проект о войне

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности ребенка. Данный проект поможет как учителям начальных классов, так и воспитателям детских садов в подготовке к занятиям к 9 мая: беседа с детьми, стихи о войне и т.д.
Иконка файла материала проект о войне на конкурс.docx

Проект

Тема:«Дети войны».

 Тип проекта: Творческо-поисковый, обучающий.

Срок реализации – краткосрочный (2 недели)

Возраст детей: 6-7 лет

Разработчики проекта: учитель-логопед Гаврилова Екатерина Владимировна МКДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» г. Далматово, педагог-психолог Маленьких Наталья Александровна МКДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» г. Далматово.

 Цели: 
1. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких. 
Задачи:

1.   Сформировать углубленные знания о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2.    Воспитать чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины. 

3.   Узнать о жизни народа (детей) в военное время.

4.   Провести анкетирование среди воспитанников и их родителей.

Гипотеза: Недетское это дело война…

Объект исследования: Великая Отечественная война.

План действий:

1.Опросить ребят, родителей, бабушек, дедушек.

2.Прочить в книгах, энциклопедиях, просмотреть кинофильмы.

3.Посетить музей, исторические памятники в городе Далматово.

4.Создать мини-музей в группе.

Пути решения:

1.   Разработать анкету.

2.   Сбор информации по теме.

3.   Создание презентации (папки, альбом с материалами по теме).

4.   Выступление перед воспитанниками.

Этапы проекта. 

1 этап- подготовительный
Выделение проблемы планирование работы.  
Определение целей и проблем проекта: 
- узнать как можно больше о Великой Отечественной войне ( прочитать в книгах, посмотреть фильмы на военную тематику, расспросить своих близких, родственников, знакомых, ветеранов войны, тружеников тыла ). 
- Почему нельзя забывать военное прошлое? 
- Почему память о павших нужна не мертвым, а нам, живым? 
- Какой след оставила война в твоей семье? 
- Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны? 
- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек? 
- Что в их рассказах тебе запомнилось больше всего? 
- Что помогло детям войны преодолеть трудности, не сломится, стать достойными людьми? 
- Что общего и различного у детей войны и у вас, современных ребят? 
- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять? 
Рассказать об этом в своих рассказах, рисунках на презентации проекта. 

2этап-основной
Работа с детьми:

-провести спортивное мероприятие, посвященное «Дню Победы».

-беседы-рассуждения о детях в ВОВ, просмотр документального фильма «Дети войны»;

-разучивание стихотворений о войне, песен;

-рассматривание картин о войне и составление по ним рассказов;

-чтение художественной литературы о войне;

-провести игру «Зарница»;

-выставка детского творчества (рисунки, аппликация);

-слушание и заучивание музыкальных произведений («День Победы», «Стоит на горе Алеша» и т.д.);

-оформление презентации, доски памяти.

3 этап- завершающий 
Обработка результатов по реализации проекта.

Выставка рисунков «Подвиг народа», «Семейные реликвии» (фотографии, фронтовые письма, награды).

Итоговое мероприятие: музыкальное развлечение «День Победы».

Актуальность темы: 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений.  Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из рассказов воспитателей, родителей. Редко ( лишь в канун праздника Победы ) имеют возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Из беседы с детьми выяснилось, что они имеют поверхностные знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное – большинство из них не знают, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 21 веке – Великой Отечественной войне. 
Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками. О жизни этого поколения дети тоже почти ничего не знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос. 
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Наш проект « Война и дети»- поможет понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи.

 

Ожидаемые результаты:

Повышение познавательной активности детей.

Повышение патриотического чувства у детей.

Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы: 

считаем, что наша гипотеза неверна. Во-первых, война это «Недетское дело..», но дети не могли быть безучастны к этим трагическим событиям. Война- это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду. Тысячи взрослых и детей прошли через испытания, ужасные мучения, но они выстояли и победили. До войны самые обыкновенные мальчишки и девчонки учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Но пришел час, дети стали трудиться в тылу, участвовать в военных действиях, вставали на защиту своей Родины. «Вся страна, от мала до велика, встала на защиту Родины!» Во-вторых, будущее невозможно без прошлого и настоящего. В-третьих, мы должны знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи.

Патриотизм и другие нравственные категории вряд ли можно воспитать даже многими самыми удачными проектами и воспитательными мероприятиями в детском саду. Нельзя измерить уровень их сформированности тестами и графиками. Патриотическое воспитание будущих поколений будет успешными тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания.  И вести такую работу нужно не только к юбилейным датам, а постоянно. 

 

 

                                                         Я не напрасно беспокоюсь,

                                                         Чтоб не забылась та война:

                                                         Ведь эта память- наша совесть.

                                                         Она как сила нам нужна…

                                                                                           (Ю.Воронов)

 

Давно отгремели военные залпы.

Живем мы на мирной земле.

Но помним о мужестве, силе и братстве,

Минувшей войны седине.

О подвигах- стихи слагают.

О славе- песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»


 

 

 

 

 

 

Литература. 

1. А. Твардовский  «Родина и чужбина». 
2. Сборник стихов «Была война», Детская литература,1984 .

3. М. Борисова.  Бабушка – партизанка.

4. www. otvoyna. ruСайт «Великая Отечественная война – основные этапы, сражения, итоги».

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- Екатеринбург, 2006г.

6. Энциклопедия Аванта +. История 20 век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Беседа с детьми.

Есть события, которые вошли в историю всей Земли. 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты. Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. Много горя и страха принесла война. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Но, несмотря на потери, голод, холод, разруху – наш народ победил. 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы, 65-ую годовщину Победы советского народа в Великой войне.

День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.

В тот далекий воскресный летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово…  22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена.

Тяжкий грохот обрушился на Землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка посыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

«….– Война! – крикнул кто-то.                                                                                                                          – Война это, товарищи, война!   Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны….»

Война –это великая беда, которая коснулась своим крылом каждой семьи. Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

Война. Она «огненным катком» прошла по стране, оставила незаживающий след в наших семьях, в наших сердцах. У целого поколения, рожденного с 1927 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 90-70-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

На защиту Родины в страшные, суровые дни войны встали все. Дети и подростки наравне со взрослыми сражались в партизанских отрядах, боролись с фашизмом с орудием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков; были связными у подпольщиков, плавали юнгами на военных кораблях, работали у станков на военных заводах, собирали теплые вещи для фронтовиков, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома, встали к станкам, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях.

В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для Победы!». Страна превратилась в единый военный лагерь. Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала им жить.

Из Сибири за годы войны на фронт отправлено 5, 5 миллионов теплых вещей. По подсчетам историков благодаря собранным теплым вещам можно было одеть до 10 миллионов бойцов или всю действующую армию.

Отдельно надо сказать о подарках – они бесхитростные: табак, кусок мыла, рукавицы, носки, но ценно то, что собирали и отправляли их дети. Эти подарки вручали на Новый год или к памятным датам. Между фронтовиками и отправителями завязывалась переписка, это была действенная форма моральной поддержки.

ТЫЛ – ФРОНТУ. Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Несмотря на это осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. За этот период было изготовлено: 95 тысяч корпусов снарядов и мин, 380 тысяч гранат, 435 тысяч взрывателей.

В августе гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. Немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился город.

Была призвана карточная система. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма хлеба в декабре 1941-ого года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов. Хлеб был черный, клейкий, похожий на глину. И больше никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода. Люди гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Дети войны… Они рано и быстро повзрослели.

«…Из дневника Тани Савичевой… Я – ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, очень много…. Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра.1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа.1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека – это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.1942 год. Дядя Леша умер 10 мая в 4 дня. 1942 год. Мама умерла 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли все. Умерли все. Осталась одна Таня, я….»

Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.

Узники концлагеря. Война отучила этих детей плакать. Они четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Фашистские нелюди стреляли в людей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.  Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку.

В годы Великой Отечественной войны дети придумывали загадки на военную тему (приложение № 3).

И наконец, наступил в войне переломный момент. И началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплаченном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая Родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Дети войны. Их детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод.

9 мая – День Победы отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень бережно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Стихи о войне

Весь под ногами шар земной.                                                                                                                       Живу. Дышу. Пою.                                                                                                                                                       Но в памяти всегда со мной                                                                                                                       Погибшие в бою.

Чем им обязан – знаю я                                                                                                                                             И пусть не только стих,                                                                                                                               Достойна будет жизнь моя                                                                                                                                    Солдатской смерти их.        

Пусть всех имен не назову,                                                                                                                                        Нет кровнее родни.                                                                                                                                                 Не потому ли я живу,                                                                                                                                          Что умерли они?  

**********************             

Война! Жестче нет слова!                                                                                                                                      Война!  Печальней нет слова!                                                                                                                              Война! Страшнее нет слова!                                                                                                                                И на устах у всех иного                                                                                                                                          Уже не может быть и нет!

**********************

…Мысли матери…

Ветер.                                                                                                                                          Вьюга. Снега.                                                                                                                                                   И метель.                                                                                                                                         Ночь морозная смотрит в окно.                                                                                                        Я б хотела к тебе прилететь,                                                                                                         Не видала тебя уж давно…                                                                                                                                     Не грусти, не печалься,  родной,                                                                                                                        Пусть огонь не погаснет в груди –                                                                                                                                           Я в холодной землянке с тобой,                                                                                                                                И победа нас ждет впереди.     

**************************                                                                                                                            

Мама, тебе эти строки пишу я,                                                                                                          Тебе посылаю сыновий привет.                                                                                                                   Тебя вспоминаю такую родную,                                                                                                                            Такую хорошую – слов даже нет!                                                                                                                                  За жизнь, за тебя, за родные края                                                                                                                        Иду я навстречу свинцовому ветру,                                                                                                                      И пусть между нами сейчас километры,                                                                                                                   Ты здесь, ты со мной, родная моя!

******************************

Вот так новость: бабушка сказала,                                                                                                                    Что она сражалась в партизанах!                                                                                                                  Ты ж трусиха, милая бабуля…                                                                                                                   У меня – пустяшная простуда,                                                                                                                     У тебя – сейчас же с сердцем худо.                                                                                                        Если оцарапаюсь до крови,                                                                                                                      Ты теряешь все свое здоровье.                                                                                                                       А когда в кино палят из пушек,                                                                                                               Ты же сразу затыкаешь уши!                                                                                                                Бабушка в ответ сказало тихо:                                                                                                                             – Верно! Я тогда была трусиха…                                                                                                                        И тогда при виде чьей-то крови                                                                                                            Начисто теряла я здоровье,                                                                                                                                 А когда с пригорка пушка била,                                                                                                                Мне за всю деревню страшно было!                                                                                             Только за себя я не боялась.                                                                                                                         Так вот и в отряде оказалась.

************************

Седая бабушка моя, хоть ты бодра и весела                                                                                                    И молода твоя душа, коснулась и тебя война.                                                                               Девчушкой маленькой была, когда нагрянула она.                                                                          Лишила мамы и отца тебя проклятая война.                                                                                         Со мной играешь ты во всё, не принимаешь лишь игру,                                                                          Что боль до сей поры несет, не хочешь ты играть в войну.                                                                   И только в День Победы я вдруг понимаю, почему,                                                                     Всегда веселая – грустна: ты вспоминаешь ту войну.                                                               Прости бабуля, что не мог понять я раньше грусть твою!                                                                Я видно сердцем не дорос, прося тебя играть в войну.                                                                               И в День Победы каждый год теперь поздравить я спешу                                                                  Всех мне знакомых стариков, но прежде – бабушку свою.

