Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла
Оценка 5

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
10 кл
29.03.2018
Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла
Можно ли находить площадь фигуры, ограниченной функцией, без применения интеграла?Актуальность моей исследовательской работы: в процессе решения таких задач повторяются и углубляются такие темы, как построение и исследование графиков функций, касательная к графику функции, применение производной к исследованию функций и др, что является частью подготовки к ЕГЭ.
Проект.docx
Проект. Можно ли находить площадь фигуры, ограниченной функцией, без применения интеграла? 1. Введение. «Никакая другая область, кроме математики, не может предложить в столь большой степени самую значительную человеческую радость­ радость открытия» Роза Петер Увлечение отдельной областью математики часто начинается с размышления над   какой­то   особенно   понравившейся   задачей.   В   декабре   я   участвовала   во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок». Именно   там,   среди   задач   мне   встретилось   задание   на   нахождение   площади фигуры,  ограниченной   функцией.   Решение   этой   задачи   потребовало   немало времени, дополнительных построений и знания формулы вычисления площади криволинейной трапеции.  Но тема «Интеграл и первообразная» изучается в 11 классе. И у меня возник вопрос, а Можно ли находить площадь фигуры, ограниченной функцией,  без применения интеграла? Именно   поэтому   я   выбрала   для   себя   данную   тему   исследования,   выдвинув следующую  гипотезу:  существуют   различные   методы   нахождения   площадей фигур, ограниченной функцией,  без применения интеграла. Целью работы  является исследование методов нахождения площади  фигур, ограниченных функцией. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить   литературу   по   выбранной   теме,   определить   наиболее   интересные методы нахождения площади. 2.Проанализировать полученные результаты и систематизировать их. 3.Провести практическую работу по нахождению площади различными методами. Актуальность моей исследовательской работы: в процессе решения таких задач повторяются   и   углубляются   такие   темы,   как   построение   и   исследование графиков функций, касательная к графику функции, применение производной к 1 исследованию   функций   и   др,   что     является   частью   подготовки   к   ЕГЭ. II. Описание методики исследования Итак,   чтобы действительно получить радость от решения задач, надо много поработать: попытаться разобраться в тех математических целях, которые стоят за этими задачами, потренироваться в решении простых задач, чтобы справится самостоятельно с трудными. 1. Вычисление площади фигуры,  координаты точек которой  удовлетворяют неравенству. Задача 1. Изобразите на координатной плоскости Оху фигуру Ф, координаты  точек которой удовлетворяют неравенству  х2 + у2 + 4х – 8у + 12  0 . Найдите:   а) площадь  S этой фигуры ;  б) отношение площади части фигуры Ф, расположенной левее оси  Оу , к  площади части фигуры Ф, расположенной правее оси Оу.  Решение. Неравенство х2 + у2 + 4х – 8у + 12  0  приведем к виду   (х+2)2 + (у­4)2   8 .   Этому неравенству удовлетворяют все точки координатной плоскости,  расположенные внутри окружности с центром С( ­2;4) и радиусом 2  и самой  2 окружности( рис.1).  