I. Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные результаты:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков,
их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Метапредметные результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
1
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты:
1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
освоение системы географических знаний о природе, населении,
хозяйстве мира:
составлять характеристику процессов и явлений, характерных для
каждой геосферы и географической оболочки;
выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
объяснять проявление в природе Земли географической зональности
и высотной поясности;
определять географические особенности природы материков,
океанов и отдельных стран;
устанавливать связь между географическим положением,
природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
выделять природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем на глобальном, региональном и
локальном уровнях.
2. Использование карт как моделей:
различать карты по содержанию,
масштабу,
способам
картографического изображения;
выделять,
описывать и объяснять по картам признаки
географических объектов и явлений на материках, в океанах и
различных странах.
2
понимание смысла собственной действительности:
использовать географические знания для осуществления мер по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на
особенности культуры народов; районов разной специализации
хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных
стран мира.
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и
явления, сравнивать географические объекты, процессы и
явления на основе известных характерных свойств и проводить
их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и
о взаимосвязях между изученными
закономерностях,
географическими объектами, процессами и явлениями для
объяснения их свойств, условий протекания и географических
различий;
использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую
информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в т. ч.
инструментальных) зависимости и закономерности; Различать
географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов
и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и
духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий;
описывать по карте положение и взаиморасположение
географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных
территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об
особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран
3 на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.
определять и сравнивать качественные и количественные
показатели,
характеризующие географические объекты,
процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими
источниками географической информации содержащуюся в них;
составлять описания географических объектов, процессов и
явлений с использованием разных источников географической
информации противоречивую информацию;
представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико
ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической
науки в решении геоэкологических проблем человечества;
воспринимать и критически оценивать информацию
географического содержания в научнопопулярной литературе и
СМИ;
создавать письменные тексты и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников
информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,
процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных
изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социально
экономическими явлениями.
различать изученные демографические процессы и явления,
характеризующие динамику численности населения Земли,
отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
использовать знания о взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для объяснения их
географических различий;
4 объяснять особенности адаптации человека к разным природным
условиям.
II.Содержание учебного предмета
География. Материки и океаны
(7 класс, 70 часов)
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (19 часов)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые,
вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в
истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая
и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных
плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными
плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины.
Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и
вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время,
геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора,
тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические
хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые
пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
Мировую сушу можно делить по географическому признаку на
материк или по историческому — на части света.
Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на
карте) и человек.
Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического
характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Метапредметные умения:
углубление учебноинформационных умений:
работать с
источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
углубление учебнологических умений: сравнивать, устанавливать
анализировать и синтезировать
причинноследственные связи,
информацию.
Предметные умения
5 Умение объяснять:
географические явления и процессы
причины изменений рельефа, распространение крупных форм
рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и
метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная
плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
местоположение географических объектов и явлений на карте:
крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско
Гималайский сейсмические пояса.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного
давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата
основных и переходных климатических поясов. Карта климатических
поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное
положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров,
размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие
климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс,
климатообразующий фактор,
постоянный ветер,
западный перенос,
континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная
масса.
муссоны,
субпояса,
пассаты,
Основные образовательные идеи:
Разнообразие климатов Земли
результат действия
климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
углубление учебноинформационных умений:
работать с
источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
углубление учебнологических умений: сравнивать, устанавливать
анализировать и синтезировать
причинноследственные связи,
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические явления и процессы в атмосфере: распределение
поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
формирование климатических поясов;
действие климатообразующих факторов.
6 Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса,
климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
местоположение климатических поясов.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны
Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды.
Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.
Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды
морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.
Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе
океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих
природу Земли.
Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
углубление учебноинформационных умений:
работать с
источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
углубление учебнологических умений: сравнивать, устанавливать
анализировать и синтезировать
причинноследственные связи,
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические явления и процессы в гидросфере;
формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское
течение;
местоположение крупнейших морских течений.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс
Свойства
(ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.
7 географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон
географической зональности. Природные комплексы разных порядков.
Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра,
тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая
пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность,
ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
Географическая оболочка:
понятие,
строение,
свойства,
закономерности
Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
углубление учебноинформационных умений:
работать с
источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
углубление учебнологических умений: сравнивать, устанавливать
анализировать и синтезировать
причинноследственные связи,
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
явления и процессы в географической оболочке: целостность,
ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона,
географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
местоположение природных зон.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (3 часа)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по
материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на
разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и
производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная
книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и
культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение.
Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта
мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
8 Миграция,
хозяйственная деятельность,
особо
охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия,
мировые религии, страна, монархия, республика.
цивилизация,
Основные образовательные идеи:
С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость
охраны природы.
Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
Разнообразие стран — результат длительного исторического
процесса.
Метапредметные умения:
углубление учебноинформационных умений:
работать с
источниками информации, особенно с разнообразными тематическими
картами; организовывать информацию;
углубление учебнологических умений: сравнивать, устанавливать
анализировать и синтезировать
причинноследственные связи,
информацию.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности населения: размещения, расового
состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
местоположение территорий с самой большой плотностью
населения, областей распространения основных человеческих рас и
религий.
Раздел 2. Материки планеты Земля (45 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия,
изучения и освоения.
Особенности
географического положения и его влияние на природу материка. Африка
— древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения:
преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные
ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк.
Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического
происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон.
Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы
Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности
человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее
влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
9 Саванна, национальный парк, ВосточноАфриканский разлом, сахель,
экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри
Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай
Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
Выявление влияния географического положения на природное
своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
Африка – материк равнин.
Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной
зональности.
Своеобразие регионов Африки:
Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский
мир.
Западная и Центральная Африка разнообразие народов и культур.
Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные
парки;
Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные
ископаемые.
Метапредметные умения:
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материков и океанов.
географическая специфика отдельных стран.
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы.
Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком
расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного
мира материка.
Европейские мигранты.
Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и
Население Австралии.
10 изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз –
странаматерик. Главные объекты природного и культурного наследия.
Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый
природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай
Николаевич МиклухоМаклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур
Хейердал.
Основные образовательные идеи
Самый маленький и самый засушливый материк.
Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков изза
своей удаленности от Европы
Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
Океания — особый островной мир.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и
отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и
холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения.
Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф,
11 скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические
научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс,
недоступности, шельфовый ледник.
полюс относительной
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович
Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.
Основные образовательные идеи
Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу
материка.
Антарктида — материк без постоянного населения.
Метапредметные умения:
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материков и океанов.
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной
Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты
природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными
полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный
материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные
транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный
мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный
Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты
природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, ВестИндия, Латинская и
Центральная Америка.
12 Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа,
Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович
Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди
южных материков природными условиями.
Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый
большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый
высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы
суши.
Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и
Андийские страны.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и
отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.
Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные
бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов
климата. Реки Северной Америки.
Великие Американские озера.
Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство
растительного и животного мира. Формирование населения материка.
13 Современное население. Регионы Северной Америки. АнглоАмерика,
Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой
деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные
объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо
Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
Северная Америка — северный материк, в природе которого есть
черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный
хребет.
Огромное разнообразие природы:
от Арктики до
субэкваториального пояса.
Особенности регионов Северной Америки: АнглоАмерики и
Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван
Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и
отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Тема 6. Евразия – музей природы (13 часов)
Содержание темы:
14 Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные
черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы
планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными
ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие
рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.
Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный
национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и
Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. ЮгоЗападная
Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия –
самый населенный регион планеты.
Особенности человеческой
деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные
объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый
всеми океанами Земли.
Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми
поясами, – причина сложности рельефа.
Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного
полушария.
Евразия — самый заселенный материк Земли.
Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и
Восточная) и Азии (ЮгоЗападная, Восточная, Южная и ЮгоВосточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович СеменовТянь
Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов,
Всеволод Иванович Роборовский.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и
отдельных его регионов;
15 географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам,
существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным
признакам.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу,
атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения
культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая
проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека,
называется географической средой.
