Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»
Оценка 4.7

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
чистописание
Детсад
04.09.2017
Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»
В современных условиях развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма. Программа реализуется в рамках образовательной области художественно – эстетического развития Программа обеспечивает учет специфики условий осуществления образовательной деятельности.
1.Мелкая моторика.doc
ПРОЕКТ  ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Пальчики ­ моторчики» Автор: Жильцова Елена Михайловна Рязань 2017   СОДЕРЖАНИЕ  I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы 1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации  программы 1.4 Возрастные характеристики развития детей 1.5 Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста  парциальной образовательной программы 1.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной  образовательной программы II. Содержательный раздел 2.1 Тематическое планирование образовательной деятельности 2.2 Содержание парциальной образовательной программы III. Организационный раздел 3.1 Кадровое обеспечение 3.2. Материально­техническое обеспечение парциальной  образовательной программы 3.3 Методическое обеспечение материалами и средствами развития,  обучения и воспитания 3.3 Время и сроки реализации парциальной образовательной  программы 3.4 Организация развивающей предметно­пространственной среды IV. Литература Приложение Стр. 4 5 5 6 7 7 8­10 11­ 13 14 14 14 15 15 16 17 2 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность парциальной образовательной программы В   современных   условиях   развитие   мелкой   моторики   у   детей дошкольного   возраста     с   использованием   нетрадиционных   техник способствует   формированию   интеллектуальных   способностей,   речевой деятельности,   а   самое   главное,   сохранению   психического   и   физического развития ребенка. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно   не   сформирована.   Именно   в   этом   возрасте   необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.   Задолго   до   открытия   учеными   взаимосвязи   руки   и   речи   они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки  –  ладушки», «Сорока  –  белобока»,  «Мальчик  –  пальчик»  и   др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М.   являются   «мощным   средством»   повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.   Кольцовой, Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание   педагогами   и   родителями   значимости   и   сущности современной   диагностики   кистевой   моторики   и   педагогической   коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма. Программа   реализуется   в   рамках     образовательной   области художественно – эстетического развития  Программа   обеспечивает   учет   специфики   условий   осуществления образовательной деятельности. 3 1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель: Формирование мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.  Задачи: 1.   Формировать   у   детей   навыки   рисования     при   работе   с нетрадиционными техниками.    2.   Развивать   у   детей   дошкольного   возраста   мелкую   моторику   рук   и зрительно­моторную координацию. 3. Формирование инициативы и самостоятельности детей в творческой деятельности 1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы В основу программы заложены следующие принципы: 1.  Принцип   развивающего   взаимодействия педагога   и   ребёнка,   как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию. 2.   Принцип   воспитывающего   обучения перекликается   с   предыдущим. Основной   задачей     воспитания     и   обучения        в   изобразительной       деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей. 3.Принцип   развивающего   обучения заключается   в   правильном определении   ведущих   целей   обучения:   познавательной,   воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих  однозначного  решения.  Детей  учат   думать,  рассуждать,  делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют   к   творческим   поискам   и   находкам,   развивают наблюдательность. 4.   Принцип   гуманизации,   сотрудничества,   партнерства   предполагает уважительное   отношение   к   мнению   ребенка,   поддержку   его   инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера. 5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения   изобразительной   деятельности   с   учетом   возраста,   пола   ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы. 4 1.4 Возрастные особенности детей Программа   рассчитана   на   младший     дошкольный   возраст.   У   детей   сформированы   навыки младшего   дошкольного   возраста   не   особо   самообслуживания.   Все   эти   навыки   формируются   под   воздействием воспитания   у   ребенка   общей   и мелкой   моторики.   Рука   ребенка   в   этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются   и   разгибаются   синхронно,   т.е.   действуют   все   вместе.   Движения пальцев   слабо   дифференцированы,  поэтому   при   сгибании   одного   пальчика остальные   выполняют   аналогичное   действие.   