Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»
Оценка 4.6

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
экология
9 кл
19.02.2017
Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»
В настоящее время большое распространение получило экологическое воспитание и образование посредством учебно-исследовательской деятельности. Проект посвящён формированию экологического мировоззрения и экологической культуры среди учащихся и жителей города, поиску и реализации новых идей для защиты окружающей среды с целью сохранения платформы для нормальной жизнедеятельности человека. Главным средством для решения поставленной задачи стало просветительство.
ekologia (1).docx
Проект «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города Новозыбкова относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами черты города» Автор проекта:  Руководитель: учитель химии и биологии Пожарская Ольга Евгеньевна            1 Содержание: Введение 1.Теоретическое обоснование исследования 1.1Твердые отходы. Причины возникновения и последствия 1.2Теоретические основы эколого­просветительской деятельности 2.Практическое обоснование исследования Заключение Список литературы Приложение 2 Введение В   последние   десятилетия   в   результате   интенсивного   антропогенного воздействия   на   окружающую   среду   экологические   проблемы   возникают намного чаще, чем в предыдущие годы.  В   настоящее   время   наряду     с   огромным   количеством   загрязняющих факторов   автомобильного   транспорта)   не   последнее   место     (деятельность   промышленных   предприятий,   выхлопы   занимает   проблема загрязнения   окружающей   среды   твёрдыми   бытовыми   отходами, возникающими вследствие жизнедеятельности горожан. Актуальность   темы:   Экологическое   образование   и   просвещение являются необходимыми в условиях нарастания глобального экологического кризиса.   Участие   в   этом   проекте   даёт   возможность   формирования общественного   экологического   сознания   с   высоким   уровнем   социальной активности. Общепризнанной   является   актуальность   пропаганды   экологических знаний. Это отражено во многих правительственных документах, в том числе в Указе Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» (1996), в «Экологической доктрине РФ» (2002). Объект  исследования      ­   просветительская   деятельность   в   области экологии среди  жителей города Новозыбкова. Предмет   исследования     ­  способы   организации   просветительской деятельности в области экологии среди жителей города Новозыбкова. Цель   проекта –   формирование     экологического   мировоззрения   и экологической   культуры   поведения   взамен   господствующего   в   настоящее время потребительского отношения к природе. Задачи проекта: 3 ­   информирование   школьников   и   населения   города   Новозыбкова     о насущных экологических проблемах; ­ привлечение внимания учащихся МБОУ «СОШ №1» и жителей города Новозыбкова к проблемам загрязнения окружающей среды бытовым мусором; ­   формирование   экологически   ориентированного   общественного мнения, путём просветительской работы; ­ исследование имеющихся природоохранных мероприятий; ­   поиск   и   реализация   новых   идей   для   защиты   окружающей   среды   с целью сохранения платформы для нормальной жизнедеятельности человека. При   проведении   исследования   был   использован   ряд   теоретических методов, в том числе изучение и обобщение, анализ и синтез; эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование, опрос, фотографирование   и другие. Источниками   информации  послужили   законодательные   и нормативные акты об экологическом образовании, охране окружающей среды; научные   публикации   по   проблеме,   научно­методические   разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры. 4 1.Теоретическое обоснование исследования 1.1Твердые отходы. Причины возникновения и последствия Твёрдые бытовые отходы (ТБО) – это биологические или искусственные пищевые продукты, непригодные к употреблению в результате потери своих,  потребительских свойств. Также это могут быть предметы быта или подобные товары, утратившие свой вид или пришедшие в непригодное состояние. Огромной   экологической   проблемой   в   настоящее   время   является проблема   утилизации   твёрдых   бытовых   отходов.   Только   в   одной России   в день в каждой семье собирается около 3 кг мусора, а за год ­ более 7 млрд т. Несанкционированные   свалки   различного   рода   напрямую   влияют   на загрязнение   водной,   воздушной   и   почвенной   сред,   что   представляет   собой непосредственную экологическую опасность. Причины   накопления   бытовых   отходов   могут   быть   самыми разнообразными.   