Проект "Мое родное Ставрополье"
Оценка 4.7

Проект "Мое родное Ставрополье"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Детсад
01.06.2017
Проект "Мое родное Ставрополье"
Осознание значимости проблемы воспитания любви и гордости к родному городу, Ставропольскому краю, богатству исторических, культурных и природных ценностей региона Северного Кавказа. Исключительное расположение Ставропольского края - наличие в крае: природных кладовых – Кавказские Минеральные воды, лечебные озера, лесных массивов в городской черте, водная кладовая – родники, источники, и естественные водоемы города, края. Близкое расположение жемчужин Кавказа – Домбай, Теберда, Эльбрус, Чегемские водопады, Долина нарзанов и т.д. побудило, нас к проведению углубленной эколого-краеведческой работы с привлечением всех участников образовательного поля детского сада – дошкольников, педагогов и родителей ДОУ. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение предметно-развивающей среды материалами о родном городе, крае, Северном Кавказе, и создание условий для работы с краеведческим и экологическим материалом в микро и макро социуме.«Как в условиях дошкольного образовательного учреждения, доступно, но и исторически грамотно познакомить всех участников образовательного поля с героико-историческим, эстетико-культурным, природным наследием Ставропольского края, региона Северного Кавказа?»
Проект Мое родное Ставрополье.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР-Д/С № 38 «УСПЕХ» ГОРОД СТАВРОПОЛЬ Эколого­краеведческий проект "Мое родное Ставрополье"                                                   Разработчик проекта:                                                   Полунина И.Л. к.п.н.                                                              Заместитель заведующего по УВР                                                             МБДОУ № 38 «Успех»                                                              г. Ставрополь                                                        г. Ставрополь 2016 г. Эколого­краеведческий проект "Мое родное Ставрополье" Вид проекта:   по доминирующей деятельности:   исследовательский,    творческий; по   характеру   содержания:   ребёнок,   ближайшее   окружение,   исторические   и культурные, природные ценности родного города, края, региона; по характеру координации:    открытый; по количеству участников:    групповой; по сфере применения результатов:    социальный; по времени работы: долгосрочный (сентябрь,  2016 года – ноябрь,  2017 года); по характеру контактов: в рамках микро и макро социума.      Новизна    проекта  заключается   в   использовании   информационных   компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса,   является   личностная   включенность   детей,   педагогов   и   родителей   в событийную   жизнь,     меж   предметная   связь,   интегративность   образовательных областей     направлена   на   индивидуализацию   развития   личности   дошкольника. Используя современные, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить   эту   включенность.   Проект   позволяет   детям   и   родителям     расширять представление о своей малой Родине и одновременно приносит пользу окружающему всех нас миру.  Актуальность проекта:   региона   Северного   Кавказа.   Исключительное   Осознание     значимости     проблемы     воспитания   любви   и гордости к родному городу, Ставропольскому краю,  богатству  исторических, культурных и природных ценностей     расположение Ставропольского   края   ­   наличие   в   крае:   природных   кладовых   –   Кавказские Минеральные воды, лечебные озера,   лесных массивов в городской   черте, водная кладовая   –   родники,   источники,   и   естественные   водоемы   города,   края.   Близкое расположение жемчужин Кавказа – Домбай, Теберда, Эльбрус, Чегемские водопады, Долина   нарзанов   и   т.д.       побудило,   нас     к     проведению   углубленной   эколого­ краеведческой   работы   с   привлечением   всех   участников   образовательного   поля детского сада – дошкольников, педагогов и родителей  ДОУ. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение предметно­ развивающей   среды   материалами   о   родном   городе,   крае,   Северном   Кавказе,   и создание условий для работы с краеведческим  и экологическим материалом в микро и макро социуме.  Правильно   подобранная   и   своевременно   предоставленная   наглядность   помогает формированию     у   ребенка   целостных,   неискаженных     представлений   о   родном городе, крае, регионе, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности,  а внесение регионального компонента   в   тематику   и   содержание   предметно­развивающей   среды,   выступает одним из условий  развития  ценностного позитивного  отношения  к родному месту, где ты живешь, к своей малой Родине. Исходя из вышеизложенного, была определена актуальность   создания   мини­музея,   которая   характеризуется   тем,   что   одним   из ведущих   факторов   формирования   патриотических   чувств   у   детей   является знакомство с историей родных мест.  Необходимость   развития   интересов   дошкольников   в   этой   области   связано   с социальным запросом общества. И на основании этого, возникло противоречие:   «Как   доступно,     и     исторически     грамотно   познакомить   всех   участников образовательного   поля   с   героико­историческим,   эстетико­культурным,   и природным    наследием    города,    Ставропольского  края,   региона  Северного Кавказа?» Поэтому   возникла   необходимость   создания     в   группах   дошкольного   учреждения мини­музеев   «Мое   родное   Ставрополье»,   целью   которых   является   ознакомление детей   с   историей,   культурой,   традициями   казачества   и   национальным   колоритом народов Северного Кавказа, природным богатством своей малой Родины. Проблема:   «Как в условиях дошкольного образовательного   учреждения, доступно, но и исторически   грамотно познакомить всех участников образовательного поля с героико­историческим,   наследием Ставропольского края, региона Северного Кавказа?»   эстетико­культурным,   природным   приобщение   детей   к   историко­культурному,   природному   наследию   родного города, края, региона;   развитие познавательного интереса. Расширять  представления  дошкольников о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность; об этносе и расе; об атрибутах культуры (язык, одежда, жилище, народные промыслы, народное искусство, обряды, традиции, праздники, игры, игрушки, национальная кухня); о специфике взаимоотношений, норм и правил этикета в  различных  культурах.  Продолжать  формировать   у     всех   участников   образовательного   процесса желание   узнать   о   национальной   культуре,   традициях,   природных   богатствах народов Северного Кавказа;    Воспитывать     толерантное,   доброжелательное   отношение   к   людям   другой национальности, этноса, расы вне зависимости от социального происхождения, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого своеобразия и бережное отношения к самобытной культуре  жителей региона.  Цель проекта:  Задачи проекта:     Воспитывать у дошкольника бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.  Привлекать     сотрудников   ДОУ,   родительскую   общественность     к   подбору материала для экспозиции мини – музеев.  Основными     принципами   выступают:   ценностный,   заключающийся   в   раскрытии   общечеловеческих   ценностей специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы,   людей,   предметов,   передаваемого   в   произведениях,   для   ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как  само ценности личности ребенка; принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность   знаков   и   символов   искусства   в   предлагаемых   живописных, музыкальных,   литературных   произведениях,   отображающих   палитру   чувств, вызывающих  различные    эмоциональные  переживания;  принцип     региональности,     обуславливающий     подбор     произведений искусства, отображающих  колорит  природы Ставрополья и Северного Кавказа, музыкально­поэтического   фольклора,   декоративно­прикладного   искусства   и народных промыслов Ставропольского края и региона, казачества, и горских народов,     представляющими   для   ребенка   особую   эмоционально­жизненную ценность;  принцип   активности,   обуславливающий   проявление   ярких   эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;  принцип     многомерности,   содержательность взаимодействия видов искусств  на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях. И   позволяющий осуществлять   разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного  эмоционального состояния.  