Наши педагоги очень любят заниматься творчеством: шить, вышивать, вязать, делать игрушки своими руками и поэтому нам очень хотелось научить всему этому своих воспитанников. Вместе с детьми делать что-то своими руками гораздо веселее и увлекательнее, когда видишь блеск и интерес в глазах детей хочется творить и творить вместе с ними. Работа по развитию мелкой моторики и творческих способностей в нашей школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей и мелкой моторики и фантазии детей: занятия по вышиванию крестиком, бисером и гладью .При выполнении работ у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движений пальцев рук. Дети, занимающиеся с канвой, нитками и тканью приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают свой творческий потенциал.
МБОУ «Средняя школа № 4» г. Дзержинска
Проект «Город творчества»Актуальность проекта
Наши педагоги очень любят заниматься творчеством: шить, вышивать,
вязать, делать игрушки своими руками и поэтому нам очень хотелось научить
всему этому своих воспитанников. Вместе с детьми делать чтото своими
руками гораздо веселее и увлекательнее, когда видишь блеск и интерес в
глазах детей хочется творить и творить вместе с ними. Работа по развитию
мелкой моторики и творческих способностей в нашей школе тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации
разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности:
игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов
развития творческих способностей и мелкой моторики и фантазии детей:
занятия по вышиванию крестиком, бисером и гладью .При выполнении работ
у детей развивается нагляднообразное мышление, творческое воображение,
память, точность движений пальцев рук. Дети, занимающиеся с канвой,
нитками и тканью приобретают такие качества, как усидчивость,
целеустремленность,
творческий потенциал.
развивают
свой
Новизна проекта заключается в принципиально новом подходе к обучению
детей. Задачи решаются в процессе современного обучения. Дети знакомятся
с выбором и изготовлением картин необычного жанра с помощью различных
техник вышивания. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и
удивление. Создание необычно вышитых картин различными способами
становиться в последние годы все более популярным занятием.
Цель проекта: Развитие творческих способностей и мелкой моторики
ребенка
Задачи проекта:
Привить интерес и пробудить желание совершенствоваться в данном
направлении; формировать устойчивый интерес к художественной
деятельности; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность,
поощрять доброжелательное отношение друг к другу; развивать
художественный вкус, фантазию, изобретательность
Идея проекта: через разные виды деятельности формировать
представления о стиле и технике вышивания крестом, бисером; вежливость в
общении, благодарность за помощь.
Период проектной деятельности сентябрь 2017 года – апрель 2018 года
Этапы работы над проектом «Город творчества»I этап. Организационноподготовительный
Цель. Подготовка
материальнотехнического,
кадрового и программнометодического обеспечения организации проектной
деятельности в группе
документационного,
Задачи.
1. Разработать нормативноправовое обеспечение проектной деятельности в
группе
2. Разработать планы подготовки к организации проектной деятельности по
направлениям:
материальнотехническое обеспечение,
методическая деятельность, программнометодическое обеспечение, работа с
детьми, взаимодействие с социумом.
управление,
4. Разработать планы организации деятельности группы по осуществлению
проектной деятельности
5. Разработать программнометодическое сопровождение проектной
деятельности группы
6. Составление тематического планирования мероприятия.
7.Создание из групп подгрупп по желанию учащихся 9 класса
II этап. Основной
Вид деятельности
1 этап – организационноподготовительный:
Организация творческих групп, определение графика работы,
степени вовлеченности в проект;
Информирование участников о проекте подготовка
материалов на компьютере, распечатывание, копирование.
2 этап – основной:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Выбор материала для практической работы воспитанников:
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с детьми вопросов, связанных с
реализацией проекта;
Составление тематического планирования мероприятий;
Создание уголка прикладного искусства в классе.
Оформление стенда «Город творчества»
Оформление фотоальбома
Сроки
Сентябрь 2017 г.
Сентябрь 2017 г.
Октябрь 2017
апрель 2018 гг.
По окончании
проектаIII этап. Заключительный
Итоги проделанной работы с детьми
Основные направления в работе по реализации проекта
Практическая деятельность
Сбор информации для реализации проекта – совместное работа детей,
воспитателей, библиотекаря. Изучение истории вышивания в разных формах,
стилях и технике.
