Цель проекта: выяснить историю происхождения дробей, их применение в различных областях жизни и деятельности человека. Задачи: 1.Изучить литературу по теме исследования.
2. Найти связь окружающего нас мира с миром дробных чисел.
3.Собрать интересные задачи по теме и способы их решения для использования на внеклассных занятиях по математике.
Проект
«Мир
волшебны
х дробей»
п. Гвардейское
2018г.
Автор : Самохина
Анастасия,
ученица 5 – Б класса
Руководитель:
Соловей
Елена Александровна,
учитель математики
Цель проекта: выяснить историю происхождения
дробей, их применение в различных областях жизни и
деятельности человека.
Задачи:
1.Изучить литературу по
теме исследования.
2. Найти
связь
окружающего нас мира с
миром дробных чисел.
3.Собрать интересные
задачи по теме и способы их
решения для использования
на внеклассных занятиях по
математике.
Гипотеза: Обыкновенные дроби – не только
трудный, но и занимательный раздел математики.
Они издавна применялись людьми и в настоящее
время проникли во все сферы деятельности
человека.
Тип
проекта:
практико
ориентированный.
Виды деятельности: творческий,
информационный, прикладной.
Для того чтобы ответить на
поставленные вопросы и проверить
гипотезу, мы использовали следующие
методы:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Проведение подсчётов.
3.Подбор занимательных задач.
развития.
число
состоявший
дробей
История возникновения обыкновенных
Необходимость в
дробных числах возникла у
человека на весьма ранней
стадии
Дележ
добычи,
из
нескольких убитых животных,
между участниками охоты,
когда
животных
оказывалось не кратным числу
охотников, могло привести
первобытного
к
дробном
понятию
числе. Наряду
с
необходимостью
считать
предметы у людей с древних
времён появилась потребность
измерять
площадь,
объём,
другие
величины.
Результат
измерений не всегда
удавался
выразить
натуральным числом,
приходилось
учитывать
употребляемой меры.
длину,
время
и
и
части
человека
о
Потребность в более точных измерениях привела
к тому, что начальные единицы меры начали
дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой
единице меры, которую получали как следствие
раздробления, давали индивидуальное название,
и величины измеряли уже этой более мелкой
единицей. Так появились дроби.
В русском языке слово дробь появилось в VIII веке,
оно происходит от
глагола «дробить» —
разбивать, ломать на части. В первых учебниках
математики (в VII веке) дроби так и назывались —
«ломаные числа». У других народов название
дроби также связано с глаголами «ломать»,
«разбивать», «раздроблять».
Вначале в записи дробей не
использовалась дробная черта.
в
Черта дроби появилась лишь
у
только
математика
итальянского
Леонардо Пизанского. Он ввел
слово дробь.
1202
году
Названия
числитель
и
знаменатель ввел в 13 веке
Максим Плануд – греческий монах,
ученый, математик. Записывать
дроби как сейчас стали арабы.
Дроби на Руси называли долями, то есть
рукописях
маленькими
встречаются
дробей:
половина, полчеть, полополочеть, треть, полтреть
и т.д.
числами. В
следующие
старых
названия
В Древнем Египте пользовались только
простейшими дробями, у которых числитель
равен единице
(те, которые мы называем
«долями»). Математики называют такие дроби
аликвотными (от лат. aliquot – несколько). Эти
дроби обозначались так:
Кроме того, египтяне использовали формы
записи, основанные на иероглифе Глаз Гора.
и
являющийся
Для древних людей характерно переплетение
образа Солнца и глаза. В египетской мифологии часто
упоминается бог Гор, олицетворяющий крылатое
Солнце
самых
распространенных сакральных символов. В битве с
врагами Солнца, воплощенными в образе Сета, Гор
сначала терпит поражение. Сет вырывает у него Глаз
— чудесное око — и разрывает его в клочья. Тот — бог
учения, разума и правосудия — снова сложил части
глаза в одно целое, создав "здоровый глаз Гора".
одним
из
Изображения
Ока
использовались при письме в Древнем Египте для
обозначения дробей от 1/2 до 1/64 .