определяющий   Содержание дошкольного образования. Интегративная связь образовательных областей. Меж предметная  связь. Сфера речевого развития Особенности   устной   речи   различных   этносов,   населяющих   Ставропольский   край. Современная и древняя культура Ставрополя и Ставропольского края: этнические языки, естественные науки, искусство, общественная жизнь региона, экология и так далее.   Взаимосвязь   культуры   Ставропольского   края   и   Северного   Кавказа. Особенности нравственных, трудовых, эстетических норм в семье, в детском саду. Речевые   тренинги   для   дошкольников.   Упражнение   на   развитие   творческих способностей:   сочинение   и   драматизация   сказок   и   легенд   Ставропольского   края: Озеро Тамбукан – подарок Хатипары, Легенда о нарзане, Легенда о Ессентуках и  др. Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры Растительный   и   животный   мир   Ставропольского   края,   региона.   Дикая   природа Ставрополья. Нарушение   связей   в   природе – причина экологических  проблем, гибели  природного  явления, объекта. (Сенгелеевское озеро – единственная пресная артерия – города). Тебердинский заповедник. Основные правила самоорганизации познавательной активности. Географические   представления.   Карта   Ставропольского   края:   территории   края, карта   города   (села).   Кавказские   горы.   География   места   проживания.   Виды ландшафта:   лес,   луг,   водоем,   овраг,   пруд.     Природно­климатические   зоны. Природные богатства недр Ставропольской земли: травертин, розовый туф, уголь, нефть, руда, минеральные воды и пр. (с учетом местных условий). Биологические представления. Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение, извержения вулкана.  Природные   заказники:   Кравцово   озеро,   Бештаугорский   заповедник,  Малый   и Большой Ессентучок и др. Тебердинский заповедник. Загрязнение окружающей среды.   Домбай.  Влияние   экологических   условий   на   жизнь   человека   и   живой природы. Деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды. Сфера конструктивной деятельности   ее   особенности, Материалы   для   создания   макетов:   бросовый   материал,   конструкторы.   Местная архитектура,   Архитектурное   пространство Ставропольского края: Эолова арфа, Орел, Место дуэли М.Ю. Лермонтова, Провал, Грот Дианы, Грот Лермонтова (ск. братья Бернардацци), Замок коварства и любви, и др. Горы Кавказа. Двуглавый Эльбрус.   колорит. Ставрополь:  историко­культурные памятники – Крепостная стена, Триумфальная арка Тифлисские ворота, памятник И.Р. Апанасенко 1947), Холодный родник, Ангел хранитель, памятники А.С.Пушкину, М.Ю. Лермонтову (ск. Санжаров  Н.Ф., 1994) в Ставрополе, Первой учительнице и др. Мин – Воды: собор Покрова Пресвятой Богородицы (арх. Ридик С.В.) Пятигорск:      памятник     М.Ю.     Лермонтову   (ск.   Опекушин   А.М.),   место   дуэли Лермонтова   М.Ю. (ск.  Микешин  Б.М.,  дополнили  В.  Козлов,  Л.  Дитрих),      грот Лермонтова, беседка Эолова арфа, место первого захоронения, Орел на Горячей горе (худ.   И.   Крылов,   скульптор.   Л.   Шоцкий),   Грот   Дианы,   Грот   Лермонтова   (бр. Бернардацци), и др. Кисловодск:  Дамский   мостик,   грот   Демона,   А.С.   Пушкину,   Главные   Нарзанные ванны, Замок коварства и любви и др.  Ессентуки: Орел и Змея,  Мужичок, санаторий Верхние ванны.  Мин   –   Воды:  мемориал   Огонь   Вечной   Славы,   храм   Архангела   Михаила,   собор Покрова Пресвятой Богородицы, часовня Феодосия Кавказского.  Природные памятники: Красные камни,  Пятигорский провал, Кисловодская гора Кольцо, Кисловодский Крокодил Гоша, скала Лягушинка, Александрийские столпы, Минераловодские   горы:   Кольцо,   Змейка,   Верблюдка,   Кинжал,   Машук,     Медовые водопады,   Александрийские   столпы.   Домбай.   Эльбрус.   Голубые     озера,   Долина Нарзанов. Краеведческий   музей:   Ставропольский   краеведческий   музей   имени   Г.Н. Прозрителева, и Правве Г.К. (1906), Михайловский историко­краеведческий музей имени   Н.Г.   Завгороднего   (1976),   Пятигорский   краеведческий   музей,   домик Лермонтова,   Кисловодский   историко­краеведческий   музей   «Крепость», Ессентукский   краеведческий   музей,   Железноводский   краеведческий   музей, Минераловодский   краеведческий   музей,     музеи   отделения   железной   дороги, локомотивного депо, стекольного завода, газовой компании, аэропорта. Буденовский краеведческий музей.   Карачаево­Черкесский Музей минералов, руд, самоцветов   "Удивительное   в камне". Экспонаты музея собирались, начиная с 1952 г., поначалу не специально для музея, выставки, а просто как редкие экземпляры, необычные явления в мире камня. И лишь последние лет 15 коллекция пополнялась целенаправленно, не только личным сбором,   но   и   с   помощью   друзей,   путём   обмена,   приобретения   у   других коллекционеров и т.д. Карачаево­Черкесский  историко­культурный  и природный  музей­заповедник. Музей­заповедник     объединяет   ряд   уникальных   памятников:   музей­памятник защитникам   перевалов   Кавказа,   квартал   исторической   застройки   г.   Черкесска, Нижне­Абхазский   историко­археологический   и   архитектурный   комплекс, Хумаринское городище VII ­ VIII вв., Шаонинский храм Х в., Сентинский храм Х в. и комплекс Спасо­Преображенского монастыря, башня "Адиюх" и городище VII ­ VIII вв. и другие (всего 11 комплексов). Уникальны 5 крестово­купольных христианских храмов,   а   также   остатки   древних   городов   и   коммуникационных   линий,   остатки астрономических сооружений X ­ XI вв.  Карачаево­Черкесский   Музей   альпинизма,   туризма   и   истории   курорта Теберда. Музей   находится   в   здании   бывшего   гостевого   дома   известного карачаевского просветителя князя Ислама Крымшамхалова. В музее собран богатый материал по истории туризма и альпинизма региона Теберды ­ Домбая, начиная с конца XIX столетия. Имеется большое количество документов, фотографий, личных вещей участников туристско­альпинистского освоения региона, а также известных личностей,   посещавших   регион.   Музей   располагает   значительным   количеством литературы   по   альпинизму,   туризму,   по   региону   Северного   Кавказа,   Теберды, Домбая. Значительный материал имеется по истории возникновения города­курорта Теберды, о его первопоселенцах в XIX в., о воинах­альпинистах, о боях по защите Кавказа.   Музей располагает коллекцией живописных работ художника­альпиниста А.А.Малеинова   и   др.   художников.   Периодически   в   музее   выставляются   работы местных тебердинских художников К.И.Сенина и О.В.Губановой. Карачаево­Черкесский Музей­памятник защитникам перевалов Кавказа. Музеи   изобразительных   искусств   и   литературные   музеи:  Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, музей П.М. Гречишкина, Ставропольская усадьба   художника   В.И.   Смирнова,   Ставропольский   выставочный   музей изобразительного   искусства,   Пятигорский   и   Кисловодский   выставочные   залы художественных   произведений,   Железноводская   Художественная   Академическая Галерея, Кисловодский музей Белая вилла художника Н.А. Ярошенко, кисловодский литературно   ­   музыкальный   музей   дача   Шаляпина.   Оптимальное   использование вербальных и визуальных средств в процессе педагогического познания региональной культуры.                                   Предполагаемый результат:  Расширятся представления  дошкольников об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведении в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений; ­ о необходимости экономного, бережного отношения к природе; ­   представления   о   природно­климатических   зонах,   условиях   жизни   Ставропольском крае, о богатствах недр земли Ставропольского края,  региона.   на  Расширятся   пространственные   представления   о   наиболее   важных географических   объектах   в   ближайшем   окружении,   и   в   масштабах   города, Ставропольского края, региона.   Станет   возможным   понимание   географической   карты   как   формы   отражения знаний о родном крае;  понимание влияния обычаев, обрядов, норм поведения на результат   приспособления   человека   к   окружающей   географической   среде, стремление   участвовать   в   создании   разных   поделок   в   соответствии   с   их функциональным назначением;  Стремление   дошкольников   и   родителей     к   созданию   разнообразных архитектурных   построек   ­   макетов;   стремление   экспериментировать   при конструировании по собственному замыслу;  Возрастет   желание   и   умение   родителей,   дошкольников     преобразовывать постройки   в   соответствии   с   различными   игровыми   задачами;   новыми открытиями.  Взаимодействие  детей, родителей и педагогов групп  при создании мини­музеев ­   самостоятельность,   творческая   активность,   инициативность   при   подборе материалов, атрибутов, предметов старины.   