Проект Наука плюс - профессия будущего

  • Научно-исследовательская работа
  • 18.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Д/С № 78 к.3 г. Тюмени Совместный проект для детей старшего возраста "Наука плюс – профессия будущего" Над проектом работали педагоги МАДОУ д\с 78(3) Тюмень 2019 г. Паспорт проекта: 1. Организация: МАДОУ д/с №78 к.3 г. Тюмени. 2. Адрес: 625062 г. Тюмень ул. Ставропольская 7. 3. Телефон: 32-90-34. 4. Вид проекта: групповой. 5. Направление: познавательно - исследовательский 6. Продолжительность: 1 месяц. 7. Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, педагоги, родители. Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Цель проекта: Приобщение детей к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечения дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей. Задачи: Задачи обучения: Знакомство детей с миром естественных наук и техники; Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации; Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами; Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях; Расширение знаний о мире профессий; Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом; Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги; Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения; Формировать критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон; Развитие речи, обогащение словаря; Формирование умений принимать ранее полученные знания. Задачи развития. Наглядно-образного и логического мышления, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи. Пространственного восприятия и мышления; интеллектуальных способностей; нестандартного критического мышление; творческой активности, стремление выйти за рамки шаблона; исследовательского поведения; умение планировать работу и предвидеть результаты; коммуникативных навыков; произвольной памяти и внимания, умения концентрироваться и сосредоточиваться; мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Задача воспитания. Положительных качеств личности ребенка: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь; Позитивного отношения к продуктивной деятельности, получения удовольствия от достигнутого результата; Формирования адекватной самооценки; Развитие стремление к самостоятельности; Формирование умение работать в группе, способности к плодотворной кооперации в совместных действиях; Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания; Формирования уважения к результатам чужого труда; Сознательного, бережного отношения к окружающей среде. Продукты проекта: Выставка познавательной литературы в книжном уголке: 1.Выставка детских энциклопедий «Хотим все знать». 2.Выставка книг «Профессии будущего». Презентация «Опыты и эксперименты с детьми «Интересное рядом». Выставка рисунков в холле «Буду в Армии служить». Выставка газет: 1.«150 лет периодической таблице Д.И.Менделеева» 2.Л.С.Выгодский 3.Д.Б.Эльконин Организация мини-музеев: 1.Мини-музей «Загадки подводного мира» 2.Мини-музей сложных технических механизмов «Часы». Выставка поделок: 1.Выставка поделок и рисунков «Военная техника будущего» 2.Выставка поделок из Лего «Машины будущего». 3.Выставка изобретений будущего «Техноэволюция» Ожидаемые результаты: В результате осуществления проекта у детей: существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук; сформируется положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам; будут заложены основы формирования научной грамотности; будут заложены навыки простейшего технического моделирования и конструирования; получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками; Разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов; Повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление; Получат дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность; Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе. Этапы проекта: 1 этап - Подготовительный Постановка цели и задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса. Составить план совместных действий и мероприятий с детьми, поиск и сбор информации. Подобрать материал, игры, литературу по теме. Привлечь родителей совместно с детьми нарисовать рисунки, выполнить поделки. Выяснить, где можно найти нужную информацию для работы над проектом. 2 этап – Основной этап Формирование представлений воспитанников о науке, профессий будущего. (Беседы, просмотр презентаций. Заучивание стихов, отгадывание загадок, чтение сказок по теме. Непосредственно образовательная деятельность, опыты, экспериментирование, дидактические и подвижные игры. Консультации для родителей.) Схема реализации проекта через разные виды деятельности «Познавательное развитие» Поиск информации в энциклопедиях, книгах, рассматривание картинок, иллюстраций и фотографий великих ученых, знакомство детей с интересными фактами. НОД «Знакомство с профессией ученого». НОД «Наука о звездах». Дидактические игры «Что из чего сделано?», «Хорошо-плохо», «Что/кто растет в воде?» Игровые упражнения «Почувствуй воздух», «У кого воздуха больше». Центры экспериментирования: 1.