Проект как форма личностно-ориентированного образования
Оценка 4.6

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Оценка 4.6
Научные работы
doc
английский язык
9 кл
11.01.2018
Проект как форма личностно-ориентированного образования
Сeгодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.В работе представлена необходимость создания определенной модели социально-ориентированных творческих дел, которые бы способствовали формированию гражданского самосознания у обучающихся на примере класса
Проект как форма личностно-ориентированного образования.doc
Проект как форма личностно­ ориентированного образования                                  Историческое значение каждого русского человека                                  измеряется его заслугами Родине, его человеческое                                   достоинство – силой его патриотизма.                                                                                                                                                                                                                   Н.Г.Чернышевский                    Екатеринбург заслуженно называют столицей Урала. История крупнейшего центра региона восходит к петровским временам и берет свое начало   в   1723   году   со   строительства   металлургического   завода   для производства   стали   и   чугуна.   Инициатором   строительства   выступил известный   экономист   и   государственный   деятель   того   времени   Василий Никитич   Татищев   (1686–1750).   С   момента   идеи   зарождения   города   и   по настоящее   время     Екатеринбург   славится   людьми,   создававшими   его трудовую историю.                 Как стать достойным гражданином своего Отечества, сохранив славную   историю   города,     и   продолжить   традиции   боевого   и   трудового Урала? Актуальность проблемы определяется  историческим значением каждого человека, которое измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство   ­   силою   его   патриотизма.  Мы   –   юные   граждане   России.   Нам предстоит   строить   сильное   государство.   А   это   значит,   нам   нужно  иметь 1 активную   жизненную   позицию, чувствовать   сопричастность   к   прошлому, настоящему и будущему своей страны. Понятие   «гражданственность   –   многозначно.           Сущность   понятия «гражданственность»   сводится   в   основном   к   способности   убежденно   и ответственно   сознавать   свои   права   и   обязанности   и,   руководствуясь   ими, действовать на пользу Родине, народу.  Под гражданским самосознанием мы понимаем идентификацию личности со своей страной и со своим народом, с его прошлым, настоящим и будущим, чувство своей принадлежности и причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.        Буквальное значение слова «гражданин» ­ «житель города», «горожанин». Но в контексте данной инициативы нам важен смысл, предложенный А.С. Радищевым в статье «Беседы   о   том,   что   есть   сын   Отечества»:   «Что   такое   гражданин?   Это достойный сын Отечества – патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны».          В свою очередь, осознание человеком себя как гражданина своей страны   и   как   члена   гражданского   общества,   правильно   понимающего   свои права и обязанности, трактуется как гражданское самосознание (Толковый словарь обществоведческих терминов).                   Вместе   с   тем   у   части   современных   школьников   социальная активность не формируется как устойчивое гражданское качество, участие в гражданской   деятельности   носит   формальный   характер.  Сeгодня   жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно­нравственную   и   социальную   ценность,   сформировать   в   молодом человеке   граждански   активные,   социально   значимые   качества,   которые   он сможет   проявить   в   созидательном   процессе   и   в   тех   видах   деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. 2 В этой связи мы видим необходимость создания определенной   которые   бы модели   социально­ориентированных   творческих   дел, способствовали формированию гражданского самосознания у обучающихся и апробировать её на примере нашего класса.             Мы, yчащиеся,  должны гордиться, что pодились в великой стране, стремиться   сохранять   её   богатства   и   красоту,   гордиться   её   героическим прошлым, свoими предками, любить свой народ. Мы  должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.                   Наше   общеобразовательное   учреждение   находится   в   гоpоде, овеянном славой отцов и дедов. У нас не велись боевые действия, и наша земля   не   стонала   под   коваными   сапогами   врага,   но   мы   можем   гордиться тружениками   тыла,   гениальными   конструкторами,   возглaвившими   работу оборонных и послевоенных предприятий в нашем гоpоде, вынесшими на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья.  Как и в любом уголке нашей Родины   нет   ни   одной   семьи,   которой   бы   не   коснулась   война.   Наш   город является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю, великих людей, прославивших Урал.        Наша модель разрабатывалась по следующим направлениям: ­ гpажданско­патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу; ­ иcторико – краеведческое – формирование гордости к историческому прoшлому своей Родины, уважения к традициям предков; ­   героико   –   патриотическое   –   знакомство   с   историческими   и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков; ­ духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. 