Изменение природной среды в результате хозяйственной
деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
выслушивать и объективно оценивать другого,
Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности взаимодействия природы и человека;
особенности влияния хозяйственной деятельности человека на
оболочки Земли;
следствия влияния хозяйственной деятельности человека на
оболочки Земли.
Умение определять:
центры происхождения культурных растений;
16 местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации
хозяйственной деятельности человека.
Резерв времени 2 часа
III. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов
Планета, на которой
мы живем
Материки планеты
Земля
Взаимоотношения
природы и человека
Резерв
Всего:
Всего
часов
19
45
4
2
70
практические
контрольные
1
4
5
5
5
IV. Календарнотематическое планирование 7 класс
(70 часов)
№ Тема урока
Количество
часов
Домашнее
задание
Дата проведения
По
плану
Фактически
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера подвижная твердь
1
1
Вводный инструктаж
по ТБ. Суша в океане
§ 1, стр.8
14
3.097б
6.097а
17 2
3
4
5
6
7
8
9
Геологическое время
Строение земной
коры
Литосферные плиты
и современный
рельеф
Платформы и
равнины
Складчатые пояса и
горы
Пояса планеты
Воздушные массы и
климатические пояса.
Климатообразующие
факторы
1
1
1
§ 2, стр.16
20
§ 3, стр.22
28
§ 4, стр.29
35
5.09
7.09
10.09
13.09
12.09
14.09
1
1
1
1
1
§ 5, стр.37
40
§ 6, стр.41
46
§ 7, стр.50
56
§ 8 стр.58
64
§ 9, стр.66
71
17.09
20.09
19.09
21.09
Тема 2. Атмосфера мастерская климата
24.09
27.09
26.09
28.09
1.10
4.10
Тема 3. Мировой океан синяя бездна
3.10
5.10
8.10
11.10
10.10
12.10
15.10
18.10
§10,
стр.7680
§ 11,
стр.8286
§ 12,
стр.8793
§ 13,
стр.94100
1
1
1
1
10 Мировой океан и его
части
11 Движение вод
Мирового океана
12 Жизнь в океане
13 Особенности
отдельных океанов
14
15
16
17
18
Тема 4. Географическая оболочка живой механизм
Географическая
оболочка
Зональность
географической
оболочки
Контрольная
работа№1 "Оболочки
Земли"
1
1
1
§ 14,
стр.104108
§ 15,
стр.109115
17.10
19.10
22.10
25.10
§ 15,
стр.109115
24.10
26.10
Тема 5. Человек хозяин планеты
Освоение Земли
человеком.
Охрана природы.
Население Земли
1
1
§ 1617,
стр.120131
7.11.
8.11
§18,
12.11
18 19
Страны мира
1
стр.132138
§19
стр.139144
9.11
14.11
15.11
Раздел 2.Материки планеты Земля.
Тема 6. Африка материк коротких теней
19.11
16.11
§ 20
стр.148155
1
20
21
22
23
24
25
26
27
30
31
Географическое
положение и история
исследования Африки.
Геологическое
строение и рельеф
Африки.
Практическая работа
№1«Рельеф Африки»
Климат Африки
Гидрография Африки
Разнообразие природы
Африки
Население Африки.
Регионы Африки:
Северная и Западная
Африка
Регионы Африки:
Центральная,
Восточная и Южная
Африка
Географическое
положение. История
исследования.
Практическая работа
№ 2"Нанесение на
к/к ГП Австралии"
Компоненты природы
Австралии
Особенности природы
Австралии
28 Контрольная работа
№2 «Африка»
Тема 7. Австралия маленький великан
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 21
стр.156161
21.11
22.11
§ 22,
стр.162167
§23,
стр.168175
§24,
стр.176183
§25,
стр.184188
§26,
стр.189195
26.11
23.11
28.11
29.11
3.12
30.11
5.12
6.12
10.12
7.12
§27,
стр.196202
12.12
13.12
§27,
стр.196202
17.12
14.12
§ 28, стр.5
9
19.12
20.12
1
1
§ 29,
стр.1017
§ 30,
стр.1823
24.12
21.12
26.12
19 32
33
Австралийский Союз
Океания
34 Контрольная
работа№3
«Австралия»
1
1
1
§ 31,
стр.2428
§ 32,
стр.2935
§ 32,
стр.2935
14.01
28.12
16.01
11.01
21.01
17.01
Тема 8. Антарктида холодное сердце
35
1
§ 33,
стр.4149
23.01
18.01
Тема 9. Южная Америка материк чудес
37
1
1
§ 34,
стр.4957
§ 35 стр.62
67
28.01
24.01
30.01
25.01
Географическое
положение и история
исследования
Антарктиды
Особенности природы
Антарктиды
Географическое
положение Южной
Америки. История
открытия и
исследования.
