Эссе на тему: «Мои педагогические находки» Автор: учитель русского языка и литературы Корнеева Наталья Юрьевна Место работы: МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской обл.
Адрес: 184531 г.Оленегорск-1, ул.Озерная, дом 8 кв.9, тел. 89113390725,
Учитель – профессия особая, труд отнюдь не легкий, да и ноша эта под силу не каждому. Но
я считаю, что сделала правильный выбор, выбрав профессию учителя. Вновь и вновь размышляю о сущности своей учительской профессии. Почему? В стремительно изменяющемся мире, мире мультимедиа и современных технологий, хочется оставаться «живым», значимым, уважаемым человеком. Учителю нужно быть современным, эрудированным, уметь подготовить ребят к жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, решительны, смелы, будут сами принимать решения, будут нести ответственность не только за свое собственное благополучие, но и за благополучие общества.
На уроках и во внеурочной деятельности частенько цитирую своим ребятам вот такие
слова:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном, кто-то должен быть матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.
Согласитесь, уважаемые коллеги, ведь главное - дать возможность ребенку поверить в свои
силы, поверить в себя! Эти проникновенные строки всегда заставляют задуматься практически каждого из моих детей.
Часто вспоминаю на уроках вслух изречение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю…». И это говорил великий философ Сократ! Дети сами делают вывод о том, что задача каждого из них - более глубокое самопознание.
А я, как учитель, наставник, координатор, должна им в этом помочь! Как? Безусловно, идя в ногу со временем! Делая уроки русского языка и литературы современными, интересными, захватывающими, неординарными… Здесь опять вспоминаю Сократа и его знаменитый афоризм: «Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество». Эти слова всегда актуальны и приходятся к месту везде: на уроке, на классном часе, на экскурсии…
Обращение к бессмертным афоризмам великих людей и есть одна из моих педагогических находок.
Как учитель-практик, в своей работе я использую элементы современных образовательных технологий, так как отбор ряда методов из разных обучающих систем и применение их в определенных сочетаниях дополняют друг друга и обогащают выработанную систему обучения.
Например, синквейн как один из приемов развития критического мышления через чтение и
письмо. Технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. Синквейн:
- это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений;
- это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации;
- это средство творческого самовыражения;
- обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех!
Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально
в рамках любого предмета.
Каждый из нас работает в коллективе и с коллективом, поэтому скажу несколько слов о технологии коллективной творческой деятельности. В основу технологии положены следующие принципы:
-учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого (Каждый ребенок талантлив); -учет самости личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку
зрения): «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить!» (Сократ); -сочетание коллективного и индивидуального обучения и воспитания;
-приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.).
Внутрипредметная и межпредметная интеграция позволяет формировать коммуникативную культуру обучающихся на уроках русского языка и литературы, создавать литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции на основе интеграции литературы, музыки, живописи, истории.
Живя в современном мире, нужно быть медиаграмотным, именно поэтому информационнокоммуникационные и дистанционные технологии я активно использую на уроках. ИКТ это и: - предоставление обучающимся возможности адаптации к требованиям и реалиям современного техногенного общества;
- визуализация содержания обучения;
- возможность организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- минимизация временных затрат на выполнение определенных работ.
Являюсь автором ряда электронных ресурсов образовательного назначения.
На уроках активно использую программные видеосюжеты и снятые своими силами и силами детей видеоролики. Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает мне обеспечить уроки русского языка и литературы более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями. Безусловно, благодаря видеосюжетам и видеороликам интенсивно вводятся различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность, обогащается жизненный опыт и словарный запас школьников, увеличивается возможность непроизвольного запоминания материала.
Интернет-технологии позволяют обеспечивать доступ к площадке дистанционного взаимодействия юных исследователей и авторов проектов на различных дистанционных конкурсах и конференциях.
Внедрение элементов информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет мне повышать интерес обучающихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.
Применение ИКТ способствует реализации идей индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы
Подготовка и проведение уроков на технически высоком современном уровне позволяет развить интеллектуальные способности обучающихся, а также сделать процесс обучения максимально продуктивным.
Можно долго перечислять те технологии, которые использует каждый из нас, стремящихся заинтересовать современных детей, которых, в общем-то, и не удивишь ничем, кроме, наверное, своей эрудиции, образованности и кругозора. Этим удивить еще можно. Как говорил великий Конфуций, в древности учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивлять других. И хорошо, если ребенок помимо самосовершенствования сможет еще и удивить учителя своими познаниями.
Несколько лет назад в День учителя моя бывшая ученица прислала мне смс-поздравление, которое я с удовольствием процитирую:
Уважаемая Наталья Юрьевна!
Я благодарна Вам за помощь, что оказана.
За теплоту сердец, душевный непокой.
За те прекрасные слова, что были сказаны Я благодарна Вам. И Вам поклон земной!
С праздником Вас, дорогая учительница!
Я думаю, ради таких слов стоит работать!
Нравится ли мне моя профессия? Сказать просто да - мало. Говорят, что учитель – не профессия, а образ жизни. Моя жизнь – учительство, учительство и постоянный поиск новых педагогических находок, которые приближают меня к детям, которые обогащают процесс преподавания и учения.
И не в используемых современных технологиях и педагогических приемах дело!
Дело как раз в этих самых педагогических находках. У каждого из нас, отдавших жизнь учительству, они свои. У меня это уместное цитирование мыслей великих людей.
«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?<…> Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!» - писал В.Маяковский в 1914 году. 100 лет прошло, а подготовку к внеклассным мероприятиям я начинаю именно этими словами. И загораются звездочки, и все у нас получается.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…» - это обо мне и моих детях, которых я просто учу. Это обо мне и моих коллегах, работающих в разных регионах нашей великой страны!
Вспоминаю опять Конфуция: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». И получаю я удовольствие от жизни, потому что получаю удовольствие от того, чем занимаюсь каждый день, каждый час, каждую минуту. Я выбрала работу по душе! Я нашла свои педагогические находки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.