*****************************

И в Берлине, в праздничную дату,                                                                                                       Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,                                                                                                    Памятник – Советскому солдату,                                                                                                           С девочкой, спасенной на руках.                                                                                                             Он стоит, как символ нашей славы.                                                                                                   Как маяк, светившийся во мгле,                                                                                                         Это он – солдат моей державы,                                                                                                        Охраняет мир на всей Земле!

****************************

Пусть Ваше небо чистым будет,                                                                                                               Не гаснет радостей звезда.                                                                                                                        И грохот танков и орудий                                                                                                         Уйдет из жизни навсегда.                                                                                                                  Теченью лет не прекословя,                                                                                                                   Мы Вам желаем всей душой                                                                                                          Здоровья и опять здоровья,                                                                                                                      И жизни доброй и большой!

************************

В девятый день ликующего мая,                                                                                                  Когда легла на землю тишина,                                                                                            Промчалась весть от края и до края –                                                                                              Мир победил! Окончена война!                                                                                                             Уже нигде не затемняли окна                                                                                                     

В продымленной Европе города.                                                                                                              Ценою крови куплена Победа,                                                                                                            Пусть это помнит шар земной всегда!

***************************

Пусть солнце утопит всю Землю в лучах!                                                                                     Пусть мирные звезды сияют над ней!                                                                                               Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!                                                                         Пусть всегда будет солнце!                                                                                                             Пусть всегда будет небо!                                                                                                              Пусть всегда будет мама!                                                                                                              Пусть всегда будет мир!

***************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Загадки придуманные детьми во время войны

1.   Не птица, а летит. Без клюва, а верещит. Что роняет – тем пугает. (немецкий бомбардировщик)

2.   Плотно закрыта, в землю зарыта. Ждет-поджидает оккупанта-бандита. (мина)

3.   Летит – воет. Упадет – землю роет. (сбитый вражеский самолет)

4.   На солнце сияет, врага без шума истребляет. (штык)

5.   Под какой оркестр больше всего не любят плясать фашисты? (под залпы «Катюши»)

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Анкета для детей и родителей.

 

1.     Назовите дату начало и окончания Великой Отечественной Войны.

2.     Почему эта война называется Великая Отечественная?

3.     Как называлась армия нашей страны?

4.     Какие беды принесла Великая Отечественная Война?

5.     Какие герои войны вам известны?

6.     Как называется праздник, который отмечает страна 9 мая?

7.     В каких мероприятиях по празднованию Дня Победы вы принимали участие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

      Голиков

Альберт Александрович

 

http://www.proza.ru/pics/2012/02/20/1393.jpg

 

Правда о гибели Павлика Морозова


  Тюмень. 3 сентября исполнился 71 год со дня гибели Павлика Морозова. Он вместе с младшим братом Федей был убит за то, что донес чекистам на своего отца. Деревня Герасимовка, где родился и похоронен Павлик, находится в 40 километрах от райцентра Тавда Свердловской области.

В советские времена, когда пионер-герой Павлик Морозов был образцом для подрастающего поколения, в деревне проложили асфальтовую дорогу и отстроили Дом-музей. Туристов со всей страны возили автобусами - по 10-15 экскурсий в день. Теперь Герасимовку знают только старожилы и историки. Мемориальный комплекс закрыт и находится в плачевном состоянии.

                                                       «Шлейф» тайны

 Имя Павлика Морозова до сих пор носят улицы в десятках российских городов, хотя главный памятник герою со знаменем в руке уже давно снят со своего постамента в парке на московской Красной Пресне. После смерти он был навечно вписан в историю пионерии под номером 001, а теперь его имя стало символом предательства.