Практическая
работа№3"Нанесение
на к/к ГП Южной
Америки"
Геологическое
строение и рельеф
Южной Америки
Климат Южной
Америки
Гидрография Южной
Америки
Разнообразие природы
Южной Америки
Население Южной
Америки
Регионы Южной
Америки
36
38
39
40
41
42
43
44 Контрольная
работа№4 «Южная
Америка»
1
1
1
1
1
1
1
§ 36,
стр.6873
§ 37,стр.75
80
§ 38,
стр.8187
§ 39,
стр.8898
§ 40,
стр.99104
§ 41,
стр.105114
§ 41,
стр.105114
4.02
31.01
6.02
1.02
11.02
7.02
13.02
8.02
18.02
14.02
20.02
15.02
25.02
21.02
Тема 10. Северная Америка знакомый незнакомец
20 45
46
47
48
49
50
51
Географическое
положение Северной
Америки. История
открытия и
исследования
Геологическое
строение и рельеф
Северной Америки.
Практическая работа
№4"Нанесение на к/к
форм рельефа
С. Америки"
Климат Северной
Америки
Гидрография
Северной Америки.
Разнообразие природы
Северной Америки
Население Северной
Америки
Регионы Северной
Америки
52 Контрольная
работа№4 по теме:
«Северная Америка»
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 42,
стр.119124
27.02
22.02
§ 43,
стр.125132
4.03
28.02
§ 44,
стр.134140
§ 45,
стр.141148
§ 46,
стр.149156
§ 47,
стр.158164
§ 48,
стр.166172
§ 48,
стр.166172
7603
1.03
11.03
7.03
13.03
9.03
18.03
14.03
20.03
15.03
1.04
21.03
Тема 11. Евразия музей природы
53
54
55
Географическое
положение. История
исследования Евразии
Практическая работа
№5"Нанесение на к/к
ГП Евразии"
Геологическое
строение и рельеф
Евразии
Климат Евразии
56
Гидрография Евразии
1
1
1
1
§ 49,
стр.176181
3.04
4.04
2
2
3
3
§ 50,
стр.183188
8.04
5.04
§ 51,
стр.190197
10.04
1.04
§ 52,
стр.198202
15.04
12.04
21 57
58
59
Разнообразие природы
Евразии
Население Евразии
Регионы Европы
1
1
1
1
1
1
1
§ 53,
стр.204212
§ 54,
стр.213218
§ 55,
стр.220225
§ 55,
стр.225230
§ 56,
стр.231238
§ 57,
стр.240246
§ 57,
стр.240246
17.04
18.04
22.04
19.04
24.04
25.04
29.04
26.04
6.05
2.05
8.05
3.05
13.05
10.05
7.05
10.05
61
60
Регионы Азии: Юго
Западная, Восточная,
Регионы Азии:
Центральная Азия
Регионы Азии: Южная
Азия
Регионы Азии: Юго
Восточная Азия
64 Контрольная
62
63
работа№5 «Евразия»
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека
65
Природа и человек
66
Природа и человек
67
68
69
70
Земля – наш дом
Земля наш дом
Повторение тем:
Австралия и
Антарктида
Повторение тем:
Африка, Северная и
Южная Америка
1
1
1
1
1
1
§ 58,
стр.250254
15.05
16.05
§ 58,
стр.254258
20.05
17.05
Стр.259260 22.05
23.05
Стр.259260 27.05
24.05
29.05
30.05
§2834,
стр.538
§2027,
§4248
30.05
31.05
22 23
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.