Здесь   играет   роль   и   социально­экономическое   развитие общества, увеличение масштабов производственной деятельности, эволюция наукоёмких технологий, низкий уровень культуры человека и т. п. Рассмотрим некоторые из них более подробно:  1.Рост численности населения. С увеличением численности населения возрастает необходимость в производстве большего количества товаров, что, в свою очередь, влечёт за собой увеличение количества отходов. 2.Отсутствие   системы   безотходного   производства.   Большинство предприятий   безграмотно   организовывают   свою   производственную деятельность,   имея   на   выходе,   помимо   созданного   продукта,   огромное количество отходов сырья.  3.Отсутствие системы правильного сбора мусора. В России, в отличие от многих стран Запада, не популяризирован сбор твёрдых бытовых отходов с 5 делением   по   фракциям   (стеклянная   тара,   пластик,   бумажные   отходы, органические остатки и др.)   4.Некомпетентная   работа   коммунальных   служб.   В   целях   экономии средств вывоз отходов коммунальными службами   осуществляется согласно графику без учёта пожеланий граждан.  5.Отсутствие   реально   действующих   санкций   за   создание   нелегальных свалок. Несмотря на борьбу с организацией несанкционированных свалок и   недобросовестных разработанную   систему   штрафов,   уличить предпринимателей   и   физических   лиц,   осуществляющих   загрязнение территорий,   довольно­таки   сложно,   что   обусловлено   как   материальными проблемами, так и трудозатратами. 6.Обывательское   отношение   к   природе.   Неверно   трактуя   слова известного советского биолога и селекционера И. В. Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», человечество неосмотрительно   использует     дары   природы,   не   думая   о   последствиях.   В связи с низкой культурой поведения человека за последние десятилетия был нанесен непоправимый урон флоре и фауне нашей планеты, что несомненно отражается   на   здоровье   ныне   живущих   граждан,   а   также   оказывает неблагоприятное влияние на будущее поколение.  7.Эволюция науки и техники. Величайшие научные достижения 20­21 века   позволили   человеку   уменьшить   количество   трудозатрат   в   домашнем хозяйстве,   вместе   с   тем   возложив   тяжёлое   бремя   на   природу.   Например, одноразовые   пластиковые   столовые   приборы,   полиэтиленовые   пакеты,   так удобные   для   организации   пикника,   впоследствии   пополняют   и   без   того значительные   свалки   мусора.   При   этом,   являясь   «долгожителями»,   что связано   с   очень   длительным   периодом   их   разложения   (Приложение   1),   в течение нескольких лет «одаривают» природу ядовитыми веществами. 6 Итак,   разрастание   «беспризорных»   свалок   напрямую   влияет   на окружающую среду, а, следовательно, на жизнь и здоровье человека.  1.2Теоретические основы эколого­просветительской деятельности В  XXI  веке   социологи   забили   тревогу,   отмечая   не   только   духовное разложение общества, но и полное отсутствие экологической культуры. Перед   учёными­аналитиками   остро   встала   задача   возрождения человеческих   начал   в   обществе   и   формирования   культуры   бережного отношения к своему дому – природе. Главным   средством   для   решения   поставленной   задачи   должно   стать просветительство. Экологическое просвещение – это формирование части мировоззрения человека,   которая   проявляется   во   взаимодействии   с   природой,   а   также   в повседневной практике жизнедеятельности человека (в жизни семьи, общества в целом, в отношении к самому себе)[4]. Настоящий   гражданин   обязан   не   просто   знать   об   экологических проблемах своей страны, своего города, но и прилагать всевозможные усилия для их устранения.   Благодарный  гражданин должен постараться избежать ситуаций,   порождающих   нарушение   уничтожающих   природу   и   экологического   равновесия.   Воспитанный   гражданин   должен   обладать экологической   грамотностью.   Он   должен   трезво   оценивать   результаты своей   жизнедеятельности,   соотносить   положительные   и   отрицательные стороны своего бытия. Он должен проявлять высокую культуру поведения и обладать   навыками   бережливого   отношения   к   своему   «зелёному   дому». Каждый  гражданин   должен  думать,  прежде   всего, не  о  себе,  а  о  будущих 7 поколениях.   