I. Планируемые результаты учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
Личностные результаты:
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину;
осознание единства географического пространства России как
единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности
природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и
стран, о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов.
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
Метапредметные результаты:
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна
вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
1 умение соотносить свои действия с планируемыми ре
зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про
цессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по
знавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать
причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, её роли
в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования
территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, об основных этапах её
географического освоения, особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями ис
пользования приборов и инструментов для определения количе
ственных и качественных характеристик компонентов географи
ческой среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и ис
пользования географической карты как одного из «языков»
международного общения.
Выпускник научится:
2 1. объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения
Земли;
объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой
природы;
выделять,
описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности
человека;
различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от
воздействия внутренних и внешних сил;
выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
выделять причины стихийных явлений в геосферах.
2. использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую
информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе
анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
3. использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
4. понимание смысла собственной действительности:
формулировать своё отношение к природным и антропогенным
причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в
решении социальноэкономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического исполнения географических
знаний в различных областях деятельности;
3
воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научнопопулярной литературе и СМИ;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи
создавать простейшие географические карты различного содержания;
компьютерных программ.
II. Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Раздел 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма,
размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое
вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и
солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и
полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые
пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор,
полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота,
географические координаты.
Основные образовательные идеи:
Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее
элементов (Солнца, Луны)
Создание системы географических координат
связано с осевым
движением Земли.
Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение —
определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
влияние космоса на жизнь на Земле;
4 географические следствия движения Земли;
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.
Умение определять:
географические координаты;
особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и
солнцестояний;
географические следствия движений Земли.
Раздел 2. Географическая карта (5 часов)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его
виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по
масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте.
Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи,
послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.
Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты,
горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
Картографические изображения земной поверхности помогают людям
«увидеть» нашу Землю и её части.
План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью
которых можно решать множество задач:
Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение
определенных правил.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
свойства географической карты и плана местности;
специфику способов картографического изображения;
отличия видов условных знаков;
отличия видов масштабов;
значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
существенные признаки плана, карты и глобуса;
классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
5 расстояния по карте;
азимут по карте местности;
абсолютную и относительную высоту;
читать условные знаки;
масштаб карты.
Раздел 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора.
Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная
кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору:
магматические, осадочные и метаморфические.
Полезные ископаемые,
основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие
поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте.
Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность
текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.
Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной
деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера,
горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,
метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной
коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и
магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние
силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных
геологических процессах на поверхности Земли;
Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств
литосферы.
Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил.
Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности внутреннего строения Земли;
6 причины и следствия движения земной коры;
действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и
равнинах.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
по заданным признакам горные породы и минералы;
отличие видов земной коры;
виды форм рельефа;
районы землетрясений и вулканизма.
Раздел 4. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности
и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры
воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное
давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман.
Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание
погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация
человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые
пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные
осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на
Земле:
Характеристики состояния атмосферы (температура,
влажность,
атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся
в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
7 вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры
воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы,
климатических поясов и др.;
причины возникновения природных явлений в атмосфере;
зависимость климата от географической широты и высоты местности над
уровнем моря;
особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
основные показатели погоды.
Раздел 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные.
Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и
бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и
покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские
воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и
бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле
одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете
зародилась в воде и не может без нее существовать.
Необходимость рационального использования воды.
Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
выделение существенных признаков частей Мирового океана;
особенности состава и строения гидросферы;
условия залегания и использования подземных вод;
условия образования рек, озер, природных льдов;
8 Умение определять:
существенные признаки понятий;
вид рек, озер, природных льдов;
особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Раздел 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного
и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в
разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой
природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Персоналии
Владимир Иванович Вернадский
Основные образовательные идеи:
Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе
благодаря наличию живых организмов.
Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на
сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности географической оболочки на примере биосферы;
особенности приспособления организмов к среде обитания;
роль царств природы;
необходимость охрны органического мира.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
сущность экологических проблем;
причины разнообразия растений и животных;
характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Раздел 7. Почва и географическая оболочка (2 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие важнейшее свойство почвы. Условия образования почв
разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные
9 комплексы: природные, природнохозяйственные. Взаимосвязь между всеми
элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и
биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные
зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда,
ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва,
плодородие,
природный комплекс,
ландшафт,
природно
хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
Почва — особое природное образование, возникающее в результате
взаимодействия всех природных оболочек.