Понимание   всеми участниками образовательного поля того, что рукотворный мир   ­   результат   деятельности   человека   ­   стремление   бережно   относиться   к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; Развитие любознательности к сложным и разнообразным объектам и явлениям природы;   ощущение   таинственности,  загадочности,  красоты   природного   мира Ставрополья.   Использование   современного   оборудования (лекала, трафареты, стиплеры и т.п.)   и     разных     материалов   (естественные   –   дерево,   камень,   и   др.,   и искусственные – различная     упаковка,   бижутерия, пленки, галантерея и др.) для   воплощения   творческого   замысла   в   изобразительно­конструктивной деятельности   при создании панно и макетов.  Уважение к традициям и культурному наследию народов живущих рядом.  Бережное   и   ответственное   отношение   к   культурному,     национальному   и природному окружению. «Ставрополь – город Креста», «Ставропольская крепость». «Секреты Кавказских Минеральных Вод». «Лермонтов и Пушкин на Кавказе»   «Экологические тропы Ставрополья» «Тебердинский заповедник» «Горы Домбая», «Ремесла  народов Кавказа» «Долина Нарзанов», «Голубые озера», «Эльбрус» «По шелковому пути»  «Казачья станица»  Создание в группах ДОУ мини – музеев:        Сформировать обогащённые и систематизированные знания детей о родном городе, крае, регионе. Риски при работе над проектом:  Трудность восприятия информации детьми в силу возраста. Пути   выхода:   задействовать   игровые   моменты,   адаптировать   исторический материал   к   восприятию   дошкольниками.   Видео   фильмы,   семейные   фото,   чтение произведений,   слушание   песен,   использование     национального   фольклора,   видео фильмы, видео ролики, рассказы детей и родителей об интересных местах города, края, региона.   Недоступность для самостоятельного использования наглядности мини­музея в группе детьми. Пути   выхода:   наблюдение   за   деятельностью   детей   в   течение   дня,   анализ востребованности  мини­музея.  Незаинтересованность родителей участвовать в подборе информации для мини­ музея. Пути   выхода:  проведение   тематических   занятий,   конкурсов,   просмотр   видео фильмов,   создание   игровых   ситуаций     совместно   с   родителями   о   путешествии   в прошлое;   организация   конкурсов   с   родителями   «Знатоки»,   совместные   походы, экскурсии   выходного   дня,   вернисажи   творческих   работ   родителей   с   детьми, изготовление     национальных   костюмов,   презентация   семей   –   культурные   и национальные традиции. Специфика блюд народов Кавказа.  Недостаточная   информация     для   дошкольников,   педагогов,   родителей     по региональному компоненту. Пути   выхода:  задействовать   другие   источники   по   сбору   информации   научную   литературу,   консультация (художественную, библиотекарей, учителей истории Родного края, работников краеведческого музея). Создание региональной программы «Ставрополье – край родной»   интернет   ресурсы, Продукты проекта:  Создание макетов: ­ исторические и культурные места города Ставрополя – с расположением основных достопримечательностей и  памятников. ­  Города Ставропольского края: Пятигорск, Кисловодск. ­  Тебердинский заповедник ­ Домбай.  Иллюстрированная   картотека   достопримечательностей,   памятников   города   городов   Ставропольского   края   –   Пятигорск,   Кисловодск, Ставрополя,   Железноводск.  «Кравцова озеро» плавучий остров  – загадка природы Ставрополья.  Презентация  «Город ­ Креста».  Иллюстрированный альбом «Татарское городище»  Создание   мини­уголков   на   территории   детского   сада:   «Околица»,   «Уголок Минеральных Вод», «Экологическая тропа».  Совместное творчество родителей и  детей  «Казачья утварь»  Красоты   Кавказа   ­     Тебердинский   заповедник   –   «Презентация   семейного выходного дня»  Создание   родительской   общественностью   ДОУ   экологических   маршрутов: «Экологические тропы Ставрополья»  Домбай – жемчужина Кавказа.  Игры народов Кавказа  Меню кавказской кухни – презентация семейных рецептов  Вернисаж народных костюмов.  Секреты горских ремесел. Основные направления реализации проекта:  Разработка этапов проектной деятельности;  Мониторинг планируемых результатов освоения дошкольниками регионального компонента в программе дошкольного образования   Разработка карт динамики развития интегративных качеств дошкольника.  Авторские   разработки   педагогов     непосредственно   образовательной деятельности с дошкольниками от 5­7 лет.   Маршруты экологических экскурсий ­ созданные родителями.  Разработка и внедрение  программы «Мое родное Ставрополье»  Авторские   дидактические   игры   «Кавказские   Минеральные   Воды», «Достопримечательности города Ставрополя», «Животный мир Кавказа»;  Создание мини­музеев  в группах ДОУ;  Оформление презентаций родителями и педагогами;  Вернисажи,   выставки   детских   работ:     «Любимые   места   горожанина», «Крепостная стена», «Декоративно­прикладное искусство»  Посещение Ставропольского краеведческого музея,  археологические раскопки «Татарское городище», лес «Кругленький», «Висячие мосты», «Родники» Этапы проекта: 1. Подготовительный этап:   сентябрь, 2016–  декабрь, 2016 года. Цель: Подборка материалов,  разработка методических материалов  для оформления мини­музеев в группах.  Содержание работы с детьми: Первоначальное   ознакомление   детей   с   историей,   национальными   традициями, эстетико­культурным   наследием   и   природным   богатством     города   Ставрополя, Ставропольского края, Северного Кавказа.  Сфера художественно­литературной деятельности Обряды.  Национальные   песни,   игры.   Национальный   колорит   в   различных   видах художественной   деятельности:   танец,   песня.   Истоки   народного   творчества. Эстетические   ценности   разных   народов,   проживающих   в   Ставропольском   крае. Взаимосвязь   предметов   повседневного   использования   с   культурой,   местными национальными и семейными традициями Ставропольского края. Красота внешнего вида   и   организации   быта.   Эстетический   аспект   коммуникативной   деятельности. Психотерапевтические   свойства   искусства.   Природа   как   источник   переживания, фантазии   и   вдохновения.   Чтение   исторических   отрывков:   «Суворов   на   Кавказе», «1777   –   основание   города   Креста»,   «Ставрополь   –   город   Креста»       Фольклор народов Ставропольского края    (поэтический, литературный) для детей ­ сказки, считалки,   потешки,   прибаутки,   пословицы,   поговорки.   Характерные   герои фольклора,   сказок,   сказов,   литературных   произведений   о   Ставропольском   крае. Ставропольский  край в древних легендах, мифах и сказках. Образы добра и зла, основные представления об устройстве мира в мифологии народов Ставропольского края. Сказочные герои народов Кавказа. Легенды: «Палагиада», «Легенда о  Ессентуках», «Легенда о Нарзане»(2 варианта), «Легенда об источнике молодости», «Орел», «Горы и нарты», «Медовые водопады», «Азалия»,   «Кольцо   ­   гора»,   «Мостик»,   «Дамский   каприз».   Казачьи   сказки: «Оборотень,   Митяй   –   казак,   бесстрашный»,   «Лебедь»,   «Виноградная   лоза», «Огненный змей», «Лихо Одноглазое», «Казак и судьбина»,   «Суженная». Сказки народов Кавказа. Авторские сказки: Рыбалко С., Проскурянов А. – «Легенда о коварстве и любви». Е.Екимцев, Г.Н. Пухальская ­ писатели, поэты, отражающие отношения: гуманные, созидательные, личностные.  Художественный   образ   растения,   животного,   природных   явлений,   человека   в литературных   произведениях   Л.Ф.   Шубной,   В.Н.   Милославской,   народном фольклоре. Способы создания образов в литературе: эпитеты, сравнения, метафоры и др. Стихотворения, сюжетные рассказы, сказки, мифы, легенды передающие характер нравственно­эстетических отношений между людьми и способы, регулирующие их.  Произведения художественной литературы и картин ставропольских художников для дошкольников: Милославская  В.Н.­  сборник «Радуга», «Осень»,  Л.Ф.Шубная «Не  мешайте   спать коту», Г.Н. Пухальская  «Бабушкины сказки», «Прощеное воскресенье», Е. Екимцев «Сиреневый туман», «Ехал дождик на коне»,  «Десять добрых тропок».  М.Ю. Лермонтов – «У подножья Машука»,   «Кавказец», «Битва  на р. Валерик», «Дорога в Кахетию»; Бондарев   С.В.   –   «Парк»,   «Надежда»,   «Пруд»,   «Грот   Дианы»,   «Золотая   осень», «фонтан Деды»;  Н.А. Ярошенко Н.А. –  «Уснула», «Красные камни», «Река Ольховка», «Пятигорск», «Гора Бештау». «Хор»,  «Мальчик в саду»,  П.М. Гречишкин – «Гроза в степи», «Цветущая степь», «Таманский лес», «Маныч», «Домбай»;  Кленов В.Г. – «Лошади на водопое», «Егорлык», «Старый город»;  Соколенко   А.Е.   –   «Ставропольская   ярмарка»,   «Черешня»,   «Перед   дождем»; Смирнов В.