Ведь как верно сказано английским писателем Дж. Голсуорси: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет».  Экологическое   воспитание,  просвещение   и  пропаганда  –  это  система эколого­просветительской   деятельности,   способствующей   формированию экологической   культуры   жителей   населенных   пунктов.   Она   направлена   на изменение сознания людей, на формирование новых стереотипов поведения, что   в   конечном   итоге   должно   привести   к   изменению   стиля   их   жизни,   к экологизации   их   мировоззрения.   Эколого­просветительская   деятельность управления ориентирована на все возрастные и социальные группы населения города: дошкольников, школьников и студентов, взрослое население  [5] . В настоящее время большое распространение получило экологическое   учебно­исследовательской воспитание   и   образование   посредством   деятельности. Причём чаще всего к такого рода исследовательским проектам привлекаются   школьники   и   студенты,   показывающие   неподдельную заинтересованность и  подверженные большей пластичности ума, в отличие от взрослой части населения.   Интересно   и   то,   что   в   основании   исследовательской   деятельности заложены   компоненты   экологической   культуры,   а её   результат   повышает экологическое воспитание населения, зарождает и формирует экологическое мировоззрение подрастающего поколения. Итак, становится совершенно ясно, что дальнейшая эволюция общества невозможна без пересмотра отношения человека к природе. После стольких веков   потребительского   поведения   человек   должен   протянуть   руку   к природе, предложить ей дружбу, ухаживать за ней как за тяжелобольным.  Главным девизом для всего человечества должны стать слова: «Спасти природу – значит спасти себя».  Недаром   XXI   век   объявлен   мировым   сообществом   как   «столетие окружающей среды». 8 2.Практическое обоснование исследования В нашей школе одним из направлений воспитательной работы является экологическое   направление,   в   рамках   которого   ежегодно   проводятся тематические   классные   часы,   внеклассные   мероприятия,   экологические десанты.   Учащиеся   принимают   участие   в   благоустройстве   пришкольной территории.   Каждой   весной   старшеклассники   ходят   в   поход,   где непосредственно   (Приложение 2).   осознают   важность   бережного   отношения   к   природе Ввиду того, что 2017 год объявлен годом экологии, в нашей школе были запланированы и проведены следующие мероприятия: 1)  Социологический   опрос   «Ликвидации   бытовых   отходов» (Приложение 3). Цель  ­   изучить   мнение   учащихся   школы   о   санитарном   состоянии города, связанном с его замусориванием. Методы: проведение опроса путём анкетирования учащихся школы 5­ 11 классов с последующим обобщением и анализом полученных данных. Анализ социологического опроса «Ликвидации бытовых отходов» Большинство учащихся считают, что наш город замусорен, что влияет на его красоту и ухудшает экологическую обстановку.  9 На вопрос  «Каким способом Вы обычно избавляетесь от твердых бытовых отходов       (мусора) во время прогулки?»  большинство учащихся ответили, что пользуются урнами, либо кладут в карман,   чтобы выбросить дома в мусорное ведро. Только около 10% учащихся указанных возрастных категорий, ответили, что бросают его прямо на улице.   На вопрос  «Как Вы считаете, достаточное ли количество урн на улицах   города?»  большинство   опрошенных   дали   отрицательный   ответ, указав,   что это ведёт к загрязнению улиц и как следствие к разрастанию городских свалок. На   вопрос  «Как Вы относитесь к системе сбора мусора в нашем городе по определенным часам/дням?»  более 50% опрошенных считают, что   система   сбора   мусора   в   г.   Новозыбкове   нуждается   в   доработке (корректировка   времени   и   частоты   забора   отходов)   с   учётом   пожеланий горожан.  В   ходе   проведенного   социологического   опроса   и   по   результатам практической   работы,   проделанной   учащимися   МБОУ   «СОШ   №1», выяснилось, что проблема замусоривания города стоит остро, практически нет   людей,   равнодушных   к   ней.   Большинство   учащихся   осознают необходимость   личного   вклада   и   совместных   усилий   для   улучшения экологической ситуации города и готовы принимать участие в его санитарной отчистке.  