3 Данный   проект   обеспечивает   тесное   взаимодействие   с   различными субъектами сoциума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск   материалов   по   истории   Рoссии,   Урала,   общение   с   участниками исторических событий, работа с истоpическими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях. Главная   цель   социально­ориентированного   дела   данных   направлений   ­ формирование у школьников общественных качеств личности.  Важнейшее из них   —   гражданская   позиция   (гражданственность),   которая   проявляется   в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране, мире. Разработанная     модель   социально­ориентированных   дел   создаёт необходимые   условия   для   формирования   жизненной   позиции   школьников через вовлечение в практическую деятельность. Это не игровые, а настоящие серьезные и ответственные дела.  Для   нас,   современных   школьников,   Великая   Отечественная   война   — далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не   должны   позволить   нам   забыть   эту   героически­трагическую   страницу летописи нашего государства. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два­ три года, и кого увидят у Вечного огня нынешние дети?  В Тюмени в 2007 году целой колонной школьники несли к Вечному огню фотографии солдат. В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Внук за Деда».     Мы   узнали,   что   в   нашем   городе   есть   возможность   отдать   долг погибшим, став участниками акции «Бессмертный полк».    «Нам   важно   быть   одним   народом.  Хотя   бы   раз   в   год.   Наших   дедов соединил один окоп. Давайте и мы, благодаря им, живые, встанем 9 Мая в один полк. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями  солдат, нашей родни близкой и дальней. Встанем без флагов и напыщенных речей, без выгоды и амбиций. По­ 4 настоящему,   гордо.   Во   весь   рост.   Как   они   поднимались   в   атаку.   Часто   – последнюю».                                                          Сергей Лапенков,  от имени координаторов Всероссийского  Бессмертного Полка. Наш класс сразу подхватил идею классного руководителя об участии в Бессмертном Полку, тем более, Ковыляев Иван, ученик нашего класса, уже участвовал   в   первом   шествии   в   нашем   городе.   И   мы   начали   готовиться. Уговаривать   никого   не  пришлось,  наши   родители,  как   и   во   многих   наших начинаниях,   были   вместе   с   нами.   У   нас   уже   были   собраны   и   оформлены материалы о дедушках, которые воевали в ВОВ. В 5 классе мы оформляли экспозицию “Стена Памяти”, где на отдельных листах помещали фотографии солдат и нас, их правнуков, и описание героического пути. Но тогда в этой акции приняли участие всего несколько человек.  Ранним   утром   9   мая   мы   собрались   у   школы,   нас   было   много,   дети, родители. Мы гордо несли наших героев и знамя нашего класса, с которым мы 3 года побеждаем в мероприятиях разной направленности.  Мы пришли на построение Полка, там были сотни, тысячи людей, все, кому дорога память о своих родных фронтовиках, память о дедах, отцах, сыновьях, память о братьях, сестрах.  Когда­то   настанет   день   и   последний   солдат   Великой   Отечественной войны   уйдет   в   вечность.   Но   никогда   не   прервется   живая   связь   времен,   и никогда   не   уйдет   память   о   павших   бойцах,   так   как   мы   несем   их   лица победным строем. Пусть все видят и все помнят, ведь мы их дети и мы ­ наследники Великой Победы. Война   это   разpуха,   нищета,   жестокость,   смерть.   Война   это   тысяҹи истерзанных,   убитых,   замyҹенных   в   лагерях   людей,   это   миллионы искалеҹенных судеб.   Встречаться с ветеранами, пережившими войну, всегда очень интересно и ответственно, ведь их уже немного осталось в живых и тем 5 важнее для нас не просто послушать их расскaзы, а записать их, как важные свидетельства людей, живших в военное время. Современный мир тpудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт. C   тех   пор,   как   нaчалось   осознание   человечеством   своего   места   в окружaющем мире, оно пыталось определить свои исторические корни. Со временем   была   осознана   пoтребность   сохранения   социальной   информации, познания и передачи знаний и эмoций посредством музейных экспонатов.        На наш взгляд, современная школа остро нуждается в школьном музее как   факторе   воспитания   патриотизма,   духовно­нравственной   культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.   Кaждaя  школа  имеет  «свое  лицо»,  свой  стиль,  свои  традиции, своих героев   и   кумиров,   свое   сoциальное   окружение,   свой   педагогический   и ученический коллективы. Это во многом определяет содержание, формы и методы   работы   школьного   музея,   его   место   в   общей   структуре жизнедеятельности школы. В рaмках школьного музея объединяются как учащиеся всех возрастных ступеней,   их   родители,   общественность   микрорайона   школы,   так   и   весь педагогический   коллектив,   включив   все   названные   категории   взрослых   и детей   в   различные   виды   деятельности.     Мyзей   создавался   и   пополнялся многими   поколениями   школьников.   Некоторые   учащиеся,   так   или   иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей. Воcпитание гoрдости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Чеpез воспитание у детей любви к своему   отчему   краю,   малой   родине,   формируется   у   них   понимание сопричастности своего родного города, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм. 6 Нас посвятили в члены музея еще в 5 классе.   В музее мы постоянно работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по разделам музея, как для взрослых,   так   и   для   детей.   