Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Традиции и обычаи русского народа»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 25.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. Одной из успешных форм сотрудничества с родителями в нашем детском саду является проектирование (или метод проектов).Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.), художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Иконка файла материала Курилова Н.В. проект.docx
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области  (Детский сад «Волна») Проект по духовно­нравственному воспитанию дошкольников  «Традиции и обычаи русского народа» Автор: Курилова Надежда Валерьевна, старший воспитатель высшей квалификационной  категории Проект по духовно­нравственному воспитанию дошкольников  «Традиции и обычаи русского народа»Актуальность проекта В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников.  Сегодня на  первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия.  Возрождение экономической мощи и духовной силы  России  связано с возрождением традиций  духовно – нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в  образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. В частности в Законе  подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование  человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на  совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения  Федеральным законом от 01.12.2007 № 09­ФЗ) (ст.14, п,2).  Среди важнейших задач  воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование  гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т.д.        В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится  совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам  жизни, привели к  потере морально­нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию  страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями  (повышенная  агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая  педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с  педагогической точки зрения информационного поля, повышенный тревожный фон  взаимодействия семьи и детского сада. Становится ясным и  очевидным, что, без  духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники,  творчество, нам не обрести согласия в обществе.  Не воспитать детей патриотами своей  родины, так как из их душ,  исчезает сострадание, сочувствие ­ вечные ценности. И без  духовно нравственного воспитания  нам никак не обойтись. Необходимо привести в  соответствие  ФГОС ДО содержания  деятельности  ДОО, обеспечения преемственности и  взаимодействие с семьями воспитанников. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и  дошкольного образовательного  учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и  продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста,жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в  обществе.  ДОО ­ как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально­ экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный  потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с  родителями своих воспитанников.  Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности является одной из форм  успешной работы Одной из успешных форм  сотрудничества с родителями в нашем детском саду является   проектирование (или метод проектов) в этой форме работы принимают участие дети и  их  родители, педагоги ДОО.  Срок  реализации   проекта– 1 год (сентябрь 2015 года – август 2016 года). Вид проекта ­ практико­ориентированный. Проект ориентирован на духовно­нравственное  и эстетическое   развитие участников образовательного процесса. Гипотеза проекта: Использование педагогами и родителями  СП «Детский сад «Волна»» средств и образов  произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.),  художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с  культурой страны и родного края  ­ будут содействовать развитию духовно ­ нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Цель проекта:  Разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к  русской народной  культуре, направленную на  развитие  духовно­нравственной личности  дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Задачи реализации проекта: ­ Формирование  духовно­нравственных чувств на основе изучения культуры страны и  родного края; ­ Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно­нравственного воспитания и  диалогического общения; ­ Воспитание  духовно­нравственной личности с активной жизненной позицией,  способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;­ Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству,  обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  народным  играм, праздникам; ­ Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя  своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей; ­ Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного  образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Инновационная направленность проекта.  Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации  образовательного процесса. Проектно­исследовательская деятельность связана с  развивающим, личностно­ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать  сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на  практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской  народной культуре.  