Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
русская литература
Взрослым
28.06.2018
Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»
Образовательная программа элективного курса «Основы грамотного чтения» по формированию навыков грамотного чтения в рамках основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования. Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей, обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения – одна из актуальных задач школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока
программа.pdf

 

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение

«Таловская средняя школа»

 

РАССМОТРЕНО                                 СОГЛАСОВАНО                

Руководитель МО                                          Зам. директора по УВР

_______________                                           _____________________

«___»__________2018 г.                                    «____»_________2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

«Основы грамотного чтения»

 

 

 

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 10-13 лет

 

            Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год 

 

          Автор программы: Кноль Александр Викторович, учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

2018                           

Пояснительная записка

 

      Образовательная программа элективного курса «Основы грамотного чтения» по формированию навыков грамотного чтения в рамках   основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования — для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.

  Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. 

  Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей, обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного   понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации.  Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать, и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения – одна из актуальных задач школьного образования. Освоение стратегий смыслового чтения поможет обучающимся лучше социализироваться в обществе, а педагогу грамотно выстраивать модель современного урока

   Основная идея программы состоит в том, что читательская грамотность рассматривается как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои   возможности и участвовать в социальной жизни.

   Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом требований стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

-                     осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, самообразования и социализации; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,

-                     формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

-                     формирование умений получать из разнообразных источников и на доступном уровне осмысливать и преобразовывать социальную информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки;

-                     развитие умений работать с учебным научным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением предметной терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения;

-овладение приемами работы с информацией предметного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.).

 

Цель программы – формирование личности обучающегося, владеющего основами смыслового чтения, направленными на достижение читательской грамотности Задачи программы:

1.Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Обеспечивать общее развитие школьника, понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3.Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4.Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5.Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру. 6.Возрождать традиции семейного чтения как культурной нормы развития обучающегося.

 

Данная программа является одним из аспектов Образовательной программы (5-9) и логическим продолжением Основной образовательной программы. Программа предполагает оценочную систему определения уровня знаний, умений и навыков учащихся.

 

Место учебного курса в учебном плане

В учебном плане на курс «Основы грамотного чтения» выделено по 0,5 час/нед.

(18 часов) в 5 и 6 классах.

 

Года обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

0,5

35

18

6 класс

0,5

35

18

 

 

Планируемые  результаты изучения учебного курса «Основы грамотного чтения»

 

Работа с текстом в программе представлена в трѐх разделах:

      поиск информации и понимание прочитанного 

      преобразование и интерпретация информации 

      оценка информации 

I.      Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Ученик научится:

      ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; 

      выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; 

      формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 

      предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; 

      объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; 

      сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; 

      находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); 

      решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; 

      ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;  

      выделять главную и избыточную информацию; 

      прогнозировать последовательность изложения идей текста; 

      сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

      выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

      формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. 

Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

II.   Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Ученик научится:

      структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; 

      преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы; 

      интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; 

      обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. 

Ученик получит возможность научиться  

выявлять скрытую, присутствующую неявно, информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

III. Работа с текстом: оценка информации.

Ученик научится:

      откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; 

      оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; 

      на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути

восполнения этих пробелов; 

      в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; 

      использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). 

Ученик получит возможность научиться  

      критически относиться к рекламной информации; 

      находить способы проверки противоречивой информации; 

      определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

 

Как часть образовательной области УУД «Стратегия грамотного чтения» тесно связана       с        учебными   образовательными        программами      и способствует формированию следующих умений:

1.Овладение         функциональной грамотностью      (различными       видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2.Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3.Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение     и       объяснение          собственной        интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5.   Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6.   Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.

Для формирования данных умений важно овладеть следующими видами деятельности:

      Предтекстовая деятельность

      Текстовая деятельность

      Послетекстовая деятельность

 

1.Предтекстовые:

Мозговой штурм

Ориентиры предвосхищения содержания

Поставь проблему, предложи решение

Прогноз и впечатления

Алфавит за круглым столом

Создание глоссария необходимых для чтения данного текста слов

Припоминание важной информации

Использование предварительных организаторов чтения

Беглый обзор материала

Постановка предваряющих чтение вопросов

Зрительная представленность прогнозируемого содержания текста

Постановка цели чтения

Определение характера текста

Просмотр заголовка и подзаголовков

Предположение о цели его написания (о замысле автора) 2. Текстовые:

Спросите автора

Следуйте за персонажем книги

Чтение в кружок

Путешествие по главе книги

Чтение с пометками

Чтение с вопросами

Чтение с обсуждением

Карта осмысления и запоминания Мозаика (чтение в складчину) 3.Послетекстовые:

Синквейн

Цитаты действующих лиц

Карта типа текста

Паутина обсуждения

Пирамида фактов

Сводные таблицы

Граф-схема текста

Аннотация-реферат-пересказ

Взаимовопросы

 

Осваиваемые умения:

      извлечение явно выраженной информации из учебного текста для ответа на вопрос репродуктивного характера;

      выделение предмета речи – темы (о чѐм идѐт речь?);

      выделение суждения (что именно говорится?)

      определение   оценки,       данной        явлению     автором,     определение коммуникативной задачи;

      анализ логико-смысловой структуры текста – узнавание смысловых фрагментов текстов, построенных по схемам: факт, объект-характеристика, определение; событие, факт, суждение-иллюстрация, приведение примеров; тезис-доказательство; объект – объект (сравнение, противопоставление); событие, факт-вывод.

      составление плана учебного (научного) текста;

      устная и письменная передача содержания учебного текста в сжатом виде со смысловой переработкой исходного текста;

      оценка информации с точки зрения еѐ достоверности; выражение собственного аргументированного мнения; подбор доказательств из текста, формулирование выводов, привлечение материала, изученного ранее.

 

Создание вторичных текстов:

      самостоятельное создание сравнительной таблицы на основе учебного текста, схемы, хронологической ленты;

      устный и письменный пересказ учебных текстов, содержащий сравнение героев, сюжетов, идей произведения;

      сжатые изложения по учебно-научным текстам с разными типами смысловой структуры (сравнением, характеристикой);

      подготовка аннотации учебной статьи; 

      создание         рефлексивных     высказываний,    отражающих     позицию учащегося.

   Осваиваемая глагольная лексика:

      сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство;

      утверждать;

      определять, отмечать, называть признаки, перечислять;

      характеризовать, давать определение, понимать;

      рассматривать;

      иллюстрировать, приводить примеры; доказывать, убеждать.

 

Ожидаемые метапредметные результаты

 

  Образовательные достижения в приобщении к чтению представляют собой личностные результаты: сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; формирование развивающего круга чтения;

метапредметные результаты: умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом; обращаться к различным информационным источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; предметные результаты: уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности — в олимпиадах, конкурсах, тематических книжных выставках, читательских форумах; личностные результаты: личностное самоопределение учащегося в отношении чтения, формирование собственной читательской позиции, способность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизни и деятельности через чтение.

Система оценки достижения планируемых результатов Из требований к метапредметным результатам:

1.                 демонстрировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

2.                 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

3.                 составлять тексты в устной и письменной формах.

Усложнение требований от начальной школы к основной

•        в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы); • в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.

 

Содержание программы

 

n/ n

Содержание

Чему учить

Виды деятельности

 

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом:

поиск информации, понимание прочитанного Текст.

Тема текста. Главная мысль текста.

Заголовок.Подзаголо вок. Виды текстов. Части текста. Абзац. Тезис. Автор. Замысел автора.

Герои текста.

Деление текста на смысловые части. План. Составление простого плана и сложного плана. Сравнение объектов. Выделение сущест- венных признаков для сравнения объектов.

Информация,

 

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-                 определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-                 выбирать из текста или придумать заголовок,         соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-                 формулировать   тезис,

выражающий общий смысл текста;

-                 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся

в тексте;

                 находить в тексте требуемую информацию

                 решать учебно-познавательные и учебно-практические     задачи, требующие         полного      и критического понимания текста: - определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

 

Интерактивные подходы (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо

(инсерт, таблица «З – Х – У», «Чтение про себя»,        «Чтение         в кружок», «Чтение про себя         с        вопросами», «Чтение    с остановками». Мозговой штурм Ориентиры предвосхищения содержания

Поставь    проблему, предложи решение. Прогноз    и впечатления.

Припоминание важной информации. Беглый обзор

 

 

 

представленная

разными способами в тексте.        В       виде таблицы, схемы

Различные виды чтения:

ознакомительное изучение, поисковое изучение.

Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками. 