Площадь фигуры Ф равна S= 8 . Найдём ординаты точек пересечения  окружности с осью Оу.  В уравнение окружности х2 + у2 + 4х – 8у + 12= 0  подставим х = 0. Получим: А(0;6), В(0;2).  Часть фигуры Ф, расположенная правее оси Оу , представляет собой сегмент.  Площадь этого сегмента равна равности площади соответствующего сектора и  площади треугольника АВ: S(1) сегм. = S сект. ­ S   АВС .  Так как в данном случае АВ2 = АС2 + ВС2, то по теореме, обратной теореме  Пифагора, треугольник АВС – прямоугольный. Поэтому  2 Sсект  =  1 4 S =  , S   АВС  =  2 1 2 АС * ВС = 4 Площадь сегмента S(1) ­ 4 . сегм =  2 Площадь сегмента, расположенного левее оси Оу  , равна  S(1) сегм  =  .  8 2(   6)4  4 Искомое отношение равно  .    3 2   2 Ответ:  ;  . 8   3 2   2 Задача 2. Найдите площадь фигуры, которая  задаётся на координатной плоскости условием 2 x  y 2 x  1 .5 Решение. Раскрывая модуль, получим четыре системы, которые определяют  множество точек вместе с данным неравенством:     (1)        4 x  y ;04   (5)    (2)         (3)                         (6) ;6y                    (7) ;4y     (4)        y  x 4  06    (8)  x 2  ,0  01 x y  x 2  ,0  x 01 y  x 2  ,0  x 01 y  x 2  ,0  01 x y              Известно, что если прямая ax+by+c=0 делит плоскость на две полуплоскости ,  то после подстановки координат любой точки одной полуплоскости получим  неравенство  ax+by+c>0; для точек другой полуплоскости : ax+by+c<0. 3 Перенумерует наши прямые :  ;                   (1) 0x ;        (2) y 2   x 1 ;     (3) y  4  x 4 y ;                (4) 6y ;                  (5) 4y         (6) y 4   x 6 и найдём их точки пересечения (рис.2): (1)и (2) пересекаются в точке А(0;­1); (1),(3) и (5) пересекаются в точке В(0;4);                     Рис.2 (3),(2) и (4) пересекаются в точке С(2.5;­6);                (1),(4) и (6) пересекаются в точке D(0;­6); (2),(6) и (5) пересекаются в точке Е(­2,5;4). Прямая ВС пересекает ось Ох в точке F(1;0), поэтому точка К( ;0) лежит внутри треугольника 1 2 АВС.  При х=  1 2 , у=0 получим  y  2 x  ,01 x  4,0 x  .04 y Значит , любая точка, лежащая внутри треугольника АВС или на его сторонах,  удовлетворяет неравенству (5) , а значит, и системе (1). Аналогично. Данной фигурой будет параллелограмм BCDE (рис.2), поскольку  уравнения y=4,y= ­6 задают параллельные прямые. Прямые  ,  4 x  y 4 4 x  y 6 также параллельны, как прямые, имеющие равные угловые коэффициенты и  различные свободные члены ( ).  Высота параллелограмма равна 10,  4  6 . Искомая площадь S=25.  основание равно  5 2 Ответ: 25.   4 2. Вычисление площади фигуры,  координаты точек которой  удовлетворяют системе  неравенств. Задача 1. На координатной плоскости рассматривается фигура Ф, состоящая из точек, координаты которых удовлетворяют системе неравенств  Изобразите фигуру Ф и найдите её площадь .  у 3 2 2  2 2)  3)­(у  (х  х 25 2  5    Решение. Второе неравенство системы равносильно совокупности четырёх  систем неравенств :     1)                  х у 2  02  03 у х  53        х 2  3 у  х 6 у      2)         02 х  у 03  2 у 53  х                   х 2  3 у   х у      4 3)              х х у 2  02  03 у  53                х 2  3 у  у х      4)                х  02 х  у 03  2 у 53           х 2  3 у  10 х у      Изобразим каждое из решений систем на плоскости хОу . Множество решений  первой системы есть прямоугольный треугольник АВС, катеты которого лежат  на прямых х = ­2, у = 3 и имеют длины, равные 5.  