I. Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуальноличностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации,
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной
жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического
пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, понимание
смысла собственной действительности.
Метапредметные результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую
модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
1 работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и
целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет);
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат
и способы действий;
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной
образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Предметные результаты:
получат навыки:
•
•
•
•
•
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных
компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей
среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
Выпускник научится:
различать принципы выделения государственной территории и
исключительной экономической зоны России и устанавливать
соотношения между ними;
оценивать воздействие географического положения России и ее
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем
времени для решения практикоориентированных задач по определению
2 различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной
жизни. различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
описывать положение на карте и взаиморасположение географических
объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях
компонентов природы России на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией.
различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России,
половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории России, географические различия в уровне занятости,
качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по
этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной
структуры и размещения населения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе для решения
практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную
структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и
отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для решения практико
ориентированных задач в контексте реальной жизни.
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических
районов страны;
3
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельный
регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных,
социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и
процессов.
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического
положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием
глобальной коммуникационной системы.оценивать возможные
последствия изменений климата отдельных территорий страны,
связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов.
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы
об изменении численности населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого капитала.
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства
России;
составлять комплексные географические характеристики районов
разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации
исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства
географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических
особенностях отдельных районов России и их частей на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития
регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и
классификации природных, социальноэкономических,
геоэкологических явлений и процессов на территории России.
4 выбирать критерии для определения места страны в мировой
экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития
России.
II.Содержание учебного предмета
"Население и хозяйство России"
9 класс (68 часов)
Введение (1 час)
Содержание:
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и
хозяйственный комплекс.
Учебные понятия:
Социальноэкономическая география, хозяйственный (территориальный
социальноэкономический) комплекс.
Основные образовательные идеи:
Социальноэкономическая география — это наука о территориальной
организации населения и хозяйства.
В отличие от природного, хозяйственный комплекс может
целенаправленно управляться человеком.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику предмета изучения экономической и социальной географии;
отличия природного и хозяйственного комплексов.
Умение определять:
отличия природного и хозяйственного комплексов.
Раздел 1. Россия на карте мира (7 часов)
Содержание темы:
Формирование территории России. Исторические города России. Время
образования городов как отражение территориальных изменений.
5 Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории
России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономикогеографическое положение. Факторы ЭГП России: огромная
территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число
странсоседей. Плюсы и минусы географического положения страны.
Политикогеографическое положение России. Распад СССР как фактор
изменения экономико и политикогеографического положения страны.
Административнотерриториальное деление России и его эволюция. Россия —
федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные
образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономикогеографическое
районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость.
Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли
специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические
районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Учебные понятия:
Социальноэкономическая география,
хозяйственный комплекс,
экономикогеографическое положение, политикогеографическое положение,
геополитика,
субъекты
Федерации, экономический район, районирование, специализация.
административнотерриториальное деление,
Основные образовательные идеи:
Формирование территории России – от Московского княжества и
Российской империи через СССР к современной России.
Россия – самая большая по площади территории страна с самым
большим количеством сухопутных соседей.
Преимущества и недостатки величины территории и северного
положения страны.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику поэтапного формирования территории России;
особенности проведения государственной границы;
достоинства и недостатки географического положения России;
6 структуру административнотерриториального устройства;
принципы экономикогеографического районирования;
особенности отраслевого состава народного хозяйства.
Умение определять:
особенности географического положения России;
особенности границ России;
специфические черты видов субъектов Федерации;
виды субъектов Федерации;
отличительные черты видов отраслей хозяйства;
положение экономических регионов, районов, зон России.
Практические работы:
1. Географическое положение России.(нанесение на контурную карту
пограничных государств, границы России, омывающих океанов и морей)
2. АТУ России. (Обозначение на контурной карте субъектов Федерации
различных видов).
Раздел 2. Природа и человек (4 часа)
Содержание:
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека
к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь
небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный
потенциал природных условий России. Комфортность природных условий
России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных
ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы
России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в
хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические
условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные
районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты
Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и
населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические
проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Учебные понятия:
Природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ
жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
Необходимость Рациональное природопользование — объективная
необходимость.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
7 оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности природных условий и ресурсов;
понятие «адаптация»;
связь между различными видами адаптации;
влияние природных условий на хозяйственную деятельности человека;
специфику использования и размещения природных ресурсов России;
принципы взаимодействия природы и человека;
суть экологических проблем;
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и
отраслей хозяйства.
