ­   Постоянное   изучение   русского   языка   –   залог   нашего   профессионального   и жизненного успеха. 17

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»

ПРОЕКТ «Эколингвистика. Некоторые вопросы экологии языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2019