2) Акция «Вторая жизнь бытовых отходов» В   декабре   месяце   учащимся   школы   №1   было   предложено   проявить фантазию и подарить вторую жизнь бытовым отходам. Целью мероприятия являлось привлечение молодёжи к проблемам экологии города  и  побуждение учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Результаты проведённой акции были довольно­таки убедительными. Во­ первых,   было   выявлено,   что   ученики   школы   неравнодушны   к   проблемам 10 экологии; во­вторых, учащимися был проявлен неподдельный интерес и, что особо   приятно,   было   представлено   много   коллективных   работ,   что   может свидетельствовать   о   достижении   ещё   одного   из   главных   критериев образования:   «Умение   работать   в   коллективе».   Итак,   были   представлены работы   из   пластиковых   бутылок  (вазочки,  карандашницы),  поэлителеновых пакетов (кашпо для цветов). Учащимися начальных классов был изготовлен снеговик из использованных пластиковых стаканов (Приложение 4). Учащиеся 5 и 7 классов изготовили  из пластиковых бутылок и ёмкостей тетра­пак из­ под кефира кормушки для птиц (Приложение 5). 3) Акция «Спаси природу» Весной   2016   года   учащиеся   и   учителя   МБОУ   СОШ   №   1   города Новозыбкова приняли участие в ежегодной акции «Спаси природу». Согласно распоряжению о закреплении территорий за предприятиями и организациями города, МБОУ СОШ № 1 занималась очисткой территории фруктового сада, примыкающего к улице Надежды (район 116 квартала) от бытового мусора. Благодаря высокому энтузиазму, любви к природе  и высокому трудолюбию участников   акции   сад   был   очищен.   Мусор   был   вывезен   с   применением спецтехники городских коммунальных служб (Приложение 6). Однако,   полное   отсутствие   культуры   некоторых   жителей   данного микрорайона   не   позволяют   саду   оставаться   чистым   долгое   время (Приложение 7) , что заставляет учащихся и учителей школы № 1 ежегодно проводить подобного рода акции.   4) Акция «Здоровье людям» Учащимися 7 классов были выпущены листовки, показывающие влияние мусора на окружающую среду и здоровье человека. Листовки были розданы жителям микрорайона прилегающего к территории  МБОУ СОШ №1 с целью привлечения внимания к проблеме утилизации бытовых отходов (Приложение 8). 11 5)Выставка рисунков «Мусор и человек. Противостояние» Учащиеся 5 класса  с  помощью  рисунков  отобразили своё понимание данной проблемы (Приложение 9) 6) Учителем биологии в 9 классах была проведена практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи» Цель   работы:   определение   общего   количества   бытовых   отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, распределение по категориям. Задача: выявить возможности уменьшения каждой категории отходов. Период проведения практической работы: 7 дней. Необходимая   информация     получена   путём   выполнения   следующих заданий:   1.Сортировка по категориям (бумага, металл, пластмасса, стекло) всех твёрдых   бытовых   отходов,   относящихся   к   разряду   «мусор».   Ежедневное взвешивание пищевых отходов, перед тем как их выбросить.  2.Составление   списка   основных   отходов,   входящих   в   каждую категорию.  3.Взвешивание   отходов   каждой   категории   и   определение   общего суммарного веса. 4.Определение   количества   отходов,   приходящихся   на   одного   члена семьи, путём нахождения среднего арифметического.    5.Вынесение   предложений   по   снижению   количества   и   возможностей вторичного использования по каждой категории отходов.  После обобщения информации были проведены следующие подсчеты. Население города Новозыбкова составляет около 50 тыс. человек, т. е. за неделю в городе скапливается бытовых отходов: 1. стекла ­ 1240 кг 2. бумага ­ 2700 кг 3. металл ­ 780 кг 12 4. пластмасса ­ 1600 кг 5. пищевых отходов ­ 21870 кг  (Приложение 10). Вывод: в общей массе отходов не последнее место занимают категории, которые   вполне   можно   переработать   (бумага   –   на   макулатуру,   отходы   из пластика)   или   использовать   вторично   (стеклотара).   Для   жителей   частных домов,   имеющих   подсобное   хозяйство,   имеет   смысл   организовывать компостные ямы, для утилизации пищевых отходов с пользой.  Таким образом, властям города следовало бы популяризировать среди населения систему раздельного сбора мусора. 7) 18.02.2017 года в классах среднего и старшего звена учителями были проведены  экологические пятиминутки на тему «Проблемы обращения с отходами» под девизом «Мы за чистый город» с целью привлечения учеников к экологическим проблемам города Новозыбкова (Приложение 11). Заключение В ходе исследования была выявлена необходимость просветительской деятельности   образовательных   учреждений   в   области   экологии   в   связи   с повсеместным ухудшением экологической обстановки, принятия мер в защиту окружающей среды и решения экологических проблем путем формирования экологической   культуры   личности   через   просвещение   населения.                