Новизна проекта       Проект  ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием  психолого­педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОО программе,  как  показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской  деятельности детей  на основе проектного метода. Ожидаемые результаты  реализации проекта. для детей: ­       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних  предпосылок для дальнейшего  личностного развития; ­       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; ­        формирование чувств национального достоинства; ­       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом; для педагогов:­       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного   учреждения в вопросах  духовно­нравственного воспитания дошкольников, отборе  содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда; ­       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к  русской национальной культуре; ­       разработка комплексно­тематического планирования воспитательно­образовательного процесса по духовно­нравственному воспитанию; для родителей: ­       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; ­       объединение и реализация инициатив социально ­ активных родителей в области  духовно­нравственного  развития и воспитания детей; ­       создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно­ нравственного  воспитания детей. Участники проекта ­ воспитатели; ­ музыкальный руководитель;  ­ дети в возрасте от 3 до 7 лет; ­ родители (законные представители). Механизмы реализации проекта. ­ Активное взаимодействие всех участников воспитательно­образовательного процесса; ­ Формирование партнерского сообщества сотрудников СП «Детский сад «Волна»», детей и родителей в процессе организации работы по духовно­нравственному воспитанию. Методы реализации проекта. 1.Наглядно­действенный метод: ­ показ сказок (педагогами, детьми); ­ рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций; ­ наблюдение, экскурсии, целевые прогулки. 2. Словесно­образный метод:  ­ чтение литературных произведений; ­ загадывание и отгадывание загадок;­ беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; ­  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров. 3.Практический метод: ­ организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. ­ проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно­ролевые, дидактические, игры­ драматизации, народные игры  и др.); ­ разбор  ситуаций; ­ изготовление кукол самокруток «Берегиня»; ­ проведение  экскурсий различной направленности; ­ организация  вечеров с родителями.   Этапы реализации проекта  «Традиции и обычаи русского народа». 1. Подготовительный этап Диагностика; Определение цели и задач проекта; Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы  над проектом; Составление плана; Подбор и изготовление наглядно­дидактического материала; Создание развивающей среды. 2. Основной этап Совместная деятельность с детьми; Привлечение и совместная деятельность с родителями; Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии; Участие в праздниках, обрядах; Участие в творческих конкурсах; Участие в проектной деятельности.  3. Завершающий этап Диагностика;              Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа». Деятельность по духовно­нравственному воспитанию дошкольников в  СП «Детский сад «Волна»» построена с учетом следующих принципов: 1. Доступность ­ содержание материала представлено детям в доступной и  привлекательной форме; 2. Гуманистичность ­ ребенок является активным субъектом совместной деятельности с  педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал. 3.  Деятельность ­ знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся  основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности. 4. Интеграция ­ реализация задач происходит через познавательную, изобразительную,  продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно­нравственного воспитания в  эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. 5. Системность ­ принцип системности предполагает преемственность программ,  последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее  формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на  нем. 6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества  (чтобы не заменяли, а дополняли). Ресурсы, необходимые для запуска проекта: 1. Обеспечение материально­технических условий; 2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного  материала; 3. Подготовка материала для продуктивной деятельности; 4. Подборка народных подвижных и дидактических игр; 5. Использование  мультимедийных презентаций  в НОД; 6. Разработка мини проектов по темам народных праздников 7. Подборка музыкального сопровождения.   Календарный план реализации  проекта  «Традиции и обычаи русского народа».Время проведения мероприятия Сентябрь  Дети Родители Педагоги Показ настольного  театра: р. н. сказка  «Маша и медведь» Анкетирование  родителей о духовно­ нравственном  воспитании в семье и  направленности  воспитательного  процесса в  образовательном  учреждении. Проектная  деятельность в  группах:  «Русские народные  игры»,  «Народная  игрушка»,  «Персонажи русских  сказок».  