МОУ «ПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН»
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КЛАССНЫЙ ЧАС-ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Коломенское – восьмое чудо света
Классный руководитель:
Прохорова Елена Анатольевна
2009 год
КЛАССНЫЙ ЧАС -ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Классный руководитель: Прохорова Елена Анатольевна
2009 год
Тема: Коломенское – восьмое чудо света
Тип: защита проекта
Форма занятия: межпредметный урок истории Отечества и МХК (7 класс)
Дидактические цели: 1. развитие творческой и познавательной активности школьников;
2.развитие умений и навыков самостоятельной работы;
3.формирование навыков работы в команде;
4.развитие умений планировать и реализовывать реальную проектную деятельность.
Методические задачи: 1. научить находить, обобщать и обрабатывать нужную информацию;
2. научить применять компьютерные технологии
3. совершенствование творческих способностей обучающихся.
Воспитательные задачи:
· прививать обучающимся любовь к историческому прошлому своей страны; пробуждать патриотические и гражданские чувства, гордость за Отечество
· воспитывать уважение друг к другу; развивать чувство коллективизма
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Проблема: снижение интереса детей к истории и культуре своей страны.
Основная идея: в ходе работы дети создают бумажный макет дворца в Коломенском.
Способы организации работы: 1. работа организуется во внеурочное время;
2. обучающиеся работают под руководством учителя истории.
Этапы: 1. формирование темы, целей; формирование группы для работы над проектом – 1 занятие
2. работа над созданием макета – 2-5 занятие
3. подготовка презентации и буклета – 6-7 занятие
4. защита полученных результатов – 8 занятие.
Результат выполнения: бумажный макет Коломенского дворца
Материалы: 1. презентации учителя и учеников
2.буклет «Коломенское – восьмое чудо света»
Оборудование: компьютер с мультимедиопроектором
Эксперты: учителя истории общеобразовательных школ Локнянского района
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя
(сообщение темы занятия и целей)
-Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
История России богата героическими событиями. Но не менее заметный след в историческом прошлом нашей страны оставили простые люди, которые просто хорошо выполняли свои обязанности.
18 апреля в нашей стране считается Днем исторических памятников. На огромной территории России сохранилось много памятников истории, но ещё больше их безвозвратно потеряно.
Одним из таких памятников был летний дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.
Коломенское расположено вниз по течению Москвы-реки примерно в 9 км. От Кремля. Но это расстояние по прямой, а по извилистой Москве0реке путь от центра Москвы до бывшей подмосковной усадьбы русских царей длинней более чем в два раза. Через Коломенское проходили дороги на юго-восток, на Серпухов и в Каширу.
Коломенское расположено в удобном и красивом месте, на берегу Москвы-реки. Не случайно именно в этих местах, к югу от Коломенского, найдено «Дьяково городище» - первая известная стоянка на территории нынешней Москвы, относящаяся к первому тысячелетию до нашей эры.
В состав Москвы Коломенское вошло сравнительно недавно – в 60-е гг. ХХ века, когда Московская кольцевая автодорога стала её новой границей.
Чудный дворец близ коломенской церкви
Выстроил царь. Все хоромы померкли
Перед дворцом деревянным резным,
Звался недаром он «чудом осьмым».
Нету дворца деревянного ныне,
Да не бывало б его и в помине,
Если бы мастера тонкий резец
Нам не оставил его образец,
Тот, что в приказе стоит под стеклом,
Напоминая о чуде былом.
Изучая материал, касающийся развития русской культуры в 17 веке, мы с вами говорили о строительстве этого дворца и о его судьбе. Мы решили попытаться создать макет Коломенского дворца. Сегодня мы с вами представляем результаты нашей работы.
3. Представление презентации учениками и представление макета (выступления обучающихся).
1.Работая над созданием макета царского дворца в селе Коломенское, мы решили в начале изучить более подробно историю его создания.
Первое упоминание о Коломенском относится к 1328 году. К тому времени Коломенское, вероятно, уже было крупным селением. Великий князь Василий 111 построил здесь загородный дворец, а в 1532 году – шатровую церковь Вознесения, в честь рождения наследника, будущего царя Ивана 1У Грозного. Церковь Вознесения – самый древний из сохранившихся памятников зодчества в Коломенском.