Социально – нравственное воспитание
Изучение традиций русских мотивов вышивания.
Речевое развитие
Знакомство с фольклором (рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
Художественная литература
Знакомство с русскими поэтами и писателями о красоте вышивания. Чтение
рассказов и сказок.
Изобразительная деятельность
Изучение народного искусства вышивания.
Изучение традиционных, способов и приемов вышивания крестом, бисером и
гладью.План проведения мероприятий по реализации проекта
Период
Сентябрь
2017 г
Октябрь 2017
апрель 2018 г.
Тема, цель
Воспитывать любовь к красоте
вышивания.
Знакомство с вышиванием» на
канве;
Знакомство с работой с тканью
и нитками мулине;
Знакомство с цветным бисером.
Обучение вышивания
гладью:Знакомство с техникой
«Вышиваем крестиком»;
Закрепить знания и умения
детей о вышивании крестиком,
бисером и гладью.
Познакомить детей с историей
вышивания различными
способами
Развивать образное восприятие,
познавательный интерес детей.
Оформление стенда «Город
мастеров»
Оформление фотоальбома
Апрель
2015 г.
Мероприятия с детьми
Чтение книг русских писателей
и поэтов России
I блок.
Ознакомление с сообщениями
учащихся о способах
вышивания.
Экскурсия в музей прикладного
творчества, для ознакомления с
историй вышивания
Экскурсия в школьную
библиотеку, для подбора
материала о истории вышивания
различными способами.
Использование интернет
ресурсов для поиска материала
о технике и стиле вышивания
нитками и бисером.
Поиск и выбор схем по вышивке
крестом и болгарским
крестиком, гладью и бисером
2 блок
Вышивание крестиком цветными
нитками, бисером.
Подбор вышитых картин для
оформления стенда «Город
мастеров» Фотографирование
учащихся 9 класса с
изготовленными работами для
фотоальбомаОжидаемые результаты:
Для детей:
Приобщение детей к труду и национальной культуре России.
Развитие у детей интереса к вышиванию, народным традициям.
Для педагогов:
Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и воспитанниковпри
поиске материала для проекта;
Продукт проектной деятельности для детей:
1. Выставка детских работ;
2. Оформление стенда «Город мастеров».
3.Фотоальбом учащихся 9 класса.
Продукт проектной деятельности для педагогов:
1. Самоанализ по теме проекта;
2. Планирование по данной теме;
4. Знакомство педагогов с творчеством детей.
Подведение итогов по реализации проекта:
Работая над проектом «Город мастеров»и подводя итоги, мы испытываем
огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта
способствовала расширению представления о вышивании нитками и бисером,
развития у детей познавательного интереса через знакомство с техникой
вышивания. Разбудили интерес к своей национальной культуре. Мы надеемся,
что работа в этом направлении будет продолжена.Библиографические источники
1. Комарова Т.С «Художественное творчество детей», М.: «Мозаика –
Синтез», 2012г
2. Янушко Е.А «Виды вышивания», М.: «Мозаика – Синтез», 2012г
3. Колдина Д.Н «История и виды бисероплетения».,М.: «Мозаика – Синтез»,
2011г
4. Далькроз. Э.Ж «Его воспитательное значение для жизни и искусства», СПб,
2012г
5. Арбат Ю.А «Русская народная роспись»., М: «Изобразительное искусство»,
2010г
6. Богатеева З.А «Народные орнаменты»., М: «Просвещение», 2009г
7. Князева Ю.Л, Маханева М.Д «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры».,
СПб: «Детство – пресс»,2010г
8. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб:
Детство – Пресс, 2003.
9. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов школьника» Уч.
пособие. М.: МПИ, 1984.
10. «Вышивание крестиком по мотивам народного орнамента», Богатеева З.
А.
Челябинск: Взгляд. 2007..
11. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего школьного возраста с
русским народным декоративноприкладным искусством». – М.: ООО
«Издательство скрипторий
2003». 2006.
12. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.сост. В.П.
Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
13. «Народное искусство в воспитании школьников» / под ред. Т.С.
Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2007