Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
29.03.2018
Проект был разработан на базе детского сада "Дружба" педагогом -психологом. Цель данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание проекта:
1. Пояснительную записку
2.Актуальность создания экспериментальной площадки
3.Краткая аннотация проекта
4.Акктуальность проекта
5.Цель и задачи программы
6. Ресурсное обеспечение проекта
7.Стратегия достижения поставленной цели
8. План реализации проекта
9.Практическая значимость проектаПроект : Инклюзивная среда в ДОУ
Проект Инклюзивная среда в дошкольном учреждении Мурушкина Н.Б..docx
МДОУ Детский сад «Дружба»
Саратовская область, Дергачевский район,
р.п.Дергачи
Педагог психолог первой квалификационной
категории
Мурушкина Н.Б.
Проект «Инклюзивная среда в образовательном учреждении»
Пояснительная записка
Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане
приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства
ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок
в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в
семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися
сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их
социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов,
логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и
педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность
квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров
должна носить регулярный устойчивый характер.
Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является
целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного
образования.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов
адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями
является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и
государством своего отношения к людям с особыми образовательными
потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими
возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В
МДОУ Детский сад «Дружба» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или
иные ограничения здоровья, достигает примерно 1 % от общего состава
дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с
отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у
них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих
эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться
дошкольники.
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья на базе Детского сада «Дружбы» р.п.
Дергачи. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в
инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В
результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми
образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения
своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной
программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат
социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при
правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет
реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных,
с использованием психологомедико
оздоровительных мероприятий,
педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг
дошкольников соответствующей среды и условий.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного
учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения,
педагогпсихолог, учительлогопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут
принимать участие 8 педагогов и 1 дошкольник с ограниченными возможностями
здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями
дошкольника, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель
инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных
образовательных учреждениях.
В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме
постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более
гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.
Актуальность проекта
Детский сад «Дружба» посещает 99 детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Из них 1
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольник обучаются
интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной СП Детский
сад «Дружба», на основе программы «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева. С 01 сентября 2018 года будут обучаться 1 ребенок – по программе для
возраста 56 лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном
объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На
начальном этапе создан дошкольный психолого медикопедагогический консилиум
(ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и
психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и
учительлогопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой
коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся
дневники сопровождения, ведется работа психолога с обучающимися.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018 2019 учебном
году будут работать 8 педагогов. 50% педагогического коллектива понимают и
принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в
связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут
обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке
педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий.
Таким образом, в проекте участвуют 8 педагогов, они же члены команды.
Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается
квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в
качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания.
Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации
проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в
образовательное пространство сада скажется положительно на формировании
толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной
личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые
необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная
программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с
ОВЗ, разработанной СП Детский сад «Дружба», на основе программы «Детство»
Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева
Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и
другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных
потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе
для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе
реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких
дошкольников планируется:
создание индивидуальных программ обучения (образовательных
маршрутов);
повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с
проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной
педагогики;
распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых
семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи Программы
Целью программы является создание условий для получения образования по
дополнительной с учетом индивидуально
полной общеобразовательной,
образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями
здоровья и детьми инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями
здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение степени реализации принципов доступности и качества
образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы; организация психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках
включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
создание специальных условий реализации образовательных потребностей
дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их
реализации, система управления ИО РОС);
организация системной подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации работников дошкольного образовательного учреждения,
занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными
возможностями здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными
возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного
образования.
Ресурсное обеспечение проекта
Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного
учреждения инклюзивного образования» определяется следующими
имеющимися оптимальными условиями:
материальнотехническая база:
одно здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 100
воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений:
вестибюль; помещения:
общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для
воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.
кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
физкультурнооздоровительный (спортивный зал, оснащенный
гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона
отдыха;
административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего
воспитателя, делопроизводителя);
хозяйственного обслуживания. Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое
левое освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными
приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях
эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо
оборудование:
учебнометодическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебнометодическим
и
комплексом для реализации специальной
(коррекционной)
общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2018
2019 учебный год.
кадровый состав.
–педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 10% , с
первой 70 %, среднее специальное – 30%. Из них: С высшей категорией
Укомплектованность категорией – 50 %, соответствуют должности– 40 %.
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация
дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и
инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год),
заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной
группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет
проходить в 3 этапа: Первый этап (с 08.04.201831.06.2018) создание инициативной группы
воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному
образованию.
Второй этап (с 01.07.201830.09.2018) – диагностические мероприятия,
создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной
траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих
инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения,
курсовая подготовка участников эксперимента, информирование
общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 31.10.201828.05.2019)
проведение коррекционных,
индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии
воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа
специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка.
Работа методической службы по созданию условий для процесса
инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга
результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в
дошкольном образовательном учреждении» МДОУ Детский сад «Дружба»
р.п. Дергачи 20182019 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного
образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат
следующие направления деятельности:
1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с
ограниченными возможностями здоровья;
2. Материальнотехническое и организационное обеспечение;
3.
Создание системы комплексного психологопедагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; 4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной
среды.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает
следующие задачи:
1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для
дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе
дошкольного воспитания и обучения;
3. Организация
эффективного психологопедагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие
системы
диагностикоконсультативного,
профилактического, социальнотрудового направлений деятельности;
коррекционноразвивающего,
лечебно
4. Преодоление негативных особенностей эмоциональноличностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной
деятельности;
6. Охрана и укрепление физического и нервнопсихического здоровья
дошкольников;
7. Социальнотрудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными
потребностями.