И. – «Утро», «Натюрморт», «Грибы», «Зимний закат», «Летний парк», «Груша»;  Чевардов В. – «Гора Бештау», «Зимнее утро», «Золотая осень», «Лес»;  Сфера изобразительной деятельности Народная игрушка (кукла и др.). История изготовления народной игрушки. Народные промыслы   Ставропольского   края.   Произведения   народных   мастеров. Художественные материалы, инструменты, способы создания образа, произведения. Разнообразие и красочность материалов, используемых в художественном творчестве региона. Национальный колорит в различных видах художественной деятельности: лепка,   рисование.   Традиционные   и   нетрадиционные   техники   художественного творчества на Ставропольском крае. Традиционные изделия мастеров­ремесленников Ставропольского   края,   региона   их   разнообразие,   национальный   колорит (кисловодский   фарфор,   дагестанская   чеканка,     богатство   оружейных   мастеров Кавказа,   и   т.д.).   Выставка   народно­прикладного   искусства   народов   Северного Кавказа – национальные подворья. Сфера музыкальной деятельности Музыкальный фольклор народов Ставропольского края: пестушки, песни. Народные песни   (календарные,   лирические,   обрядовые).   Игровой   фольклор.   Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Музыкальные   произведения, дошкольников:   предназначенные   для   ознакомления Русские народные песни, народные песни Ставропольского края, старинные казачьи песни:   «Казачка»   (песня   записана   в   станице   Старопавловской),   «То   не   тучи», «Любить   мне   Россию»   (слова   В.   Сляднёвой,   музыка   В.   Чернявского), «Ставропольская лирическая» (слова В. Сляднёвой, музыка К. Губина), «Город на холмах» (слова и музыка В. Бутенко), «Тополя» (слова Г. Колесникова, музыка Г. Пономаренко), «Вальс выпускников» (слова, которые сочинили выпускники школ г. Ставрополя, музыка В. Чернявского). Казачьи   песни   В.  Ходарева:  «Пчелка»,  «Казачьи   песни», «Возвращаясь   с  охоты», «Песня», «Казачество», «Казачьи шали для любимых», «Мы все уйдём», «Солдатская песня», «Орлик». Песни ставропольского композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний праздник», «Считалка», «Пчёлка» и др.   Мониторинг   интегративного   качества   «Овладевший   необходимыми   умениями   и навыками» о родном городе,  крае, регионе. Посещение   Ставропольского краеведческого музея с детьми. Историческое место города «Крепостная стена» Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности по теме в интересной и увлекательной форме для детей. Проведение беседы с детьми о музее им. Праве, залах музея ­   рассказывающих о прошлом города Ставрополя, об истории казачества, о животном и растительном мире Ставрополья. Уточнить важность музея   для людей,   его значении, и   о роли людей в его создании. Определение темы и названия мини­музея совместно с детьми, определение места для музея. Составление   маршрутов   выходного   дня   ­   с   обозначением   основных достопримечательностей города Ставрополя. Составление  картотеки   достопримечательностей   города Ставрополя. Содержание работы с родителями: Анкетирование родителей с целью выявления их знаний об истории родного города, края, региона Консультирование   родителей   на   тему   «Роль   музея   в   развитии   познавательной активности детей». Вовлечение родителей в создание мини­музея в группе. Мотивирование   родителей   для   организации   совместного   с   ребёнком   поиска, исследования, изучения истории, культуры родного города, края, региона. 2. Практический этап:  январь, 2017 г.  –   сентябрь, 2017 г. Цель: Реализация мини­проектов в группах ДОУ. Содержание работы с детьми: Ознакомление детей с историей возникновения города, его постройками с помощью мультимедийных средств, рассматривание тематических альбомов. Организация   совместной   творческой   и   исследовательской   деятельности: изготовление иллюстрированных альбомов, презентаций, создание мини­уголков на участках ДОУ.  Уточнение   и   систематизация   сведений   детей   об   особенностях   архитектуры некоторых зданий города. Посещение   дома­музея художника   Гречишкина, выставок молодых художников: «Люблю я этот город южный» Знакомство   с   художественными   произведениями   Ставропольских   авторов   в   залах Краеведческого музея. Подготовка макетов исторических и природных мест. Формирование представлений детей о библиотеке, как источнике добывания знаний через посещение выставки «Мой родной край» Организация экскурсий для детей  в созданные  в группах ДОУ ­  мини­музеи.  Участие детей в роли экскурсовода в своём музее. Наблюдение за самостоятельной деятельностью в пространстве мини­музея. Экскурсии по городу. Содержание работы с родителями:  Создание     мини­музея   в   группе.   Сбор   материалов   для   музея   «Секреты бабушкиного сундука»  Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Любимые места – горожанина»  Разработка маршрутов выходного дня ­  «Интересные места Северного Кавказа»  Презентации родителей «Любимые места города, края, Северного Кавказа»  Секреты   мастерства:   «Национальная кухня»   Конкурс   «История   национального   костюма»,  Мини­концерты,  подготовленные родителями: «Культура народов Кавказа» 3. Заключительный этап:    октябрь, 2017 –ноябрь, 2017 г. Цель: оценка и представление результатов реализации проекта Содержание работы с детьми: Систематизация   и   обобщение   знаний   детей   о   городе,   крае,   регионе   ­   через организацию КВН «Прошлое и настоящее Ставрополья». Конкурс знатоков: «Животный и растительный мир Тебердинского заповедника» Мониторинг   интегративного   качества   «Овладевший   необходимыми   умениями   и навыками» о родном крае.  Содержание работы с педагогами:  Презентация   опыта   работы:     «История   моего   города»,   «Ставрополье   край родной», «Традиции народов Кавказа»  Обобщение опыта работы в научно­практических сборниках.  Издание   научно­методического   пособия   «Мое   родное   Ставрополье» региональный  компонент в работе ДОУ.  Разработка   и   внедрение   программ   с   региональным   компонентом: «Экологические тропы Ставрополья», «Исторические места города, края» Содержание работы с родителями:  Анкетирование   родителей   «Развитие   познавательного   интереса   детей   через музейную педагогику».  Участие в конкурсах на уровне города, края, страны.  Презентация   «История   моей   семьи»,   «Маршруты   выходного   дня»,   «Природа родного края»  Конкурсы, викторины – «История моего дома»  Экологический десант «Дерево выпускника ДОУ»  Анализ реализации проекта по созданию мини­музея в группах ДОУ.              Список литературы по региональному компоненту. 1. Богачева И.В. Мое отечество – Россия! М. 2005.­232с. 2. Беликов Г.А.  Врата Кавказа. Ставрополь. 1997. 350с. 3.  Госданкер В.В., Остапенко В.Г.  Памятники истории и культуры Ставрополья. С. 1993. 4.Гниловский   В.Г.  издательство. 1974.­350с. 5.Дьяконова Н., Дьяконов Д. Родное Ставрополье. М. 2006.  Занимательное   краеведение.   Ставропольское   книжное 6. Кабузан В. Население Северного Кавказа в 18 –19 веках. СПб., 1996. с.­ 6,189,205. 7.Козлова   С.А.   Теория   и   методика   ознакомления   дошкольников   с   социальной действительностью. М. Академия. 1998. 8. Кондыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М. СФЕРА. 2005. 9.Литвинова   Р.М.,   Зеленская   В.А.   Коммуникативная   культура   руководителя образовательного учреждения. С. 2007. с.­101 –131. 10.  Литвинова   Р.М.   Дошкольник   в   пространстве   Ставрополя   и   Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.­66­80. 11. Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.­390с.сб­к1. 12.Литвинова Р.М. Интерактивные формы работы с кадрами. С.2008.­220с. 13.Литвинова Р.М. Казаки на Ставрполье. С. 2009.­220с. 14.Литвинова   Р.М.,   Пащенко   А.Т.   Региональная   культура:   художники,   писатели, композиторы. С. 2010.­250с (с видео приложением). 15.Литвинова  Р.М., Пащенко  А.Т. Поло   ролевое  воспитание  детей  в  дошкольном учреждении. С. 2006.220с.сб­к2. 16. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка ­ Пресс: 2003. 17. «Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края»   и   «Комплексная   программа   гармонизации   межэтнических   отношений   в Ставропольском крае на 2000­2005 годы». Постановление губернатора СК № 798 от 31.12.99. 18. Пути мира на Северном Кавказе; независимый экспертный доклад /под редакцией В.А. Тишкова. М. 1999г./. 19.  Погребова Н.Б., Литвинова Р.М. Дошкольное образование и социокультурный процесс. Под общей редакцией Золотухиной А.Ф. С. 2007. раздел 4. с.­132­147. Практический материал в помощь педагогам и родителям Достопримечательности Ставрополя Крепостная гора Крепостная   гора   в  Ставрополе   ­   исторический   центр,   место   основания   города. Крепость,   возведенная   в   1777   г.,   по   своему   положению   являлась   центральной   в цепочке   крепостей   Азово­Моздокской   оборонительной   линии.   