разрубленного
Современные дроби обозначаются так:
частей
Наклонная черта называется «солидус», а
горизонтальная – «винкулум» англ.)
Живя в окружении дробей, мы не всегда их
замечаем. И все же, мы сталкиваемся с ними очень
часто: дома, на улице, в спорте, на работе. Мы
покажем лишь малую часть того, где мы можем
увидеть присутствие дробей.
Дроби в музыке
Шестнадцатая, восьмая, четвертная, половинная,
целая нота. Названия длительностей служат
одновременно и названиями чисел.
понимать в том смысле, что
длительность слева равна
суммарно длительности
справа. С помощью чисел то
Это равенство следует
же равенство можно
записать в виде
1=1/4+1/4+1/2.
Дроби в музыке
В представленном произведении просчитаем общую
длительность всех нот входящих в каждый такт.
Нетрудно заметить, что в каждом такте произведения
получили одни и те же числа.
Это число называется размером музыкального
произведения и записывается в начале нотного стана.
Первый такт:
1
8
4
8
2
4
1
8
1
8
1
4
1
8
1
8
2
4
1
8
Второй такт:
1
4
Третий такт:
1
8
1
8
4
8
2
4
Дроби в медицине
Фармацевтам, что бы сделать необходимое
лекарство для больного, необходимо соблюсти
пропорции препарата. Особое значение у
фармацевтов и имеют дроби, с их помощью
удобнее
нужные
лекарства.
отмерять
и
быстрее
Дроби в парикмахерской
При
химической
парикмахер
составляет специальный раствор в который
входят различные вещества в определенных
частях.
завивке
Приборы
специальным
Хлорамин – это 3/100 от хлорки.
парикмахер
раствором
обрабатывает
«Хлорамином».
Дроби в кулинарии
Поварам нужны дроби для
соблюдения
пропорции
блюда.
Приготовленные блюда нужно умело делить на
порции. В рецептах очень часто используются
такие фразы, например, как одна вторая стакана.
при
приготовлении
Как нас много
•
Проблемный вопрос: какую долю по числу
учащихся занимает наш класс по сравнению с
общим количеством школьников?
Задание: узнать общее число учащихся в нашей
школе, количество учеников по классам; составить
дроби, показывающие долю 5 – Б класса (и не
только) в нашей школе, долю девочек и мальчиков
от числа всех учащихся.
Всего учащихся – 594
Девочек – 280
Мальчиков – 314
5 – Б: всего - 21 , мальчиков - 14, девочек – 7.
Все девочки школы - .
Все мальчики школы - .
Наш класс - , девочки - , мальчики - от всех
По отношению к классу: девочки = , мальчики
учащихся школы.
=
Результаты опроса
Как вы думаете, нужны ли человеку обыкновенные дроби?
До исследования
13
13
Да
Нет
После исследования
Да
Нет
26
Могут ли дроби пригодиться в профессиональной
деятельности человека?
До исследования
9
17
Да
Нет
После исследования
Да
Нет
26
Вывод
При выполнении своего проекта я
узнала много нового о дробях. А
особенно то, что дроби используются
почти во всех сферах деятельности
человека, а это значит, что людям всех
профессий нужно обязательно изучать
дроби! Уметь решать задачи на дроби,
знать правила сложения и вычитания,
умножения и деления дробей.
Литература:
1. Перельман
О.Д.
«Занимательная
математика», Москва «Просвещение», 1999.
2. Занимательная математика в рассказах для
детей / авт.-сост. А.П.Савин и др. –М.: АСТ:
Астрель, 2011.
3. А. Н. Колмогоров. Математика в её
историческом развитии. - М.: Наука. Главная
редакция физико-математической литературы,
199с.
4. С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К.
Потапов. Старинные занимательные задачи.- М.:
Наука.
физико-
математической литературы, 1985. – 160 с.
5. Д. Я. Стройк. Краткий очерк истории
математики. - М.: Наука. Главная редакция
физико-математической литературы, 198с.
2. Интернетресурсы:
http://fb.ru/article/236507/drobiistoriyadrobeyistoriya
vozniknoveniyaobyiknovennyihdrobey
редакция
Главная