Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе. Одной из успешных форм сотрудничества с родителями в нашем детском саду является проектирование (или метод проектов).Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.), художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с культурой страны и родного края - будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской
области средней общеобразовательной школы №3 им. М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района
Приволжский Самарской области (Детский сад «Волна»)
Проект по духовнонравственному воспитанию
дошкольников
«Традиции и обычаи русского народа»
Автор: Курилова Надежда Валерьевна, старший воспитатель высшей квалификационной
категории
Проект по духовнонравственному воспитанию дошкольников
«Традиции и обычаи русского народа»Актуальность проекта
В наше время остро стоит вопрос духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено
понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы
России связано с возрождением традиций духовно – нравственного воспитания. Так, Закон
РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в
образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. В частности в Законе
подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения
Федеральным законом от 01.12.2007 № 09ФЗ) (ст.14, п,2). Среди важнейших задач
воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование
гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т.д.
В нашем современном, быстро меняющемся мире каждое поколение детей становится
совершенно иным, чем предыдущие дети. Подражание западным нормам жизни, привели к
потере моральнонравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию
страшна. Растёт число детей с особыми образовательными потребностями (повышенная
агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая
педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с
педагогической точки зрения информационного поля, повышенный тревожный фон
взаимодействия семьи и детского сада. Становится ясным и очевидным, что, без
духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники,
творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей
родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие вечные ценности. И без
духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись. Необходимо привести в
соответствие ФГОС ДО содержания деятельности ДОО, обеспечения преемственности и
взаимодействие с семьями воспитанников.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и
дошкольного образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и
продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста,жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в
обществе.
ДОО как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально
экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный
потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с
родителями своих воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи в проектной деятельности является одной из форм
успешной работы
Одной из успешных форм сотрудничества с родителями в нашем детском саду является
проектирование (или метод проектов) в этой форме работы принимают участие дети и их
родители, педагоги ДОО.
Срок реализации проекта– 1 год (сентябрь 2015 года – август 2016 года).
Вид проекта практикоориентированный. Проект ориентирован на духовнонравственное
и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Использование педагогами и родителями СП «Детский сад «Волна»» средств и образов
произведений устного народного творчества (пословиц, сказок, песен, поговорок и т.д.),
художественной литературы в НОД и в совместной деятельности с детьми, ознакомление с
культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно нравственного
сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта:
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к
русской народной культуре, направленную на развитие духовнонравственной личности
дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
Формирование духовнонравственных чувств на основе изучения культуры страны и
родного края;
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовнонравственного воспитания и
диалогического общения;
Воспитание духовнонравственной личности с активной жизненной позицией,
способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству,
обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм, праздникам;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя
своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного
образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации
образовательного процесса. Проектноисследовательская деятельность связана с
развивающим, личностноориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать
сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на
практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное
влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской
народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием
психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому
работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников
путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОО программе, как
показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской
деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних
предпосылок для дальнейшего личностного развития;
пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
формирование чувств национального достоинства;
развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов: совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного
учреждения в вопросах духовнонравственного воспитания дошкольников, отборе
содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к
русской национальной культуре;
разработка комплекснотематического планирования воспитательнообразовательного
процесса по духовнонравственному воспитанию;
для родителей:
реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
объединение и реализация инициатив социально активных родителей в области
духовнонравственного развития и воспитания детей;
создание системы социального партнёрства ДОО и семьи в вопросах духовно
нравственного воспитания детей.
Участники проекта
воспитатели;
музыкальный руководитель;
дети в возрасте от 3 до 7 лет;
родители (законные представители).
Механизмы реализации проекта.
Активное взаимодействие всех участников воспитательнообразовательного процесса;
Формирование партнерского сообщества сотрудников СП «Детский сад «Волна»», детей и
родителей в процессе организации работы по духовнонравственному воспитанию.
Методы реализации проекта.
1.Нагляднодейственный метод:
показ сказок (педагогами, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
наблюдение, экскурсии, целевые прогулки.