Наблюдается   неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. С   3–4   лет   происходят   существенные   изменения   в   характере   и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий  вид  деятельности  в  этом  возрасте  – предметно­ действенное сотрудничество. Наиболее   важное   достижение   этого   возраста   состоит   в   том,   что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью,   хотя   в   силу   неустойчивости   внимания,   несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми   и   сверстниками.   Особенно   важную   роль   приобретает взаимодействие   со   взрослым,   который   является   для   ребенка   гарантом психологического   комфорта   и   защищенности.   В   общении   с   ним   малыш получает   интересующую   его   информацию,   удовлетворяет   свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли поведение. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для   него   в   качестве   образца   поведения,   обнаруживается   стремление   к освоению   этого   мира.   Совместные   игры   детей   начинают   преобладать   над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности подчиняет свое им   и         5 для   воспитания   у   детей   доброжелательного   отношения   к   окружающим, эмоциональной   отзывчивости,   способности   к   сопереживанию.   В   игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. 1.5 Планируемые результаты   Проявляет интерес к технике рисования; Владеет   культурно   –   гигиеническими   привычками   и   навыками самообслуживания;  Способность   выбирать   себе   род   занятий,   партнеров,   умеет воплощать свои замыслы художественно – творческой деятельности;  Проявляет  изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;  Повысить интерес детей к изобразительной деятельности, научить использовать   разнообразные   материалы   и   техники,   расширить   творческие возможности детей дошкольного возраста;  Любознательность,   склонность   к   экспериментированию   и наблюдениям, способность к принятию решений;  Способен   уверенно действовать по образцу педагога в процессе создания   образа   и   описания   продукта   собственной   художественно   – творческой деятельности;  Способен     разработать   план   действий   по   созданию   продукта,   о   предмете составления   описательного   или   творческого   рассказа   художественно – творческой деятельности;  Проявляет   ручную   ловкость   в   процессе   рисования,   лепки, аппликации;  Использования   всех   пальцев   руки    в   действиях   с   мелкими предметами;  Способен проявить волевые усилия. 1.6   Формы   проведения   итогов   реализации   дополнительной образовательной программы  Экскурсия в мастерскую «Ловкие пальчики»; 6  Организация   выставки   детских   творческих   работ   «Что   умеют наши пальчики»;  Художественно­эстетическая   деятельность  (пальчиковые   игры   с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками. 7 II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Модуль/Тема Модуль 1. «Веселые ладошки» 1.1 Солнышко 12­15мин По подгруппам  Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности 1.2 Снегопад 12­15мин Групповая 1.3 Елочка 12­15мин Коллективная           со     Коммуникативная   и (общение взрослыми   и ­ взаимодействие сверстниками); ­ Познавательно­исследовательская (исследования  объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  Изобразительная (рисование);  ­  Игровая деятельность ­   Коммуникативная взаимодействие сверстниками); Познавательно­исследовательская ­ (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);\ ­ Игровая деятельность;   ­ Изобразительная (рисование);  (общение   и взрослыми   и со         со     Коммуникативная   и (общение взрослыми   и ­ взаимодействие сверстниками); ­ Познавательно­исследовательская (исследования  объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  Изобразительная (рисование); Модуль 2. 2.1  Бусы для куклы  12­15мин Индивидуальная 2.2 Пуговицы для платья 12­15мин По подгруппам 2.3 Украсим сапожки 12­15мин Групповая  ­  Игровая деятельность   коммуникативная   ­ игровая деятельность; ­ (общение   и взаимодействие   со   взрослыми   и сверстниками); ­ познавательно­исследовательская (исследования   объектов   окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  изобразительная (лепка);      коммуникативная   ­ игровая деятельность; ­ (общение   и взаимодействие   со   взрослыми   и сверстниками); ­ познавательно­исследовательская (исследования   объектов   окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  изобразительная (лепка);      коммуникативная   ­ игровая деятельность; ­ (общение   и взаимодействие   со   взрослыми   и сверстниками); ­ познавательно­исследовательская (исследования   объектов   окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  изобразительная (лепка);    Модуль 3.  