 "В этом деле до сих пор нет ясности. Даже в тех материалах, которые доступны, можно найти несоответствия, но никакого повторного анализа не было проведено", - говорит председатель екатеринбургского отделения правозащитного общества "Мемориал" Анна Пастухова. Она считает, что дело Павлика Морозова, "ставшего разменной монетой в играх взрослых", закрывать еще рано.

 По прошествии нескольких десятков лет уже трудно понять, где миф о 14-летнем мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с "кулаками", укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи.

                                               «Доносчик 001»

 Первую попытку совершить независимое расследование жизни Павлика предпринял еще в середине 80-х годов московский прозаик Юрий Дружников, впоследствии написавший книгу "Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова", переведенную на несколько иностранных языков. В ходе расследования Дружников смог побеседовать с некоторыми оставшимися в живых родственниками мальчика, в том числе и с его матерью Татьяной Морозовой, которую советская пропаганда превратила в героическую мать пионера-героя.

 В смерти Павлика обвинили его ближайших родственников - деда Сергея Морозова, его жену Ксению, двоюродного брата Данилу и крестного - Армения Кулуканова. Дружников первым поставил под сомнение вынесенный приговор. Сам процесс проводился с нарушением законодательных норм, а "основными доказательствами вины подсудимых были цитаты из докладов Сталина и Молотова о том, что классовая борьба на отдельных участках усиливается, и обвиняемые являлись иллюстрацией правильности их высказываний".

 Дружников, ныне преподаватель Калифорнийского университета, считает, что донос Павлика на своего отца был сделан им по "наущению матери, которую отец оставил, уйдя к другой".

 "Пионером он тоже никогда не был, его сделали пионером после смерти, -заявляет Дружников. - А самое главное - я выявил секретные документы, что убили Павлика и его брата не кулаки, а два сотрудника НКВД: один -добровольный и второй - профессионал. Убили и навесили вину на родственников, которые не хотели вступать в колхоз. Кстати, и кулаками осужденные не были. Их заставили вырыть для себя яму, раздели донага и расстреляли для примера. Так на местах осуществляли директиву Сталина о тотальной коллективизации. А пионер-герой понадобился через два года, когда был создан Союз писателей и мальчик был назван первым положительным героем соцреализма.

