Проект. Использование метапредметного подхода в экологическм образовании школьников
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—8 кл
14.02.2019
Краткое описание проекта. Обоснование
В современном обществе остро стоит глобальная проблема загрязнения окружающей среды. Школа как один из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание экологическому образованию и воспитанию будущего поколения.
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. [1].
Каропа Г.Н. определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде.
конспект.docx
Я часто провожу проектную деятельность с дошкольниками. Со временем появилась идея
углубить знания детей о растениях, познакомить с понятием кислород, объяснить, какое
значение имеют растения в жизни человека. В реализации моих идей поддержку оказала
учитель биологии Марина Николаевна Севастьянова. Считаю, что преемственность в работе
воспитателя и учителя биологии полезна, ведь именно учитель биологии может дать детям
более широкие представления о растениях.
Проект «Мы кустарники сажаем – кислородом воздух обогащаем» интересен для детей,
поскольку проект предполагает различные виды практической деятельности.
Цели проекта:
развитие экологической культуры у дошкольников;
привитие бережливого отношения к окружающей среде.
Задачи проекта:
приобретение детьми опыта исследовательской деятельности;
расширение представлений о значении растений в природе и в жизни человека;
развитие навыков экологически грамотного поведения, способствующего сохранению
многообразия природы [1].
Экскурсия в зимнем саду ГБОУ школы №2000 учителем биологии Севастьяновой Мариной
Николаевной позволила показать детям разнообразие растений и о каждом из них узнать
много нового и интересного. Учитель биологии подготовила гидовэкскурсоводов (учеников 6
класса), которые рассказывали детям более подробно о некоторых растениях.
На экскурсии дошкольники смогли почувствовать себя настоящими «садоводами» они с
удовольствием поливали и опрыскивали растения из специального устройства. Уход за
растениями способствовал формированию бережливого отношения к природе.
Кроме того, детям были показаны опыты и эксперименты с растениями по теме «Дышат ли
растения?». Дошкольники с увлечением рассматривали устьица (поры) листа традесканции
под микроскопом.
ОПЫТ № 1
Материалы: Небольшая пластиковая чаша с теплой водой, сорванный листочек герани.
Мы заполнили пластиковую чашу теплой водой, сорвали листочек герани, и поместили его в
чашу. Затем положили на него небольшой камень, чтобы листочек был полностью погружен
в воду и оставили на один день на подоконнике, где тепло и светло. Зная, что кислород
легче, чем вода, мы должны были увидеть пузырьки на поверхности воды.
На следующий день мы стали проверять, появились ли эти признаки дыхания листочка. И
действительно мы увидели небольшие пузырьки, которые образовались вокруг листа и краев
чаши. А это значит, что листья могут дышать [2].
ОПЫТ № 2
Оборудование: растение спатифиллум, вазелин.
Мы намазали толстым слоем вазелина верхнюю поверхность листа и намазали толстым
слоем вазелина нижнюю поверхность другого листа. Ежедневно в течение недели
наблюдали за растением, есть ли какаянибудь разница между листьями, обмазанными
вазелином сверху и снизу.
1 Мы наблюдали, что лист, на котором вазелин был нанесен снизу, завял, а другой лист не
пострадал. Отверстия на нижней поверхности листа – устьица служат для движения газов
внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист
необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа
избытков кислорода. Мы пришли к выводу, что растение дышит [3].
ОПЫТ № 3
Оборудование: растение спатифиллум, лейкопластырь.
Мы заклеили часть листа пластырем, и оставили растение на подоконнике, где тепло и
светло. Через неделю мы пластырь сняли.
Мы увидели, что лист поменял свой цвет, а это значит, что без солнечного света в растениях
не может выделяться кислород, а при попадании солнечного света растение может дышать
[4].
Мы не только занимались серьезным изучением растений, но и проводили веселые игры.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ПОСАДИТ ЦВЕТЫ НА КЛУМБУ?»
Правила игры:
На одной стороне зала, на полу расположено три обруча. Каждый с одним цветком
(красным, синим, жёлтым) — это «клумба». На противоположной стороне зала размещены
цветы разного цвета. Дети по сигналу педагога собирают цветы и переносят их на клумбу.
Побеждают те ребята, которые быстрее посадят цветы на свою «клумбу» [5].
А результатом нашей деятельности с детьми стала высадка кустарников во дворе
дошкольного учреждения на участке нашей группы. Мы посадили вместе с воспитанниками
кустарники: магония падуболистная, керрия японская, спирея рябинолистная, спирея
острозазубренная, спирея пестролистная. Дети проявляют желание этой весной посадить
многолетние цветы. Очень радует, что благодаря проекту у ребят сложились представления
о необходимости улучшения окружающей среды [1].
Данный проект занял второе место во Всероссийском конкурсе «Лучший экоурок»,
проводимом ОЭОД «Зеленая Россия».
Мы и впредь будем принимать участие в подобных мероприятиях, и будем стоять на страже
защиты нашей природы!
Список использованной литературы
1. Сайт ОЭОД «Зелёная Россия». Экологический проект Л.А. Шафиковой Мы
кустарники сажаем – кислородом воздух обогащаем [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://genyborka.ru/7932 (дата обращения: 18.04.2018).
2. Сайт Домовод. Опыты для детей. Как дышат листья? [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://домовод.com/healthy/290/ (дата обращения: 18.04.2018).
3. Сайт ГАУ ДО Брянского областного экологобиологического центра. Занимательные
опыты по ознакомлению детей с растениями [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://oldhq.bedu.ru/ebc/index.php/20140930114630/44520140930115238 (дата
обращения: 18.04.2018).
4. Сайт МБОУ ДО Городской станции юных натуралистов. Опыты к занятиям по теме
«Лист» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://gorsun.org.ru/lib/experiments/growing/leaf/ (дата обращения: 18.04.2018).
5. Сайт МААМ. Публикация Рахимовой И.Р. Развлечение «До свидания, цветочное
лето!» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
2 http://www.maam.ru/detskijsad/razvlecheniedosvidanjacvetochnoeleto.html (дата
обращения: 18.04.2018).
3
Проект. Использование метапредметного подхода в экологическм образовании школьников
Проект. Использование метапредметного подхода в экологическм образовании школьников
Проект. Использование метапредметного подхода в экологическм образовании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.