3.1 Цветочек для мамы 12­15мин Индивидуальная ­ игровая деятельность; 9 3.2 Волшебное дерево 12­15мин По подгруппам 3.3 Птички 12­15мин Коллективная Экскурсия   в   мастерскую «Ловкие пальчики» 15мин Коллективная   коммуникативная   ­ (общение   и взаимодействие   со   взрослыми   и сверстниками); ­ познавательно­исследовательская (исследования   объектов   окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  изобразительная (аппликация);          со     Коммуникативная   и (общение взрослыми   и ­ взаимодействие сверстниками); ­ Познавательно­исследовательская (исследования  объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  Изобразительная (аппликация);  ­  Игровая деятельность           со     Коммуникативная   и (общение взрослыми   и ­ взаимодействие сверстниками); ­ Познавательно­исследовательская (исследования  объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  Изобразительная (аппликация);  ­  Игровая деятельность ­   Коммуникативная взаимодействие сверстниками); ­ Познавательно­исследовательская (исследования  объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);  ­  Игровая деятельность   и (общение взрослыми   и со     10 2.2 Содержание парциальной образовательной программы. Модуль 1. Веселые ладошки Тема 1.1 Солнышко  Содержание темы  Загадка   о   солнышке.   Рассматривание   иллюстрации.   Беседа. Пальчиковая игра. Рисование  ладошками. Формы, способы, методы Организация групповой и по подгрупповой  деятельности детей. Наглядно­слуховой   метод:   рассматривание   иллюстраций   «солнышко» слушание музыки Непоседы «Песенка о солнышке» Словесный метод: беседа с детьми о солнышке.  Средства образования и развития Музыкальный ряд: Непоседы «Песенка о солнышке» Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций Материалы и оборудование: гуашь, баночки с водой, салфетки, лист  бумаги, блюдечки. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы     детей. Виды деятельности детей  Познавательно–исследовательская   деятельность   ­   знакомство   с нетрадиционными техниками. Коммуникативная деятельность ­ беседа с детьми.  Игровая деятельность ­ пальчиковые игры. Тема 1.2 Снегопад Содержание темы Наблюдение. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая игра. Рисование пальчиками. Формы, способы, методы Организация групповой или индивидуальной  деятельности детей. Наглядно­слуховой   метод:   рассматривание   репродукции   ,   слушание произведения Нани Брегвазе «Снегопад» Словесный метод: беседа с детьми о первых снежинках. Средства образования и развития Музыкальный ряд:Нани Брегвазе «Снегопад»  Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций Материалы и оборудование: гуашь, баночки с водой, салфетки, лист  бумаги, блюдечки. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы     детей. Виды деятельности детей  Познавательная   деятельность   ­   знакомство   с   нетрадиционными техниками, цветом. Коммуникативная деятельность ­ беседа с детьми.  Игровая деятельность ­ пальчиковые игры. 12 Тема 1.3 Елочка Содержание темы   Чтение   стишков   о   елочке.   Рассматривание   иллюстрации.   Беседа. Пальчиковая игра. Рисование  пальчиками. Формы, способы, методы Организация коллективной деятельности детей. Наглядно­слуховой   метод:   рассматривание   иллюстраций   слушание произведения О. Фельцмана. «Песенка о ёлочке» Словесный метод: беседа с детьми о новогодних игрушках. Средства образования и развития Музыкальный   ряд:  Песенка   о   ёлочке.   Песня   из   мультфильма «Новогодняя сказка» Музыка О. Фельцмана. Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций Материалы и оборудование: гуашь, баночки с водой, салфетки, лист  бумаги, блюдечки. Характер взаимодействия участников образовательных отношений Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы     детей. Виды деятельности детей  Познавательно–исследовательская   деятельность   ­   знакомство   с нетрадиционными техниками. Коммуникативная деятельность ­ беседа с детьми.  Игровая деятельность ­ пальчиковые игры. 13 III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  3.1 Кадровое обеспечение Воспитатель:   проектирует   программу,   разрабатывает   содержание образовательной   деятельности,   организует   образовательную   деятельность   в группе,   экскурсии,   организует   развивающую   предметно­пространственную среду в группе.  Младший воспитатель:  помогает  в создании благоприятной среды.            3.2 Материально – техническое обеспечение Программы  уголок   изобразительной   деятельности. связанные с развитием изобразительной деятельности:  Материалы   уголка,  стеллаж   для   хранения   изобразительных   материалов   и инструментов   (акварельные   краски,   гуашь;   восковые   и   масляные   мелки; ватные   палочки;   поролоновые   печатки;     палочки   или   старые   стержни   для процарапывания;   матерчатые   салфетки;   стаканы   для   воды;   подставки   под кисти; кисти и т.д)  магнитная   доска   для   крепления   репродукций,   доска   для рисования цветным мелом. «Стена творчества» для демонстрации детских работ. видео­аудио­библиотека   Так   же   в   уголке   свободное   пространство   для   организации самостоятельной детской деятельности. Музыкальный центр; компьютер; мультимедиа проектор.    3.3 Научно – методическое обеспечение Программы 1. «Детский сад 2100». Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования/ А.А. Леонтьев. ­ М.: Мозаика­ Синтез,  2011.­ 496с. 2.Основная общеобразовательная программа МДОАУ «Ясненский  детский сад №4 «Золушка» 14 3.Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. И.  Лыкова М.: Цветной мир, 2012 г.­144с. 4. Художественно­эстетическое воспитание дошкольников/Ред. Н.  Микляева М.: Сфера, 2013 г.­192с. 5. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно­ эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет / Н Дубровская,  М.: Детство­Пресс, 2011 г.