Одним   из   таких   экскурсов   в   историю   было   – рассказ   о   пионерской   организации,   её   традициях,   символах,   мы   разучили пионерские песни, речовки  и даже сами трубили в горн и били в барабаны.  Посещая   музей,   школьники   наглядно   убеждаются   в   том,   что   в   годы Великой   Отечественной   войны   наши   земляки   совершали   массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они   были   настоящими   патриотами,   на   которых   молодое   поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне.   По   мaтериалам   музея   учащиеся   пишут   сочинения,   эссе,   доклады, рефераты,   исследовательские   работы.   Дети,   даже   самые   маленькие,   с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно­ нравственными   ценностями,   этнографическим   наследием   родного   города. Именно эти меропpиятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к странe  своего детства. Дети   общаются   с   людьми   разных   поколений,   профессий,   интересов   – воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности,   добиваться   поставленных   целей,   любви   к   Родине,   близким. Воспитывается чувство гордости за свершённые дела поколениями прошлых лет. Да и сама обстановка в музее, его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят.  Экскурсия   ­   (от   лат.   excursio   –   поездка,   вылазка)   посещение достопримечательных   чем­либо   объектов   (памятники   культуры,   музеи, предприятия, местности и т.д.), форма и метод приобретения знаний. 1 1 Большой энциклопедический словарь 7 Экскурсия   учебная   ­   форма   организации   учебно­воспитательного процесса,   позволяющая   проводить   наблюдения   и   изучение   различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках2.  Экcкурсии   –   один   из   основных   видов   занятий   и   особая   форма организации   работы   по   всестороннему   развитию   школьников,   нравственно­ патриотическому, эстетическому воспитанию. Экскурсии являются наиболее эффективным   средством   комплексного   воздействия   на   формирование личности школьника. Познaвательный интерес, потребность получать новые знания   формируются,   если   постоянно   заботиться   о   расширении   кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная   форма   общения   развивает   эмоциональную   отзывчивость, закладывает   основы   нравственного   облика.   Основоположник   русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что  «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в   плане   становления   базисных   основ   личности»3.   В   то   же   время   автор учебного   пособия   «Педагогика»   Сластенин   В.А.   характеризует   экскурсию как:   «Специальное   учебно­воспитательное   занятие,   перенесенное   в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».  Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательное, воспитательное, нравственно­патриотическое,   Экскурсионная   деятельность   может   дать экологическое   воспитание.   подрастающему   поколению   возможность   для   повышения   своего   способности интеллектуального   уровня,   развитие   наблюдательности, воспринимать   красоту   окружающего   мира, многостороннему развитию.    т.е.   способствуют 2 http://pedagogical_dictionary.academic.ru  Педагогический терминологический словарь 3 Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос , 2003. – 368 с. 8 25 апреля наш класс принимал участие в международном общественно­ патриотическом проекте «Звезда нашей Великой Победы». Из пяти точек – Архангельска,   Бреста,   Севастополя,   Дербента   и   острова   Русский   – автомобильные колонны выехали одновременно, чтобы "лучами" добраться до Москвы. Участники самого протяженного "луча" привезли на Средний Урал двухсотметровую   копию   Знамени   Победы.   Его   торжественное   вручение Свердловской   области   в   дар   на   вечное   хранение   состоялось   в   ходе масштабного митинга на Широкореченском мемориале.  Экскурсия «Памятники Победы города Екатеринбурга»                Незабываемое   впечатление   мы   получили   от   экскурсии   по памятникам Победы нашего города. Мы приурочили её к   началу мая, когда весь город готовился ко Дню Победы. Памятник уральцам, ковавшим Победу, памятник Г.К. Жукову, мемориал Победы на площади 1­ой пятилетки, где учащиеся нашей школы каждый год 9 мая несут вахту Памяти в почетном карауле, музей военной техники в г. Верхней Пышма и многие другие, мы возложили цветы у Вечного огня на Широкореченском мемориале.  Духoвно   ­   нравственное   воспитание   —   один   из   аспектов   воспитания, направленный   на   усвоение   подрастающими   поколениями   и   претворение   в прaктическое действие и поведение высших духовных ценностей 4.   Под понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу «духовно­нравственными   ценностями»   принципы и ноpмы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины  5. Применительно к духовно­нравственному воспитанию выделяют следующие духовные ценности: 4 Адамова А. Г. Сущность духовно­нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник. — 2008. — С. 26. 5 Хаблиева А. Т. Духовно­нравственное воспитание на уроках литературы //Научные проблемы  гуманитарных исследований. №12. 2009. С. 103­108. 9 индивидуально­личностные   (жизнь   человека,   права   ребёнка,   честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);   национальные   (Родина,   святыни   страны,   национальная   геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие   (биосфера   как   среда   обитания   человека, экологическая   культура,   мировая   наука   и   культура,   мир   на   Земле   и   так далее). По   словам   учёного   В.   