Практическая работа:
1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам
природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).
Раздел 3. Население России (9 часов)
Содержание:
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и
воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая
ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения
и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних
миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское
расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского
расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции
города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения.
Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные
конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок
труда.
естественный прирост,
Учебные понятия:
Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись
воспроизводство населения,
населения,
демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения
(или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и
внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение,
8 городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая
(деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения,
кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации,
градообразующие функции,
городамиллионерыгородская
агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи,
религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав,
трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.
моногорода,
Основные образовательные идеи:
Динамика численности населения определяется социально
экономическими, политическими факторами.
Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и
возрастной состав населения.
Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.
Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.
Неравномерность размещения населения по территории России —
следствие разнообразия природных условий.
Урбанизация — процесс развития городов.
Метапредметные умения:
выделение существенных признаков новых понятий;
работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой,
географическими картами;
поиск дополнительные источники информации.
формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной
форме, представлять в форме презентаций.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности динамики численности и воспроизводства населения;
направления и типы миграции;
особенности состава населения;
специфику распространения религий;
размещение населения;
особенности городского и сельского населения;
специфические черты рынка труда.
Умение определять:
параметры воспроизводства населения;
параметры миграционных процессов;
регионы с различными показателями миграции;
параметры, характеризующие состав населения;
регионы с преобладанием отдельных языков, религий;
параметры, характеризующие размещение населения;
районы концентрации сельского и городского населения;
9 размещение крупных городов;
перспективы изменения численности и состава населения, трудовых
ресурсов.
Практическая работа:
1. Расчёт параметров естественного движения населения (естественного
прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста,
показателя смертности, показателя рождаемости).
Раздел 4. Отрасли хозяйства России (19 часов)
Содержание:
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и
нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной
экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы.
Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой,
потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливноэнергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их
хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и
атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности
организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат
полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России.
Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.
энергетическое
Военно
тракторостроение и станкостроение.
сельскохозяйственное,
транспортное,
Тяжелое,
машиностроение,
промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической
промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического
синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность.
Отрасли лесной промышленности:
лесозаготовка, деревообработка, целлюлознобумажная промышленность и
лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство.
Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории
России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип
сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы
их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта:
железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный.
10 Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и
ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Учебные понятия:
Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие,
межотраслевой комплекс,
факторы размещения производства,
комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера
хозяйства, сфера услуг.
Основные образовательные идеи:
Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий,
отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым
хозяйством.
Метапредметные умения:
установление причинноследственных связей, например, для объяснения
индустриального и
этапов хозяйства
(аграрного,
развития
постиндустриального);
анализ различных источников информации с целью определения
тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;
выделения существенных признаков, например, для выявления
отраслевой структуры хозяйства;
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности структуры хозяйства;
особенности отраслей хозяйства;
видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;
взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;
географию отраслей хозяйства;
роль отраслей хозяйства в жизни государства.
Умение определять:
параметры структуры хозяйства;
факторы размещения хозяйства;
районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;
показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей
хозяйства;
основные направления движения сырья и готовой продукции.
Практические работы:
1. Описание отрасли по типовому плану.
2. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для
развития сельского хозяйства.
Раздел 5. Природнохозяйственная характеристика России (22 часа)
11 Содержание темы:
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население
и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район
Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР.
Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск
— морские ворота страны.
Европейский СевероЗапад, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. СевероЗапад —
транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными
ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития
промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение —
ведущая отрасль промышленности района.
СанктПетербург —
многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы,
население и специфика хозяйственной специализации. Исторический,
экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность
экономикогеографического положения. Ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии
хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона.
Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу
жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны.
Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского
хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район.
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая
обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны.
Нефтяная, газовая и химическая промышленность. ВолгоКамский каскад
ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые
минеральные ресурсы.
Уральская
металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Старый промышленный район.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные
запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливноэнергетической
промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и
12 богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и
крупных рек. АнгароЕнисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель
электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и
специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади
экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне
слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация —
вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия:
Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства,
Нечерноземье.