Площадь этого треугольника  S = АВ*ВС =  .  25 2 1 2 Аналогично получим, что множествами решений второй, третьей и четвёртой  систем совокупности неравенств являются множества точек плоскости хОу,  5 представляющие соответственной треугольники ВDE, BCD и ABE. Нетрудно  убедиться, что все четыре треугольника равны, и площадь всего квадрата ACDE  равна 50.                           рис. 3 Точкой пересечения диагоналей квадрата является точка В, имеющая  координаты (­2;3) (рис.3). Первое неравенство исходной системы определяет область, внешнюю по  отношению к кругу с центром в точке пересечения диагоналей квадрата и  радиусом   . 5 2 Эту же длину имеет высота BF треугольника АВС, то есть рассматриваемый  круг вписан в квадрат ACDE. Площадь круга  S =  25 . 2 Искомая площадь   S 50 25 2   2(25  .  ) 2 Ответ:  2(25  .  ) 2 Задача 2.  Найдите площадь фигуры, которая задается на координатной  плоскости системой неравенств       3 2 2  3 у  х 2 2 ух  0  ху  4 у 2 Решение. Рассмотрим функцию yxf ;( )  3 у  2 ху  2 ух   3 2 и разложим на множители  многочлен   Получим  3 у  3 2 2 ху  2 ух .    ;( yxf )  ( yy  )(2 yx  x  0) 1 2 Функция обращается в нуль, если у=0, или у = ­2х, или у = .  1 2 x 6 Каждая из этих трех прямых проходит через начало  координат. В итоге они разбивают координатную плоскость на шесть областей: AOB, BOC,COD,DOE,EOP, POA,  включая точки, лежащие на сторонах углов. В каждой их этих областей функция   сохраняет свой  ;( yxf ) знак.     Рис. 4 Достаточно определить знак функции в одной из областей, в других происходит  чередование знаков(рис.4) Уравнение  2 x 2  y 4  задаёт окружность радиуса 2 с центром в начале  координат. Что представляют собой точки плоскости, координаты которых  удовлетворяют неравенству  ? Возьмём, например, точку с  2 x 2  y 4 координатами (0;0). Получим  40  .Значит, все точки на окружности и внутри  круга принадлежат искомому множеству. На рисунке 4 точки плоскости хОу, удовлетворяющие системе неравенств,  показаны штриховкой. Искомая площадь суть сумма площадей трех секторов  AOB,COD и EOP. Углы AOB и DOE равны площади сектора DOE, и искомая  площадь составляет половину площади круга, а именно 2. Ответ: 2. 2 Задача 3. На координатной плоскости рассматривается фигура, состоящая из  всех точек , координаты которых удовлетворяют системе неравенств   x     y  y ,4  )3.(1 x  2 2 x )1(,25 )2( 2 Найдите площадь этой фигуры. Решение. Неравенство (1) верно в тех и только тех точках плоскости хОу,  которые лежат на окружности   и внутри круга радиуса 5 с центром в  2 x 2  y 25 7 начале координат. Неравенство (2) верно в тех и только тех точках плоскости хОу, которые лежат  на окружности   и вне круга радиуса 2 с центром в начале координат.  2 x 2  y 4 Неравенство (3) задаёт область , ограниченную прямыми х=1 и х=­1 , включая  точки на самих прямых. Искомое множество точек показано штриховкой на рисунке 5.  Найдём площадь фигуры ABCD, а зачем её удвоим.  S ABDC  S PABK  S PCDK . Площадь PCDK равна площади двух равных  треугольников PCO и ODK и площади сектора COD: где PO=1 .  