Цель, поставленная в работе, достигнута, задачи ­ решены.  По теме исследования сделаны выводы, приведен ряд предложений. Вопросы сбора и утилизации мусора, стоящие на повестке дня в каждом населенном  пункте,   не могут  быть  решены  путём  вывоза  отходов за черту города.   Здесь   необходимо   продуманная   стратегия   ликвидации   твердых бытовых отходов.  13 В первую очередь, необходимо продумать систему раздельного сбора мусора   для   возможности   дальнейшей   его   переработки.   Данный   подход   на первом   этапе,   конечно,   будет   являться   более   трудоёмким   и     финансово затратным,     но,   впоследствии,   результаты   смогут   оправдать   средства.   И главное здесь не денежная нажива, а улучшение экологической обстановки в городе, и, как следствие, поддержание здоровья граждан. Также следует возобновить активную работу пунктов приёма вторсырья (макулатуры, стеклотары, пластика), что позволит вывести из числа отходов определенные фракции. По мере возможности разработать систему безотходного производства. Данная мера позволит сократить количество отходов сырья, не поступившего в переработку. Например, изготовление мягких игрушек из обрезков ткани. Ужесточение административной ответственности за создание стихийных свалок. Следует   обратить   внимание   на   разработки   современных   ученых   в области создания изделий из биоразлагаемого пластика (пакеты, тарелки), что поможет в разы сократить пагубное влияние на окружающую среду. Благодаря   просветительской   деятельности,   касающейся   вопросов защиты   окружающей   среды,   повышается   уровень   экологической   культуры человека, уходит  в  прошлое  «человек­потребитель» ­  рождается  «человек­ созидатель». 14 Список литературы 1.  Анищенко,  Л.  Н. Итоги   биологического   контроля   качества   окружающей среды в системе регионального экомониторинга / [Анищенко Л.Н. и др.]. ­ Брянск , 2011. ­ 231 с.: ил., карты, табл 2.   Охрана   окружающей среды   в   Брянской   области   /   Федер.   служба   гос. статистики,   террит.   орган.   Федер.   службы   гос.   статистики   по   Брян.   обл., [2011]. ­ Брянск , 2011. ­ 105 с.: ил. 3.   Природные   ресурсы   и   окружающая   среда   Брянской   области:   Годовой доклад   об   экологической   ситуации   в   Брянской   области   в   2015   г./ 15 Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области. – Брянск, 2016. – 240 с. 4.Разумовская О. Н. Экологическое просвещение.  http://www.russika.ru/general.php 5. Тарантина, С.А. Экологическое просвещение, воспитание и пропаганда /  С.А. Тарантина // Состояние и охрана окружающей среды г. Перми в 2007 г. :  справ.­информ. материалы / Управление по экологии и природопользованию  администрации города Перми. – Пермь., 2007. Приложение 1 16 Фрагмент плана воспитательной работы на 2015­2016 уч.год. Приложение 2 17 Приложение 3 18 АНКЕТА Дорогой друг! Предлагаем   тебе   ответить   на   вопросы,   касающиеся   твоего отношения   к   ликвидации   твердых   бытовых   отходов.   Здесь   нет правильных или неправильных ответов. Если Вы не нашли нужный ответ   среди   предложенных   вариантов,   укажите   тот,   который наиболее близок к вашему выбору. 1. Укажите Ваш возраст: а) 10­12 лет б) 13­15 лет в) старше 15 лет 2. Каким способом Вы обычно избавляетесь от твердых  бытовых отходов       (от мусора) во время прогулки?           а) выбрасываю в урну (мусорное ведро)           б) бросаю на улице 3.       Как Вы считаете, достаточное ли количество урн на улицах  города?           а) достаточно           б) недостаточно 4.       Как Вы относитесь к «мусорным свалкам» на улицах города?           а) положительно           б) отрицательно           в) безразлично 5.       Как Вы относитесь к системе сбора мусора в нашем городе по  определенным часам/дням? а) меня это устраивает б) меня это не устраивает в) мне всё равно Спасибо за участие! 19 Снеговик из использованных пластиковых стаканов Приложение 4 20 Приложение 5 Кормушки для птиц 21 Приложение 6 Акция «Спаси природу» 22 23 24 Приложение 7 «Забота» о природе 25

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»

Проект по экологии на тему: «Экологическое просвещение и  распространение природоохранных идей среди учащихся и жителей города  относительно загрязнения твердыми бытовыми отходами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017