данный момент информацию; - различать темы и микротемы специального текста;

-                     выделять не только главную, но и

избыточную информацию;

-                     прогнозировать последовательность изложения

идей текста;

-                     сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-                     понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

материала. Постановка предваряющих чтение вопросов. Зрительное представление прогнозируемого содержания текста. Постановка цели чтения

Определение характера текста. Просмотр заголовка и подзаголовков. Предположение о цели его написания (о

замысле автора)

 

 

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Композиция текста. Виды текстов. Тезис, аргументы, вывод. Типы речи:

рассуждение, описание. Повествование Интерпретация текста. Стили речи. Книжные    стили.

Жанры.

 

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,

ссылки, оглавление;

                    проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

                    преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: - сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;

-                     обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-                     делать         выводы      из

 

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение       с остановками).

Чтение с пометками.

Чтение с вопросами.

Чтение        с обсуждением.

Карта осмысления и запоминания.

 

 

 

сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

 

3. Работа с текстом: оценка информации

 

 

Содержание и форма текста.        Позиция автора. Лексические средства.

Выразительные средства.    Жанры. Автор        и          читатель.

Аннотация. Отзыв. Высказывание   оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте.

Учебный диалог.

 

Откликаться на содержание текста:

                    связывать информацию, обнаруженную в тексте, со

знаниями из других источников;

                    оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

 

Логические цепочки.

Инсерт.

Тайм – аут.

Вопросы после текста.

Проверочный лист.

Синквейн.

Цитаты действующих лиц.

Пирамида фактов.

Сводные таблицы.

Граф-схема текста. Аннотация-реферат- пересказ. Взаимовопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании МО

 

Руководитель МО                    Семѐнова Т.А.

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы грамотного чтения» с определением основных видов учебной деятельности

 

Предмет: Основы смыслового чтения

Класс: 5

Учитель: Кноль А.В.

Уч.год:  2018 – 2019

 

 

урока

Сроки выпол- нения

Тема занятия

Характеристика  основных видов учебной деятельности

Формы текущего контроля

1

1 неделя

Что значит        читать грамотно?

 определять главную тему, общую цель или

назначение текста

 

Чтение текста и ответы на вопросы

2

2 неделя

Знакомство с заголовком

 выбирать из текста или придумать          заголовок, соответствующий

содержанию и общему смыслу текста

 

Подборка заголовка текстам

к

3

3 неделя

Прогнозирование текста 

 

прогнозировать последовательность

изложения идей текста

 

Чтение пометками

с

4

4 неделя

Постановка предваряющих чтение вопросов

 

прогнозировать последовательность

изложения идей текста

 

Чтение пометками вопросами

с и

5

5 неделя

Постановка цели чтения

 

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

 

 

 

 

 

данный                   момент

информацию

 

 

6

6 неделя

Чтение с пометками

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

проводить            проверку

правописания; использовать       в          тексте

таблицы, изображения

 

Чтение                  с

пометками

7

7 неделя

Чтение с обсуждением

 сравнивать                       и

противопоставлять заключѐнную      в          тексте информацию          разного

характера;

обнаруживать в тексте доводы в подтверждение

выдвинутых тезисов

 

 

8

8 неделя

Диалог с автором

 выводить заключение о намерении автора или

главной мысли текста; использовать       в          тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:          формулы, графики,          диаграммы, таблицы          (в      том    числе

динамические)

Карта осмысления

9

9 неделя

Попутчики читателя

интерпретировать текст; составлять карту

осмысленного чтения

Карта осмысления

10

10 неделя

Главная мысль и текст

 различать темы и подтемы специального

текста;

выделять не только главную, но и избыточную

Работа с текстом

 

 

 

 

информацию

 

 

11

11 неделя

Большие       мысли       в

маленьком тексте

 различать темы и подтемы специального

текста;

выделять    не      только главную, но и избыточную информацию

 

 

12

12 неделя

Вопросы к тексту

сравнивать и противопо- ставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение

выдвинутых тезисов

 

Составление карты текста

13

13 неделя

План текста

структурировать текст, составлять простой и сложный план

 

План текста

14

14 неделя

Пересказ.           Краткий

пересказ (Сжатие текста)

 

сжимать текст без потери основной мысли

Сжатое изложение

15,

16

15, 16 неделя

Текст и рисунок (схема, таблица)

использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические; выполнение иллюстрации

к тексту

 

Преобразование информации; составление сводной таблицы Иллюстрация к

тексту

17,

18

17, 18 неделя

Оценка информации

откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

Аннотация

 

 

 

источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом

—         мастерство         его

исполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании МО

 

Руководитель МО                    Семѐнова Т.А.