В 16-17 веках наряду с княжескими хоромами и придворными церквями обширное место в Коломенском занимали фруктово-ягодные «государевы сады». Леса и прочие угодья вокруг села стали местом царских соколиных охот. В Смутное время, летом 1605 года в Коломенском был устроен военный лагерь Лжедмитрия 1. В октябре 1606 года село было занято войсками Ивана Болотникова. В июле 1610 года в Коломенском на короткое время обосновался Лжедмитрий 11.
2.Коломенское на протяжении почти всей своей истории было великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией, и потому дворцы в нем строились неоднократно. Известно о существовании хором XIV века, о дворце Ивана Грозного, о том, что был выстроен во времена Екатерины II, о дворце Николая I. Но ни один из них не мог сравниться величием и красотой с деревянным дворцом Алексея Михайловича, построенным в 60-70 годы XVII века.
Царь подолгу жил здесь со всей своей семьей. В Коломенском он справлял праздники, выстаивал службы в придворных храмах. В 1667-1668 годах обветшавшие царские хоромы были снесены, вместо них построили большой дворец.
Лучшие плотники, резчики, художники принимали участие в его постройке и украшении. Многоцветный, сложный по форме и изящный один из иноземцев сравнил с "игрушкой, вынутой из ларца".
Постройкой заведовали плотники Семен Петров и Иван Михайлов, а внутренней росписью занимались лучшие русские иконописцы, в том числе Симон Ушаков.
Состоящий из 270 помещений дворец в плане несимметричен, но полная симметрия и не была характерна для русского зодчества XVII века. Вместо этого архитектура того времени стремилась к разнообразию, и поэтому так различно выглядят дворцовые помещения, фасады, формы кровли. И все же это мы видим в нем не нагромождение объемов, а тонкую гармонию целого.
3.Дворец состоял из 24 разнообразных теремов – в виде шатров, бочек, палаток, др., связанных между собой переходами. Некоторые постройки возвышались на 40-50 метров. Дворец был украшен золоченой резьбой, слюдяными окнами, оловянными гребнями, затейливыми решетками, раскрашенными столбиками и карнизами, которые украшали фантастические изображения зверей, птиц и растений.
Мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий поставил во дворце по сторонам царского трона особое устройство «Львова рыканья» - механических львов, которые встречали гостей грозным рычанием. Он поместил часы на Надвратную башню каменных Красных ворот.
Симеон Полоцкий называл дворец Алексея Михайловича «осьмым дивом» света.
Дворец поражал современников не только замысловатостью форм, но и красотой декора. Стены и кровли были выкрашены в разные цвета, флюгера и прапоры (флажки) на крышах позолочены.
4.Деревянному дворцу не суждена была долгая судьба. Петр I переносит столицу в Санкт-Петербург, и царская семья перестает посещать свою подмосковную усадьбу. Уже к середине XVIII века дворец сильно обветшал, и, наконец, в 1768 по указу Екатерины II был разобран. Вместо него выстроили четырехэтажный дворец в европейском стиле, который просуществовал еще меньше и был разрушен наполеоновскими солдатами в 1812 году.
Перед разборкой дворец Алексея Михайловича был тщательно обмерен. На основе этих обмеров в XIX веке были составлены чертежи и сооружен деревянный макет дворца, который дает нам представление об этом шедевре деревянного зодчества.
5.Мы сделали макет Коломенского дворца, воссоздав только комплекс дворцовых строений. Комплекс состоит из хором, соединенных сенями и переходами. Каждая хоромина стояла на высоком подклете и имела особое назначение.
Рассматривая макет слева направо, можно выделить основные части дворца: хоромы царевича – здание под двойной шатровой кровлей; государевы хоромы под двускатной крышей, начинающиеся с сеней, украшенных высоким шатровым перекрытием. К государевым хоромами примыкают терема, имеющие форму кокошников, надстройка над столовыми сенями, вздымающаяся несколькими ярусами, которые заканчивают восьмигранником. Уступы ярусов служили «гульбищами» - балконами. Между хоромами государя и теремами находились покои царицы. За теремами – столовая, надстройка в виде куба, со своеобразной купольной кровлей с выпуклыми очертаниями.
