Тема «Сравнение дробей» заинтересовала меня еще в 5 классе, когда исследовательская работа на уроке помогла нам самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное по теме «Обыкновенные дроби». Исследование учит размышлять над интересными фактами, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания и делать небольшие открытия, поэтому цели и задачи исследования по теме «Нестандартные способы сравнения обыкновенных дробей» следующие:
Цель исследования:
Изучить рациональные способы сравнения обыкновенных дробей, имеющих большие и разные числители и знаменатели.
XII районный конкурс творческих исследовательских работ
школьников
Нестандартные способы
сравнения обыкновенных дробей
Работу выполнил ученик 6 класса
МКОУ Устьянцевская СОШ
Краснощеков Александр
Руководитель Шпилевская
О.А.
2016
г. Барабинск
Цель исследования:
Изучить рациональные способы сравнения обыкновенных
дробей, имеющих большие и разные числители и знаменатели.
Задачи исследования:
1.Углубить, обобщить и систематизировать знания по теме
3. Учиться самостоятельно добывать знания, а также
Гипотеза: Существуют рациональные способы
овладевать навыками исследовательской работы.
сравнения предложенных дробей:
«Сравнение дробей».
задач.
2.Научиться применять полученные знания к решению
и
200520053
200520057
;
19981999
20002001
;
и
200420043
200420047
1998
2000
1234567890
2345678901
88888884
88888887
и
и
1234567892
2345678903
;
99999995
99999998
Выводы
исследовательской и
лабораторной работ
• Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у
которой меньше числитель, и больше та, у которой больше
числитель.
• Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у
которой знаменатель больше, и больше та, у которой
знаменатель меньше.
• Правильная дробь всегда меньше неправильной.
• При сравнении двух правильных дробей удобно пользоваться
сравнением этих дробей с .
1
2
• При сравнении правильной и неправильной дробей удобно
сравнивать их с 1.
Способы сравнения
дробей
• путем умножения числителя и знаменателя на
соответствующее число уравнять знаменатели и,
сравнивая числители, дать ответ на поставленный
вопрос (этот способ общий для всех случаев – еще мы
его называем способ приведения к общему
знаменателю);
• составить разность этих чисел и по знаку этой разности
дать ответ;
• найти отношение этих чисел и сравнить его с единицей;
• разделить у каждой дроби числитель на знаменатель и
сравнить результаты.
Примеры
3.Сравним обыкновенную дробь и десятичную дробь 0,45.
9
20
Решение. Обратив дробь в десятичную, получим, что
9
20
= 0 ,45.
9
20
4.Сравнить отрицательные числа -15 и -23.
Решение. Модуль первого числа меньше модуля второго, значит,
первое число больше второго, т. е. -15 > -23.
Нестандартные способы сравнения
дробей
1.Сравнить числа
200420043
200420047
и
200520053
200520057
;
Решение. Будем сравнивать не сами дроби, а их
меньше:
дополнения до единицы: если меньше добавляем к дроби до
единицы, то эта дробь больше, если больше добавляем к дроби, то она
<
4
4
(из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой
знаменатель больше), отсюда
< .
200520057
200420047
200420043
200420047
200520053
200520057
Нестандартные способы сравнения
дробей
1998
2000
2.Сравнить числа и .
19981999
20002001
Введем обозначения а = 1998, b = 2000, тогда
19 981 999 = 19 980 000 + 1 999 = 19 980 000 + 1 998 + 1 = а • 10 000 + а + 1 =
10 001 • а + 1,
20 002 001 = 20 000 000 + 2 001 = 20 000 000 + 2 000 + 1 = b• 10 000 + b + 1=
10 001 • b + 1.
Сравним теперь такие две дроби: *
а
в
10001
а
10001
в
1
1
Умножив обе части неравенства на произведение знаменателей b (10001 b + 1),
сведем сравнение дробей к сравнению выражений с целыми
коэффициентами.
Итак, что больше: * ,
а ( 10001 b + 1) * b (10001a + 1), т.е. а * b .
Но так как а < b (это видно из условия задачи), то окончательно
10001
а
10001
в
а
в
1
1
• <
1998
2000
19981999
20002001
Нестандартные способы
сравнения дробей
3.Сравнить числа и
1234567890
2345678901
1234567892
2345678903
Решение: Введем обозначения а = 1 234 567 890, b = 2 345 678 901.
Тогда 1 234 567 892 = 1 234 567 890 + 2 = а + 2,
2 345 678 903 = 2 345 678 901 + 2 = в + 2.
Следовательно, сравниваются дроби: и ,
а
в
а
в
2
2
что сводится к сравнению выражений: а (в+2) *в (а+2); 2а * 2в; а * в.
Но по условию а < b , а значит, < .
1234567892
2345678903
1234567890
2345678901
Выводы
и
200520053
200520057
;
• 1)
• 2)
• 3)
19981999
20002001
;
и
200420043
200420047
1998
2000
1234567890
2345678901
88888884
88888887
и
и
1234567892
2345678903
;
99999995
99999998
• 4)
• в задаче 1) сравниваются не дроби, а их дополнения до
единицы и тогда задача сводится к сравнению дробей с
равными числителями;
большие числа в дробях выражаются через маленькие и
тогда задачи сводятся к сравнению дробей с
одинаковыми знаменателями и задача 4) к сравнению
отрицательных чисел.
• в задачах 2) – 4) применяется метод кодирования:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.