Дети – это маленькие открыватели и искатели. Им все интересно, во всем они хотят разобраться. Проект «Обитатели подводных глубин» в средней группе знакомит детей с обитателями моря. Какой разнообразный мир под водой, а какие интересные медузы, рыбы, млекопитающие. ..Этот проект сплотил коллектив: педагогов, родителей, детей.Проект в средней группе "Обитатели подводных глубин"
Муниципальное
бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение «Детский
сад «Ласточка»
городского округа
Судак
Проект
«Обита
тели
подвод
ных
глубин»
средня
я «А»
группаПроект « Обитатели подводных глубин»
Вид проекта: информационнотворческий
Участники: дети средней группы «Ромашка», родители, воспитатели
Срок реализации проекта: 2 недели
Проблема: «Обитатели моря, какие они?»
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Цель: ознакомление детей с подводным миром, его обитателями через исследовательскую
проектную деятельность. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к обитателям морских глубин – мидии, медузы,
крабы, дельфины, акулы
умение размышлять;
расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть
красивое;
развивать способность вслушиваться в звуки природы;
развивать творческие способности;
учить охранять окружающую среду;
Ожидаемые
результаты
проекта
владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «ракушки»;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с
их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах
маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в
природе;
составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной
схемы.
Гипотеза:
Море, какое оно загадочное, таинственное, неизведанное. Сколько разнообразных
животных там обитает. И какие все они разные, красивые, и не очень, большие и маленькие.
Дети маленькие исследователи, они с удовольствием проникнут в тайны моря.
В ходе реализации проекта они познакомятся с ее обитателями, научатся их различать,
узнают, чем они питаются. Сформируется чувство любить и беречь природу.
Этапы проекта:
1 этап Целеполагание (выявление проблемы).2 этап Предварительная работа.
3 этап Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над
проектом).
4 этап Подведение итогов (Презентация). Мини музей «Морские обитатели»
Сотрудничество с семьёй:
1 Экскурсия к морю.
2 Выставка рисунков «Морские обитатели»
3 Фотовыставка: «Я люблю море»;
4 Составь рассказ о морском обитателе. Родители записывают, придуманный ребёнком,
рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
5 Создание мини – музея.
Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения
и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской
деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.
1 этап. Целеполагание. Мы живем на берегу моря. На экскурсии к морю дети любовались
морским прибоем, слушали всплеск морской волны. Нашли на берегу морские ракушки. И
заинтересовались: «А кто живет в море? Все ли ракушки одинаковые? А как рыбы дышат в
воде?» Воспитатель ответил, что в море живут разные животные, рыбы, моллюски. И все
они бывают разные по цвету, форме, величине. Хотите узнать о морских обитателях по
больше? Дети согласились найти ответы на интересующие их вопросы. А ответы они
узнают из книг, мультфильмов, познавательных фильмов, спросят у родителей. И итогом
проекта будет создан мини – музей.
2 этап Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские
обитатели», «Обитатели Черного моря»;
знакомство с литературными произведениями: Третьяк Т. «Почему море Черное»,
Лопатина А., Скребцова М. «Доброе море», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; легендами
Белоусов Е. «Таинственная красавица»
разучивание стихов «Что такое море», «Чуларка», «Рыба меч», «Шепот ракушки»,
Л.Огурцова «Черное море», О.Апрелина «Камешки морские», С. Баранова
«Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание
загадок, словотворчество;
рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна»,
«Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В
голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;
Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с
морем»; Равель М. «Игра воды»; звуков морского прибоя.
просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Русалочка», «Подводная братва», «Осьминожки».
3 этап Выполнение проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить
знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности;
обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые
светятся»;
Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в
зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»,
«Рыбка –клоун»;
Загадки
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Чтение художественной литературы
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров,
раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль
произведения;
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать,
рассматривая книжные иллюстрации.
Х.К. Андерсен "Русалочка".
Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).
Вечер загадок, стихов о морском мире.
Заучивание стихов о жителях подводного мира.
Дидактические игры
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость,
сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
«Рыбаки и рыбки», «Четвертый лишний», «Угадай звук животного», «Собери медузу»,
«Море волнуется», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу»
Пальчиковые игры
«Лодочка», «Дельфин и рыбки», «Рыбки»,
«А под пальмой краб сидит...»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу
основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают руками в
разные стороны, стараясь не поднимать локти.)
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы руксогнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в
стороны (крылья). Ребенок "машет"ими в воздухе.)
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения.)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони сомкнуты и округлены (рыбка). Выполняем волнообразные движения.
Запястья соединены. Открываем и закрываем «крокодилью пасть».
Кладем ладошки горизонтально (крокодил лежит на дне))
Настольнопечатные игры
«Парные картинки»
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же»
Словесные
Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыбапила, краб, морской конёк,
камбала, ракушка
«Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Чьи детки?», «Назови одним
словом»
Продуктивные виды деятельности:
Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские
тайны».
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными
средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями,
обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и
глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда,
коммуникативные способности детей.
Аппликация «На дне морском»
Коллективная аппликация «В морских глубинах»
Пластелинография «Необыкновенные рыбки»
Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»
Роспись камней «Золотая рыбка»
Конструирование из бумаги рыбка
Оригами « Морские рыбки»
Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»
Музыкальная деятельность
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений.
Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать
любовь к различным музыкальным жанрам.
Прослушивание песен о море;
Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;Взаимодействие с родителями
1 Экскурсия к морю.
2 Участие в выставке рисунков и поделок «Морские обитатели» совместное творчество
родителей и детей, воспитателей.
3 Фотовыставка: «Я люблю море»;
4 Составь рассказ о морском обитателе. Родители записывают, придуманный ребёнком,
рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
5 Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского
мира»;
6 Помощь в организации досуга на морскую тематику.
7 Создание мини – музея.
Оформление игротеки дидактических игр
Разрезные картинки «Морские животные»; «Найди лишнюю картинку»
Сюжетно – ролевые игры:
«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»
(опыты и эксперименты);
«Путешествие на корабле в сказочную страну »
Подвижные
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной»
Музыкальные игры
Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;
Двигательнослуховая координация, Распределение внимания; Ритмизированная речь,
дикция; Слуховое внимание;
«Веселые рыбки»; «Русалочки»; «Рыболовы»;
Оформление игрового уголка «Морской мир»
Викторина «Чудеса подводного мира»
Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к
окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать
рыб от млекопитающих.
Оборудование и материалы: Пазлы, картинка загадка, загадки, карта, морские атрибуты.
4 этап Подведение итогов (Презентация). Мини музей «Морские обитатели»
Литература, источник:
1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
2. Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
Интернетресурсы:
1. http://автор Усольцева О.В.;
2. http://i.booksgid.com/web/online/5946
3. http://www.photosborka.ru/photos/big/obitatelglubin
4. http://www.ellf.ru/photos/23621obitatelimorejjiokeanov23foto.html фото
морских обитателей
5. http://dekatop.com/archives/1538
6. http://www.zveryshki.ru/2008/11/10/morskieobitateli.html
7. http://vsehpozdravil.ru/Holiday/123/vsemirnii_den_zaschiti_morskih_mlekopitaiuschih_
den_kitov.html