2. Словеснообразный метод:
чтение литературных произведений;
загадывание и отгадывание загадок; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетноролевые, дидактические, игры
драматизации, народные игры и др.);
разбор ситуаций;
изготовление кукол самокруток «Берегиня»;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров с родителями.
Этапы реализации проекта «Традиции и обычаи русского народа».
1. Подготовительный этап
Диагностика;
Определение цели и задач проекта;
Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы
над проектом;
Составление плана;
Подбор и изготовление нагляднодидактического материала;
Создание развивающей среды.
2. Основной этап
Совместная деятельность с детьми;
Привлечение и совместная деятельность с родителями;
Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии;
Участие в праздниках, обрядах;
Участие в творческих конкурсах;
Участие в проектной деятельности.
3. Завершающий этап
Диагностика;
Презентация проекта «Традиции и обычаи русского народа».
Деятельность по духовнонравственному воспитанию дошкольников в
СП «Детский сад «Волна»» построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность содержание материала представлено детям в доступной и
привлекательной форме;
2. Гуманистичность ребенок является активным субъектом совместной деятельности с
педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
3. Деятельность знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся
основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности.
4. Интеграция реализация задач происходит через познавательную, изобразительную,
продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовнонравственного воспитания в
эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
5. Системность принцип системности предполагает преемственность программ,
последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее
формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на
нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества
(чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1. Обеспечение материальнотехнических условий;
2. Подбор литературы, произведений русского народного творчества, наглядного
материала;
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка народных подвижных и дидактических игр;
5. Использование мультимедийных презентаций в НОД;
6. Разработка мини проектов по темам народных праздников
7. Подборка музыкального сопровождения.
Календарный план реализации проекта
«Традиции и обычаи русского народа».Время
проведения
мероприятия
Сентябрь
Дети
Родители
Педагоги
Показ настольного
театра: р. н. сказка
«Маша и медведь»
Анкетирование
родителей о духовно
нравственном
воспитании в семье и
направленности
воспитательного
процесса в
образовательном
учреждении.
Проектная
деятельность в
группах:
«Русские народные
игры»,
«Народная
игрушка»,
«Персонажи русских
сказок».
Изготовление лепбуков по теме проектов
Октябрь
Ноябрь
Фольклорное
развлечение в
«Горнице»:
«На палатях»
Праздник «Капустные
посиделки» с
элементами русского
фольклора
Конкурс «Дары осени»
Проект «Капустка»
Экологический
праздник «Синичкин
день»
Беседы в «Горнице» с
Батюшкой. История
праздника «День
сыновей»
Конкурс поделок для детей и родителей «Осенние
фантазии»
Консультация для
педагогов «Духовно
– нравственное
воспитание
дошкольников через
проектную
деятельность»
Консультации для
педагогов «Фольклор
и его значение в
воспитание детей».
Семинар для
педагогов «Духовно
нравственное
воспитание в
современных
условиях»Открытый просмотр
развлечения совместно с
родителями «В гостях у
сказок»
Декабрь
Забава «Любимые
народные сказки»
(просмотр
мультфильмов на
зимнюю тематику)
Тематический вечер
«Доброму Бог
помогает»
(по сказке
«Двенадцать месяцев»).
Январь
Организация конкурса творческих работ
«Новогодняя красавица».
Тематический вечер с
работниками районной
библиотеки на тему
«Добро и зло в русских
народных сказках»
Семейная гостиная
«Моя семья – мой дом,
мой детский сад»
Тематическое
развлечение для
старших дошкольников
«Колядки».
Февраль
Конкурс творческих работ «Родные мотивы»
Изобразительная
деятельность на тему:
«Масленичные
гуляния».
Театрализованное
представление для
родителей по сказке
«Репка»
Комплексно
тематическое занятие
«Русские богатыри –
защитники Отечества».
Проектная деятельность «Малый фольклор», «Игры в русской избе»,
«Традиции Поволжья и народные игры».
Март
Театрализованная постановка для родителей
«Масленица»
Районный семинар
для педагогов
«Организация
работы по духовно
нравственномуАпрель
Май
Июнь
воспитанию
дошкольников на
основе православной
культуры в ДОО
в соответствии с
ФГОС».