S PCO 1 2 PC  , PO             Рис.5 Для нахождения РС в уравнение   подставим х= ­1 (у>0). Получим:  2 x 2  y 4 2 y  ,3 y . ,3 PC  3 S  PCO  1 2 2,3 S  PCO  3 . Найдём площадь сектора COD. Тангенс угла COP равен  . Следовательно, 3  POC  60 , и площадь сектора COD равна  1 6 площади соответствующего круга,  то есть  .  2 3 Аналогично находим площадь фигуры PABK. x  ,62 62 ,25  ,24 ,1 y AP  2 y  2 x 2 y  S  APO  1 2 AP  PO  ,6 S  62  APO . 8  AOB  180 2 arctg 62 . Площадь сектора  25  180( S AOB   arctg 2  360 )62   180(5  )62 2 72 arctg  , SPABK  62   180(5  )62 2 72 arctg  . Искомая площадь  2 72  180(5 62    S arctg  )62  3   2 3 . Ответ:  S  62   180(5  )62 2 arctg  72  3   2 3 . Задача 4. Найдите площадь фигуры, которая задается на координатной  плоскости системой неравенств      y  4  y x 2 x .5 , Решение. Первое неравенство системы задает множество точек плоскости ,  лежащих выше полуокружности  , включая точки самой  y  4 x 2 полуокружности, и между прямыми х= ­ 2 и х=2.  Графиком функции   является график функции  y 5 x , поднятый на 5  y  x единиц вверх. Второе неравенство системы задает множество точек плоскости,  лежащих на этом графике и ниже его.  Требуется найти площадь заштрихованной фигуры(рис.6). S ADCB  AD AB .28  S DPC 1 2 DC  EP  ,4 9 площадь полукруга  AKBS  .2  4 2  Теперь находим площадь заштрихованной  фигуры:  S 28  )24(   24  2 .                                                          Рис.6 Ответ:  . 12(2  ) Задача 5.  На координатной плоскости рассматривается фигура М, состоящая  из всех точек , координаты которых удовлетворяют системе неравенств  (   x   0 .4 ) xy 2 y  y 2 x 2 Изобразите фигуру М и найдите её площадь.  Решение. Исходная система может быть записана в виде совокупности двух  систем         ( y                                                     0   0 y  ( 2      xyx )  x 0  2 4 y 2 x      2 xyx )  x 0  2 y 4 2 x                                                                                         рис.7         Первая система совокупности дает нам множество точек плоскости хОу, расположенных внутри и на границу сектора АОВ, вторая система – множество точек на границе и внутри сектора COD(рис.7). Так как ОС и ОА – биссектрисы углов BOK и BOM , то площадь фигуры М равна  площади полукруга , то есть  . 2 Ответ:  2 2 Задача 6. Найдите площадь фигуры, которая задаётся на координатной плоскости системой неравенств       4 y  2 2 y )2 4  y )2 4 x   x x ( ( 2 2 2 Решение. Точки плоскости , удовлетворяющие 10 неравенству  2 x 2  y 4 , лежат на окружности  2 x 2  y 4  и внутри круга,  ограниченного этой окружностью.  Уравнения   и  ( x  2 )2 2  4 y ( x  2 )2 2  4 y представляют собой уравнения  окружностей с центрами соответственно(2;0),(­2;0) и радиусом 2. Все три  неравенства системы дают нам точки плоскости, показанной штриховкой (рис.8). Чтобы площадь заштрихованной части плоскости , нужно определить площадь  треугольника OAD, равного треугольнику AOB , который является  равносторонним со стороной 2, и найти площадь двух равных сегментов AmB.  S  AOB ,3 S сектAOB .   4 6 2 3  сегмS . AmB   (2 2 3  ).3 Вычтем из площади сектора сумку площадей двух сегментов, и полученный результат умножим на 2. Рис8.                                                                                 