Проект «Образы и символика цветов и растений в художественной литературе». Автор: ст-ка 1 курса Ишкова Елизавета. Руководитель проекта: Балабанова Лидия Ивановна.
Оценка 4.8

Проект «Образы и символика цветов и растений в художественной литературе». Автор: ст-ка 1 курса Ишкова Елизавета. Руководитель проекта: Балабанова Лидия Ивановна.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
pdf
русская литература
Взрослым
05.07.2019
Проект «Образы и символика цветов и растений в художественной литературе». Автор: ст-ка 1 курса Ишкова Елизавета. Руководитель проекта: Балабанова Лидия Ивановна.
В проекте студентка исследует популярность использования в русской литературе 19-20 в. образы цветов, а также их символику. Сводная таблица наглядно показывает образы каких цветов авторы используют в своих произведениях. Работа позволяет глубже разобраться в символике образов цветов в произведениях некоторых поэтов и писателей
Proekt_po_literature_Ishkova_KD-118.pdf

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.Н. Косыгина

(Технологии. Дизайн. Искусство)  

Колледж РУГ им. А.Н. Косыгина

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

на тему: 

«Образы и символика цветов и растений в художественной литературе»

по дисциплине: Литература

специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

 

 

Выполнил: студент группы КД-118

Ишкова Елизавета Сергеевна

 

Проверил: преподаватель

Балабанова Лидия Ивановна

 

Оценка ___________________

 

Дата ______________________

 

Подпись ________________

 

 

                                                                                      г. Москва, 2019                                                 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………  …3с. РАЗДЕЛ 1. Язык цветов……………… ………………………………………….………4с.

РАЗДЕЛ 2. Образы цветов в художественной литературе………………..….…….…..8с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …….   .…..14с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………   ……....15с.

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                 

 

ВВЕДЕНИЕ

С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние авторы, но и поэты и писатели более поздних эпох так или иначе затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Их творчество отличает русский свободный дух и восхищение необъятными просторами. Многие творческие люди (А.С. Пушкин, А.П. Керн, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев) использовали символику цветов и в переписке. Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. 

Таким образом, чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, нужно знать "язык цветов", их символический смысл, подтекст.  

Актуальность темы: Необходимо знать значение каждого символа, чтобы понять задумку автора.

Цели:

1.        Выявить, образы каких цветов и растений авторы используют в своих произведениях.

2.        Создать продукт, основанный на исследовании

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.      Выбор темы

2.      Изучение литературы

3.      Подбор материала

4.      Создание итогового продукта

Объект проектной работы – произведения русских поэтов и писателей.

Предмет – образы и символика цветов.

В данной работе используются поисковый и аналитический метод.

Гипотеза: в литературе часто можно встретить образы цветов и растений, но не каждый знает значение данного символа.

Проектная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом разделе рассматривается символика цветов.

Во втором разделе представлены образы цветов и растений, которые используют писатели. 

В заключении делается вывод по проделанной работе.

             

 

РАЗДЕЛ 1. Язык цветов

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика — знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер — печаль, астра — ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление — цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони — пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви — роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев — символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником — знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой — преданность и рыцарство.

Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы — флористы-художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь (Рис.1).

 

Рис.1

Колокольчик - символ любви, честности и повиновения, а также болтливости.  По поверьям он приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям –  спокойную старость. И вообще – дарит счастье. По преданью колокольчики появились тогда, когда люди ездили на лошадях и всю дорогу звучал перезвон бубенцов под дугой. Там, где падали на землю их перезвоны, вырастали эти цветы, формой похожие на ямщицкие колокольчики. А по другим легендам, наоборот, цветы колокольчики стали прототипом колоколов вообще и церковных – в частности (Рис.2)

 

Рис.2

Ромашка - Ромашку принято считать самым ободряющим цветком. Он символизирует беззаботность и контакт с природой. Не зря в давние времена девушками было заведено собирать их на лугах, плести из них веночки и гирлянды. Значение цветка ромашка - первая любовь, невинность, скромность, искренность романтических мечтаний. Еще он считается символом детства. С ним связывают правду, надежное, искреннее чувство. Считается, что ромашка вырастет там, где упадет звезда с неба (Рис.3).

 

Рис.3

Роза - это символ любви. Однако в зависимости от ее цвета и формы бутона различают оттенки этого чувства: от выражения благодарности до симпатии, от признания в зарождении влечения до пылкой страсти. В XVIII-XIX веках, когда язык цветов был основным средством любовной переписки, розы играли роль стрел Амура или молчаливого признания в том, о чем стеснялись сказать при встрече (Рис.4).