Открытый просмотр
НОД для педагогов
ДОО «Жаворонки»
Консультации для
педагогов
«Приобщение детей
к народным
традициям»
Фольклорное
развлечение «Сороки
жаворонки».
Консультация
практикум для
родителей «Играйте с
детьми в народные
подвижные игры»
НОД по ручному труду
на тему: «Писанка»,
«Пасхальная
открытка».
«Урок доброты» Тема:
«Прощеное
воскресение. Беседа по
сказке «Два жадных
медвежонка».
«Праздник
праздников»
развлечение для
дошкольников (Пасха).
Конкурс для родителей и детей «Пасхальная
открытка. Пасхальный сувенир».
Тематическое занятие
«День Победы – День
Георгия Победоносца».
Спортивное
развлечение: «Русские
народные игрища»
Беседа «Кому работа
не в тягость, тому
доступна и радость»
Творческая
деятельность
изготовление кукол
самокруток «Берегиня»
Изобразительная
деятельность на тему
«Берёза – дерево
России»
Развлечение «Троица –
праздник русскойберезки»
Июль
Народный праздник
«Ивана Купала»
Анкетирование
родителей. Итоговая
диагностика.
Публикация на сайте
«Формирование
духовно –
нравственных
ценностей у детей
через приобщение
детей к истокам
русской народной
культуры»
Используемая литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду».
Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
4. «Мир – прекрасное творение» Л.П. Гладких архимандрит Зиновий
(А.А. Корзинкин) В.М. Меньшиков
5. «Истоки»
Л. А. Парамонова
6.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство
«Просвещение» 1988г.
7. Д.И. Латышина «Живая Русь» часть 1, часть 2
8. Г. М. Науменко «Фольклорный праздник», ЛИНКАПРЕСС Москва, 2000.
9. Подвижные игры с пением в детском саду. Хороводы, инсценировки. Москва.2002.
10. Н. Зарецкая, З. Роот «Праздники в детском саду», Москва, 2003.
11. Н. В. Горина, Л. А. Николаева, «Первоцвет», Самара.1999.
12. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного
учреждения», Нижний – Новгород, 1995.13. М.И. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, 2002.
14. Л.И. Мельникова. А.Н. Зимина «Детский музыкальный фольклор», Москва. 2000.
15. Г. П. Фёдорова «На злотом крыльце сидели», СанктПетербург. 2006.
16. Т. А. Шорыгина «Православные праздники для детей сценарии и беседы», Москва
СФЕРА.2001.
17. В. Орлова «Кудрявая песенка», Москва. 1990.
Кадровое обеспечение проекта
№
п/п
Ф.И.О.
сотрудника
образовательной
организации
Курилова Н.В.
Должность
сотрудника
образовательной
организации
Старший
воспитатель
Рязанцева Н.В. Музыкальный
руководитель
Нагорнова Л.А.
Сапелкина И.П.
Воспитатель
Функционал специалиста
образовательной организации в
проекте
Подбор материала;
реализация проекта.
Разработка проекта,
мероприятий.
Планирование учебной
деятельности;
подбор дидактического
материала; мониторинг освоения
воспитанниками учебного
материала; реализация проекта.
Планирование учебной
деятельности; подбор
дидактического материала;
мониторинг освоения
воспитанниками учебного
материала; реализация проекта.
Нормативное правовое обеспечение проекта.
№
п/п
Наименование нормативного
правового акта
Приказ «О разработке проекта
«Духовнонравственное
воспитание дошкольников.
Традиции русского народа».
Приказ «О создании творческой
группы по разработке проекта
«Духовнонравственное
Основные положения
Утвердить план – график
разработки и реализации
проекта; разработать и
утвердить положение о
творческой группе по
разработке проекта.
Организовать и утвердить
состав творческой группывоспитание дошкольников.
Традиции русского народа».
Положение о «Рабочей
творческой группе»
Регламентировать
деятельность творческой
группы; порядок
формирования творческой
группы; функции, права и
ответственность творческой
группы.