Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Д/С № 78 к.3 г. Тюмени
Совместный проект для детей старшего возраста
"Наука плюс – профессия будущего"
Над проектом работали
педагоги МАДОУ д\с 78(3)
Тюмень 2019 г.
Паспорт проекта:
1. Организация: МАДОУ д/с №78 к.3 г. Тюмени.
2. Адрес: 625062 г. Тюмень ул. Ставропольская 7.
3. Телефон: 32-90-34.
4. Вид проекта: групповой.
5. Направление: познавательно - исследовательский
6. Продолжительность: 1 месяц.
7. Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, педагоги, родители.
Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Цель проекта: Приобщение детей к миру науки, техники, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечения дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей.
Задачи:
Задачи обучения:
Знакомство детей с миром естественных наук и техники;
Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации;
Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами;
Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях;
Расширение знаний о мире профессий;
Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом;
Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги;
Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения; Формировать критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон;
Развитие речи, обогащение словаря;
Формирование умений принимать ранее полученные знания.
Задачи развития.
Наглядно-образного и логического мышления, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи.
Пространственного восприятия и мышления; интеллектуальных способностей; нестандартного критического мышление; творческой активности, стремление выйти за рамки шаблона; исследовательского поведения; умение планировать работу и предвидеть результаты; коммуникативных навыков; произвольной памяти и внимания, умения концентрироваться и сосредоточиваться; мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Задача воспитания.
Положительных качеств личности ребенка: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь;
Позитивного отношения к продуктивной деятельности, получения удовольствия от достигнутого результата;
Формирования адекватной самооценки;
Развитие стремление к самостоятельности;
Формирование умение работать в группе, способности к плодотворной кооперации в совместных действиях;
Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания;
Формирования уважения к результатам чужого труда;
Сознательного, бережного отношения к окружающей среде.
Продукты проекта:
Выставка познавательной литературы в книжном уголке:
1.Выставка детских энциклопедий «Хотим все знать».
2.Выставка книг «Профессии будущего».
Презентация «Опыты и эксперименты с детьми «Интересное рядом».
Выставка рисунков в холле «Буду в Армии служить».
Выставка газет:
1.«150 лет периодической таблице Д.И.Менделеева»
2.Л.С.Выгодский
3.Д.Б.Эльконин
Организация мини-музеев:
1.Мини-музей «Загадки подводного мира»
2.Мини-музей сложных технических механизмов «Часы».
Выставка поделок:
1.Выставка поделок и рисунков «Военная техника будущего»
2.Выставка поделок из Лего «Машины будущего».
3.Выставка изобретений будущего «Техноэволюция»
Ожидаемые результаты:
В результате осуществления проекта у детей:
существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук;
сформируется положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам;
будут заложены основы формирования научной грамотности;
будут заложены навыки простейшего технического моделирования и конструирования;
получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками;
Разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов;
Повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление;
Получат дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность;
Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
Этапы проекта:
1 этап - Подготовительный
Постановка цели и задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса. Составить план совместных действий и мероприятий с детьми, поиск и сбор информации.
Подобрать материал, игры, литературу по теме.
Привлечь родителей совместно с детьми нарисовать рисунки, выполнить поделки.
Выяснить, где можно найти нужную информацию для работы над проектом.
2 этап – Основной этап
Формирование представлений воспитанников о науке, профессий будущего.
(Беседы, просмотр презентаций. Заучивание стихов, отгадывание загадок, чтение сказок по теме. Непосредственно образовательная деятельность, опыты, экспериментирование, дидактические и подвижные игры. Консультации для родителей.)
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
«Познавательное развитие»
Поиск информации в энциклопедиях, книгах, рассматривание картинок, иллюстраций и фотографий великих ученых, знакомство детей с интересными фактами.
НОД «Знакомство с профессией ученого».
НОД «Наука о звездах».
Дидактические игры «Что из чего сделано?», «Хорошо-плохо», «Что/кто растет в воде?»
Игровые упражнения «Почувствуй воздух», «У кого воздуха больше».
Центры экспериментирования:
1.«Юные химики»- Опыты «Извержение вулкана», «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды», «Что сильнее воды».
2.«Мы-исследователи»- Опыты с бумагой «Бумага и ее свойства», «Свойства мокрого песка и глины», «Горячий воздух легче, чем холодный».
3. «Лаборатория чудес»- Экспериментирование «Морской бой», «Пузыри-спасатели», «Воздух имеет вес», «Может ли воздух быть грязным», «Воздух, волны, буря», «Горячий воздух легче, чем холодный».