урока

Сроки выпол- нения

Тема занятия

Характеристика  основных видов учебной деятельности

Формы

текущего контроля

1

1 неделя

Текст.         Тема и          микротемы текста.

 ориентироваться          в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

Чтение текста ответы

вопросы

 

Составление плана

 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы грамотного чтения» с определением основных видов учебной деятельности

Предмет: Основы смыслового чтения

Классы: 6  Учитель: Кноль А.В. Уч.год:  2018 – 2019

 

 

 

 

 

 

-                     выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-                     формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-                     объяснять порядок частей, содержащихся в тексте

 

Подборка заголовка текстам

2

2 неделя

Идея текста

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие          полного      и критического       понимания текста:

-                     находить в тексте требуемую информацию;

-                     определять главную мысль текста, авторскую позицию;

-                     выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-                     формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

Определение

идеи текс авторской

позиции

 

Подборка заголовка тексту

3

3 неделя

Смысловые части текста.

-                     объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

-                     выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-                     прогнозировать последова- тельность изложения идей текста;

-                     сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-                     понимать душевное состояние персонажей,

сопереживать им

 

Чтение пометками

и вопросами

 

Составление плана

 

Письменный ответ на вопро

4

4 неделя

Ключевые слова и их назначение.

- объяснять связь частей текста, предложений в тексте;

Нахождение ключевых слов


 

 

 

 

-                     находить ключевые слова, определять их роль;

-                     составлять по          ключевым

словам  текст

 

Конструирован

текста

 

5

5 неделя

Пересказ

-                     уметь пересказывать текст кратко и подробно;

-                     выполнять выборочный пересказ текста, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-                     уметь          объяснять

прочитанное;

-                     развивать монологическую речь 

Различные ви

пересказа

 

Составление монолога

6

6 неделя

Строение       текста      и      его

структура

-                     структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

-                     проводить проверку

правописания; 

-                     использовать       в          тексте

таблицы, изображения

Чтение

пометками

 

Конструирован

текста

7

7 неделя

Изобразительно-выразительные средства.

-                     находить  изобразительно- выразительные средства и

определять их роль; 

-                     анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств

Нахождение выразительны средств в текст Анализ текста

8

8 неделя

Преобразование текста

-                     преобразовывать текст, используя различные формы представления информации;  - интерпретировать текст; 

-                     сравнивать, противопостав- лять заключѐнную в тексте информацию 

Конструирован текста

9

9 неделя

Аргументация и выводы

-                     обнаруживать в тексте доводы в подтверждение

выдвинутых тезисов;

-                     делать         выводы      из

сформулированных посылок;

Нахождение аргументов тексте


 

 

 

 

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

 

 

10

10 неделя

Обобщение           информации,

данной в тексте

 

-                     обобщать   информацию,

данную в текст;

-                     связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников;

Различные ви

пересказа

 

Составление монолога

11

11 неделя

Аннотация. Отзыв

 

-                     оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-                     откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения

Написание

аннотации

 

Отзыв произведение

12

12 неделя

Авторская мысль в тексте

 

-                     находить в тексте требуемую информацию;

-                     определять главную мысль текста, авторскую позицию; - формулировать проблему;

-                     выражать собственную позицию, отношение к героям, событиям

Определение темы и

текста

 

Определение авторской позиции

13

13 неделя

Составление        вопросов    по тексту.

-                     сравнивать и противопо- ставлять заключѐнную в тексте информацию разного харак- тера;

-                     обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; 

-                     ставить вопросы к тексту, содержанию

Формулирован вопросов тексту

14

14 неделя

Учебный диалог как способ понимания прочитанного

-                     определять тему и идею текста;

-                     выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

-                     формулировать проблему;

Формулирован собственной

позиции

 

Построение диалога

 

ид

 

 

 

- выражать собственную позицию, отношение к героям, произведению

 

15

15 неделя

Точка зрения (позиция) автора и читателя

-                     находить в тексте требуемую информацию;

-                     определять главную мысль текста, авторскую позицию; - формулировать проблему

 

16

16 неделя

Анализ текста. 

