Актуальность Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.
Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
ПРОЕКТ
«Интеллектуальное развитие детей посредством
дидактических игр»
Выполнила: Тараненко Л.В.
2014 – 2015 годДидактическая игра – это многоплановое, сложное
Актуальность
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и
деятельностью, и средством всестороннего
самостоятельной игровой
воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в психике.
В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в
жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества
ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются
познавательные способности.
Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую
жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное
стремление делать чтото, узнавать, искать, проявлять усилие и находить,
обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему
развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в
обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более
прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет
детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Моя практика и теоретические исследования по изучению данного
вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма
обучения отвечает актуальной задаче.Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С.
Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое
место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и
развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие
требования к ним.
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для
умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи,
решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых
трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова
А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда
плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой,
юмором.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает
выполнение задач.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически
реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на
интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
изучить роль дидактической игры как одной из форм организации
обучения детей в детском саду;
выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их
влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста.
Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.Предмет исследования – систематическое исследование дидактических
игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.
Гипотеза исследования.
Мы предположили,
что включение
дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет
способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей
дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной
деятельности детей в целом.
Методы исследования:
изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
использование и комбинирование дидактических игр в процессе
обучения;
диагностика развития детей;
включение дидактических игр в самостоятельную деятельность
дошкольников;
анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение
праздников.
Условия:
обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
правильное определение главной цели дидактической игры;
необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль
отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные,
индивидуальные и психологические особенности детей;
использовать в дидактических играх развивающие упражнения,
физкультминутки.
Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как
вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно
из наиболее действенных средств формирования у него представлений обокружающем мире.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние
игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и
навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного
представления об объекте изучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование
процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня
умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их
психического развития в целом;
учитывая особенности формирования разных видов мышления
дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного
материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);
наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные
картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию
качества предметов.
Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и
повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.
Познавательная значимость состоит в том, что:
в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного
характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);
соблюдение правил и игровых действий;
применяется личностном – ориентированный подход к процессу
подготовки игры, организации её проведения.
Ожидаемый результат к концу реализации проекта.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что
своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной
практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детейформе. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития
творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают
разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную;
умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и
систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение
создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и
воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
В совокупности эти качества составляют то, что называется
сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к
обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро
находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.
Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический
диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень
эмоциональности и творческой активности детей.
Использование игровых технологий в режиме дня через все виды
деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития,
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Система
мероприятий
Задачи
Способы
реализации
Сроки
I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)
Подготовительные
1 год
мероприятия
работы по
проекту
1. Изучение нормативно
правовой базы и психолого
педагогической
литературы.
2. Внедрение передового
педагогического опыта по
проблеме развития
интеллектуально
творческих способностей
детей.
3. Использование
инновационных
образовательных
технологий и анализ
программ по пред
школьному образованию.
4. Повышение
квалификации педагога.
5. Выявление уровня
развития интеллектуально
творческих способностей
детей 57лет.
6. Разработка
перспективного плана
работы.7 Проведение диагностики
интеллектуально
творческих способностей
детей.
8. Создание
соответствующей
предметноразвивающей
среды.
II ЭТАП – рабочий (внедренческий)
1. БЛОК – работа с детьми
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Кто больше вспомнит»;
Д/и «Что было до …»;
Д/и «Узнай чей лист»;
Д/и «Найди игрушку»;
Д/и «Найди похожую»;
Д/и «Расскажи про свой узор»;
Д/и «Мастерская ковров»;
Д/и «Художник»;
Д/и «Путешествие по комнате».
Формирование основ
безопасности
Д/и «Путешествие»;
Д/и «Где что можно делать»;
Д/и «Пешеходы и транспорт»;
Д/и «Дорожные знаки»;
Д/и «Правила поведения»;
Д/и «Собери светофор»;
Д/и «Говорящие дорожные
знаки»;
Д/и «Знай и выполняй правила
движения».
Познавательно развитие
ФЭМП
Речевое развитие
Развитие речи
Д/и «Сложи узор»;
Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;
Д/и «Спортсмены строятся»;
Д/и «Какая фигура следующая?»;
Д/и «Сравни»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Не ошибись»;
Д/и «Найди пару»;
Д/и «Сходстваотличия»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Когда это бывает?»;
Д/и «Где что лежит?»
Д/и «Найди нестандартную
фигуру»;
Д/и «Петрушка, угадай мою
игрушку»;
Д/и «Назови группу одним
словом»;
Д/и «Чем отличаются?»;
Д/и «Чего не стало?»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Похвалялись звери»;
Д/и «Чудесный мешочек»;
Д/и «Узнай по описанию»;Д/и «Подбери по форме»;
Д/и «Какой цифры не стало?»;
Д/и «Пройди к домику».
Д/и «Лабиринты»;
Д/и «Назови правильно»;
Д/и «Назови ласково»;
Д/и «Оденем куклу на прогулку»;
Д/и «Назови части предметов»;
Д/и «Олины помощники»;
Д/и «Необычная песенка».
Художественноэстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Д/и «На что это похоже»;
Д/и «Волшебная краска»;
Д/и «Собери букет»;
Д/и «Раскрась по образцу»;
Д/и «Большие маленькие»;
Д/и «Дорисуй»;
Д/и «Чего не хватает?».
Музыкальная деятельность
Д/и «Музыканты»;
Д/и «Угадай инструмент»;
Д/и «Кто быстрее»;
Д/и «Делай как я»;
Д/и «Учись танцевать»;
Д/и «Музыкальные загадки».
