Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Оценка 5

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
19.12.2017
Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей, педагогов и родителей.Комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Проект кинезиология.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 132 ГОРОДА ТЮМЕНИ Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения» Автор проекта: Маренина Татьяна Александровна воспитатель 1 категории Тюмень, 2016 г. «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо. Обоснование: Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8- ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.  Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно -развивающие и формирующие программы. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Местом использования кинезиологии могут быть любые учебные классы - от дошкольного заведения до курсов повышения квалификации. Эти упражнения помогают молодым людям подготовиться к обучению, а пожилым - сохранить активное мышление и память. Но, пожалуй, самые значительные успехи в развитии наблюдаются у детей и взрослых с диагнозами «учебной неспособности», «гиперактивного расстройства с нарушением внимания», «отставания эмоционального развития», синдром Дауна. Вид проекта: информационный, практико-ориентированный Участники проекта: воспитатель группы, инструктор по физической культуре, дети от 3 до 7 лет, родители. Срок реализации: сентябрь - май Тип проекта: долгосрочный Проблема: Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Актуальность проблемы: Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела. Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняют «гомолатеральные» движения, т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела. Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь. Кинезиология, с ее перекрестно-латеральными активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Всё это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей:  произвольные движения тела;  планирование и выполнение сложной двигательной  мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли. Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях активности;  регуляцию двигательных и вегетативных функций;  осуществление интегративных процессов высшей нервной деятельности; одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни. Цель проекта: «Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий» Задачи проекта: Для детей:  Развитие межполушарной специализации.  Развитие межполушарного взаимодействия.  Развитие межполушарных связей.  Синхронизация работы полушарий.  Развитие мелкой моторики.  Развитие способностей.  Развитие памяти, внимания.  Развитие речи.  Развитие мышления. Для педагогов:  Создать информационную базу.  Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.  Повышение профессиональной компетентности.  Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты. Для родителей:  Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.  Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике. Условия реализации проекта: Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей). Первый этап - организационно- подготовительный 1. Постановка проблемы, определение цели и задач. 2. Подбор программно-методического обеспечения. За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф. Кириллова Л. П. Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л. 3. Обучение педагогов. Идея проекта была донесена до педагогического коллектива в рамках семинара. Показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладели кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс. 4. Работа с родителями. На собрании познакомила родителей с проектом, рассказала о значимости кинезиологических упражнений. Предложила родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробовали освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будет вывешиваться информация о новом комплексе кинезиологических упражнений и приглашать родителей на встречу для овладения им. Второй этап – рефлексивно-диагностический. 1. Анализ профессиональной компетентности педагогов. Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений. 2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата. Тредтий этап – практическая реализация проекта. Вид работы  Растяжки  Дыхательные упражнения  Глазодвигательные упражнения  Телесные упражнения  Упражнения для развития мелкой моторики  Релаксационные упражнения Где реализуется  Использование кинезиологических упражнений на занятиях (физической культуре, хореографии, ОЧПС и др.)  Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности  свободная деятельность ↕ ↕ Система реализации проекта ↕ Работа с родителями Работа с педагогами ↕ ↕ 1.Наглядная информация в родительском уголке 2.Тематические родительские собрания 3.Мастер-классы 1.Тематический педсовет 2.Мастер-классы 3.Самообразование Обеспечение творческой направленности 1.Накопление и обобщение педагогического опыта 2.Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями) 4.Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям. 5.Индивидуальные консультации 6.Тематический педсовет 7.Мастер-классы 8.Самообразование 9.Накопление и обобщение педагогического опыта 10.Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями № Основные направлени я 1 Формировани е пространст венных представлен ий 2 Межполушар ное взаимодейст вие 3 Общая моторика и развитие саматогности ческих функций 4 Самомассаж лица 5 Перекрестны е движения План внедрения кинезиологической программы декабрь Д/и «Холодно- горячо» Д/у «Задания» ноябрь Д/и «Мое место» Д/у «Где находится предмет» Месяц учебного года октябрь Д/и «Карточки» Д/у «Подними правую (левую) руку» Д/у «Возьми предмет» «Кулак- ребро- ладонь» «Ухо – нос» январь Д/и «Лаби ринт» Д/у Задания февраль Д/и «Осьминож ки» Д/и «Клад» «Зеркальн ое рисова ние» «Ухо – нос» «Растяжки по осям» (все вместе) Самомасса ж тела Ходьба с похлопы ванием себя по коленям, левой по правому, правой по «Лягушка» Носик – художник «Дерево» Самомасса ж тела Лежа на полу коснуться локтем колена; левым правой ноги, «Рисующий слон» «Замок» «Растяжки по осям» (перекрест ные) Самомасса ж ног «Ползание на четвереньк ах, руки – крест – на крест» «Растяжки по «осям» (верх- низ) Самомассаж рук «Горизонталь ная восьмерка» «Кулак- ребро- ладонь» «Клешня краба» «Растяжки по осям» (лево – право) Самомассаж ушей «Перекрестн ые движения» Выполнять перекрест ные скоординиро ванные движения одновременн о правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистыван ие Движения языком в в определен ной последоват е льности 6 Артикуляцио н ная моторика Движения челюстью в разных направления х 7 Мимические движения 8 Мелкая моторика «Рожицы» Вытягиваем губы трубочкой Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки. Пальчики здороваются «Зайчик – кольцо» «Колечки» «Колечки с усложне нием» «Рожицы» Широко открываем рот Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Поклон пальчика ми» «Карандаши» «Цветок» 9 Тактильный гнозис «Найди, из чего сделано» «Пальчиковы й бассейн» В коробку с «Рожицы» Выдвигаем язык Брать пальцами левой руки спички из коробка и складыват ь их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни - толкай» «Волшебны й мешочек» левому правым – левой ноги «Ползание на четвере ньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается за рукой «Рожицы» Хмурое сдвигание бровей Отщипыва ние кончика ми пальцев клочков бумаги. «Замок» «Бусинка» «Ползание на четверень ках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается в противопо ложную стророну» «Рожицы» Улыбка Нанизыван ие бус. «Змейки» «Братцы» «Обратные колечки» «Волшебны й мешочек» «Волшебны й мешочек» Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) На ощупь угадать мелкие игрушки На ощупь угадать геометрич еские фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) Рисовать одновре менно двумя руками буквы Рисовать одновреме н но двумя руками зеркальнос имметричн ые рисунки 1 0 Зеркальное рисование Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки однонаправл ен но Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки разнонаправ ленно 1 1 Симметрично е рисование 1 2 Зрительное восприятие и глазодвигате ль ные упражне ния Рисование одновременн о двумя руками по прописям для левшей и правшей Рисование одновременн о двумя руками по прописям для левшей и правшей Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальн ой восьмерки хорошо высунутым изо рта языком Следить глазами по контуру воображаемо й фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д) Горизонтал ь ная восьмерка Нарисоват ь в горизонтал ь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе Рисование одновре менно двумя руками по прописям для левшей и правшей Совместны е движения глаз и языка. Однонапра вленные движения Рисование одновре менно двумя руками по прописям для левшей и правшей Совместны е движения глаз и языка. Разнонапр аленные движения Рисование одновре менно двумя руками по прописям для левшей и правшей С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку 1 3 Выполнение упражнений под музыку Комплекс с обручем Комплекс с гимнастическ ими палками (в парах) Комплекс со скакалкой Комплекс Танец с зонтиками Комплекс с элементам и цыганского танца Продукты проекта для детей: 1.Спортивный праздник. 2.Фотогалерея. 3.Картотека кинезиологических упражнений. 4.Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями. 5.Игровой кинезиологический тренажёр для развития мелкой моторики. Продукты проекта для педагогов: 1. Конспекты по теме проекта. 2. Библиография по теме проекта. 3. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»). 4. практикум «Умные пальчики» (пальчиковые кинезиологические упражнения для старших дошкольников). 5. Презентация проекта. 6. Планирование по данной теме. 7. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки». Продукты проекта для родителей: 1. Родительские собрания «Кинезиология для детей». 2. Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»). 3. Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры». 4. Презентация проекта на собрании. 5. Консультации «Образовательная кинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни» 6.Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем». Презентация материалов проекта 1. Мастер-классы. 2. Презентация проекта 3. Комплексы кинезиологических упражнений IV этап – Заключительный. Ожидаемые результаты проекта: Для детей: Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям. Для педагогов: Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов; повышение педагогической компетентности по данному вопросу. Для родителей: Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей. Методическое обеспечение: Литература: Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с. адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”. Приложение:  Мастер-классы.  Конспекты по теме проекта.  Консультации для родителей и педагогов.  Картотека кинезиологических упражнений.

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»

Проект «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017