Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад № 78\3
город Тюмень
Информационно-творческий проект
«Осень Золотая»
(в средней группе)
Проект составила
воспитатель:
Гобжила И.В.
Тюмень 2018 год
Экологический проект
на тему:
«Осень Золотая»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Организация: МАДОУ детский сад 78 (корпус 3)г. Тюмень
2. Адрес: 6250062 город Тюмень, ул. Ставропольская 7.
3. Телефон: 32-90- 34
4.Вид проекта: информационно – творческий.
5. Продолжительность проекта: краткосрочный.
6. Участники проекта: дети средней группы.
(возраст 4-5 года), педагоги, родители.
7. Вид: групповой.
Актуальность темы: Мир природы не может не тронуть человека
любознательного, открытого к прекрасному. Одним из важнейших направлений в
работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы,
что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Проблема: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и
познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это,
прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с
ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в
неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об
объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а
практические, трудовые в работе способствовала организация проектной
деятельности "Волшебница осень". Метод проектов даёт возможность
целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как
проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения,
труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую,
исследовательскую, конструктивную.
Цель проекта:
Формирование начальных форм экологической культуры у детей
дошкольного возраста.
Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой
обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с
окружающим их большим миром природы.
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень»,
«Овощи», «Фрукты», «Грибы».
Задачи проекта:
Углубить представление о сезонных изменениях в природе происходящими
осенью, с цветовой гаммой присущей осенью. Расширить словарный запас за
счёт слов обозначающих признаки предметов;
Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения,
происходящие в природе; Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе,
умение видеть прекрасное в разное время года.
Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
Ожидаемые результаты:
Дети: Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об
осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие
способности, поисковую деятельность, связную речь
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними
доверительные и партнёрские отношения.
Предполагаемые продукты проекта: творческие работы детей, музыкальное
развлечение «У осени в гостях», викторина «Осень».
Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап:
- формулирование цели, задач, ожидаемого результата проекта;
- подбор методической литературы по данной теме;
- подбор дидактического материала;
- подбор детской художественной литературы;
- подбор музыкальных произведений;
- организация развивающей среды.
2) Основной этап:
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Познание»:
Наблюдения, экскурсии, загадывание загадок по теме проекта.
Беседы на темы «Мои любимые фрукты», «Что растет в саду, в огороде?» «Для чего
растению нужны семена?», «Что изменилось в природе с приходом осени?», «Что
можно приготовить из грибов и ягод», « Деревья и кустарники».
Д/и «Корзинка с овощами и фруктами», «С какого дерева листик?» "Запасы зверей",
"Осенние приметы", "Подбирай и называй", "Доскажи словечко".
Наблюдения на прогулке за листопадом. Рассматривание деревьев и кустарников
на участке детского сада.
Образовательная область «Физическая культура»:
Эстафеты и подвижные игры по теме проекта: «Собери урожай»; "Не лезь заяц в
огород", "Овощи-фрукты", "У медведя во бору", "Поймай грибок", "Зайцы и волк",
"Мы весёлые ребята".
Утренняя гимнастика: «Собираем урожай на даче».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Бабочки и цветы», «Листопад», «Баба
сеяла горох».Физкультминутки: «Ветер тихо клён качает…», «Руки согнули и разогнули», «Это
деревья в лесу…», «Огородники».
Образовательная область «Здоровье»:
Пальчиковые гимнастики: «Осенние листья», «Корзина с ягодами», «По ягоды»,
«Осень», «Мы капусту рубим, рубим», "Осень", "Ёжик", "Грибы", "Хозяйка".
Координация речи с движением: «Осень», «Осень, осень в гости просим», «Листья»,
«Мы идём в осенний лес», «Ягоды».
Знакомство с пользой овощей для человека.
Д/и «Полезная и вредная еда», « Где спрятаны витамины?»
«Почему необходимо тщательно мыть овощи перед едой». «Вершки-корешки».
Беседы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные и ядовитые ягоды», «Что
едят в сыром виде, а что в вареном».
Образовательная область «Речевое развитие»:
Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Репка» (настольный
театр), по сказке В. Сутеева « Под грибом»
Пересказы: «Капустный листок» Л. Яхнин, «Сказка о том, как овощи воевали», Г.
Скребицкий и В. Чаплина «Лес осенью».
Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад».
Придумывание сказки « Путешествие листочка».
Дидактические игры: «От какого дерева лист?», «Что едят в сыром виде, а что в
вареном?», «Классификация (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и
т.д.)»,
Творческое рассказывание детей на темы: «Мы гуляли на участке», «Осенний
лес», «Чем осень хороша?», «Чем осень нам запомнится?», «Как мы ходили по
грибы, по ягоды».
Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в
деревне», и составление описательных рассказов по ним.
Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И.Левитан
«Золотая осень», М.Нестеров «Осенний пейзаж».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Сказки: Г. Юдина «Ослиный огород», Д. Родари «Чипполино», Д. Радари «Большая
морковка», В.Сутеева «Яблоко», В. Сутеева « Под грибом».
Стихотворение Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень».
Загадки, потешки, приметы, поговорки о явлениях природы осенью.
Чтение рассказов: И. Соколова – Микитова « Листопадничек», Я. Тайца« По грибы», Л. Толстого « Дуб и орешник», С. Маршака « Откуда стол пришёл», К.
Ушинского « История одной яблоньки».
Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки».
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Образовательная область «Социализация»:
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму»,
«Мастерская художника». "Уборка урожая", "Прогулка в осеннем лесу", "Семена",
"Магазин - овощи, фрукты".
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови по описанию», «Детки и
ветки», «Что растет на грядке?», «Что не так?», «Подскажи словечко», «Назови
ласково», «Поварята», «Назови, какой это сок».
Образовательная область «Труд»:
Уборка опавшей листвы.
Пересадка цветущих растений с клумбы в группу (ноготки, маргаритки и др.)
Сбор природного материала для поделок на прогулке.
Сбор и засушивание листьев для рисования.
Сбор семян цветов.
Дежурство в уголке природы.
Ручной труд: «Красивые букеты» (флористика), изготовление гербария из осенних
листьев.
Образовательная область «Безопасность»:
Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.
Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к
растениям, насекомым, птицам и животным.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Рисование: «Яблоко, груша», «Золотая осень»; «Огурец и помидор», «
Осеннее дерево», «Листопад, листопад – листья жёлтые летят», «Осенний ковер»
(способом рисование салфетками).
Лепка: «Большие и маленькие морковки», «Грибная поляна» (коллективная
работа).
Аппликация: «Дары осени», «Осеннее дерево», «Грибная поляна».
Образовательная область «Музыка»:
Слушание П.И.Чайковского «Времена года» «Осень»
Разучивание песен об осени.
Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».Игра-хоровод «Огородная - хороводная»
Исполнение песни «Антошка» (муз. Шаинского, сл. Ю. Энтина)
Работа с родителями:
-оформление фото – выставки «Гости осени»
-оформление папки-передвижки: "Осень".
- информационный листок: "Как одевать ребёнка осенью".
-оформление раздевалки в тематике осени.
Заключительный этап:
- оформление выставки детских творческих работ;
- музыкальное развлечение для детей "В гостях у осени»;
- Викторина «Осень».