Боеготовность крепости   проверялась   великим   русским   полководцем   А.В.   Суворовым.   В   плане крепость   имела   форму   вытянутого   прямоугольника   с   размещенными   по   углам бастионами,   с   крепостным   рвом   и   валом.   Занимающая   всю   гору   крепость   была неприступной. В 1779 г. в укреплении помимо различных сооружений размещалось четырнадцать казарм для драгунов. С востока и юга возле крепости находились солдатская слобода и станица, армянский квартал и мещанский форштадт, которые в 1785 г. все вместе образовали   город   Ставрополь.   К   середине   XIX   ст.   ставропольская   крепость перестала выполнять свое военное назначение. На территории укрепления появились разные гражданские постройки ­ казначейство, обывательские дома, пожарная часть и  уездное  училище.  В  западной  части   оборонительного   сооружения   был   возведен корпус Александровской женской гимназии, а крепостную казарму, стоящую рядом, приспособили под приют. В   1849   г.,   после   того   как   в   1843   г.   Ставрополь   объявили   центром   Кавказской епархии,   на   вершине   Крепостной   горы   возвели   Кафедральный   собор   Казанской Божией Матери, которая являлась покровительницей города. В   1867   г.   возле   собора   была   возведена   высокая   (около   90   м)   колокольня.   Свое градообразующее значение Крепостная гора потеряла с приходом советской власти, прежде всего это связано со сносом Казанского собора в 1930­х гг. и колокольни в 1943 г. От храмового комплекса осталась только несколько переделанная каскадная лестница, ведущая к собору.  В 1967 г. в низу лестницы на братской могиле воинов состоялось открытие мемориала «Вечная Слава». К 200­летней годовщине города также были открыты памятник Суворову и «Суворовская палатка». Позже на месте разрушенного   кинотеатра   «Родина»,   на   площади   была   установлена   летняя концертная площадка. В сентябре 2000 г. на Крепостной горе состоялось открытие именного символа Ставрополя ­ памятника «Крест». Краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, созданный в 1905 году, является   одной   из   достопримечательностей   Ставрополя,   старейшим   музеем   на территории Северного Кавказа. Он располагается в здании бывших торговых рядов, являющемся   архитектурным   памятником   регионального   значения,   которое   было построено в 1873 году архитектором П.К. Никифоровым. В музее нашла отражение не только история Ставрополя, но и всего Северного Кавказа в целом. Фонд музея состоит из более 300 тысяч музейных экспонатов, некоторые из них имеют мировое значение, в частности, два скелета южного слона, из пяти найденных в мире. Также здесь можно увидеть единственный в мире полный скелет кита­цетотерия и скелет носорога­эласмотерия.   Посетителей   музея   непременно   заинтересуют   экспонаты ботанической,   минералогической, археологической коллекции, коллекции оружия, нумизматики, наглядных учебных пособий, фотодокументальный архив музея и многое другое. энтомологической,     зоологической, Археологические     коллекции   Ставропольского  государственного     историко   ­ культурного       и     природно­ландшафтного   музея­заповедника имени   Г.   Н. Прозрителева  и  Г. К. Праве   В   1907   г.   Григорий   Николаевич   Прозрителев   передал   музею   свои   собственные коллекции по археологии, которые, и положили начало формированию фонда. Это коллекция случайных находок и комплексов некоторых памятников с территории Северного Кавказа, а также коллекции по древнему Египту и древней Греции. В 1936 г. в музей были переданы коллекции из Северо­Кавказского краевого музея горских народов (г. Ростов­на­Дону) и археологическая часть этих коллекций вошла в фонд отдела археологии. С 1939 г. археологические фонды музея пополняются благодаря интенсивной   полевой   работе   нового   сотрудника,   зав.   историческим   отделом Ставропольского краеведческого музея, археолога Татьяны Максимовны Минаевой. Особенно   глубоко   она   занимается   исследованием   древних   и   раннесредневековых памятников   племён   Верхнего   Прикубанья.   Формирование   археологических коллекций музея: исследуется катакомбный Аланский могильник и Кабардинский курганный могильник в ур. Байтал­Чепкан. Наиболее крупным вкладом в коллекцию явилась доставка монументального склепа­мавзолея аланского военачальника в 1957 г.     Сегодня   археологическая   коллекция   насчитывает   54,5   тыс.   единиц   хранения. Собрание включает в себя материалы памятников различных исторических эпох от нижнего   палеолита   до   позднего   средневековья,   находящихся   на   территории Северного Кавказа.  Наиболее интересными в научном плане являются следующие коллекции:     Образцы керамики Майкопской культуры из раскопок поселения у станицы Галюгаевской Курского района и курганов у станицы Усть­Джегутинской КЧАО. Комплекс погребения № 186 (ассирийский шлем и предметы конской узды бронзовые,   относящиеся   к   кругу   переднеазиатских   древностей)   кобанской культуры из раскопок могильника Клин­Яр близ г. Кисловодска. Навершия бронзовые в характерном для раннескифской культуры зверином стиле VII в. до н.э. из с. Новозаведённое Георгиевского р­на. Коллекция   клейм­печатей   с   именами   эпонимов   и   эргастриархов   острова Родос на ручках амфор из раскопок Грушевского и Татарского городищ.   Коллекция   предметов   быта,   костюма   и   культа   аланской   культуры   из раскопок скальных могильников Мощевая Балка Урупского р­на и Подорванная балка Зеленчукского р­на КЧАО. Крест Каменный с первой на Северном Кавказе славяно­русской надписью из окрестностей с. Преградного Красногвардейского р­на. Мавзолей аланского военачальника из с. Преградного Колты из золота гуннского времени.   Фонды – документальные памятники Документальный   фонд   составляет   30%   всего   музейного   собрания   и   отражает историю Кавказской области, Ставропольской губернии, Орджоникидзевского края, Ставропольского   края   (1776   –   2009   гг.).   Представляют   интерес   фонды   83­го пехотного   Самурского   полка;   Второго   Кавалерийского   корпуса   имени   Л.   М. Доватора; участников Гражданской и Великой Отечественной войн генералов И. Р. Апанасенко, В. И. Книги, Л. Н. Лозановича; семьи первого переводчика на русский язык книги К. Маркса «Капитал» Г. А. Лопатина; русского писателя В. И. Сургучёва; первого осетинского поэта, художника и просветителя К. Л. Хетагурова; историка­ краеведа, основателя Ставропольского Музея Северного Кавказа Г. Н. Прозрителева; основателя   Ставропольского  городского  музея,  нотариуса  Г. К.  Праве;  географа­ краеведа   В.   Г.   Гниловского,   профессора­лермонтоведа   А.   В.   Попова   и   другие. Коллекция географических карт 1809­2000 годов насчитывает более 800 предметов. Ценными   являются   фотодокументы   1900­1930­х   гг.   с   видами   сёл   и   городов Ставропольской губернии, города Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод, виды Кавказа фотографа Г. И. Раева, фото типажи населения Ставрополья, в том  числе   казаков­некрасовцев,  калмыков,  туркменов,  ногайцев,  народов  Адыгеи, Дагестана,   Ингушетии,  Кабардино­Балкарии,  Осетии,  Чечни.   Среди   тематических фотоальбомов   начала   XX   века   такие   как   «Школы   Ставропольских   кочевых инородцев»,   «Большедербетовский   улус   Ставропольской   губернии»,   «Храмы Кубанской   области»,   «Балкария»,   «Чечня   и   Салатавия».   В   коллекции   негативов выделяются   стеклянные   негативы   начала   XX   в.   из   архива   ставропольской   семьи Ивановых, а также архив фотокорреспондента газеты «Ставропольская правда» М. П.   Колесникова,   который   всесторонне   задокументировал   события   последней четверти ХХ века (2468 фотопленок, включающих 108 169 негативов). Фонды ­ Коллекции группы «Изобразительное искусство» В музее хранятся 3 целостных коллекции произведений изобразительного искусства. Авторская коллекция пейзажей Заслуженного художника РСФСР П. М. Гречишкина (1922­2009)   из   543   работ   экспонируется   в   Картинной   галерее   пейзажей   П.   М. Гречишкина.   Коллекция   графических   и   живописных   работ   «Горцы   Северного Кавказа глазами художников. Конец 1920­х – начало 1930­х гг.» сформирована в ходе этнографических экспедиций по Северному Кавказу художниками г. Ростова­ на­Дону, Дагестана, Осетии, Ингушетии и передана в 1936 г. из Северо­Кавказского краевого музея горских народов им. большевика Муссы Кундухова (г. Ростове­на­ Дону). Она включает портреты, зарисовки национальных костюмов и орнаментов, сюжеты   по   быту,   ремеслам,   хозяйству   народов   Дагестана,   Чечни,   Ингушетии, Карачая,   Черкессии   и   Осетии.   