Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека
МДОУ «Детский сад №73 «Малыш»
Краткосрочный проект в средней группе
«МОЙ СМОЛЕНСК»
Выполнила: Пузикова
Марина ВладимировнаСмоленск 2019г.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и
может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как
растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост
начинался с корней.»
Д.С. Лихачев
Духовно – нравственное патриотическое воспитание – одна из самых актуальных
тем в работе с дошкольниками.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе
него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с
отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Тип проекта: краткосрочный, творческий
Длительность проекта:
1 неделя (с 28.10 по 1.11) Участники проекта:
воспитатели, дети, родители
Целевая группа: дети 4 5лет.
Вид проекта: групповой.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром,
и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства
(герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому
саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности
ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историкокультурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство
любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с
двором, где посадил первое деревце.
Оборудование и материалы:
1.Подбор литературы;
2.Подбор произведений русского народного творчества;
3.Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
4.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
5.Дидактические игры;
6.Выставки книг, рисунков, поделок;
7.Создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой
комнаты ).
Цель проекта: Проект направлен на формирование нравственно патриотического
отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, культуре на основе
историконациональных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание
чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому,
настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и
требований в условиях детского сада.
дать первоначальное знание о родном городе, о нашей стране, воспитывать
любовь к родному городу, к своей «малой родине», к нашей стране. Развивать чувство
гордости за свою страну, желание сохранить планету красивой и чистой.
Задачи для детей:
Выявить проблему и найти способы её решения.
Закрепить представления о родном городе, его достопримечательностях, своих
улицах, различных домах;
Познакомить с объектами, построенными в городе для детей;
Закрепить знания о столице нашей Родины.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе нашей планеты.
Задачи для педагогов:
оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения;
развивать навыки коммуникативного и социального общения;
вызвать у детей интерес к родному городу Смоленску;
воспитывать в детях нравственные ценности и чувство гордости за свою Родину;
развивать познавательную активность дошкольников;
привлекать родителей к участию в проекте;
налаживать конструктивное и творческое взаимодействие с семьями
воспитанников;
Обеспечить запоминание символов государства (герб, флаг, гимн) ;
Содействовать развитию интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
для родителей
Помочь детям достичь положительных результатов.
Участие родителей в оформлении стенда «Мой город Смоленск»
ПРОБЛЕМА:Недостаточное использование на современном этапе нравственно
патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Постановка проблемы: «Почему наш город назвали Смоленск», «На какой улице я
живу», «Как называется моя страна и главный город страны». Расширить знания детей о
родном городе через беседы, проведение развлечения. Распределение информации по
разным направлениям. Организовать сбор информации в виде стенда.
Этапы проекта: Провести экскурсию по зданию детского сада. Провести
экскурсию по территории детского сада.
Подбор картинок о Смоленске, Москве.
Беседы на тему: « Мой город Смоленск», «У моей России длинные косички»,
«Москва – столица России», «С чего начинается Родина?».
Проведение дидактических игр.
Выставка (в группе) книг на тему «Моя родина, моя страна».
Подготовить консультацию для родителей на тему «Воспитание любви к родной
стране».
Подведение итогов проекта: Выставка рисунков, творческой деятельности детей
совместно с родителями: « Мой город, моя страна» Планируемые результаты: ребёнок
проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов
природы (растения, животные); участвует в наблюдениях; имеет положительный настрой на
соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; пытается отражать
впечатления в речи и продуктивной деятельности; взаимодействовать и ладить со
сверстниками в непродолжительной игре, умеет делиться со своими впечатлениями со
взрослыми, может принимать участие в беседе; уметь узнавать и называть
достопримечательности своего города.
Ресурсное обеспечение:
•книги
•фотоальбомы, буклеты
•атрибуты для сюжетноролевых игр
•художественные произведения и материалы
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло – детской деятельности.
Познание (окружающий мир)
Беседы: «Где мы живём?», «Назови свою улицу», «Назови свой домашний адрес»,
« Наш любимый детский сад»,
Конструирование: «Город будущего», «Улицы нашего города», «Кремлёвские
башни», «По замыслу».
Речевое развитие:
Беседы:
«Мой город Смоленск», «Моя улица», «Где я побывал в
Москве», «Рассказ на заданную тему», «Путешествие по улице, где я живу», «Мой
любимый город!», «Столица России Москва», «Белый, синий, красный», «Россия – моя
Родина», «Наши защитники».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди отличия»,«Кто быстрее
соберёт» (флаг из пазлов)
Художественное творчество
Рисование: «Рисование флага России», «Дом в котором я живу, «Рисование по
замыслу»; «Русская берёзка».
