Медикопсихолого
педагогические особенности
детей с заболеванием ДЦП
Помочь ребёнку пережить
собственную драму, найти силы,
чтобы жить дальше и растить
ребенка, принять его таким, каков
он есть – задача родителей, помочь
же ему стать таким, каким он
может стать, — задача педагога и
психолога.
Д.А. Фарбер
Детский церебральный
паралич
Нарушение развития мозга
Интеллектуальное Речевое Внимание Память
развитие развитие
двигательные познавательная эмоциональные
функции деятельность реакции
ДЦП
1.
Спастическая форма
2. Атоническиастатическая форма
3. Гиперкинетическая форма
4. Двойная гемиплегия
5. Гемипаретическая форма
…
Спастическая форма
• Двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях
• Психическое развитие замедлено.
может научиться
обслуживать себя писать владеть рядом
трудовых навыков
Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей
при сохранном интеллекте и достаточном развитии манипулятивной функции рук
Атоническиастатическая форма
• характеризуется нарушением
координации интеллекта сенсорики
мышечного тонуса психического развития
нуждается в
коррекции дефектов моторики
ручном труде
формировании движений с предметами
коррекционном развитии ощущений
развитии сенсорного восприятия
работе над интеллектуальным развитием
Гиперкинетическая форма
• нарушены
•
•
•
Дыхание Двигательных функции Речь Слух
Зрение Тонические мышцы
рекомендуется
– Работа над артикуляционной базой
– Дыхательная гимнастика
– Коррекция речи и движений
– Зрительная и слуховая коррекция
Двойная гемиплегия
тотальное поражение мозга
двигательные расстройства
задержка речевого и
психического развития
грубые нарушения речи
Гемипаретическая форма
повреждение конечностей
нарушения речи
нарушение функции счета
Обучаемость и уровень социальной адаптации во
многом определяются не тяжестью двигательных
нарушений, а интеллектуальными возможностями
ребенка, своевременностью и полнотой
компенсации психических и речевых
расстройств.
Своеобразие психического
развития
• нарушено формирование не только
познавательной деятельности, но и
эмоциональноволевой сферы и
личности:
. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных
психических функций
выраженность астенических проявлений
сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире
вынужденная изоляция
•
•
•
затруднения в познании окружающего мира
нарушение координированной деятельности различных анализаторных
систем
•
Важно суметь выработать у ребенка
объективное отношение
к своим возможностям
• I этап — это создание эмоционально
волевого настроя к занятиям
• II этап — обучающий, целью которого
является обучение детей релаксирующим
упражнениям
• III этап — восстанавливающий
коррекционновосстановительные приёмы
Задачи учителя
• смягчить эмоциональный дискомфорт у детей
•
•
•
повысить активность и самостоятельность детей
устранить вторичные личностные
реакции,обусловленные эмоциональными
нарушениями (агрессивность, повышенная
возбудимость, тревожная мнительность и др.)
коррекция самооценки, уровня самосознания
• формирование эмоциональной устойчивости и
саморегуляции.
Чтобы справиться с трудностями,
надо их изучить
Характер трудностей
в обучении
мотивационные
Операционно
регуляторные
Направленность деятельности учителя
Формирование познавательных мотивов:
Создание проблемных учебных ситуаций;
стимулирование активности ученика;
Приёмы: создание игровых учебных ситуаций;
дидактические и развивающие упражнения;
создание ситуации успеха
Научить ребёнка
планировать свою деятельность,
ориентироваться в задании,
анализировать используемые средства деятельности.
Приёмы: обучение продуктивным видам деятельности
(конструирование, моделирование, рисование и т. п.)
Важно суметь выработать у ребенка
объективное отношение к своим
возможностям.
Тяжелые нарушения двигательной сферы,
речевые, слуховые, зрительные расстройства
могут маскировать потенциальные
возможности ребенка.
Любите нас такими, какие мы
есть …
Кроме терпения нужны
знания