 

Рис.4

Сирень- красота, влюбленность, первые волнения любви. народ наделил сирень множеством примет и поверий. На Руси некоторые до сих пор продолжают верить, что в доме нельзя держать букеты белой цветущей сирени, иначе можно овдоветь. А по старой английская пословице тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо.  Другие поверья, наоборот, наделяют сирень позитивными качествами. Раньше считали, что там, где растут кусты сирени, не будет приведений и злых духов, а будет счастье и покой. В доме, возле которого посажена сирень, любовь будет вечной. Амулет из древесины сирени принесет девушкам обилие женихов, женщинам — счастье в браке. Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что, если найдешь ее пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой (Рис.5).

 

Рис.5

Мак- Символизировал победу, кровь погибших и раненых воинов во время войны. В

Древней Греции, например, маки, считались символом успокоения и умиротворения. Бог сна Гипнос часто изображался с маковым венком на голове, а богиня земли Деметра, была изображена с маком в руках. Царство самого бога Морфея было украшено маковыми полями, в более поздние времена христиане, считали их цветами ангелов (Рис.6).       

 

                                                                                                  Рис.6                                                 

 

РАЗДЕЛ 2. Образы цветов в художественной литературе Особо значимы образы цветов в поэзии. Вряд ли найдется хотя бы один поэт, который никогда не говорил на «языке цветов». Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве - о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы.

Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы к другой.

Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой, мы можем заметить, что поэты исползают образ ландыша.

Ахматова же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки».

И может, неслучайны в стихах М. Цветаевой, посвященных А. Ахматовой, трогательные строки: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…»

Б. Пастернак лаконично и ярко описывает заросли майской лилии долин:

Но ты уже предупрежден.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан.

Многие поэты, в частности, М. Лермонтов, А. Фет совершали по весне прогулки специально для того, чтобы полюбоваться майской лилией долин. Удивительной притягательностью обладает этот неброский цветок!

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает-

О чем, неясно ей самой,

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

А.А.Фет «Первый ландыш»

Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах России.

Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины. Ландыш клонит жемчуг Крупных белых слёз.

Синий колокольчик спит в тени берёз. Белая фиалка высится стройна, Белая ромашка в зелени видна. Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там, Жёлтенькие звёзды всюду по полям.

В. Брюсов

На летнем угу можно заметить среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая…

Колокольчики мои, Цветики степные!

Что глядите на меня, Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы Головой качая?

А.К. Толстой

Невозможно остаться равнодушными от ромашки. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. А в русском фольклоре ромашка ассоциируется с образом скромной, доброй и честной девушки.

Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед, Своя, а не прихожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые,

 

Она в лугу, она в лесу

И рядом – на обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам Растет, цветет и светится.

М. Дудин «Ромашка»

Растительный мир Есенина многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев (липа, ива, черемуха, береза…), 20 видов цветов. Среди них - роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашка, резеда, кашка, левкой, василек, колокольчик, различные травы и злаки. Вот лишь несколько примеров.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз…

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак…

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны… По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы кроткие монашки.

И выползет из колоса,

Как рой пшеничный злак…

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы «Двенадцать»: «В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос». Но Блок был еще и автором поэмы «Ночная Фиалка», написанной в 1906 году. Поэма, где реальность слита с книжной романтикой, с нами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты. Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением — сиренью. Сада, принадлежащего его тете, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать…

Нельзя не упомянуть здесь такого великого писателя, как Ивана Тургенева с его строчками:

И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой…

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, —и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами».

Образы цветов значимы не только в поэзии, но и в прозе. Так Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться — сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»).

Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка.

В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

А. И. Куприн называет свой рассказ «Куст сирени» так как именно в названии кроется истинный смысл произведения. Именно кусты сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Герои ищут выход из сложившейся ситуации, и Верочка находит его. Кусты сирени, посаженные за городом, помогли Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

Не случайно Куприн заканчивает рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви.

Таблица «Популярность цветов среди авторов»

Таблица показывает, образы каких цветов используют авторы в художественной литературе. Первенство занимают Полевые цветы, которые часто можно встретить в произведениях Есенина, Брюсова, Бальмонта, Фета, Цветаевой и Ахматовой.

Цветок

В чьих произведениях встречается

Ландыш

 

 

А. А. Фет «Первый ландыш», «Весенние мысли», «Уж, серпы на плеча взложив,

усталые жницы…»

Ф. И. Тютчев «Первый ландыш»

В. Я. Брюсов «Ландыш», «Предание» К. Д. Бальмонт «Нежнее всего», «Мимоза», «Чары феи», «Воля», «Лесунки»

С. А. Есенин «Я по первому снегу бреду...», «Иорданская голубица»

А. А. Ахматова «Ландыш, ландыш белоснежный»

М. И. Цветаева «Резеда и роза», «Нине»,

«Люциан Шенвальд Рассвет»

Полевые цветы

 

В. Я. Брюсов «Ночные цветы», «Цветы роняют робко лепестки…»

С. А. Есенин «Цветы мне говорят...», «Цветы, Неразлучимая любовь», «Ветры,

ветры, о снежные ветры…»

А. С. Пущкин «Цветок»

К.    Д.     Бальмонт    «Снежные     цветы»,

«Надгробные цветы», «Цветы нарцисса» А. А. Фет «Цветы», «К цветам», «Георгины», «Я тебе ничего не скажу...»