Циклы
занятий
в
по
на
Игры
развитие речи:
«Пустите
теремок»,
«Подбери
форме»»,
«Кто
назовёт?»
«Закончи
предложение»,
«Похоже – не
похоже»,
«Кто пойдёт –
пусть возьмёт»
больше
Учить слушать и
понимать короткие
Просмотр
эпизодов сказок;
работы по
проекту
составление с
детьми сказки по
схеме;
индивидуальная
работа;
ООД.
рассказы;
формировать
эмоциональную
отзывчивость;
способствовать
развитию у детей
представлений о
цвете, форме и
величине предметов
через яркий образ и
игровую
деятельность;
развиватьИгры на
ориентировку в
пространстве:
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Художник»,
«Путешествие по
комнате».
творческую
активность,
наблюдательность,
детское
воображение,
мышление, речь.
Развивать логическое
мышление,
Прогулка,
самостоятельная
деятельность,
беседа.
пространственное
представление,
смекалку,
сообразительность;
закреплять
пространственные
представления(слева,
справа, вверху,
внизу, впереди,
сзади(за), далеко,
близко, между,
рядом;
формировать
умение двигаться в
заданном
направлении, меняя
его по сигналу.
РасширятьИгры по
безопасности:
«Пешеходы
транспорт»,
«Дорожные
знаки»,
«Где что можно
делать?»,
«Автомобиль»,
«Польза и вред»,
«Какой
спрятан?».
знак
и
представления детей
о правилах
ООД,
Прогулка,
Индивидуальная
работа,
беседа.
дорожного
движения;
формировать
умение различать
проезжую часть
дороги, тротуар,
обочину;
формировать
элементарные
представления о
способах
взаимодействия с
растениями и
животными;
учить соблюдать
правила безопасного
передвижения в
помещении;
знакомить с
правилами
поведения в лесу.
Учить выполнять
изображения,
используя
Свободная
игровая
Игры для
выразительные
деятельность,развития
художественног
о творчества:
«Собери букет»,
«Дорисуй»,
«Чего не
хватает?»,
«Раскрась по
образцу».
средства: основные
цвета и их оттенки, а
ООД,
Организация игр
вне занятий.
также природный и
бросовый материал;
формировать
эстетические чувства
на материале
произведений
народного
творчества;
учить рисовать
любую игрушку;
развивать
познавательные
способности.
Расширять знания о
геометрических
фигурах;
Индивидуальная
работа,
упражнять в умении
различать и
ООД,
Прогулка,
правильно называть
геометрические
Самостоятельная
деятельность,
фигуры (круг, овал,
треугольник,
Загадывание
загадок.
квадрат,
прямоугольник,
подвести к
Игры с
геометрическим
и фигурами,
цифрами:
«Геометрическая
мозаика»,
«Подбери по
форме»,
«Чудесный
мешочек»,
«Кто большеназовёт?»,
«Уберём цифры»»,
«Задумай число»,
«Сосчитай, не
ошибись»,
пониманию того, что
квадрат и
прямоугольник
являются
разновидностями
четырёхугольника;
дать понятие об
образовании чисел в
пределах 10;
знакомить с
цифрами в пределах
10;
формировать
понятия о том, что
предмет можно
разделить на
несколько частей.
Научить детей
сравнивать и
группировать
ООД,
Совместная
предметы;
закреплять умение
игровая
деятельность.
Игры по
ознакомлению
детей с
окружающим:
«Парашютисты»,
«Времена года»,
«Школа»,
выделять
характерные
признаки предметов;
научить
использовать«Мышеловка»,
«Кто позвал?»,
«Чудесный
мешочек»,
«Музыка для
кукол»,
«Что из чего
сделано?».
предметы в быту и в
труде в соответствии
с их назначением;
развивать слух,
внимание и навыки
звукоподражания;
учить согласовывать
движения со
звуками;
развивать интерес к
музыкальным
инструментам;
углубить
представления детей
о различных
материалах, из
которых сделаны
окружающие их
предметы: металл,
дерево, стекло,
пластмасса.2. БЛОК – работа с родителями
1. Предварительная
работа
2. Повышение
педагогической
культуры
родителей
Выявление запросов
родителей по
организации учебно
воспитательной
работы с детьми
Обогащение
родительского
опыта по развитию
интеллектуально
творческих
способностей детей
Анкетирование,
беседы
Консультации и
беседы
В течение
всего
периода
3. «Успехи детей»
Показ достижений
детей
«День открытых
дверей»
1 раза в год
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5 6 лет.
ВЫВОДЫЗная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения,
нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить,
догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по
развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему
выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию
способностей детей.
У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные
умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое.
Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение,
способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость
мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и
рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть
волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
Сформировались умения планировать свои действия,
взрослыми.
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,
проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Позитивная динамика развития воспитанников
Осуществление развития умственных способностей на современном
этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В
течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития
умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для
выявления стартовых возможностей детей при осуществлении
образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированнуюмодель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью
образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная,
творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ,
обеспечивающей целостность воспитательнообразовательного процесса
является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных
методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и
экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные
интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно
образовательного процесса.
Литература
1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольномвозрасте», М., 1999 г.;
2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие
дошкольников» М., 1984;
3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»//
Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;
4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное
воспитание – 1997 г. № 10;
5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»//
Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» М., Просвещение,
1992 г.;
7. Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»//
Дошкольное воспитание – 1988 г., № 56;
8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении
грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;
9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума»,
М., 1998 г.;