4.«Удивительный магнит»- опыты с магнитами.
5.Лаборатория юных фиксиков.
Интеллектуальная гостиная: Разгадывание ребусов и шарад, логические таблицы, танграм, лабиринты, корректурные пробы и зашумлённые изображения, игры в шашки, шахматы.
Исследовательская деятельность «Посадка лука».
Квест-игра «Звезды в небе», викторина «Умники и Умницы»
Беседы: «Какие бывают науки, и что они изучают», «Вода вокруг нас», «Воздух и его роль в жизни человека», «Что такое почва, ее значение для жизни растений», «Кто такие ученые?»
Просмотр презентации на тему: «Опыты и эксперименты с детьми «Интересное рядом».
«Речевое развитие»
НОД Чтение и обсуждение «Сказка про лежачий камень, под который вода не течет».
Чтение: познавательные сказки Т.А.Шорыгина, р.н.сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», В.Медведев «Звездолет Брунька».
Чтение стихотворений: С.А.Есенин «Звезды», «Живая вода», «Тайна семи морей», С.Маршак «Мыльные пузыри», Н.А.Рыжова «Воздух-невидимка».
Стихи о науках - чтение, обсуждение, «мокрые», «воздушные» загадки, загадки о планете Земля, космосе.
Составление фантастического рассказа на тему: «Как мы летали в будущее», рассуждение на тему «Что было бы, если…».
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно - ролевые игры: «Мы - ученые», «В лаборатории», «Исследователи», «Космонавты».
Развлечение: «Чудеса на арене цирка» (фокусы – закрепление свойств воздуха и воды).
Д/ игры «Профессии будущего», «Угадай профессию», «Кому что нужно для работы».
«Физическое развитие»
Интегрированная образовательная деятельность «Изобретения природы» совместно с физ.инструктором.
Утренняя гимнастика на тему: «Разминка будущих космонавтов».
Пальчиковая игра «Космос.
Подвижные игры «Ходят капельки по кругу», игра с мячом «Воздух, земля, вода», «Снежинки и ветер», «Плюс-минус» (Дети на руки одевают браслеты с изображением знаков «+» и «-« и двигаются под музыку, когда музыка заканчивается, дети берутся за руки «+» за «-«, тем самым образуя цепочку).
«Художественно - эстетическое развитие»
НОД Конструирование роботов из разных материалов (бумаги, спичек, конструктора) по предложенным схемам.
НОД Конструирование из Лего «Батискаф – подводная исследовательская станция».
Рисование с элементами экспериментирования (смешивание красок «Какой это цвет?») по теме «Будущее человека»; красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски).
НОД Рисование на тему «Космос».
Музыка: музыкально-ритмическая игра «Роботы и Звездочки».
Просмотр передач о научных открытиях.
Просмотр мультфильмов «Смешарики» - цикл серий о науке.
«Безопасность»
Беседа: «Правила безопасности при занятиях экспериментальной деятельностью».
3 этап – Заключительный
Обобщение представлений воспитанников о науке.
Мастер-класс для педагогов (обмен опытом) «Научные забавы» (опыты, эксперименты).
Взаимодействие с родителями:
Буклет «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»
Памятка «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей.
Альбом «Созвездие нашей семьи»
Выставка поделок и рисунков «Военная техника будущего»
Выставка поделок из Лего «Машины будущего».
Выставка рисунков «Буду в Армии служить».
Выставка изобретений будущего «Техноэволюция»
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы, на основании собственных проведенных опытов. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники познакомились с понятием «Наука», отметили ее роль в развитии человечества; познакомились с великими открытиями, с профессиями будущего, узнали много новых и интересных фактов. В группах и холлах совместно с родителями и педагогами были организованы разнообразные выставки поделок и рисунков, созданы мини-музеи.
Литература:
1.«Экспериментальная деятельность в детском саду» Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.
2.«Тематические дни в детском саду» Е.А.Алябьева
3.«Познавательные сказки» Беседы с детьми о Земле и ее жителях. Т.А.Шорыгина.
4.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» Л.Н.Вахрушева
5.«Солнечная тропинка». Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Л.С.Журавлева.
6.«Формирование целостной картины мира». Познавательно-информационная часть, игровые технологии.
7.«Домашняя лаборатория» Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами.
8.Энциклопедии «Наука», «Большая книга изобретений», «Хочу всё знать», «Детская энциклопедия», «Хочешь знать почему?» и др.
9.Ресурсы сети интернет.