                                             Несчастный Павлик Морозов

3 сентября 1982 года страна широко отметила 50-летие со дня гибели пионера-героя Павлика Морозова, зверски умерщвленного бандитами-кулаками. А уже через несколько лет началось развенчивание памяти героя, который будто бы оказался на поверку малолетним доносчиком на родного отца. Между тем правду о разыгравшейся на Урале трагедии знаменитый революционер-шлиссельбуржец Н. Морозов поведал писателю Алексею Толстому еще в 1939 году... Об этой загадочной истории рассказывается в статье царскосельского краеведа, нашего давнего автора Федора Морозова.
Лет двадцать назад, помнится, портретами Павлика Морозова были оклеены ленинские комнаты в средних, музыкальных и спортивных школах по всей стране. А рассказы о юном пионере, якобы разоблачившем враждебную деятельность своего отца-кулака, прятавшего зерно от голодающих рабочих, и за это зверски убитом собственным дедом и братом - подкулачниками, разбавляли эфир радиостанций "Маяк" и "Юность" едва ли не каждую субботу.
    Во времена правления Андропова подвиг Павлика получил новую трактовку. Его отец из кулака превратился в деревенского старосту, пользовавшегося среди односельчан репутацией уважаемого, порядочного человека, но поддавшегося запугиваниям скрывавшихся в лесах кулаков-бандитов, которым он выдавал фальшивые справки. А в 1984 году нежданно-негаданно выяснилось, что и сам Павлик Морозов был совсем не тем, за кого его выдавали целых пятьдесят лет...
    Семья Трофима Морозова - старосты деревни Герасимовка Тавдинского района Свердловской области - была, оказывается, очень набожна и не пропускала ни одной воскресной службы и церковного праздника. Мало того, оба сына старосты, Павел и Федор, частенько помогали местному священнику, за что он учил их грамоте. В день гибели 3 сентября 1932 года, когда оба брата возвращались домой именно от местного батюшки, они и были зарезаны неподалёку от родного села.
      В 1989 году журнал "Огонёк" опубликовал новую версию, по которой получалось, что Павлик Морозов в принципе не мог быть пионером, так как ближайшая пионерская организация в те времена находилась километров за 120 от Герасимовки. Причина его убийства была будто чисто бытовой. Родная мать Павлика якобы умерла, а с мачехой у него отношения не заладились. Странную и страшную роль в событиях сыграла ревность морозовского соседа, который написал от имени Павлика донос в Тавдинский отдел ГПУ, бросив тень подозрения на ничего не подозревавшего парнишку. На допросах Павлик будто бы отвечал на оскорбительные вопросы молчанием, что и было воспринято как его признание в написании доноса. Обезумевшая от позора и горя бабка Аксинья решила по-свойски расправиться с Павликом и его братом. Подкараулив их на лесной дороге поздним вечером 3 сентября 1932 года, она задушила их...
      В Большой Советской Энциклопедии эта история выглядит иначе. Своего отца, будто бы продававшего документы врагам народа, Павлик Морозов сдал секретарю Тавдинского райкома партии ещё в 1930 году и тогда же выступил на суде в качестве обвинителя собственного пращура. Тогда же Павлик Морозов будто бы был избран председателем совета пионерского отряда Герасимовки. А в 1932 году Павлик, будучи 14-летним подростком, будто бы возглавил местные продотряды по изъятию излишков зерна у кулачества всего Тавдинского района, за что кулаки и прирезали его вместе с братом на лесной дороге.
    Между тем ещё в 1939 году знаменитый почётный академик АН СССР, революционер-шлиссельбуржец Николай Морозов, возмущённый соседством своей фамилии с фамилией Павлика в первой советской энциклопедии 1936 года, предпринял расследование этого дела, так сказать, по горячим следам. И выяснил, что всё было совсем не так, как говорилось и писалось во всех тогдашних официальных источниках. По морозовскому расследованию получалось, что пионером Павлик всё-таки не был, как не был и доносчиком. На судебном же процессе против главы семьи выступал в качестве свидетеля и выгораживал отца изо всех сил, чему свидетелей тогда было ещё немало: судебное заседание в Тавде проводилось при открытых дверях.
    Поговорить с секретарём Тавдинского райкома, которому Павлик якобы нашептал на ухо о злодеяниях своего отца, почётному академику не удалось: чиновник к тому времени уже был расстрелян как враг народа. Зато в деле об убийстве Павла и Федора Морозовых Николай Александрович обнаружил показания членов семьи Морозовых - матери, сестры и дяди. В своей объяснительной записке Татьяна Семеновна - мать Павла - явно под диктовку называла своего сына стукачом, а в его смерти обвиняла деда, бабку и дядю Данилу. В этой же записке она впервые назвала Павлика пионером. "Мой сын Павел, что бы ни увидел или ни услышал про эту кулацкую шайку, всегда доносил на них в сельсовет. Ввиду чего кулаки его ненавидели и всячески хотели извести этого молодого пионера с лица земли". (Любопытная деталь: председателем Герасимовского сельсовета как раз и был отец Павлика, так что получается, что доносы на отца и родню он передавал самому отцу!)