Основные образовательные идеи:
Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого
региона — результат сочетания длительного исторического развития и
природных условий и ресурсов.
Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
создавать объяснительные тексты
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
особенности структуры хозяйства и специализации отдельных
территорий России;
особенности социальноэкономической ситуации отдельных регионов
России.
Умение определять:
регион России по краткому описанию;
специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей
территории России;
особенности социальноэкономической ситуации отдельных регионов
России.
Практические работы:
13 1. Описание экономикогеографического положения района.
2. Сравнительная характеристика географического положения районов.
Раздел 6. Место России в мировой экономике (5 часов)
Содержание:
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в
ХХ—XXI вв. Перспективы развития.
Основные образовательные идеи:
В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в
системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.
После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно
восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком
на мировой рынок в основном сырьевой продукции.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
выявлять причинноследственные связи,
определять критерии для сравнения фактов, явлений,
анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
место России в мире по отдельным социальноэкономическим
показателям;
особенности России на современном этапе социальноэкономического
развития.
Умение определять:
место России в мире по отдельным социальноэкономическим
показателям;
перспективы социальноэкономического развития России.
Резерв времени 1 час.
IΙΙ.Тематическое планирование
№
п/
1
2
3
Наименование
разделов
Введение
Россия на карте мира
Природа и человек
Всего
часов
1
7
4
практические
контрольные
2
1
1
14 4
5
6
Население России
Отрасли хозяйства
России
Природно
хозяйственная
характеристика России
7 Место России в мировой
экономике
Резерв времени
Всего:
8
7
9
19
22
5
1
68
1
2
2
8
1
1
1
4
VΙ .Календарно тематическое планирование
9 класс (68 часов)
№
Тема урока
Количество
часов
Домашнее
задание
Дата проведения
По плану Фактически
Вводный инструктаж по
ТБ. Экономическая и
социальная география
Введение
1
§1,стр. 610
4.099а
4.099б
Раздел 1. Россия на карте мира (7 часов)
7.09
6.09
1
§ 2, стр.12
16
1.
2
3
4
5
Экономико и
политико
географическое
положение России.
ПР/Р№1"ГП России"
(к/к)
Формирование
территории России
Административно
территориальное
1
1
1
§ 2, стр.12
16
§ 3,стр.17
21
§ 4,стр.22
26
11.09
14.09
13.09
18.09
15 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
устройство России.
ПР/Р№2"АТУ России"
(к/к)
Районирование
территории России
Контрольная работа
№1
"ГП России"
1
1
1
§ 4,стр.22
26
§ 5,стр.27
34
§ 5,стр.27
34
21.09
20.09
25.09
28.09
27.09
Раздел 2. Природа и человек (4 часа)
Природные условия
России
Природные ресурсы
России
Хозяйственная
деятельность и
изменение природной
среды
Обобщающий урок
1
1
1
1
§ 6,стр.38
42
§ 7,стр.42
49
§ 8,стр.50
56
2.10
5.10
4.10
9.10
§ 8,стр.50
56
12.10
11.10
Раздел 3. Население России (9 часов)
Численность населения
России
Размещение населения
России.
Миграции населения
Сельская форма
расселения
Городская форма
расселения
Этнический состав
населения
Религиозный состав
населения
Трудовые ресурсы и
рынок труда
Контрольная
работа№2
"Население
России"
1
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 9, стр.60
65
§ 10,стр.66
71
§ 11,стр.71
75
§ 12,стр.77
81
§ 13,стр.82
88
§ 14,стр.89
92
§ 14,стр.92
94
§ 15,стр.95
100
§ 15,стр.95
100
16.10
19.10
18.10
23.10
26.10
25.10
9.11
8.11
13.11
16.11
15.11
20.11
23.11
22.11
16 Раздел 4 . Отрасли хозяйства России (19 часов)
22
ц
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Факторы размещения
производства
Топливно
энергетический
комплекс (ТЭК).
Нефтяная
промышленность
Топливно
энергетический
комплекс (ТЭК).
Газовая
промышленность.
Топливно
энергетический
комплекс. Угольная
промышленность
Топливно
энергетический
комплекс.
Электроэнергетика
Металлургический
комплекс. Чёрная
металлургия
Металлургический
комплекс. Цветная
металлургия
Машиностроительный
комплекс
Машиностроительный
комплекс.
Пр/р№5Описание
отрасли по типовому
плану.