Высота хором равна трем-четырем этажам и выше; хоромы имели по нескольку помещений, свои сени и наружные крытые крылечки.
Архитектура дворца отражает древние народные традиции – построение здания из отдельных срубов (клети), подклети, наружные крыльца, формы перекрытий, нанесение узоров на оконные наличники и т.д.
6.Создавая данный макет, мы сделали попытку воссоздать великолепный дворец, которому не было равных. Но вскоре мы поняли, что это практически невозможно. Наш макет дает только общее представление о том, каким был дворец Алексея Михайловича. Использование при его строительстве разнообразных приемов традиционного народного строительства сделало его прекрасным памятником русского зодчества. Но с полной точностью восстановить все примененные элементы в бумажном образце нам не удалось.
Работая над созданием макета, мы пришли к следующему выводу:
· Летний дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском являлся шедевром русского деревянного зодчества.
· Любой исторический памятник – это достояние народа.
· Памятники истории нужно сохранять, а утраченные - восстанавливать
4. Представление буклета
(выступления обучающихся и вручение буклета присутствующим)
7.Итогом нашей работы стало не только создание макета летнего дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Мы решили оформить буклет, который бы рассказывал об истории создания, внешнем облике Коломенского дворца и его последующей судьбе. Мы старались, чтобы материал, изложенный в буклете, давал как можно более полное представление об исторической ценности этого памятника и был интересен.
5. Оценка проделанной работы.
(обучающиеся обращаются к присутствующим с просьбой охарактеризовать проделанную работу)
Обучающийся: Нам бы хотелось услышать ваше мнение о нашей деятельности при работе над проектом.
6. Вопросы по теме
(вопросы задаются присутствующими)
7. Рефлексия
Учитель: Вы провели большую работу по изучению истории одного памятника культуры нашей России, узнали много нового и интересного о судьбе дворца в селе Коломенском.
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу над проектом.
Рефлексия
РЕФЛЕКСИЯ СЕБЯ в занятии
Ответьте на поставленные вопросы словесно или возле каждого пункта (Я, Мы, Дело) поставьте балл от 1 до 5.
Я
МЫ
ДЕЛО
Я – как работал?
- допускал ли ошибки?
Мы – насколько мне помогли товарищи в группе, учитель; а я – им?
Дело – понял ли материал?
- узнал ли больше?
Задание поможет учителю наглядно увидеть успехи, проблемы в организации проектной работы.
8. Итог занятия:
Учитель: Вы дали оценку нашей работе над проектом. А что было интересного в работе? Что вы узнали нового? Чему научились? С какими сложностями встретились при работе над проектом?
И в заключение нашей работы я предлагаю вам составить синквейн.
КОЛОМЕНСКОЕ
3 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ: УДИВИТЕЛЬНОЕ, ПРЕКРАСНОЕ, ДЕРЕВЯННОЕ
2 ГЛАГОЛА: ПОРАЖАЕТ, ВОСЩИЩАЕТ
1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ОНО – ПРЕКРАСНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК.
ИТОГ: КОЛОМЕНСКОЕ – ШЕДЕВР РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
9. Использованная литература:
1. Герасимов Т.А., Герасимова Г.Г. Самодельные макеты и модели по истории /Альбом чертежей. – М.: Просвещение, 1967
2. Кончаловская Н. Наша древняя столица / Картины из прошлого Москвы. – М: Изд. Детская литература, 1972;
3. Московский государственный объединенный музей-заповедник. Буклет. – М., 2007;
4. Некрасов А.И. Древние подмосковные: Александрова слобода, Коломенское, Измайлово. – М., 1923;
5. Суздалев В.Е. Коломенское – Государственный музей заповедник ХVI-XIX веков. – М.: Изд. Московский рабочий. 1986;
6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9-17вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
7. Мультимедийный учебник Энциклопедия истории России (862-1917). - М.: КОМИНФО, 2001
8. www.school.edu.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.