­192с. 3.4 Время и сроки реализации Программы Парциальная   программа   «Пальчики   моторчики»   расчитана   на   1   год. Проводится 1 раз в неделю в первой половине дня 12 – 15 мин. 3.5 Организация развивающей предметно – пространственной  среды В группе детского сада создан уголок изобразительной деятельности. Основная цель создания данного уголка заключается в активизации детского художественно­эстетического   творчества,   обогащении   опыта   творческой деятельности,   развитии   эстетических   способностей.   Данный   уголок объединяет   разные   виды   художественно­эстетической   деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой). Материалы уголка, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом   с   игрушками,   костюмами,   играми,   так   как   именно   игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок   или   работа   часто   обыгрываются   детьми.        В   уголке   достаточно свободного   пространства   для   организации   самостоятельной   детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации   изобразительных   материалов   и   инструментов,   магнитная доска для крепления репродукций, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Для   демонстрации   детских   работ   имеется   «Стена   творчества».   Она расположена непосредственно в групповой комнате. Для   развития   художественно­эстетического   восприятия   центр изобразительного   искусства   оснащен   предметами   народного   искусства (Дымка,   матрешки), репродукциями   живописных   произведений,   привлекательной   выразительной скульптурой   малых   форм.   Игрушки   расположены   на   фоне   картин,   что   филимоновская   игрушка,   Хохлома,   Городец, 15 активизирует   желание   детей   рассматривать   и   обыгрывать   представленные материалы. Важным   для   детей   младшего   дошкольного   возраста   является   фонд различных  материалов:   картон  и бумага  разнообразных цветов  и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного   обследования   и   игры   «Чудесный   мешочек».   Есть   игры, способствующие   развитию   точности   и   восприятия;   игры   по   типу пространственного   моделирования;   мелкие   игрушки   и   предметы   для декорирования   и   обыгрывания,   а   также   представление   изображения (информации, предметов) по принципу контраста.           6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Азовцева Н. В., Родованская М. Е. Пальчиковый игротренинг / Н. В. Азовцева, М. Е. Родованская // Начальная школа. – 2009. – № 8. – с. 12 – 14. 2. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев / Н. А. Анучина // Ребенок в детском саду. – 2011. – №2. – с. 45 – 48. 3. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка :  книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина. –  М. : Просвещение , 2010. – 371 с. 4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки ­ чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. – Ярославль, 2011. – 259 с. 5. Декоративная аппликация / И. Лыкова. – М. : Карапуз – Дидактика,  2013. – 182 с.  6. Жукова   О.   Дошкольный   возраст   :   о   развитии   ручной   умелости   /   О. Жукова // Дошкольное воспитание. – №8. – 2008. – с. 34. 7. Жукова   О.   Развитие   руки   :   просто,   интересно,   эффективно   /   О. Жукова // Дошкольное воспитание. – №6. – 2010. – с. 14 – 16. 8. Казакова   Р.   Г.   Рисование   с   детьми   дошкольного   возраста   : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Казаковой Р. Г. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 9. Киселева  В. Развитие тонкой моторики / В. Киселева  // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – с. 65 – 66. 10.Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2  ­ 7 лет / И. Лыкова. –  М. : Цветной мир, 2012. –  144 с.  11.Сюжетная аппликация / И. Лыкова. –  М. : Карапуз – Дидактика, 2012. – 95 с. 12.Художественно­эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.  Микляева. –  М. : Сфера, 2013. – 192 с. 16 13.Цветные ладошки. Рисуем без кисточки / И. Лыкова. –  М. : Цветной  мир, 2013. – 16 с.  Карта наблюдения за эффективностью реализации программы Целевые ориентиры Критерии оценки Качество проявляется  часто редко Не проявляется № пп Приложение 1 1 Проявляет изобразительные навыки   и   умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;   ­ проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным техникам;  ­   умеет   активно применять   усвоенные способы для художественного изображения;   самостоятельность детей в деятельности. ­   активность   и       изо 2 Способен выбирать себе род занятий, партнеров,   умеет воплощать   свои замыслы художественно   – творческой   ­способен   уверенно действовать по   педагога   в образцу  процессе создания   образа   и   описания продукта собственной художественно­ творческой 17 деятельности; 3 Использования всех   пальцев  руки   в   действиях   с мелкими предметами; деятельности; ­демонстрирует понимание ценности к искусству,   проявляет эстетическое   чувство в   процессе   создания работ. ­проявляет   ручную ловкость   в   процессе рисования, лепки, аппликации; ­способен   проявить волевые усилия (довести   работу   до конца).   18

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему «Пальчики - моторчики»

Проект парциальной образовательной программы на тему  «Пальчики - моторчики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017