Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)
Колледж РГУ им. А.Н.Косыгина
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЛИИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(портфолио-отчет по результатам практических занятий)
Выполнил (а) студент(ка)
1 курса гр.______________
_______________________
Проверил преподаватель
_______________________
1. Выбрать произведение для анализа на всех уровнях языка (руководствоваться личным интересом к творчеству того или иного).
2. Изучить историю создания произведения, творческую биографию автора, его принадлежность к тому или иному литературному течению, статьи критиков и аналитиков текста (если таковые есть) и т.п. Есть два пути: предварительно изучить подобные материалы или изучить их после собственного анализа текста и затем сравнить данные.
3. Провести лингвистический анализ одного текста по предложенным ориентировочным схемам. Не каждое положение отдельного уровня будет актуально для выбранного Вами текста, но в этом стоит убедиться. Отмечайте те речевые особенности, которые выделяются в тексте количественно или качественно.
4. Обобщите результаты, полученные на разных уровнях анализа текста. Сделать выводы о связи компонентов различных уровней языка и идейной нагрузке данного текста.
5. Осуществить выход в подготовленную аудиторию с данным анализом, чтобы проверить на практике свои выводы. При необходимости провести социофилологический опрос аудитории по толкованию данного текста.
ФИО автора___________________________________
г.г. жизни__________________________
Название произведения_____________________________________________
Дата написания_______________________________ возраст автора_______________
Дата и место публикации_____________________________________________
Период творчества__________________________________________________
Лирический жанр ____________________________________________________
____________________________
ФИО автора
____________________________
название стихотворения
Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.
Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
0. Истолковать название (если есть)
|
(установить его прямой или переносный смысл)
|
1. История создания лирического произведения
|
(факты из биографии автора, обстоятельства жизни, связанные с созданием произведения; время написания, посвящение, если есть, период творчества)
|
2. Особенности жанра данного лирического произведения
|
|
3. Идейно-тематическое своеобразие лирического произведения: - идея, - тематика, - проблематика
|
|
4. Образный ряд стихотворения
|
|
5. Особенности лирического героя произведения
|
( своеобразие выражения лирического «я», чувства и эмоции лирического героя, переживания лирического героя)
|
6. Лексические средства, используемые в стихотворении; их идейнохудожественное значение
|
(синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы)
|
7. Художественновыразительные средства, используемые в произведении; их роль в раскрытии замысла поэта
|
(сравнение, эпитет, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон, олицетворение, ирония, метафора) |
8. Синтаксические фигуры, используемые в лирическом произведении; их идейно-художественная роль: - стилистические фигуры - синтаксические приёмы
|
- (антитеза, инверсия, повтор, плеоназм, градация); - (риторический вопрос, обращение, восклицание, алогизм, анаколуф) |
9. Морфологические средства язык Роль некоторых морфем.
|
(доминирующие части речи, повторы, тематические поля) |
10. Фонетические средства выразительности, используемые в стихотворении, их роль
|
(анализ фонетического строя речи: анафора, эпифора, звукопись: ассонанс, аллитерация)
|
11. Структура стихотворения: 11.1. Cтрофика. 11.2. Рифма. 11.3. Размер стихотворный.
|
|
12. Место и роль произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом, как приняли стихотворение (отзывы о нем).
|
|
1 Словарь произведения (лексический).
Слова |
Толкование |
Неизвестные, устаревшие, устаревшие формы слов, неологизмы, многозначные |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2 История создания (для большого текста).
Фото (кому посвящено)
Приложение № 3
Количество слов |
|
Количество строк
|
|
Строфика |
|
Выделение строф авторское |
|
Количество строф |
Авторское, условное смысловое |
Виды строф |
|
Рифма |
|
По форме |
|
По созвучности |
|
По способу рифмовки |
|
Оценка рифмы |
|
Размер |
|
Ритм |
|
4
Фонетический уровень.
Стихотворение |
в среднем: гласные - _ %, согласные - __%, полугласный [j] - __% |
2. Звукопись в тексте. Проявление приёмов аллитерации, ассонанса, анафоры и т.п.
Стихотворение |
|
№ строфы |
Согласные |
Гласные |
|
1
|
|
|
|||
2
|
|
|
|||
3
|
|
|
|||
4
|
|
|
|||
5
|
|
|
|||
….
|
|
|
5
Морфологический уровень.
Строф. |
Сущ. |
Прил. |
Глаг. |
Прич., Дееприч |
Нареч. |
Числ. |
Местоим. |
Союз |
Предл. |
Междо -мет. |
Ι
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ΙΙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ΙΙΙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ΙV
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во слов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повто ры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Соотношение частей речи и функциональная значимость этих соотношений.
Стихотворение |
1. Соотношение частей речи (кол-во): - существительные - ______, - глаголы - ______, - деепричастия - _____, - прилагательные, причастия - ____, - наречия - ____, - местоимения - ____; - служебные части речи - ____.
|
Стро- фы |
|
Значение глаголов |
Грамматическая форма глаголов
|
Роль глаголов в тексте |
|
Движение. Действие. |
Состояние человека и природы |
Цвет |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделение тематических полей
Суффиксы субъективной оценки
|
|
Морфемный (словообразовательный) повтор
|
|
Наличие окказионализмов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 6
Лексические средства |
Цитирование текста |
Роль в тексте |
синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы |
|
|
|
|
|
Приложение № 7
ХВС |
Цитирование текста |
Роль в тексте |
сравнение, эпитет, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон, олицетворение, ирония, метафора |
|
|
|
|
|
Приложение № 8 Синтаксический уровень.
В тексте предложений ВСЕГО |
|
Из них |
|
||
Простых |
Сложных |
Бессоюзных |
|||
|
|
|
|||
двусоставн |
односоставн |
ССП |
СПП |
||
|
|
|
|
|
В тексте предложений |
ВСЕГО |
|
По цели высказывания |
повествовательное |
|
побудительное |
|
|
вопросительное |
|
|
По интонации |
невослицательное |
|
восклицательное |
|
|
вопросительное |
|
|
С однородными членами |
|
|
С обращением |
|
|
С вводными словами, конструкциями |
|
|
С обратным порядком слов |
|
|
Характеристика предложений
№ предложен |
Характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Анализ синтаксического уровня текста
Типы предложений |
Пример |
Роль в тексте |
по характеру грамматической основы
|
|
|
по цели высказывания
|
|
|
характер второстепенных членов предложения и придаточных конструкций с функциональностилистической точки зрения.
|
|
|
вводные члены
|
|
|
однородные члены предложения |
|
|
Обратный порядок слов |
|
|
композиционные части: зачин, концовка и пр.
|
|
|
Стилистические фигуры, синтаксические приёмы |
Цитирование текста |
Роль в тексте |
антитеза, инверсия, повтор, плеоназм, градация; риторический вопрос, обращение, восклицание, алогизм, анаколуф |
|
|
|
|
|
Приложение № 9
Творческие работы образного ряда (если есть)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.