Авторская   коллекция   произведений   живописи   и графики   В.   И.   Смирнова   (1841­1922),   стоявшего   у   истоков   художественного образования   в   городе   Ставрополе,   учителя   осетинского   поэта   К.   Л.   Хетагурова. Кроме   того,   в   фондах   музея   имеются   произведения   живописи   и   графики ставропольских   художников,   в   том   числе   Народного   художника   РСФСР   К.   Г. Казанчана,   Заслуженного   художника   РСФСР   Е.   Ф.   Биценко,   основателя   школы­ студии в городе Ставрополе В. Г. Клёнова и др. Фонды – Нумизматические коллекции Собрание включает предметы нумизматики с VII в. до н.э. до наших дней. Среди памятников денежного обращения монеты Боспорского царства IV в. до н.э. ­ IV   в.   н.э.,   Византии   300­600   гг.;   Сасанидских   правителей   VI   в.   н.э.,   клад золотоордынских серебряных монет XIV века; русские «проволочные» деньги XIV­ XVII веков, клад из 795­ти пятикопеечных монет времён Екатерины II; бумажные денежные знаки территориальных северокавказских выпусков времен интервенции и Гражданской войны 1918­1920­х годов. В музее хранятся серия портретных медалей русских князей и царей выпуска 1770–х гг., награды Кавказской войны и полковые знаки XIX века, должностные знаки местных органов самоуправления начала ХХ века.   Отечественная   негосударственная   фалеристика   1990   ­   2000­х   годов представлена коллекцией из 205 личных негосударственных наград и знаков А. Л. Черногорова – губернатора Ставропольского края в 1996­2008 годах. Фонды ­ Военно­исторические коллекции Собрание   включает   холодное,   метательное,   оборонительнеое,   пневматическое, огнестрельное оружие, патроны, пули, гильзы, бомбы, гранаты, осколки, предметы военного   снаряжения.   Предметы   датируются   XVII­XX   веками.   90%   коллекции поступило   в   музей   до   1927   года   в   составе   собраний   Ставропольского   Музея Северного   Кавказа,   музея   83­го   пехотного   Самурского   полка,   а   также   Северо­ Кавказского краевого музея горских народов им. большевика Муссы Кундухова (г. Ростов­на­Дону). В 1960­1980­х годах собрано мемориальное оружие Гражданской и Великой Отечественной войн. Ядро коллекции составляет кавказское оружие, среди которого есть парадное и наградное, украшенное в традициях северокавказских и закавказских   оружейников.   Имеются   образцы   вооружения   русской   армии   XIX   ­ начала   XX   вв.,   изделия   оружейников   Турции,   Персии,   стран   Западной   Европы, Индии.   Среди   мемориального   оружия   предметы,   принадлежавшие   знаменитым землякам,  в  том   числе   первому   в  СССР   Герою  Советского   Союза   на   подводном флоте   И.   А.   Бурмистрову,   генералам   Давыдову   П.   М.,   Голубовскому   В.   С., Суржикову М. И., контр­адмиралу Деревянко К. И. и др. Этнографические коллекции Многонациональный   состав   населения   края   определяет   тематику   комплектования этнографических   коллекций,   которые   включают   сборы   начала   XX   в. Г.Н.Прозрителева   (основателя   и   директора   музея   Северного   Кавказа),   коллекции Северо­Кавказского   краевого   музея   горских   народов   (г.   Ростов­на­Дону)   и результаты   экспедиционной   работы.   Основой   этнографического   собрания   музея является коллекция национальной одежды коренного кочевого, горского населения (ногайцы, туркмены, калмыки, карачаевцы, осетины, черкесы, абазины, кабардинцы и т.д.) и одежды казаков и русских крестьян переселенцев (терцы, кубанцы, казаки­ некрасовцы,   Курская,   Воронежская,   Нижегородская,   Полтавская,   Киевская губернии,   мордва   и   т.д.),   а   также   их   хозяйственная   утварь   и   орудия   домашнего производства, серебряные женские украшения. Среди предметов быта выделяется коллекция самоваров. Сборы 1960­1980­х гг. позволили сформировать значительную коллекцию по этнографии города (одежда, мебель, утварь, игрушки, бытовая техника т.д.) начала 20 века ­ 1960­х  гг. Раритетами этнографической коллекции являются:  икона   «Зеленая   Тара»   (Зелёная   Тара   –   один   из   центральных   персонажей буддийского   пантеона)   ­   выдающийся   памятник   прикладного   искусства калмыцких   вышивальщиц   конца   19   –   начала   20   вв.   Была   изготовлена   к юбилейным   торжествам,   связанным   с   300­летием   Дома   Романовых, отмечавшимся в Большедербетовском улусе Ставропольской губернии;  музыкальные инструменты буддийского храма;  сумка наиба Шамиля;  «восточная коллекция» основателей музея (Япония, Китай, Персия);  костюмные комплексы казаков­некрасовцев. Природоведческие коллекции Природоведческие коллекции включают около 58 тыс. единиц хранения основного фонда и около 4 тыс. единиц хранения научно­вспомогательного фонда. Структура коллекций:      геологическая   коллекция  (образцы   горных   пород   и   минералов,  почвенные монолиты) палеонтологическая   коллекция   (палеоботаника,   палеозоология,   пале энтомология, коллекция по палеофаунистическим комплексам) ботанические   коллекции   (гербарий   «Русской   и   Западной   флоры»   1812  г., гербарии   конца   19   –   начала   20   веков,   именные   гербарии;   систематический гербарий «Флора Ставрополья»; мокрые препараты, семена, спилы деревьев) зоологические   и   анатомические   коллекции   по   систематическим   группам (чучела, биогруппы, мокрые и сухие препараты, шкурки, тушки, яйца, гнёзда, раковины, черепа, скелеты, рога) систематическая энтомологическая коллекция. Мемориальные коллекции              среднеазиатские   сборы   пресмыкающихся   Н.   Я.   Динника   и   Л.   Д.   Морица (1910 – 1920 гг.); сборы   пресмыкающихся   и   земноводных   Е.   Р.   Хадарина   с   территории Ставропольского края 1920­х гг. энтомологическая коллекция В. Н. Лучника коллекция бабочек Кавказа В. А. Телеги коллекция тропических бабочек В. В. Щербины коллекция минералов группы кварца Н. В. Карманова гербарий А. П. Нормана, в том числе числящийся за Н. Я. Динником гербарий К. А. Запасника гербарий М. Бржезицкого гербарий кормовых трав А. Н. Дударя гербария сорных растений С. В. Говорова гербарий флоры Архыза В. В. Савельевой гербарий   с   Копет­Дага   (и   Северной   Персии)   военного   врача   Гусакова, гербарий Е. Р. Хадарина с окрестностей оз. Маныч в 1928 г. (30 листов). определённый А. П. Норманом  Музейные раритеты  Четвёртый   в   мире   скелет   ископаемого   южного   слона ArchidiskodonmeridionalisNesti,   найденный   в   1960   г.   в   окрестностях   г. Георгиевска  в  песчаном  карьере  insitu. Геологический  возраст  н. плейстоцен., полнота скелета 90%. Первый в мире реставрированный скелет носорога эласмотерия сибирского ElasmotheriumsibiriumFisch.,   обнаруженный   в   1964   г.   в   окрестностях   станицы Гаевской   Изобильненского   р­на   insitu   в   ниже   плейстоценовых   суглинках. Полнота скелета около 65%. Скелет ископаемого кита Cetotheruimcf. MaicopiumSpass., обнаруженный в долине реки Беспутки (окрестности станицы Новомарьевской Ставропольского края) в серо­голубых глинах нижнего сармата. Полнота скелета около 85%. Скелет   рыбы­тунца,   названной   в   честь   Г.   Н.   Прозрителева   «Сарматика Прозрителеви». Коллекция   окаменелостей   неогеновых   насекомых   из   балки   р.  Вишнёвой  ­ крупнейшего местонахождения ископаемой энтомо фауны в пределах России. Чучела животных работы Шеера и известного российского таксидермиста Ф. Лоренца начала 20 века. Биогруппы работы известного советского таксидермиста М. А. Заславского. Личный гербарий В. И. Липского с типовыми образцами вновь им описанных растений (32 листа). Фонды ­ Наглядные пособия        Наглядные  пособия  для  образовательных  учреждений  были  первыми  экспонатами Ставропольского   Городского   музея,   созданного   в   1905   году   Г.   К.   Праве, председателем   училищной   комиссии   Ставропольской   городской   думы.   Это наглядные таблицы, выпущенные ведущими типографиями России в начале ХХ века. Кроме печатных пособий в собрании Праве имелись стеклянные диапозитивы для «волшебного фонаря», карты, оптические приборы, оборудование для химических и физических   опытов,   чучела   животных,   мокрые   препараты,   гербарии,   минералы, модели машин и устройств, муляжи и др. Сам Г. К. Праве отзывался о своём музее как «обширнейшем на Кавказе», «показательном учреждении этого рода для всей республики   (имел   более   34   000   учебных   пособий)».   До   сегодняшнего   дня сохранилась лишь часть данного собрания, которая представляет собой интересную коллекцию по истории отечественного народного образования. Среди них 625 таблиц и 1080 стеклянных диапозитивов. Ставропольский драматический театр Ставропольский драматический театр ­ первый русский театр на северном Кавказе, был   создан   в   1845   году   И.