Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Утверждено
Решение педсовета
протокол № 61/3 от 02.09.2014г. Председатель педсовета
______________ ________
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
«Основы журналистики»
для обучающихся 6, 8 классов
Павловой Галины Николаевны
Период реализации программы с 01.9.2016г. по 31.05.2017 г.
г. Кирсанов 2017 г
Пояснительная записка
Информатизация общества вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности. Процессы информатизации школ позволяют осуществлять программы дополнительного образования, основанные на современных компьютерных технологиях, ориентирующих учащихся на овладение определѐнными видами деятельности, которые помогут им адаптироваться в современном обществе.
Данная программа актуальна, т.к. полностью соответствует запросам обучающихся, повышает уровень коммуникативных способностей, учит использовать полученную информацию. Ориентирована на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Актуальность программы заключается и в том, что юные журналисты научатся обращаться к темам, важным для большинства своих ровесников. В ходе изучения курса обучающиеся знакомятся с Законом о средствах массовой информации, учатся понимать, что эта профессия очень ответственна.
Программа предназначена для обучающихся среднего звена. Программа рассчитана на 1 год (33 часа, один час в неделю).
От существующих программ отличается в первую очередь ярко выраженной творческой направленностью, разноуровневым обучением. Особенность изучаемого курса состоит и в том, что с освоением предложенного материала, ребенок совершенствует язык, узнает новости, участвует в дистанционных проектах, постигает азы журналистики, просматривает спектр графических изображений, получает литературные навыки. У ребенка формируется целостное восприятие мира и ощущение себя частицей общества.
Цели:
- Воспитание художественного вкуса, внимания к авторскому слову.
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры. Задачи обучающие:
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
• приобретение первоначальных знаний в области журналистики;
• расширение у учащихся общего кругозора, получение дополнительных знаний по русскому языку и литературе;
• получение учащимися навыков владения информационнокоммуникационными технологиями;
• освоение психологических особенностей профессии журналиста. воспитательные:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русскому языку и литературе как явлению культуры, основному средству общения;
• воспитание интереса к журналистике, ответственности за представленную информацию;
• развитие воображения и фантазии, образного мышления;
• воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости на явления, происходящие в обществе; развивающие:
• развитие и совершенствование коммуникативной компетентности учащихся;
• развитие творческих способностей; всестороннее развитие личности.
Предполагаемые результаты:
В результате прохождения программного материала, учащиеся будут знать:
• комплекс специальных знаний и навыков журналистики; основные приемы работы с текстами;
• владеть:
• первоначальными навыками оформления школьной газеты, используя самостоятельно разработанные образцы оформления и тексты;
• уметь:
• самостоятельно создавать, оформлять, опубликовывать собственные материалы, статьи;
• презентовать, защищать свои публикации.
Программа «Основы журналистики» призвана научить ребят демонстрировать тематическую и жанровую многоплановость, уметь остро ставить проблемы жизни школы и города, научить оформительскому мастерству начинающих издателей. Необходимо будущих журналистов научить равному общению, честному диалогу.
Предполагает сотрудничество с городской газетой «Кирсановская газета», участие в журналистских конкурсах, выпуск школьной газеты.
Форма проверки результатов освоения программы:
Издательство газеты «Школьный звонок» и рефлексия на изданный материал читателей.
Формы, методы и приѐмы обучения:
Программа предусматривает различные формы организации учебного процесса: при изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы.
наглядные: работа с текстами статей,
словесные: изучение теоретических понятий журналистики, правовой информации;
практические: проведение лекций, семинаров, консультаций, бесед, конкурсов, конференций, диспутов, экскурсий.
Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные.
Массовая работа:
1. Массовые мероприятия учебного характера (выпуск газет, участие в конкурсах).
2. Мероприятия воспитательного характера (участие в предметной неделе).
3. Работа с родителями учащихся (презентация изданных газет).
№ |
Название разделов и тем |
Вид занятий |
Всего часов |
Часы на |
Часы на |
|
|
|
|
теорию |
практику |
1. |
Вводное занятие «Журналистика, общие понятия» |
Лекция |
2 |
1 |
1 |
2. |
Информация |
Лекция, беседа, практическая отработка |
3 |
1 |
2 |
3. |
Интервью
|
Беседа, практическая отработка |
4 |
1 |
3 |
4. |
Репортаж
|
Семинары, конкурсы, беседа |
4 |
1 |
3 |
5. |
Публицистическая статья
|
Лекция, беседа, практическая отработка |
4 |
1 |
3 |
6. |
Жанры журналистики |
Лекция, беседа, практическая отработка |
4 |
1 |
3 |
7. |
Реклама в печати
|
Лекция, беседа, практическая отработка |
3 |
1 |
2 |
8. |
Написание статей |
Деловые игры |
5 |
1 |
4 |
9. |
Профессиональная этика. |
Лекция |
1 |
- |
1 |
10. |
Проблемы школьной журналистики |
Беседы |
3 |
1 |
2 |
(33 часа, 1 час в неделю)
|
журналиста |
|
|
|
|||
|
Защита данных и изображения |
|
|
2 |
|||
|
Тема №2 «Информация» 3часа |
1 |
Написать лид к своей стать |
|
|||
|
Типы информации. |
1 |
|
1 |
|||
|
Как находить нужную информацию.
