ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче. Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Иконка файла материала проэкт.doc
ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» Выполнила: Тараненко Л.В. 2014 – 2015 годДидактическая   игра   –   это   многоплановое,   сложное Актуальность   педагогическое   явление:   она   является   и   игровым   методом   обучения   и   деятельностью,   и   средством   всестороннего самостоятельной   игровой   воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко. В   игре   формируются   все   стороны   личности   ребенка,   происходят значительные изменения в психике.  В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.  В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка,   интерес   и   готовность   к   предстоящему   учению,   развиваются познавательные способности.  Дидактическая   игра   важна   и   для   того,   чтобы   сделать   его   настоящую жизнь полной и счастливой.  Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление   делать   что­то,  узнавать,  искать,  проявлять   усилие   и   находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность  дидактических  игр заключается   в  том,  что они  создаются  в обучающих   целях.   Благодаря   их   использованию   можно   добиться   более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Моя   практика   и   теоретические   исследования   по   изучению   данного вопроса,   свидетельствуют   о   том,   что   игровая   деятельность   как   форма обучения отвечает актуальной задаче.Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место   игре,   отмечая   её   благотворные   воспитательные,   обучающие   и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Из   понимания   значения   дидактических   игр   вытекают   следующие требования к ним. 1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. 2.   В   дидактической   игре   обязательно   наличие   увлекательной   задачи, решение   которой   требует   умственного   усилия,   преодоления   некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». 3.   Дидактизм   в   игре   должен   сочетаться   с   занимательностью,   шуткой, юмором. Увлечение   игрой   мобилизует   умственную   деятельность,   облегчает выполнение задач. Цель   исследования   –  теоретически   обосновать   и   практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: ­   изучить   роль   дидактической   игры   как   одной   из   форм   организации обучения детей в детском саду; ­ выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние   на   развитие   интеллектуальных   способностей   детей   дошкольного возраста. Объектом – является воспитательно – образовательный  процесс в ДОУ.Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. Гипотеза   исследования.  Мы   предположили,   что   включение дидактических   игр   в   воспитательно   –   образовательный   процесс   будет способствовать   наилучшему   развитию       интеллектуальных   способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом. Методы исследования:  ­изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; ­наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; ­использование   и   комбинирование   дидактических   игр   в   процессе обучения; ­диагностика развития детей; ­включение   дидактических   игр   в   самостоятельную   деятельность дошкольников;   ­анкетирование,   консультации,   беседы   с   родителями,   проведение праздников. Условия: ­обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада; ­правильное определение главной цели дидактической игры; ­необходимость   сохранять   положительно   –   эмоциональный   стиль отношений   между   взрослыми   и   детьми   на   занятии,   учитывать   возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей; ­использовать   в   дидактических   играх   развивающие   упражнения, физкультминутки. Новизна:  заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из   наиболее   действенных   средств   формирования   у   него   представлений   обокружающем мире. Теоретическая значимость  состоит в том, чтобы определить влияние игры   на   процесс   обучения   и   на   процесс   формирования   знаний,   умений   и навыков   и   будет   способствовать   созданию   у   ребенка   целостного представления об объекте изучения. Практическая   значимость  исследования   состоит   в   том,   что дидактические   игры   вносят   существенный   вклад   в   совершенствование процесса   формирования   интеллектуального   развития,   повышению   уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом; ­учитывая   особенности   формирования   разных   видов   мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой); ­наличие   различных   настольно   –   печатных   игр:   лото,   домино,   парные картинки,   кубики,   словесные   игры,   игры   на   выделение   и   классификацию качества предметов. Полученные   материалы   позволяют   совершенствовать   содержание   и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми. Познавательная значимость состоит в том, что: ­в   работе   с   детьми   используются   методы   и   приемы   продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.); ­соблюдение правил и игровых действий; ­применяется   личностном   –   ориентированный   подход   к   процессу подготовки игры, организации её проведения. Ожидаемый результат к концу реализации проекта. Анализ   результатов   проведенной   работы   свидетельствует   о   том,   что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике   обеспечивает   решение   задач   в   наиболее   приемлемой   для   детейформе. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих   сторон   интеллекта   ребенка.   При   этом   разные   игры   развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение   находить   зависимости   и   закономерности,   классифицировать   и систематизировать   материал;   способность   комбинированию,   т.е.   умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки   и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.  В   совокупности   эти   качества   составляют   то,   что   называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Дидактические   игры   способствуют   подготовке   дошкольников   к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли. Внедрение   нетрадиционных   способов   поможет   расширить   технический диапазон   возможностей   детей,   а   так   же   обеспечит   высокий   уровень эмоциональности и творческой активности детей.   Использование   игровых   технологий   в   режиме   дня   через   все   виды деятельности   позволяет   максимально   реализовать   задачи   развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный) Подготовительные 1 год мероприятия работы по проекту 1. Изучение нормативно­ правовой базы и психолого­ педагогической  литературы. 2. Внедрение передового  педагогического опыта  по  проблеме развития  интеллектуально­ творческих способностей  детей. 3. Использование  инновационных  образовательных  технологий и анализ  программ по пред  школьному образованию. 4. Повышение  квалификации педагога. 5. Выявление  уровня  развития интеллектуально­  творческих способностей  детей 5­7лет. 6. Разработка  перспективного плана  работы.7 Проведение диагностики  интеллектуально­ творческих способностей  детей. 8. Создание  соответствующей  предметно­развивающей  среды. II ЭТАП – рабочий (внедренческий) 1. БЛОК – работа с детьми Социально –  коммуникативное развитие Социализация, развитие общения Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Кто больше вспомнит»; Д/и «Что было до …»; Д/и «Узнай чей лист»; Д/и «Найди игрушку»; Д/и «Найди похожую»; Д/и «Расскажи про свой узор»; Д/и «Мастерская ковров»; Д/и «Художник»; Д/и «Путешествие по комнате».  Формирование основ безопасности Д/и «Путешествие»; Д/и «Где что можно делать»; Д/и «Пешеходы и транспорт»; Д/и «Дорожные знаки»; Д/и «Правила поведения»; Д/и «Собери светофор»; Д/и   «Говорящие   дорожные знаки»; Д/и   «Знай   и   выполняй   правила движения». Познавательно  развитие ФЭМП Речевое развитие Развитие речи Д/и «Сложи узор»; Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»; Д/и «Спортсмены строятся»; Д/и «Какая фигура следующая?»; Д/и «Сравни»; Д/и «Найди ошибку»; Д/и «Не ошибись»; Д/и «Найди пару»; Д/и «Сходства­отличия»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Когда это бывает?»; Д/и «Где что лежит?» Д/и   «Найди   нестандартную фигуру»; Д/и   «Петрушка,   угадай   мою игрушку»; Д/и   «Назови   группу   одним словом»; Д/и «Чем отличаются?»; Д/и «Чего не стало?»; Д/и «Что изменилось?»; Д/и «Похвалялись звери»; Д/и «Чудесный мешочек»; Д/и «Узнай по описанию»;Д/и «Подбери по форме»;  Д/и «Какой цифры не стало?»; Д/и «Пройди к домику». Д/и «Лабиринты»; Д/и «Назови правильно»; Д/и «Назови ласково»; Д/и «Оденем куклу на прогулку»; Д/и «Назови части предметов»; Д/и «Олины помощники»; Д/и «Необычная песенка». Художественно­эстетическое развитие  Изобразительная деятельность Д/и «На что это похоже»; Д/и «Волшебная краска»; Д/и «Собери букет»; Д/и «Раскрась по образцу»; Д/и «Большие ­ маленькие»; Д/и «Дорисуй»; Д/и «Чего не хватает?».  Музыкальная деятельность Д/и «Музыканты»; Д/и «Угадай инструмент»; Д/и «Кто быстрее»; Д/и «Делай как я»; Д/и «Учись танцевать»; Д/и «Музыкальные загадки». Циклы занятий   в по     на Игры развитие речи: «Пустите теремок», «Подбери форме»», «Кто   назовёт?» «Закончи предложение», «Похоже   –   не похоже», «Кто   пойдёт   – пусть возьмёт» больше Учить слушать и  понимать короткие  Просмотр  эпизодов сказок; работы по  проекту составление с  детьми сказки по    схеме; индивидуальная  работа; ООД. рассказы; ­формировать  эмоциональную  отзывчивость; ­способствовать  развитию у детей  представлений о  цвете, форме и  величине предметов  через яркий образ и  игровую  деятельность; ­развиватьИгры на  ориентировку в  пространстве: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Художник», «Путешествие   по комнате». творческую  активность,  наблюдательность,  детское  воображение,  мышление, речь.   