Х.   Дрейсингом   и   располагался   в   каменном   здании, построенном   купцом   Гониловским.   Появление   театра   было   не   случайным. Ставрополь возник в 1777 году, через него проходил путь на Кавказ, служившим местом ссылки. Присутствие в городе людей с прогрессивными взглядами оказывало влияние на развитие культуры, вследствие чего в городе так быстро открылся театр. В  1846  – 1849  году   в  труппе   театра   работал  выдающийся   трагик   Н.Х.  Рыбаков, ставший прототипом Несчастливцева в комедии А. Островского «Лес».  В   1910   году   театр   получил   новое   здание,   которое   построили   братья   купцы Меснянкины, в настоящее время в нем располагается краевая филармония. В 1964 году театр переезжает во вновь построенное здание, тогда же ему присваивают имя М.Ю. Лермонтова. Произведения, которые ставятся в театре, отличаются глубоким чувством времени, безупречным умением переводить на язык современности самые трудные явления. Краевой музей изобразительных искусств Краевой   музей   изобразительных   искусств   является   одной   из   главных достопримечательностей   Ставрополя,   его   открытие   состоялось   в   1962   году   по инициативе искусствоведа Б. А. Бендика, ставшем впоследствии первым директором музея,   при   поддержке   Ставропольского   отделения   Союза   художников России. Музей   располагается   в   трех,   соединенных   в   единый   ансамбль   зданиях,   бывших купеческих   особняках,   построенных   в   конце   XIX   –   начале   XX   веков.     Самым нарядным из них, не только в музейном ансамбле, но и в исторической части города, является   особняк   купца   М.А.   Митина,   построенный   в   стиле   псевдо   барокко   с элементами модерна.  Основу коллекции музея составили произведения искусства, ранее находившиеся в художественном   отделе   краеведческого   музея   им.   Г.К.   Праве.   Обширное художественное   собрание   музея   разбито   на   отделы:   классического,   декоративно­ прикладного и современного искусства. Музей имеет обширный специализированный книжный фонд, включая фонд редкой книги. Экспонаты музея дают возможность проследить развитие искусства с V века до н.э. по 90­е годы ХХ века.                                                  Татарское городище Татарское городище, расположенное в окрестностях Ставрополя в реликтовом лесу, является крупнейшим археологическим памятником федерального значения. С 1995 года территория городища площадью 200 га объявлена археологическим и природным   музеем­заповедником.   Городище,   ошибочно   названное   русскими военными   топографами   при   составлении   первых   карт   Северного   Кавказа «татарским»,   состоит   из   трех   отдельных   городов,   соединенных   между   собой древними   тропами   и   дорогами.   Его   существование   относится   к   кобанскому, скифскому,   сарматскому,   хазарскому   периоду.   Уникально   сохранившиеся фортификационные   и   культурные   сооружения,   системы   дорог,   могильники   и культовые   сооружения,   позволяют   узнать   подробности   жизни   древних   людей, начиная с VIII в. до н. э. по X в. н. э. В городище помимо этого много природных достопримечательностей: живописных скал, гротов, камней, родников, водопадов и удивительных   растений.   Археологические   раскопки   на   территории   городища продолжаются и в настоящее время. Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина Картинная галерея пейзажей П.М. Гречишкина, открытие которой состоялось в 1987 году   после   того   как   заслуженный   художник России Павел   Моисеевич   Гречишкин передал в дар городу 167 полотен, в настоящее время является визитной карточкой Ставрополя.   Этот   музей   является   синтезом   трех   видов   искусств:   архитектуры, живописи и музыки.  Он расположен в здании бывшей мечети, построенной Г.П. Кусковым в 1913 году. I Мировая война помешала закончить оформление внутреннего   интерьера, который остался только в эскизах. Белокаменное здание, возведенное в лучших традициях восточного   зодчества,   стало   одним   из   украшений   города.   Коллекция   музея   со временем пополнялась и в настоящее время включает в себя 490 живописных и 50 графических   работ.  Картинная   галерея   пейзажей   одного   из   самых   известнейших художников­пейзажистов Южной России П.М. Гречишкина в Ставрополе – это один из культурных центров города. Открытая в ноябре 1987 г. галерея располагается по улице Морозова, 12 в белокаменном здании бывшей соборной мечети – памятнике истории   и   культуры.   Картинная   галерея   пейзажей   является   одним   из   отделов краеведческого музея имени   Прозрителева Г. Н. и Праве Г. К. Первоначально в фондах   галереи   насчитывалось   167   картин,   но   благодаря   художнику   П.М. Гречишкину, они постоянно пополняются. На сегодняшний день в картинной галерее представлено 530 произведений. Кроме подаренных художником картин­пейзажей в дарственной коллекции насчитывается большое количество этюдов, включая личный архив Гречишкина с редкими карандашными рисунками, которые были созданы в послевоенное   время.   Родился   П.М.   Гречишкин   в   январе   1922   г.   в   селе   Нижняя Татарка, Ставропольского края.  Под влиянием неповторимой природы родного края сформировалось мировоззрение будущего художника и опредилось направление в творчестве   ­   пейзаж.   Тематика   живописных   произведений   мастера   очень   широка. Путешествия П.М. Гречишкина с пленэрными занятиями представляют достаточно солидный   маршрут:   от   Кавказских   гор,   Урала,   степей   Ставрополя   и   Байкала   до Египта, Франции, Индии, Непала и так далее. В галерее, кроме рассказа о жизненном и   творческом   пути   П.М.   Гречишкина,   сотрудники   галереи   своим   гостям   могут предложить   несколько   тематических   экскурсий   по   следующим   экспозиционным разделам: «Этюдные работы художника П. М. Гречишкина»; «Зарубежная тематика в творчестве   художника­пейзажиста   П.М.   Гречишкина»;   «Отечество   в   творчестве художника П. М. Гречишкина». Памятник выдающемуся генерал­губернатору Н.Е. Никифораки Памятник выдающемуся генерал­губернатору Н.Е. Никифораки расположен в городе Ставрополе на проспекте Карла Маркса, у железнодорожного вокзала.  Монумент   был   возведен   в   начале   2003   г.   благодаря   поддержке   Культурно­ просветительского   общества   приазовских   и   донских   греков   «Танаис».   Открытие монумента было приурочено к 225­летней годовщине города Ставрополя. С именем генерал­губернатора Николая Егоровича Никифораки связано много ярких страниц отечественной истории. Родился Н.Е. Никифораки 4 января 1838 г. в семье грека Е.Н. Никифораки, уроженца Санкт­Петербургской губернии. Юный Н. Никифораки, получив   прекрасное   домашнее   образование,   поступает   в   одно   из   самых   элитных военных   учреждений   России   ­   Петербургское   артиллерийское   училище,   которое закончил   с   отличием.   После   окончания   учебы   в   Михайловской   академии   Н. Никифораки отправился служить на Кавказ. Он участвовал в разных сражениях, за что   его   неоднократно   повышали   и   награждали.   В   1864   г.   Никифораки   получил направление в Новороссийский форт. Через 10 лет он стал попечителем прибрежных черноморских территорий, а еще спустя 2 года ­ начальником Черноморского округа. В 1887 г. Н. Никифораки стал генерал­майором, а немного позже, в том же году его назначили   генерал­губернатором   Ставропольской   губернии.   Период   правления нового   генерал­губернатора   отмечался   настоящим   промышленным   бумом.   В Ставрополе поочередно начали вступать в действие маслобойные и винокуренные заводы,   паровые   вальцовые   мельницы   и   др.   В   1897   г.   по   распоряжению   Н.Е. Никифораки была установлена первая телефонная линия на Северном Кавказе, а в скором   времени   в   городе   начала   свою   работу   и   городская   телефонная   станция. Помимо того в Ставрополе при Никифораки впервые были зажжены электрические лампочки, и заработала первая в Ставропольской губернии электрическая станция. 15 февраля 1904 г. Н.Е. Никифораки скончался. Похоронен генерал­губернатор в ограде   храма   Андрея   Первозванного,   построенного   при   нем.   Установленный памятник Н.Е. Никифораки ­ это дань памяти и уважения, которые воздают потомки человеку,   оставившему   своими   великими   делами   огромный   след   в   истории Ставропольского края. Тифлисские ворота (Триумфальная арка) в Ставрополе Тифлисские ворота (Триумфальная арка) в Ставрополе ­ один из самых известных памятников города, расположенный в начале Ставропольского бульвара. Согласно архивным данным, строительство арки было начато в 1841 г. Ее строителем стал известный   подрядчик   предприниматель   Г.   