|
1 |
|
2 |
|||
|
Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама |
|
|
3 |
|||
|
Тема №3 «Интервью» 4 часа |
1 |
Написать интервью в школьную газету |
|
|||
|
Подготовка к интервью |
1 |
|
1 |
|||
|
Сбор информации о личности или проблеме, которую хотим обсудить |
2 |
|
2 |
|||
|
Составление списка вопросов. |
|
|
3- 4 |
|||
|
Тема №4 «Репортаж» 4 часа |
1 |
Написать репортаж в школьную газету. |
|
|||
|
Тема для репортажа – актуальное событие |
1 |
|
1 |
|||
|
Заметка |
1 |
|
2 |
|||
|
Интересные люди, по следам исторического события |
1 |
|
3 |
|||
|
Собственное участие в событии |
|
|
4 |
|||
|
Тема №5 «Публицистическая статья» 4 часа |
1 |
Написать статью в школьн газету |
|
|||
|
Группирование данных |
2 |
|
1 |
|||
|
Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. |
1 |
|
2- 3 |
|||
|
Заглавие в тексте. |
|
|
4 |
|
Тема №6 «Жанры журналистики» 4 часа |
1 |
Сдать работу в форме рецензии, фельетона или э (одну на выбор). |
|
|||
|
Комментарий: презентация единого факта. |
1 |
|
1 |
|||
|
Структура рецензии. Критика и рецензия. |
1 |
|
2 |
|||
|
Фельетон. |
1 |
|
3 |
|||
|
Эссе. |
|
|
4 |
|||
|
Тема № 7 «Реклама в печати» 3 часа |
1 |
Составить рекламный текс |
|
|||
|
Рекламный текст в печати. |
1 |
|
1 |
|||
|
Язык рекламных текстов |
1 |
|
2 |
|||
|
Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. |
|
|
3 |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
Тема №8 «Написание статей» 5 часов |
5 |
|
|
|||
|
Практическая отработка |
1 |
|
|
|||
|
Тема №9 «Профессиональная этика» 1 час |
|
|
|
|||
|
Тема № 10 «Проблемы школьной журналистики» 3 часа |
1 |
|
|
|||
|
Тематика |
1 |
|
1 |
|||
|
Выбор жанра |
1 |
|
2 |
|||
|
Стилистика |
1 |
|
3 |
№п/п |
Тема |
|
Дата проведения |
Фактиче дата проведен |
Кол-во часов |
||||
|
Тема №1 Вводное занятие |
2 часа |
|
|
|
Вариант 2. Учебно - тематический план «Основы журналистики»
(33 часа, 1 час в неделю)
|
«Журналистика, общие понятия» |
|
|
|
|
||||
|
Официальные лица. Права и обязанности журналиста |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Защита данных и изображения |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Тема №2 «Информация» |
4 часа |
|
|
|
||||
|
Типы информации. |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Как находить нужную информацию.
|
1 |
|
|
2 |
||||
|
Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама |
1 |
|
|
3 |
||||
|
Практическая отработка |
1 |
|
|
4 |
||||
|
Тема №3 «Интервью» |
5 часов |
|
|
|
||||
|
Подготовка к интервью |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Сбор информации о личности или проблеме, которую хотим обсудить |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Составление списка вопросов. |
1 |
|
|
3 |
||||
|
Написание интервью |
1 |
|
|
4 |
||||
|
Обсуждение написанных работ |
1 |
|
|
5 |
||||
|
Тема №4 «Репортаж» |
3 часа |
|
|
|
||||
|
Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие в событии |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Написание репортажа |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Обсуждение написанных работ |
1 |
|
|
3 |
||||
|
Тема №5 «Публицистическая статья» |
4 часа |
|
|
|
||||
|
Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в |
1 |
|
|
1 |
Литература для учителя
|
четкой последовательности. |
|
|
|
|
||||
|
Заглавие в тексте. |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Написание публицистической статьи |
1 |
|
|
3 |
||||
|
Обсуждение написанных работ |
1 |
|
|
4 |
||||
|
Тема №6 «Жанры журналистики»
|
6 часов |
|
|
|
||||
|
Комментарий: презентация единого факта. |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Структура рецензии. Критика и рецензия. |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Фельетон. |
1 |
|
|
3 |
||||
|
Эссе. |
1 |
|
|
4 |
||||
|
Написание и обсуждение написанных работ |
2 |
|
|
4-6 |
||||
|
Тема № 7 «Реклама в печати» |
3 часа |
|
|
|
||||
|
Рекламный текст в печати. |
1 |
|
|
1 |
||||
|
Язык рекламных текстов |
1 |
|
|
2 |
||||
|
Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. |
|
|
|
3 |
||||
|
Тема №8 «Написание статей» |
5 часов |
|
|
|
||||
|
Деловые игры (Проблемы школьной журналистики) |
5 |
|
|
1-5 |
||||
|
Тема №9 «Профессиональная этика» 1 час |
|
|
|
|
1. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
2. Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
3. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
4. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
5. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
6. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
7. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
8. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
9. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
10. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
11. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
12. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
13. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
14. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
Литература для учащихся
1. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
2. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
3. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты.
Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
4. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
5. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
7. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
8. Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
9. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
10. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2000.
11. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
12. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
13. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.