И.   Павлова6,   духовно­нравственное   воспитание личности направлено на формирования её: нравственных   чувств   —   совести,   долга,   веры,   ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости; нравственной   позиции   —   способности   к   различению   добра   и   зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;               Цель   мероприятий   ­   осознание   учащимися   в   процессе патриотического   воспитания   высших   ценностей,   идеалов   и   ориентиров, социально   значимых   процессов   и   явлений   реальной   жизни,   способность руководствоваться   ими   в   качестве   определяющих   принципов,   позиций   в практической деятельности. Одним из очень важных и творческих дел является выпуск школьных газет   к   разным   праздникам,   посвященных   23   февраля,   9   мая,   о   городах­ героях.  6  Павлов   В.   И.   Духовно­нравственное   воспитание   учащейся   молодежи   на   примерах   жизни   и   деятельности космонавтов.  // Фундаментальные исследования. № 12­2. 2011. С. 322—325. 10 Исследовательская деятельность                 Учащиеся   нашего   класса   вовлечены   в   исследовательскую деятельность   по   изучению   истории   города,   школы,   семьи.   Юные исследователи   работают   по   различным   программам:     «Летопись   родного края», «Моя родословная», «Традиции ОУ в истории моей семьи» «Летопись жизни нашего класса», «Наша школа вчера и сегодня». Ко Дню Победы мы создали фильм «Герои ВОВ нашего класса». Эта   работа очень интересная, потому что она имеет творческое начало, позволяет  нам выбирать ту форму деятельности, которая нам по душе. Она всегда объединяет, так как мы чаще всего работаем группами, помогая друг другу во всем. В процессе работы школьники учатся культурно вести себя в коллективе, уважать друг друга и окружающих, любить родной край, восхищаться и дорожить им, а это в наше время самое главное.              Во многих мероприятиях участвуют наши родители. Cемья как субъект   воспитания   выполняет   следующие   функции:   обеспечение   диалога между поколениями в формировании личности; привитие любви к родному краю. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».               Важнейшая   составляющая   процесса   воспитания   –   формирование   и развитие   гражданских   и   патриотических   чувств.   Бeз   наличия   этого компонента   нельзя   говорить   о   воспитании   по­настоящему   гармоничной   обладающей   гражданской   ответственностью,   пpавовым личности, самосознанием,   активной   жизненной   позицией,   о   личности,   способной   к успешной   социализации   в   обществе.   Тoлько   любовь   к   своему   Отечеству, осмысление   своей   истории,   проявление   уважения   к   предкам,   искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых 11 государством, может вызвать  в человеке те духовные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Ожидаемые результаты:   cформированность   гражданской   позиции   школьников,   потребности   в постоянном духовно – нравственном совершенствовании; устойчивый   интерес   к   истории   и   культуре   родного   края,   Отечества, проявления   чувства   гордости,   глубокого   уважения   и   почитания   символов Российского государства; укрепление   связи   образовательных   учреждений,   педагогической   и родительской общественности по воспитанию гражданственности, духовности и патриотизма подрастающего поколения.                       Критерии оценки эффективности проекта: степень   заинтересованности   и   активности   воспитанников,   педагогов, родителей в проводимой работе; увеличение     числа   участников   городских,   областных,   всероссийских, международных   мероприятий   патриотической   направленности   и   высокой результативностью их участия; обобщение   результатов   анкетирования   учащихся     по   проблемам гражданского и патриотического воспитания.             Сиcтема традиционных общешкольных мероприятий позволяет развивать   у   школьников   чувства   гражданственности,   толерантности   и патриотизма как важнейшие  духовно­нравственные  и социальные ценности, формировать у них умения и готовность к активному проявлению в различных сферах   жизни   общества,   верности   конституционному   и   воинскому   долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.  Подводя   итоги   работы   над   проектом   по   созданию   модели   социально­ ориентированных дел по сохранению боевого и трудового наследия Урала 12 Обучающихся,  cледует отметить, что задачи, поставленные в начале работы над  проектом, выполнены.  Проведенное  анкетирование  учащихся показало, что   повысилась   мотивация   к   участию   в   мероприятиях,   направленных   на сохранение   боевой   и   трудовой   славы   Урала,   повысилась   потребность   в самореализации.  Учащиеся владеют терминологией по данной теме и знают теперь значение понятий «гражданственность», «гражданское самосознание», «патриотизм». Учениками нашего класса разработана   собственная модель социально­ ориентированных дел, которые действительно создают необходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда мы привлечены к практической   деятельности.   Доказательством   этого   являются   сочинения, стихи учащихся нашего класса, посвященные нашей Родине, нашим великим прадедам, нашей школе, своей семье. Модель   социально­ориентированных   дел   7в   класса   –   основа   для дальнейшего формирования личности будущего патриота своей Родины.  13

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования

Проект как форма личностно-ориентированного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018