Тамамшев,   который   благодаря проделанной работе стал одним из первых в городе, кому было присвоено звание почетного гражданина. Сооружение ворот совпало с подготовительным процессом к празднованию   30­летней   годовщины   Бородинского   сражения.   Поэтому   главным украшением торжества стала именно Триумфальная арка. Известно, что Тифлисские ворота выполняли функции восточных городских ворот. Но несмотря на это, арка в первую очередь служила памятником славы русского оружия. Первые   работы   по   реконструкции   арки   были   проведены   в   1854   г.   Исходя   из сохранившихся   фотографий,   арка   была   отделана   светлой   штукатуркой,   а центральный   портал   украшала   двухсторонняя   икона   Христа  Спасителя.  Накануне празднования   150­летней   годовщины   Ставрополя   Триумфальную   арку   объявили памятником старины, подлежащем охране. Но уже во второй половине 30­х гг. ХХ века   арка   была   разрушена.   К   210­летию   города   проектный   институт «Ставропольгражданпроект» выполнил проект по благоустройству площади имени Орджоникидзе. Автором этого проекта выступил архитектор П.И. Олексюк. В 1998 г.   к   221­летней   годовщине   со   дня   основания   города   благодаря   пожертвованиям местных   жителей   и   предприятий   краевого   центра   Тифлисские   ворота   были восстановлены   на   своем   прежнем   месте.   При   их   восстановлении   использовались старые   чертежи.   Новые   ворота   были   построены   из   белого   камня   травертина.   На сегодняшний   день   Тифлисские   ворота   (Триумфальная   арка)   –   один   из   самых запоминающихся   и   ярких   символов   Ставрополя,   который   не   может   остаться   не замеченным. Памятник генералу А.П. Ермолову Памятник генералу А.П. Ермолову расположен в городе Ставрополе на проспекте Карла   Маркса.   Этот   монумент,   проект   которого   был   разработан   известным ставропольским   скульптором   Н.Ф.   Санжаровым,   был   установлен   в   1998   г.   Бюст генерала отлит на литейном заводе в городе Минске, а темно­бордовый гранитный постамент выполнен в Подмосковье. Динамику и внушительность этой композиции придает   бронза,   а   изящную   роскошь   ­   цвет   гранита,   из   которого   был   сделан постамент. Скульптор точно воссоздал образ А.П. Ермолова. Он выглядит уверенным в себе, мужественным, беспощадным к врагам полководцем. А.П. Ермолов родился в 1777 г. В 1818 г. являлся генералом от инфантерии, а с 1837 г. ­ генералом от артиллерии. В 1805 – 1807 гг. Ермолов принимал участие в войне с Францией. В 1812 г. он был назначен   начштабом   Первой   армии,  а   в 1813 ­  1814  гг. ­  командиром   дивизии   и корпуса. С 1816 по 1827 г. Ермолов являлся командиром Отдельного Кавказского корпуса и главнокомандующим в Грузии в период Кавказской войны. В 1827 г. А.П. Ермолова   отправили   в   отставку   за   покровительство   декабристам.   В   историю Кавказского края А.П. Ермолов вошел как воин, мудрейший политик и реформатор. Избавив   Кавказ   от   работорговли,   он   укротил   раздор   между   местными   князями, способствовал   развитию   многих   городов,   положил   начало   формированию Офицерских собраний, а после – Дворянских и Общественных. Особенно важной является   роль   А.П.   Ермолова   в   истории   Ставрополя.   Как   когда­то   императрица Екатерина   II   поспособствовала   основанию   Ставрополя   из   крепости,   так   и   А.П. Ермолов   впоследствии   сделал   из   уездного   города   столицу   большой   Кавказской области.  Учитывая   все  заслуги   А.П.  Ермолова,  в 1999  г.  городской   бульвар   был назван его именем и был установлен этот памятник. Собор Андрея Первозванного в Ставрополе. Собор Андрея Первозванного в Ставрополе – кафедральный собор Владикавказской и Ставропольской епархии. Храм был возведен в 1897 г. Автором данного проекта выступил местный архитектор Г.П. Кусков. Освящение большого однокупольного четырёхстолпного   собора,   выполненного   в   псевдорусском   стиле   с   роскошной декоративной отделкой, состоялось в 1897 г. Разделенный карнизами на три яруса фасад здания украшен полукруглыми окнами с арочными наличниками, коваными и декоративными   решетками.   Восьмигранный   барабан   собора   с   огромными   окнами венчает   купол   из   железных   штампованных   пластин,   увенчанных   позолоченным крестом, который как будто парит в голубизне неба. До   революционных   времен   главным   украшением   храма   служил   кипарисовый, полностью вызолоченный иконостас. В росписи собора принимал участие осетинский иконописец и поэт К. Хетагуров. Но в 30­е гг. храм подвергся разорению, здесь был помещено книгохранилище и архив. В августе 1942 г. немецкие войска захватили город. В составе войск находилось соединение Третьей Румынской армии. Румыны приняли решение возобновить службы в храме Андрея Первозванного. В очищенный от бумаг храм они доставили из отдела  атеизма при Ставропольском краеведческом музее священные  служебные предметы, хоругви и облачения священников. После того как храм вернули верующим, он больше не закрывался. Через некоторое время в соборе была восстановлена колокольня. В августе 1994 г. в храм были доставлены мощи Св. Игнатия Брянчанинова (Кавказский и Черноморский епископ в 1857­1861 гг.). В храмовый комплекс собора входит колокольня (1882 г.) и крестильный храм. Также,   на   территории   Андреевского   собора   находится   Ставропольская   духовная семинария, возрожденная в 1989 г.                                                                                 Холодный родник Уникальной   достопримечательностью   Ставрополя   является   расположенный   в западной   части   города   Холодный   родник.   Этим   названием   объединены   группа родников, расположенных в лесу Таманская дача, на высоте более 600 м выше уровня моря   и   бьющих   из   пласта   форштадтских   песков.   История   этого   источника увлекательна.   В   конце   XIX   в.   его   вода   использовалась   местными   жителями   для личных потребностей. Возле родника были устроены древесные корыта для скота.  В 20­30­е   гг.  прошлого   столетия   Холодный   родник   стал   использоваться   в   качестве источника  для городского  водопровода, подававшего  до 660 кубометров воды за сутки.  Сооруженные   здесь   достаточно   большие   резервуары   наполнялись   из   других источников   –   Татарского,   Вербового   и   Грушевого.   В   1936   г.   начала   работать насосная станция с применением электронасоса. Были сооружены резервуары для производства   хлорированной   воды,  которая   подавалась   в   водонапорные   бетонные бассейны.     Тяжелым   испытанием   для   водопровода   стала   Великая   Отечественная война,   во   время   которой   он   был   практически   полностью   разрушен   немецкими захватчиками.   Но   уже   к   концу   1945   г.   магистраль   водопровода   была   снова восстановлена. В настоящее время вода в город подается из Кубани, а водопровод, который   брал   воду   из   Холодного   родника,   остался   заброшенным,   технические постройки снесены. Но несмотря на это, у жителей города родник и по сей день очень популярен, ведь сюда в выходные дни под тень огромных и величественных ив, растущих на дне балки,   часто   приходит   много   отдыхающих.   Выше   родников   находится   мемориал «Холодный родник», установленный в память о ставропольцах, которые погибли во время   Великой   Отечественной   Войны.   На   территории   родников   были   сооружены беседки, несколько бассейнов, спортивные снаряды.                                            СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Расположенный  между   Каспийским   и   Черным   морями Кавказ,   наверное,   одно из удивительнейших мест в мире. Разнообразие ландшафтов, начиная от  Дербента (Дагестан.   Старинная     гравюра)    пустынного   и   степного   на   севере   и   заканчивая горными   хребтами   на   юге,   разнообразные   достопримечательности   этого   края  Кавказа великолепные   возможности   развития   туризма.      Пляжи создали   для   Черного и  Каспийского  морей, здравницы   Кавказских  Минеральных  вод,  Голубые озера, горнолыжные курорты  Приэльбрусья, многие другие достопримечательности  известны   далеко   за   пределами   России.   Ставрополье,  Адыгея, Карачаево­Черкесия, Кабардино­Балкария,   Северная   Осетия,   Ингушетия, Чечня   и Дагестан ­   регионы   неописуемой   красоты   и   природных достопримечательностей. Однако  Кавказ   еще   и   колыбель   многих   цивилизаций, родина европейской (или как называют ее во всем  мире – кавказской ) расы. Здесь  Храм Тхаба­ерды. IX век, Ингушетия (рисунок конца XVIII в.). проживают десятки   Кубанщина,

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"

Проект "Мое родное Ставрополье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017