Химическая
промышленность
Лесная
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27.11
30.11
29.11
4.12
§
16,стр.104
109
§
17,стр.110
115
§
18,стр.116
118
§
18,стр.118
122
7.12
6.11
§ 19,
стр.123127
11.12
§
20,стр.129
135
§
21,стр.136
141
§ 22,стр.
142147
§ 23
стр.147152
§ 24
стр.153157
14.12
13.12
18.12
21.12
20.12
25.12
28.12
27.12
§ 25
стр.158163
§ 26
11.01
15.01
15.01
17 34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
промышленность
Агропромышленный
комплекс.
Растениеводство
Агропромышленный
комплекс.
Животноводство
Зональная
специализация
сельского хозяйства.
Пр/р№6Анализ
потенциальных
возможностей
территорий природных
зон для развития
сельского хозяйства.
Пищевая и лёгкая
промышленность
Транспортный комплекс
1
1
1
1
1
стр.164169 17.01
§ 27
18.01
22.01
стр.170174
§ 28,
стр.175179
22.01
24.01
§ 29
стр.180183
25.01
29.01
§ 30
стр.185189
§ 31
стр.191196
§ 32
стр.197200
Стр.104
202
29.01
31.01
1.02
5.02
5.02
7.02
8.02
12.02
12.02
§ 33
стр.204208
§ 34
стр.209213
Нематериальная сфера
хозяйства
Контрольная работа
№3 "Отрасли
хозяйства России"
Раздел 5. Природно хозяйственная характеристика России (22 часа)
Европейский Север.
Общие сведения
Европейский Север.
Население, природные
ресурсы
и хозяйство
Европейский Северо
Запад. Общие сведения
Европейский Северо
Запад. Население,
природные ресурсы
и хозяйство
Центральная Россия.
Общие сведения
Центральная Россия.
Население и природные
§ 35
стр.215220
§ 36
стр.221226
§ 37
стр.227231
§ 38
стр.232235
15.02
14.02
22.02
21.02
1.03
28.02
19.02
1
1
1
1
1
1
1
1
26.02
18 47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
ресурсы
Центральная Россия.
Хозяйство
Европейский Юг.
Общие сведения.
Пр/р№7Описание
экономико
географического
положения района
Европейский Юг.
Население, природные
ресурсы и хозяйство
Поволжье. Общие
сведения
Поволжье. Население,
природные ресурсы и
хозяйство
Урал. Общие сведения
Урал. Население,
природные ресурсы и
хозяйство
Западная Сибирь.
Общие сведения
Западная Сибирь.
Население, природные
ресурсы и хозяйство
Восточная Сибирь.
Общие сведения
Восточная Сибирь.
Население, природные
ресурсы и хозяйство
Дальний Восток. Общие
сведения.
Пр/р№8Сравнительная
характеристика
географического
положения районов.
Дальний Восток.
Население,
Дальний Восток.
Природные ресурсы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
§ 39
стр.236241
§ 40
стр.242247
5.03
9.03
7.03
12.03
15.03
14.03
19.03
22.03
21.03
2.04
5.04
4.04
9.04
§ 41
стр.248253
§ 42
стр.254259
§ 43
стр.259263
§ 44
стр.265269
§ 45,
стр.270275
§ 46
стр.276280
§ 47
стр.281285
§ 48
стр.287292
§ 49
стр.293297
12.04
11.04
14.04
16.04
§ 50
стр.298303
16.04
18.04
§ 51
стр.304307
§ 51
стр.304307
19.04
23.04
23.04
25.04
19 61
62
63
64
65
66
67
68
Дальний Восток.
Хозяйство.
Контрольная работа
№4 "Природно
хозяйственная
характеристика
России".
1
1
§ 51
стр.304307
Стр.204
310
26.04
30.04
30.04
2.05
Раздел 6. Место России в мировой экономике (5 часов)
Место России в
мировой экономике
Место России в
мировой экономике
Россия на политической
карте мира
Россия и его торговые
партнеры
Влияние ГП России на
экономику страны
Повторение раздела
«Отрасли хозяйства
России»
1
1
1
1
1
1
§ 52,
стр.312315
§ 52,
стр.315316
Стр.611
Стр.1218
Стр. 19 26
§1632
3.05
7.05
7.05
14.05
10.05.
16.05
14.05
19.05
17.05
21.05
21.05
23.05
20
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.