В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные
комплексы.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
закономерности образования почвы;
особенности строения и состава географической оболочки;
взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
законы развития географической оболочки;
сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
существенные признаки понятий;
условия образования почв;
характер размещения природных зон Земли.
III. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Наименование
разделов
Введение
Земля как планета
Географическая
Всего
часов
1
5
5
практические
контрольные
1
10 карта
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Почва
географическая
оболочка
Экскурсия
4
5
6
7
8
9
10 Всего
и
7
8
4
2
2
1
35
1
1
3
1
1
1
1
4
11 IV. Календарно тематическое планирование 6 класс (35 часов)
№ Тема урока
Количество
часов
Домашнее
задание
Введение.
инструктаж по ТБ.
Вводный
1
Стр.6
Раздел 1. Земля как планета
§1,стр. 711
Дата проведения
Факти
чески
По
плану
7.096а
6.096б
14.09
13.09
1
2
3
4
5
6
7
8
Земля и Вселенная
Система
географических
координат
Система
географических
координат
Времена года
Пояса освещенности
1
1
1
1
1
§2,стр.1217 21.09
20.09
§2,стр.1217 28.09
27.09
§3,стр.1823 5.10
4.10
§4,стр.2428 12.10
11.10
Раздел 2. Географическая карта
Географическая карта и
ее масштаб
1
§5,стр.3236 19.10
18.10
Географическая карта 1
§5,стр.3236 26.10
12 и ее масштаб
25.10
9
Виды условных знаков
10 Ориентирование
11 Изображение рельефа
Пр/р№1
гор
на карте.
"Обозначение
Земли на к/к"
1
1
1
§6,стр.3742 9.11
8.11
§7,стр.4345 16.11
15.11
§8,стр.4752 23.11
22.11
Раздел 3. Литосфера
12 Строение земного шара
1
§9,стр.5660 30.11
13 Виды горных пород
14 Полезные ископаемые
1
1
15 Движение земной коры
1
Пр/р№2 "Нанесение
на
карту
действующих
вулканов"
к/
§10,стр.61
65
§11,стр.66
71
§12,стр.72
81
29.11
7.12
6.12
14.12
13.12
21.12
20.12
16 Выветривание горных
1
пород
§13,стр.82
87
28.12
27.12
13 17 Рельеф суши и дна
1
Мирового океана
18 Контрольная
работа№1 "Литосфера"
1
§14,стр.88
95
§9
14,стр.5695
Раздел 4. Атмосфера
19 Строение атмосферы
20 Температура воздуха
21 Атмосферное давление
22 Движение воздуха.
23 Вода в атмосфере
24 Погода
25 Климат
26 Контрольная работа№2
"Атмосфера"
1
1
1
1
1
1
1
1
§15,стр.100
105
§16,стр.10
6111
§17,стр.11
3117
§18,стр.11
8123
§19,стр.12
3130
§20,стр.13
1136
§21,стр.13
7141
§15
21,стр.100
141
11.01
17.01
18.01
24.01
25.01
31.01
1.02
7.02
8.02
14.02
15.02
21.02
22.02
28.02
1.03
7.03
15.03
14.03
5.04
21.03
Раздел 5. Гидросфера
14 27 Единство гидросферы.
Практическая работа№3
«Нанесение на к/к объектов
гидросферы»
28 Воды суши: реки и озера
1
1
29 Воды суши: подземные воды и
1
природные льды
30 Контрольная работа№3
"Гидросфера"
1
§22,стр.146
149
§23,стр.150
155
§24,стр.156
161
§22
24,стр.146
161
Раздел 6. Биосфера
31 Царства живой природы
32 Биосфера и охрана природы
1
1
§25,стр.166
169
§26,стр.170
175
12.04
4.04
19.04
11.04
26.04
18.04
3.05
25.04
10.04
2.05
17.05
16.05
Раздел 7. Почва и географическая оболочка
33 Почва. Природный комплекс.
1
Природные зоны.
§27
29,стр.180
195
24.05
23.05
34 Контрольная работа№4
"Биосфера. Почва.
Географическая оболочка"
35 Экскурсия
1
1
§27
29,стр.180
195
31.05
30.05
29.05
15
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.