Развивать логическое мышление,  Прогулка, самостоятельная  деятельность, беседа. пространственное  представление,  смекалку,  сообразительность; ­закреплять  пространственные  представления(слева, справа, вверху,  внизу, впереди,  сзади(за), далеко,  близко, между,  рядом; ­формировать  умение двигаться в  заданном  направлении, меняя  его по сигналу. РасширятьИгры по  безопасности: «Пешеходы   транспорт», «Дорожные знаки», «Где   что   можно делать?», «Автомобиль», «Польза и вред», «Какой спрятан?». знак и   представления детей  о правилах  ООД, Прогулка, Индивидуальная  работа, беседа. дорожного  движения; ­формировать  умение различать  проезжую часть  дороги, тротуар,  обочину; ­формировать  элементарные   представления о  способах  взаимодействия с  растениями и  животными; ­учить соблюдать  правила безопасного  передвижения в  помещении; ­знакомить с  правилами  поведения в лесу. Учить выполнять  изображения,  используя  Свободная  игровая  Игры для  выразительные  деятельность,развития  художественног о творчества: «Собери букет», «Дорисуй», «Чего не  хватает?», «Раскрась по  образцу». средства: основные  цвета и их оттенки, а  ООД, Организация игр  вне занятий. также природный и  бросовый материал; ­формировать  эстетические чувства на  материале  произведений  народного  творчества; ­учить рисовать  любую игрушку; ­развивать  познавательные  способности. Расширять знания о  геометрических  фигурах; Индивидуальная  работа, ­упражнять в умении  различать и  ООД, Прогулка, правильно называть  геометрические  Самостоятельная  деятельность, фигуры  (круг, овал,  треугольник,  Загадывание  загадок. квадрат,  прямоугольник,  подвести к  Игры с  геометрическим и фигурами,  цифрами: «Геометрическая  мозаика», «Подбери по  форме», «Чудесный  мешочек», «Кто большеназовёт?», «Уберём цифры»», «Задумай число», «Сосчитай, не  ошибись», пониманию того, что  квадрат и  прямоугольник  являются  разновидностями  четырёхугольника; ­дать понятие об  образовании чисел в  пределах 10; ­знакомить с  цифрами в пределах  10; ­формировать  понятия о том, что  предмет можно  разделить на  несколько частей. Научить детей  сравнивать и  группировать  ООД, Совместная  предметы; ­закреплять умение  игровая  деятельность. Игры по  ознакомлению  детей с  окружающим: «Парашютисты», «Времена года», «Школа», выделять  характерные  признаки предметов; ­научить  использовать«Мышеловка», «Кто позвал?», «Чудесный  мешочек», «Музыка для  кукол», «Что из чего  сделано?». предметы в быту и в  труде в соответствии с их назначением; ­развивать слух,  внимание и навыки  звукоподражания; ­учить согласовывать движения со  звуками; ­развивать интерес к  музыкальным  инструментам; ­углубить  представления детей  о различных  материалах, из  которых сделаны  окружающие их  предметы: металл,  дерево, стекло,  пластмасса.2. БЛОК – работа с родителями 1. Предварительная работа 2. Повышение  педагогической  культуры  родителей Выявление запросов  родителей по  организации учебно­ воспитательной  работы с детьми Обогащение  родительского  опыта по развитию  интеллектуально ­   творческих  способностей детей Анкетирование,  беседы Консультации и  беседы В течение  всего  периода 3. «Успехи детей» Показ достижений  детей «День открытых  дверей» 1 раза в год Участники проекта: дети дошкольного возраста 5­ 6 лет. ВЫВОДЫЗная,  что   для  успешного   освоения  программы  дошкольного   обучения, нужно   не   только   знать,   но   и   последовательно   и   доказательно   мыслить, догадываться,       проявлять   умственное   напряжение   и   проводив   работу   по развитию   интеллектуальных   способностей   детей   пришла   к   следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей. У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились   такие   свойство   как   объем   внимания   и   памяти,   воображение, способность   рассуждать,   мыслить   математическими   символами,   гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности   решений.   Выработались   умение   целенаправленно   владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и   Сформировались   умения   планировать   свои   действия, взрослыми. осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Позитивная динамика развития воспитанников Осуществление   развития   умственных   способностей   на   современном этапе,  возможно  при  проведении  строгого  анализа   уровня  знаний  детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных   способностей   детей   в   начале   и   в   конце   учебного   года,   для выявления   стартовых   возможностей   детей   при   осуществлении образовательного   процесса.   Осуществляю   личностно   –   ориентированнуюмодель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования   является   разносторонне   –   развитая,   свободная,   самобытная, творческая   личность.   Основной   программой,   реализуемой   в   ДОУ, обеспечивающей   целостность   воспитательно­образовательного   процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов   и   приемов,   таких   как:   моделирование,   проектирование,   опыты   и экспериментирование,   веселые   игровые   упражнения,   а   также   современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно ­ образовательного процесса.  Литература 1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольномвозрасте», М., 1999 г.; 2.   Дьяченко   О.М.,   Лаврентьева   Т.В.   «Психологическое   развитие дошкольников» ­ М., 1984; 3.   Жуковская   Р.И.   «Развитие   интересов   детей   в   творческих   играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10; 4.   Иванова   Н.И.   «Воображение   и   творчество   детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10; 5.   Косенко   Н.Т.   «Формирование   творческой   активности   в   игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12; 6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» ­ М., Просвещение, 1992 г.; 7.   Савенков   Л.И.   «Детская   одаренность   в   познавательной   сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5­6; 8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2; 9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;