Изготовление лепбуков по теме проектов Октябрь Ноябрь Фольклорное  развлечение в  «Горнице»:   «На палатях»  Праздник «Капустные  посиделки» с  элементами русского  фольклора Конкурс «Дары осени» Проект «Капустка» Экологический  праздник «Синичкин  день» Беседы в «Горнице» с  Батюшкой. История  праздника «День  сыновей» Конкурс поделок для детей и родителей «Осенние  фантазии» Консультация для  педагогов «Духовно  – нравственное  воспитание  дошкольников через  проектную  деятельность»  Консультации для  педагогов «Фольклор и его значение в  воспитание детей».  Семинар для  педагогов «Духовно­ нравственное  воспитание в  современных  условиях»Открытый просмотр  развлечения совместно с  родителями «В гостях у  сказок» Декабрь Забава «Любимые  народные сказки»  (просмотр   мультфильмов на  зимнюю тематику) Тематический вечер  «Доброму Бог  помогает»  (по сказке  «Двенадцать месяцев»). Январь Организация конкурса творческих работ  «Новогодняя красавица». Тематический вечер с  работниками районной  библиотеки на тему  «Добро и зло в русских  народных сказках» Семейная гостиная  «Моя семья – мой дом,  мой детский сад» Тематическое  развлечение для  старших дошкольников «Колядки». Февраль Конкурс творческих работ «Родные мотивы»  Изобразительная  деятельность на тему:  «Масленичные  гуляния». Театрализованное  представление для  родителей  по сказке  «Репка»  Комплексно­ тематическое занятие  «Русские богатыри –  защитники Отечества». Проектная деятельность  «Малый фольклор», «Игры в русской избе»,  «Традиции Поволжья и народные игры». Март Театрализованная постановка для родителей  «Масленица» Районный семинар  для педагогов   «Организация  работы по духовно­ нравственномуАпрель Май Июнь воспитанию  дошкольников на  основе православной  культуры в ДОО  в соответствии с  ФГОС». Открытый просмотр  НОД для педагогов  ДОО «Жаворонки» Консультации для  педагогов  «Приобщение детей  к народным  традициям»  Фольклорное  развлечение «Сороки ­  жаворонки». Консультация ­  практикум для  родителей «Играйте с  детьми в народные  подвижные игры» НОД по ручному труду на тему: «Писанка»,  «Пасхальная  открытка». «Урок доброты»  Тема: «Прощеное  воскресение. Беседа по  сказке «Два жадных  медвежонка». «Праздник ­  праздников» ­  развлечение для  дошкольников (Пасха). Конкурс для родителей и детей «Пасхальная  открытка. Пасхальный сувенир».   Тематическое занятие  «День Победы – День  Георгия Победоносца».   Спортивное  развлечение: «Русские  народные  игрища»   Беседа «Кому работа  не в тягость, тому  доступна и радость» Творческая  деятельность  изготовление кукол  самокруток «Берегиня» Изобразительная  деятельность на тему  «Берёза – дерево  России» Развлечение «Троица –  праздник русскойберезки» Июль Народный праздник  «Ивана Купала» Анкетирование  родителей. Итоговая  диагностика. Публикация на сайте «Формирование  духовно –  нравственных  ценностей у детей  через приобщение  детей к истокам  русской народной  культуры»   Используемая литература: 1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г. 2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г. 3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г. 4. «Мир – прекрасное творение» Л.П. Гладких архимандрит Зиновий  (А.А. Корзинкин) В.М. Меньшиков 5. «Истоки» Л. А. Парамонова 6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г. 7. Д.И. Латышина «Живая Русь»  часть 1, часть 2 8. Г. М. Науменко  «Фольклорный праздник»,   ЛИНКА­ПРЕСС  Москва,  2000. 9.  Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва.2002. 10. Н. Зарецкая,  З. Роот  «Праздники в детском саду»,  Москва, 2003. 11. Н. В. Горина, Л. А. Николаева,  «Первоцвет»,  Самара.1999.  12. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного  учреждения»,  Нижний – Новгород, 1995.13. М.И. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, 2002.  14. Л.И. Мельникова. А.Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор», Москва. 2000. 15. Г. П. Фёдорова «На злотом крыльце сидели»,  Санкт­Петербург. 2006. 16. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы»,  Москва ­  СФЕРА.2001. 17. В. Орлова «Кудрявая песенка»,  Москва. 1990. Кадровое обеспечение  проекта   № п/п       Ф.И.О. сотрудника образовательной организации Курилова Н.В. Должность  сотрудника  образовательной организации Старший  воспитатель Рязанцева Н.В. Музыкальный  руководитель Нагорнова Л.А.  Сапелкина И.П. Воспитатель Функционал специалиста  образовательной организации в  проекте  Подбор материала;  реализация проекта. Разработка проекта,  мероприятий. Планирование учебной  деятельности;  подбор дидактического  материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного  материала; реализация проекта. Планирование учебной  деятельности; подбор  дидактического материала; мониторинг освоения  воспитанниками учебного  материала; реализация проекта. Нормативное правовое обеспечение проекта. №  п/п   Наименование нормативного  правового акта Приказ «О разработке проекта  «Духовно­нравственное  воспитание дошкольников.  Традиции русского народа».   Приказ  «О создании творческой  группы по разработке проекта  «Духовно­нравственное  Основные положения Утвердить план – график  разработки и реализации  проекта; разработать  и  утвердить положение о  творческой группе по  разработке проекта. Организовать и утвердить  состав творческой группывоспитание дошкольников.  Традиции русского народа». Положение о «Рабочей  творческой группе»   Регламентировать  деятельность творческой  группы;  порядок  формирования творческой  группы; функции, права и  ответственность творческой  группы.