-                     анализировать эпизод, текст; - определять тему и идею текста;

-                     оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-                     оценивать содержание текста, его форму, а в целом —

мастерство его исполнения; - формулировать проблему;

-                     выражать   собственную позицию, отношение к героям, к произведению

Анализ текста

 

 

17

17 неделя

Итоговая проверочная работа

-                     находить в тексте требуемую информацию;

-                     определять главную мысль текста, авторскую позицию; - формулировать проблему;

-                     находить  изобразительно- выразительные средства и определять их роль

Проверка компетенций учащихся работе с тексто

18

18 неделя

Урок-размышление «Чтение в моей жизни»

-                     обобщать   информацию,

данную в текст;

-                     связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников;

-                     выражать   собственную позицию, отношение к героям, к произведению; 

-                     сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

Различные ви

пересказа

 

Составление монолога



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Таловская средняя школа»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Цель программы – формирование личности обучающегося, владеющего основами смыслового чтения, направленными на достижение читательской грамотности

Цель программы – формирование личности обучающегося, владеющего основами смыслового чтения, направленными на достижение читательской грамотности

Место учебного курса в учебном плане

Место учебного курса в учебном плане

Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления

Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления

Ученик получит возможность научиться  выявлять скрытую, присутствующую неявно, информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и…

Ученик получит возможность научиться  выявлять скрытую, присутствующую неявно, информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и…

Восприятие и характеристика текста как произведения искусства

Восприятие и характеристика текста как произведения искусства

Цитаты действующих лиц Карта типа текста

Цитаты действующих лиц Карта типа текста

Осваиваемая глагольная лексика: • сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство; • утверждать; • определять, отмечать, называть признаки, перечислять; • характеризовать, давать определение, понимать; •…

Осваиваемая глагольная лексика: • сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство; • утверждать; • определять, отмечать, называть признаки, перечислять; • характеризовать, давать определение, понимать; •…

Содержание программы № n/ n

Содержание программы № n/ n

В виде таблицы, схемы

В виде таблицы, схемы

Композиция текста. Виды текстов

Композиция текста. Виды текстов

Содержание и форма текста.

Содержание и форма текста.

Рассмотрено на заседании МО

Рассмотрено на заседании МО

Постановка цели чтения ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию 6 6 неделя

Постановка цели чтения ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию 6 6 неделя

Диалог с автором выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,…

Диалог с автором выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,…

Вопросы к тексту сравнивать и противопо- ставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Вопросы к тексту сравнивать и противопо- ставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Рассмотрено на заседании МО

Рассмотрено на заседании МО

Классы: 6 Учитель: Кноль А.В

Классы: 6 Учитель: Кноль А.В

Подборка заголовка текстам 2 2 неделя

Подборка заголовка текстам 2 2 неделя

Смысловые части текста. - объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - прогнозировать последова- тельность изложения идей…

Смысловые части текста. - объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - прогнозировать последова- тельность изложения идей…

Конструирован текста 5 5 неделя

Конструирован текста 5 5 неделя

Преобразование текста - преобразовывать текст, используя различные формы представления информации; - интерпретировать текст; - сравнивать, противопостав- лять заключѐнную в тексте информацию

Преобразование текста - преобразовывать текст, используя различные формы представления информации; - интерпретировать текст; - сравнивать, противопостав- лять заключѐнную в тексте информацию

Обобщение информации, данной в тексте - обобщать информацию, данную в текст; - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

Обобщение информации, данной в тексте - обобщать информацию, данную в текст; - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

Учебный диалог как способ понимания прочитанного - определять тему и идею текста; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; - формулировать проблему;

Учебный диалог как способ понимания прочитанного - определять тему и идею текста; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; - формулировать проблему;

Точка зрения (позиция) автора и читателя - находить в тексте требуемую информацию; - определять главную мысль текста, авторскую позицию; - формулировать проблему 16 16 неделя

Точка зрения (позиция) автора и читателя - находить в тексте требуемую информацию; - определять главную мысль текста, авторскую позицию; - формулировать проблему 16 16 неделя

Урок-размышление «Чтение в моей жизни» - обобщать информацию, данную в текст; - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - выражать собственную…

Урок-размышление «Чтение в моей жизни» - обобщать информацию, данную в текст; - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - выражать собственную…

Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»

Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018