искS (2   (2 2 3 2 3   ))3  34   . 4 3 Ответ:  3(4   ). 3 3. Площадь фигуры, образованной осями координат и касательными. Задача 1. Найдите площадь фигуры, образованной осями координат и  касательными к кривым     и   в точке их пересечения.  у  22 х х  2 у 42 х 11 Решение. Начертим параболы , используя координаты вершин и точки их  пересечения с осями координат.  Найдём точку пересечения графиков функций 2 х  2 х  2 х 2 ,  х0=1, у0= ­3 4 В  точке с абсциссой х0=1 проведем касательные к  кривым, используя общее уравнение касательной у  ( xf 0 )  ( xf 0 )( x  x 0 ) .  Для параболы   у ,  ( 0 xf 0) xf ( 0 ) 3 .  Уравнение касательной:    3у имеем:   , )( xf  x 2 2 х  2  22 х Для второй параболы получим уравнение касательной,  . Эта прямая  у 2  х 5 пересекает ось абсцисс в точке (2,5;0). Искомой фигурой является трапеция АОСВ, где  , ОС=2,5, АВ=1. 3ОА Рис.9 По формуле   S AOCB  1 2 ( OC  AB )  AO   .  21 4 Ответ:   21 4 Задача 2. Найдите площадь фигуры, ограниченной касательными к графику  функции  , проходящими через точку   , и прямой,  y  42 x x  5 ( A  )1; 5 2 проходящей через точки касания. Решение .Точка А не принадлежит графику функции  y . Пусть    ( ; 0 ух 0 ) x  5  42 x ­ координаты точек касания В и С. Уравнение касательной имеет вид  у  ( xf o )  ( xf o )( x  0x ) , где   ( xf o ) 0  2 x , 4 12 ( xf o ) 2  x 0 4 x 0  5 .  Подставив эти выражения, получим уравнение касательных:  y 2  x 0 4 x 0  2(5 x 0  )(4 x  x 0 ) . Точка  A ( 5 2  )1; принадлежит касательным , поэтому  2  1 x 0 4 x 0  2(5 x 0  )(4 5 2  x 0 ) Откуда  =1 или  0x 0x =4, тогда  ,   0у 2 x 0  4 0 x  05 = 2 или  = 5. 0у Значит, точки касания имеют координаты В(1;2), С(4;5). Требуется найти площадь треугольника АВС (рис.10) Так как нам известны координаты вершин треугольника , то, воспользовавшись  формулой расстояния между двумя точками d  ( x 2  2 x 1 )  ( y 2  2 y 1 ) , вычислим длины сторон этого треугольника  АВ 1( 5 2 2 )  )12( 2 53 2 ВС )14(  2  )25( 2  23 АС 4(  5 2 2 ) ,  .   )15( 2 , 3 17 2 Для нахождения площади треугольника можно воспользоваться формулой  Герона, нов этом случае нас ожидают не совсем приятные вычисления. Удобнее применить формулу . sin S  1 2 ab По теореме косинусов  BC  22 AC AB  AC 2  AB 2  cos A 13 cos A  AB 2  AC  AB 2 BC 2  AC 2  45 4  2  153 4  3 53 2  18 17 2  7 85 Откуда  sin A . 6 85 Площадь треугольника АВС равна S  1 2 AB  AC  sin A  1 2 53 2 3  17 2  6 85  27 4 Ответ:  27 4 Задача 3. К параболе  y  проведены две касательные , проходящие  x  4  22 x через начало координат. В точках дуги параболы, расположенных между  точками касания, проведены касательные, пересекающиеся первые две  касательные в двух точках. Найдите наибольшую возможную площадь  образовавшегося треугольника. Решение .Общее уравнение касательной:   )( x xf   Найдём     ( xf 0  ( xf 0 ( xf 0  x 0 )( x ,  2 x 0 ,  ). 2 ( xf 0 ) 2  x 0 2 x 0 2 2 y  ) ) .  4 Уравнение касательной примет вид y 2  x 0 2 x 0  2(4 x 0  )(2 x  x 0 )   2 x 0  (2 xx 0  4)1 ,  где  ( ; 0 yx 0 ) ­ координаты точки касания.  Точка О (0;0) принадлежит касательным, поэтому  0=  ,  ,  0 x 2 .  2 0 x 4  x 42 0   и  0 x 2 x 0 2 ­ абсциссы точек касания. Находим уравнения касательных  1)  2)   )2( ,6 f f )2(  ,12 y  12 (6 x  ),2 y  ;6 x f  )2( ,2 f  )2( ,4 y  (24 x  ),2 y  .2 x Точки касания имеют координаты Е(2;12), М(­2;4). 