«Юные химики»- Опыты «Извержение вулкана», «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды», «Что сильнее воды». 2.«Мы-исследователи»- Опыты с бумагой «Бумага и ее свойства», «Свойства мокрого песка и глины», «Горячий воздух легче, чем холодный». 3. «Лаборатория чудес»- Экспериментирование «Морской бой», «Пузыри-спасатели», «Воздух имеет вес», «Может ли воздух быть грязным», «Воздух, волны, буря», «Горячий воздух легче, чем холодный». 4.«Удивительный магнит»- опыты с магнитами. 5.Лаборатория юных фиксиков. Интеллектуальная гостиная: Разгадывание ребусов и шарад, логические таблицы, танграм, лабиринты, корректурные пробы и зашумлённые изображения, игры в шашки, шахматы. Исследовательская деятельность «Посадка лука». Квест-игра «Звезды в небе», викторина «Умники и Умницы» Беседы: «Какие бывают науки, и что они изучают», «Вода вокруг нас», «Воздух и его роль в жизни человека», «Что такое почва, ее значение для жизни растений», «Кто такие ученые?» Просмотр презентации на тему: «Опыты и эксперименты с детьми «Интересное рядом». «Речевое развитие» НОД Чтение и обсуждение «Сказка про лежачий камень, под который вода не течет». Чтение: познавательные сказки Т.А.Шорыгина, р.н.сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», В.Медведев «Звездолет Брунька». Чтение стихотворений: С.А.Есенин «Звезды», «Живая вода», «Тайна семи морей», С.Маршак «Мыльные пузыри», Н.А.Рыжова «Воздух-невидимка». Стихи о науках - чтение, обсуждение, «мокрые», «воздушные» загадки, загадки о планете Земля, космосе. Составление фантастического рассказа на тему: «Как мы летали в будущее», рассуждение на тему «Что было бы, если…». «Социально – коммуникативное развитие» Сюжетно - ролевые игры: «Мы - ученые», «В лаборатории», «Исследователи», «Космонавты». Развлечение: «Чудеса на арене цирка» (фокусы – закрепление свойств воздуха и воды). Д/ игры «Профессии будущего», «Угадай профессию», «Кому что нужно для работы». «Физическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность «Изобретения природы» совместно с физ.инструктором. Утренняя гимнастика на тему: «Разминка будущих космонавтов». Пальчиковая игра «Космос. Подвижные игры «Ходят капельки по кругу», игра с мячом «Воздух, земля, вода», «Снежинки и ветер», «Плюс-минус» (Дети на руки одевают браслеты с изображением знаков «+» и «-« и двигаются под музыку, когда музыка заканчивается, дети берутся за руки «+» за «-«, тем самым образуя цепочку). «Художественно - эстетическое развитие» НОД Конструирование роботов из разных материалов (бумаги, спичек, конструктора) по предложенным схемам. НОД Конструирование из Лего «Батискаф – подводная исследовательская станция». Рисование с элементами экспериментирования (смешивание красок «Какой это цвет?») по теме «Будущее человека»; красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски). НОД Рисование на тему «Космос». Музыка: музыкально-ритмическая игра «Роботы и Звездочки». Просмотр передач о научных открытиях. Просмотр мультфильмов «Смешарики» - цикл серий о науке. «Безопасность» Беседа: «Правила безопасности при занятиях экспериментальной деятельностью». 3 этап – Заключительный Обобщение представлений воспитанников о науке. Мастер-класс для педагогов (обмен опытом) «Научные забавы» (опыты, эксперименты). Взаимодействие с родителями: Буклет «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми» Памятка «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей. Альбом «Созвездие нашей семьи» Выставка поделок и рисунков «Военная техника будущего» Выставка поделок из Лего «Машины будущего». Выставка рисунков «Буду в Армии служить». Выставка изобретений будущего «Техноэволюция» Заключение: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, на основании собственных проведенных опытов. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники познакомились с понятием «Наука», отметили ее роль в развитии человечества; познакомились с великими открытиями, с профессиями будущего, узнали много новых и интересных фактов. В группах и холлах совместно с родителями и педагогами были организованы разнообразные выставки поделок и рисунков, созданы мини-музеи. Литература: 1.«Экспериментальная деятельность в детском саду» Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. 2.«Тематические дни в детском саду» Е.А.Алябьева 3.«Познавательные сказки» Беседы с детьми о Земле и ее жителях. Т.А.Шорыгина. 4.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» Л.Н.Вахрушева 5.«Солнечная тропинка». Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Л.С.Журавлева. 6.«Формирование целостной картины мира». Познавательно-информационная часть, игровые технологии. 7.«Домашняя лаборатория» Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. 8.Энциклопедии «Наука», «Большая книга изобретений», «Хочу всё знать», «Детская энциклопедия», «Хочешь знать почему?» и др. 9.Ресурсы сети интернет.