     В результате встреч и бесед с уцелевшей морозовской роднёй академик выяснил, что в семье давно зрел конфликт. Выписывая левые документы, Трофим Морозов навлекал на семью страшную беду. Бесконечные разборки по ночам в конце концов привели к разводу и разделу имущества. Пользуясь удобным случаем, в дело вмешались многочисленные "доброхоты", в Тавдинский райком и районное управление милиции потянулся шлейф доносов на Трофима Сергеевича, бабку Аксинью и деда Сергея. Все кляузы были написаны якобы со слов Павлика участковым милиционером Иваном Попутчиком и избачом Петром Ельциным. На их основе и был на скорую руку состряпан суд над Трофимом Морозовым.  
      Павлик к тому времени сам умел писать, поэтому записанные якобы с его слов доносы, шедшие в район, были стопроцентными фальшивками! На суде Павлу вопросов о его "доносах" почему-то не задавали. Тем не менее, хотя вина Трофима Сергеевича и не была доказана, он схлопотал срок, а семья Морозовых едва не была репрессирована как кулацкая. Это произошло, однако, два года спустя, и участковый потребовал, чтобы Павел сам дал показания против уважаемых в округе деда и бабки. Морозов как старший их внук ответил решительным отказом, заявив, что упросит знакомого священника за подобные мысли и предложения предать участкового анафеме. Разговор Павла с участковым состоялся 1 сентября 1932 года, его содержание Павел успел передать своему духовнику. А 3 сентября он, вместе с братом возвращаясь из церкви, не добрался до дома... Через два дня тела истерзанных братьев были обнаружены буквально в двух шагах от деревни. В тот же день у участкового возникли страшные подозрения, и он провёл обыски в доме деда Павлика и его двоюродного брата Данилы, где он обнаружил окровавленные штаны, рубаху и нож. Какой дурак держит в доме такие улики? На подобный дурацкий вопрос односельчан участковый и не собирался отвечать, мелочи его не волновали.
     8 сентября участковый при поддержке опера из Тавды выбил из Данилы Морозова показания, будто братьев зарезал сосед Морозовых Ефрем Шатраков, он же, Данила, только держал обоих "пионеров". К делу об убийстве братьев участковый И.Попутчик подколол последний, написанный якобы со слов Павлика рукой участкового "донос" на соседа Шатракова, якобы укрывавшего большие излишки зерна. В тот же день появилась и странная объяснительная записка матери Павлика,в которой он фигурирует уже в качестве пионера и доносчика, а главными виновниками трагедии называются дед, бабка и двоюродный брат Данила.
     12 сентября Данила изменил показания и объявил виновным в гибели братьев их собственного 80-летнего немощного деда Сергея Сергеевича, не способного даже угнаться за внуками, не говоря уж о том, чтобы поднять над их головами нож! В окончательной редакции следствия уже указывается, будто окровавленные "доказательства" были обнаружены в доме деда, С.С.Морозова...
      Суд приговорил деда и двоюродного брата Павлика Морозова, а заодно и бабку "за недоносительство" к расстрелу, соседа же Шатракова как "раскаявшегося" отпускают из зала суда...

 По утверждению Татьяны Семеновны, матери Павлика, показания на деда были выбиты из неё сотрудниками Тавдинского отдела ОГПУ угрозами применения репрессий ко всей семье.
     Это материнское признание почётный академик Н. А. Морозов привёз с собой в 1939 году из Герасимовки; он показывал его своим знакомым, в частности, депутату Верховного Совета СйСР писателю Алексею Николаевичу Толстому. Однако пустить документ в ход убоялся.
      Перед самой смертью в 1946 году Морозов передал признания матери Павлика царскосельским краеведам, из фондов которых они были выкрадены в апреле 1951 года. Об этом мне рассказывал Владимир Николаевич Смирнов, в те времена заместитель председателя местной краеведческой секции.
     До войны никто не попытался отснять хотя бы небольшой документальный фильм о самом легендарном пионере эпохи... Не потому ли, что, кроме тавдинских чекистов и их грубой стряпни, и снимать-то было нечего?
     Имя Павлика Морозова навсегда осталось обгаженным, правдюки всех поколений трепали его на каждом углу и, как это ни страшно, треплют по сей день. Кто же и когда предаст их анафеме за подобное изуверство и глумление над памятью ни в чём не повинных людей? 


 

Скачано с www.znanio.ru