Лепка: пластилинография флага, берёзки.
Аппликация: нетрадиционный вид деятельности аппликация флага из салфеток,
«Самый лучший дом»Беседы о безопасности: «Правила безопасного поведения во время путешествия с
родителями».
Рассматривание фотографий города Смоленска, Москвы.
Чтение художественной литературы
Стихотворение «Кремлёвские звёзды» С.Михалков
«Лучше нет родного края» П.Воронько
«Флаг России» В.Степанов
Рассказы: Моя страна детства.
Рассказ Пришвина «Моя Родина»
Ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказов В. Драгунского
«Денискины рассказы»; «Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари
"Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства), С. Баруздин
«Главный город», Знакомство с поговорками и пословицами о Москве.
Чтение стихотворений: А. Барто “Песенка о Москве”. И.Векшегонов “Москва”,
Н.Осипов “О гербе, флаге, гимне”, Н. Кончаловский «О Москве», А. Митяев «Кто
нужнее», А. Барто «На заставе». Чтение и заучивание пословиц, поговорок о Родине,
народных примет
Отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края, о
предметах быта современных и старинных.
Коммуникация
Рассматривание картинок на тему «Дома – они такие разные»
Сюжетные картинки на тему «Мой город», «Город Смоленск», «Москвастолица
России», «Флаг России»
Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада
Фотовыставка «Мой город Смоленск»
Художественное творчество Раскраски «Дома», «Деревья», «Машины», "Флаг
России".
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения
Д/и «Найди предмет по описанию», «Найди отличие» «Вспомни и назови»,
«Исправь предложения», «Составь рассказ по плану о своём городе»
Упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот» «Вспомни и назови».
Пальчиковая гимнастика: « Мы по городу шагаем»
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Беги к дереву»
М.п.и: «Зайка в гости собирался», М.п..и «Беги ко мне» Речевая подвижная
игра:»На экскурсию мы едем» Физминутка: «Город»
Сюжетно ролевые игры: «Семья»; «Больница»; «Путешествие по любимому
городу»,«На экскурсии»
Игровая ситуация «Что делать, если ты потерялся в городе», «Домик для кукол»
(строим из кубиков), «Встречаем гостей – угощаем чаем»
Настольные игры: «Собери свой дом», «Большие и маленькие дома», «Сложи
картинку», «Что перепутал художник»,
Театрализованная игра: «Теремок»
Игры с конструктором: пазлы, кубики – картинки, строитель.
Наблюдения За птицами, транспортом, небом, деревьями, прохожими людьми,
природными явлениями, за домами в нашем городе.
Слушание песен: «С чего начинается Родина?», « У моей России длинные
косички»; из мультфильмов: «Летучий корабль», «Бременские музыканты»; о ВОВ, о
Родине, стране, разучивание русских народных песен.
Двигательная деятельность.Здоровье и физическое развитие: утренняя гимнастика, импровизация на тему
«Богатыри», физические упражнения на прогулке.
Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Каравай»,
Хоровод «Шла коза по лесу».
Работа с родителями:
1. Помочь детям разучить стихи.
2. Посетить с детьми достопримечательности города.
3. Информация для родителей: «Как знакомить детей с символикой России», «Что
мы знаем о родной стране».
4. Рекомендации «Прочитайте детям» (список произведений о Родине).
5. Принести фотографии для оформления альбома «Любимые места нашего
города».
6. Проведение открытого мероприятия с приглашением родителей: « »
7. Привлечь родителей к участию в познавательном проекте «Мой дом, мой город,
моя страна, моя планета»
8. Конкурс семейного рисунка: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета».
9. Консультация для родителей: «С чего начинается Родина».
Подведение итогов проекта: Выставка рисунков творческой деятельности детей
совместно с родителями: « Мой дом, мой город, моя страна, моя планета».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого
такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не
считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя
особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого
— обязательное требование и условие данного проекта.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с
потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную,
хозяйственноэкономическую, духовноэмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если установить
тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания
ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа,
почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство
должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство»,
«общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке
любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство.
Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к
родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем,
воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого
которое
воспитательнообразовательного пространства для воспитанников,
поддерживается в ДОУ и семье.