14 Построим параболу  y и касательные у=6х и у= ­2х (рис.6) Пусть x  4  22 x ­ координаты точки С касания прямой, при проведении которой получим  ( ; к уx к ) треугольник наибольшей площади.   Найдём координаты точек пересечения этой касательной с касательными у= ­2х  и у=6х. Для этого решим совокупность двух систем :    (22  xx к  ;2 y x (22  xx к  y ;6 x ,4)1 ,4)1        x к x к y y Решим каждую из систем совокупности отдельно.  ,4   (22  xx к  ;2 y x  xx к ;2 x  2  ,4)1        x к x к   2 2 x y x y    2         .  x  42  x к  (2 x )2 к  y 2 x к  x к ; 2  2     4)1 y  x к (22  xх к  x y 6    6 х  2 x к  y  xх 2 к  x 6  2 х  4      х  42  х к  (2 )2 х к  х (3 y к х к   ).2 2  2 х к ( А 2  2 2;  Вх к ), ( х к 2  2 (3; х к  ))2 . Проведем из точек А и В перпендикуляры на ось Оу. Пусть АР=h1, BK=h2. Тогда   S OD OD OD   S S  ). (  h 2  AOB  AOD  BOD  1 h h 2 1 2  h 1 1 2 1 2 ( h 1  h 2 ) . x к  2 2  x к  2 2  2 Осталось найти длину OD. Для нахождения OD в формулу касательной  подставим значение х = 0. Получим  . Следовательно,  у  кх 42  15 S  AOB 1 2 4(  2 x к  42) x к 2 . Наибольшего значения площадь достигает при  . xк  S ,0  4 Задача 4.  К графику функции  y  62 x Ответ:4 проведены три касательные. Первая  x  8 и вторая – проведены в точках пересечения графика функции с осью абсцисс,  третья – в точке минимума этой функции. Найдите площадь трапеции,  образованной этими касательными прямой , проведенной через точку  Рис.10 пересечения параболы с осью ординат и параллельно оси  абсцисс.  Решение. Найдём абсциссы точек пересечения параболы с  осью Ох.   x  ;4 x ,08 )( xy  .6 ,2 6 2 x  2 x 1 x 2 Находим уравнения касательных, проходящих через  найденные точки:  ( xy ( xy 0 2 0 1 ,0)2( ,0)4(     y y ) )  ( xy 1 0 )  )2( y  ( xy 0 2 ,2 )  y )4(  .2 Воспользовавшись уравнением касательной:  y   ( xy 0 ( xy 0 x 0 )( ), x  ) рис.11 получим уравнения касательных, проходящих соответственно через точки (2;0), (4;0): у= ­2х+4, у= 2х­8. Парабола пересекает у=8 пересекает соответственно в ось ординат в точке (0;8). Прямая  прямые у= ­2х+4, у= 2х­8  точках (­2;8) и (8;8). Третья касательная , которая  проходит через вершину параболы,  имеет вид  у= ­1.  Решив каждую из систем    y y   1  x 2 4      и     y  y 1  x 2 8 рис.12 16 найдём координаты точек пересечения касательных (2,5; 1), (3,5; ­1). Получены все данные, чтобы найти площадь трапеции ABCD (рис.12)  S ABCD  S ABCD 1 2 1 2 ( AB  HCD ) , 1(  9)10  .5,49 Ответ:  .5,49 Задача 5.  Из точки М(1;1) проведены касательные к двум ветвям гиперболы (k<0), касающиеся этих ветвей в точках А и В, причем треугольника МАВ – y  k x правильный. Найдите k и площадь треугольника МАВ.  Решение.  Пусть   ­ абсцисса точки касания, лежащей на гиперболе.  0x Воспользуемся общим уравнение касательной :  y  ( xf 0 )  ( xf 0 )( x  x 0 ) . Найдём   ( xy 0 ) k x 0 2 , ( xy 0 )  . k x 0 Уравнение касательной примет вид  .  y  k x 0 2 x  2 k x 0 Так как точка М(1;1) лежит на касательной, то   или  . 2 x 0  2 0 kx  0 k 1  k x 0 2 x  2 k x 0 Поскольку дискриминант полученного уравнения больше нуля (k<0), то оно  имеет два решения. Используя теорему Виета, запишем :  x 1 ,2 xxk 21   k x . 