Мероприятия
№/
№
1. Внесение изменений в уставы и локальные
акты дошкольного учреждения
2. Внесение изменений в штатное
расписание ДОУ
Исполнители
2013/14
Администрация
Август 2018г.
Заведующий
Август 2018г.
3. Разработка и совершенствование блока Администрация
Август 2018г. «Инклюзивное образование» в программе
развития дошкольного образовательного
учреждения
4. Создание компьютерной базы данных
Администрация
Сентябрь
дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе,
детяхинвалидах. Корректировка базы 3
раза в год
5. Разработка перспективного плана
Старший
повышения квалификации педагогов ДОУ
6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с
ЦВР, разработка планов совместной
работы ДОУ, заключение договоров
7. Составление индивидуальных учебных
планов и маршрутов развития
дошкольников, нуждающихся в
инклюзивном образовании
8. Создание и организация работы
творческой группы по инклюзивному
образованию
9. Организация и проведение
педагогических советов «Система
компетенций детей с особыми
воспитатель
Администрация
ДОУ
Старший
воспитатель,
педагогпсихолог,
учительлогопед
Администрация,
педагогический
коллектив
Администрация,
педагоги группы
«Сешарики»,
образовательными потребностями»,
«Современные возможности организации
педагог
психолог,
2018г.
Сентябрь
2018г.
Сентябрь
декабрь 2018г.
20182019
уч.год
Май август
2018уч.год
январь май
2019уч.год
учительлогопед
инклюзивного образования в дошкольном
общеобразовательной учреждении»,
мастерклассы по вопросам инклюзивного
образования «Особенности работы с
семьёй ребёнка, имеющего особые
образовательные потребности, при организации воспитательно
образовательного процесса»
10. Изучение и обобщение опыта работы
воспитателей по системе инклюзивного
Администрация,
воспитатели.
2018
2019уч.год
образования
11. Проведение заседаний дошкольных
методических советов по вопросам
Администрация,
руководители МО
20182019
уч.год
организации и реализации инклюзивного
образования в ДОУ
12. Организация досуговой деятельности
Педагоги ДОУ
2018
детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе, детейинвалидов
(кружковая работа)
13. Анализ годового плана ДОУ с целью
корректировки деятельности
педагогического коллектива по работе с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе, детьми
инвалидами.
2019уч.год
Март 2019г.
Администрация,
руководители
МО, воспитатели
14. Укрепление материальнотехнической
Администрация
20182019
базы дошкольного образовательного
учреждения для реализации программы
инклюзивного образования
уч.год
15. Разработка и принятие ежегодных планов
сетевого взаимодействия с учреждениями
Администрация,
педагоги, педагог
Сентябрь
2018г.
и организациями
16. Взаимодействие с отделом социальной
защиты населения, органами опеки и
попечительства с целью сверки списков
детейинвалидов, состоящих на учёте
психолог,
учительлогопед
Администрация
2018
2019уч.год
17. Участие педагогической и родительской Администрация,
2018 общественности в мероприятиях
воспитатели,
2019уч.год
«Шкатулка для родителей», «В мире
сказки побываем…», в рамках программы
инструктор по
физической
инклюзивного образования
18. Организация работы совета учреждения,
родительской общественности по
культуре
Администрация,
педагоги, педагог
2018
2019уч.год
формированию и развитию толерантного
отношения к процессам интеграции и
психолог,
учительлогопед
инклюзии.
19. Проведение родительских собраний по
вопросам охраны здоровья, правового
Администрация,
педагоги
20182019
уч.год
просвещения родителей в вопросах
интегрированного и инклюзивного
образования
20. Организация работы по информированию
родителей о создании условий для
Администрация,
педагоги, педагог
получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья
психолог,
учительлогопед
Декабрь 2018
апрель
2019уч.год
и детьмиинвалидами
21. Обеспечение курсовой подготовки и
Администрация
20182019 уч.
переподготовки педагогических кадров
год
по организации и обеспечения
инклюзивного образования
22. Организация работы дошкольного
Администрация,
2018
психолого медикопедагогического
консилиума (ПМПк) с целью выявления
педагоги, педагог
психолог,
2019уч.год
особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья и оказания
учительлогопед,
мед.сестра
индивидуальной консультативной помощи
обучающимся и их родителям
23. Участие в конкурсах творчества
Старший
2018 воспитанников на различных уровнях.
24. Составление индивидуальных программ
воспитатель
Педагоги,
сопровождения воспитанников с
особенностями психофизического
педагогпсихолог,
учительлогопед
развития.
25. Проведение коррекционной работы с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детейинвалидов
26. Ознакомление родителей с
Педагог
психолог,
учительлогопед,
воспитатели
Педагог
2019уч.год
Август –
сентябрь 2018
2018
2019уч.год
Сентябрь 2018
особенностями организации
коррекционнопедагогической помощи их
психолог,
учительлогопед,
– январь
2019уч.год
детям, индивидуальными программами
сопровождения, расписанием
коррекционных занятий.
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические,
педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью
диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности
планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями р.п. Дергачи , а так же
со школой №1, и №2.
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в
условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих
проблемы в здоровье. 5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и
воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения,
участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения,
гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Проект на тему: Инклюзивная среда в образовательном учреждении(психолого- педагогическое сопровождение детей в ДОУ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.