М. Ю. Лермонтов «Незабудка»

А. А. Блок «Запевающий сон, зацветающий цвет...», «Офелия в цветах, в уборе…» М. И. Цветаева «А была я когда-то цветами увенчана...»

А. А. Ахматова «Буду тихо на погосте...»

 

Колокольчики

А. К. Толстой «Колокольчики мои, цветики степные»

А. А. Фет «Колокольчик»

 

 

 

 

Ромашка

 

С. А. Есенин «Под венком лесной ромашки...»

К. Д. Бальмонт «Фея за делом», «Славянское древо», «Замарашка», «Глушь»

В. В. Маяковский «Любит? не любит? Я руки ломаю...»

Роза

 

А. А. Фет «Сентябрьская роза», «Осенняя роза», «Дул север. Плакала трава...», «Роза»

И. А. Бунин «Розы»

А. А. Ахматова «Летний сад»

А. С. Пушкин «Соловей и роза», «Лишь розы увядают…», «О дева-роза, я в оковах…», «Есть роза дивная, она»

А. Блок «Старинные розы...»

И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы...»

 

Мак

 

М. И. Цветаева «Прохожий», «Болезнь», «В мыслях об ином, инаком…»

А. А. Блок «Правдивая история, или вот что значит жить за границей!»

К. Д. Бальмонт «Разлив вечерний», «Черная оправа»

В. Я. Брюсов «Два мака»

А. А. Ахматова «Не дышали мы сонными

маками...», «Там по белым дурманным макам...»

А. С. Пушкин «Мечтатель»

 

Сирень

 

А. И. Куприн «Куст сирени»

А. А. Блок «Запевающий сон, зацветающий цвет...»

 

Заключение

Мной было запланировано выявить, образы каких цветов и растений авторы используют в своих произведениях, что они значат.

Целью было создание альбома эскизов нарядов, основанного на исследовании.

В ходе исследовательской работы я узнала о языке цветов, выявила, какие цветы чаще всего использовали писатели в своих произведениях и что обозначают цветы и растения. Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, прекрасные цветы. Среди них и неприхотливые, растущие в полях и на лугах России, ромашки, колокольчики, даже маки. Особое предпочтение отдавалось ландышам.

Символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразным символомлейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской художественной литературы.

Были изучены проанализированы произведения, в которых используются образы цветов. Таким образом, проведённое в рамках проекта исследование подтверждает рабочую гипотезу о том, что в литературе часто можно встретить образы цветов и растений, но не каждый знает значение данного символа. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным

По завершению проекта был создан итоговый продукт в виде эскизов платьев, вдохновленных образами цветов и растений в художественной литературе.

 

Список литературы Научная и учебная литература:

1.      Бидерманн Г. Энциклопедия символов: энциклопедия / Бидерманн Г. – М.: Издво Республика, 1996. – 336 с.

2.      Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях: книга / Золотницкий Н.Ф. – М.: Изд-во Абрис, 1913. - 362c.

3.      Павлович Н. Словарь поэтических образов: словарь / Павлович Н. — СПб.: Издво Славия, 2000. – 896 с.

Электронные ресурсы:

1.      Желнина Е. А. Цветы в литературе, в нашей жизни. [Электронный ресурс]. - https://multiurok.ru/files/tsviety-v-litieraturie-v-nashiei-zhizni.html 

2.      Смирнова Н.В. Цветок в русской лирике начала XIX века. [Электронный ресурс]. - https://www.bestreferat.ru/referat-392467.html

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… …3с

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… …3с

ВВЕДЕНИЕ С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира

ВВЕДЕНИЕ С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира

По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час

По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час

Рис.1 Колокольчик - символ любви, честности и повиновения, а также болтливости

Рис.1 Колокольчик - символ любви, честности и повиновения, а также болтливости

Еще он считается символом детства

Еще он считается символом детства

Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что, если найдешь ее пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой (Рис

Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что, если найдешь ее пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой (Рис

Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы…

Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы…

Цветики убогие северной весны,

Цветики убогие северной весны,

По всей земле ее красу Ветра рассредоточили

По всей земле ее красу Ветра рассредоточили

Я пойду свое счастье искать…

Я пойду свое счастье искать…

Не случайно Куприн заканчивает рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком»

Не случайно Куприн заканчивает рассказ словами главной героини: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком»

Ромашка С. А. Есенин «Под венком лесной ромашки

Ромашка С. А. Есенин «Под венком лесной ромашки

Сирень А. И. Куприн «Куст сирени»

Сирень А. И. Куприн «Куст сирени»

Павлович Н. Словарь поэтических образов: словарь /

Павлович Н. Словарь поэтических образов: словарь /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2019