2 Ветви параболы симметричны относительно биссектрисы I и III координатных  углов, на которой лежит точка М. Следовательно , точки А и В симметричны  относительно прямой y=x , и поэтому точка А имеет координаты  , а точка  ( ; 1 xx 2 ) 17 В имеет координаты  .  ( ; 2 xx 1 ) Получим  x MA 1 ( 2 2 )1  ( x 2  2 )1 2  x 1 2 x 1  1 2 x 2  2 x 2  (1 x 1 x 2 2 )  2 xx 21  (2 x 1  x 2  2) =  2 4 k  2 k  4 k  42 k 2  6 k  .2 Аналогично,  2 AB  8 2 k .8 k По условию треугольника МАВ – равносторонний  (рис.13), следовательно , МА=АВ, то есть  k 4  2  .01 82 k 2,8 kk 6 k 2  2  k . k 1  1 2 ; k 2  1 Так как k<0 , то k=  . 1 2 Находим площадь треугольника МАВ: S  AB 1 2 2 sin 60  33 2 . Ответ:  1k 2 , 33S 2 . 18 III.Заключение  Выполнив исследования, я подтвердила  гипотезу, выдвинутую в начале работы. Мне   удалось   достичь   цели   моего   исследования:   я   овладела   способами нахождения площади фигур, ограниченных функцией, без помощи интеграла. Но останавливаться   на   достигнутом   я   не   хочу,   планирую   после   изучения   темы «Интеграл и первообразная» в 11 классе, рассмотреть решение этих же задач, но уже   применяя   интеграл.   Сравню   результаты,   выбиру   наиболее   рациональное решение. И, в заключении, хочется сказать. Уникальность математической задачи  заключается в том, что, во­первых, задачи являются для нас своеобразной  областью применения формальных знаний. Во­вторых, позволяют проверить  правильность приобретенных знаний, в­ третьих, формируют умение  анализировать ситуацию, систиматезировать и классифицировать условия,  подчас самостоятельно получая открытие. В­четвертых, способствуют  повышению уровня заинтиресованности математикой, а в­ пятых, я считаю самое главное, решение задач доставляет эстетическое удовольствие.  Ведь математика должна быть не только рациональной, но и для души! 19 IV. Литература 1. Алфутова Н.Б., Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для  математических школ. М.: МЦНМО, 2009 – 264с. 2. Колесникова С.И. Математика. Решение сложных задач  единого  государственного экзамена – 2­е изд., испр.­ М.: Айрис­пресс, 2014. – 272с. – (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ) 3. Математика. 9­11 классы: Решение заданий ЕГЭ высокой степени сложности.  Основные методы и приемы/ Авт.­сост. М.А. Куканов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 223с. 4. Математика. Областные олимпиады. 8­11 классы/ [Н.Х. Агаханов,  И.И.Богданов, П.А.Кожевников и др.] – М.: Просвещение, 2010 – 239с.: ил. – (Пять колец). 5. Островский А.И., Кордемский Б.А. Геометрия помогает арифметике.  М.:ФИЗМАТГИЗ, 1960. 6. Уфановский В.А. Математический аквариум. ­  Ижевск: НИЦ «Регулярная и  хаотическая механика», 2000. 7. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Решение  задач: Учеб. пособие для 11кл. сред. шк.  – М.: Просвещение, 1991. – 384с. 8. Шарыгин И.Ф., Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб.  пособие для 10кл. сред. шк.  – М.: Просвещение, 1989. – 252с. 9.Якир М.С., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Неожиданный шаг или сто  тринадцать красивых задач. Киев: Агрорифма «Александрия». 1993. 20

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла

Проект. Нахождение площади фигуры без помощи интеграла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018