ПРОЕКТ ПО ХИМИИ
ДЛЯ 8-11 КЛАССОВ
Автор учитель химии: Симанова Е.И.
«Д.И. Менделеев – человек эпохи перемен»
Д.И. Менделеев – великий русский гений – сочетал мощь и глубину теоретического мышления с большим размахом практической деятельности. Из 431 опубликованной работы, исключая статьи и заметки в периодической прессе, 40 посвящено химии, 106 физикохимии, 99 физике, 22 географии, 99 технике и промышленности, 36 экономическим и общественным вопросам и 29 другим темам. Главнейшей заслугой Д.И. Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов, которые обессмертили его имя в мировой науке. Этот закон и периодическая система – основа всего дальнейшего развития учения об атомах и элементах, они являются фундаментом химии и физики наших дней. В нашем проекте вы познакомитесь поближе с гениальным русским ученым — Дмитрием Ивановичем Менделеевым, узнаете интересные факты из его жизни и деятельности. Завершение проекта рекомендуется приурочить ко дню рождения ученого.
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев? (Д.И. Менделеев)
Изучение научного наследия Д.И. Менделеева
1. Изучить первоисточники произведений Д.И.Менделеева в сети Интернет для их последующего использования в проекте
2. Создать викторину по произведениям Д.И. Менделеева
3. Найти курьезные случаи в жизни Д.И. Менделеева и представить их в виде публикации, миниатюры.
4. Представить в форме презентации узкое направление деятельности Д.И.Менделеева
5. Разработать внеклассное мероприятие "Своя игра" по теме "Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева"
6. Провести анализ известных картин с изображением Д.И. Менделеева по предложенному плану.
План проведения проекта
Этап проекта |
Ответств. |
Срок |
Обсудить с учащимися вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету. |
Учитель |
Перед первым установочным занятием (11.01.17.) |
Список необходимого оборудования |
Учитель |
При планировании |
Подготовить необходимую литературу, подборку веб-сайтов |
Учитель |
До 15.01.17. |
Указать в расписании специальный день для завершения работ по проекту |
Учитель |
При планировании проекта |
Подготовить шаблоны презентации, где будут работать ученики |
Учитель |
До 15.01.17. |
Подготовить критерии оценивания работ |
Учитель |
До 15.01.17. |
Выбор темы исследования |
Учащиеся |
До 15.01.17. |
Составить план-график консультаций групп |
Учитель |
До 15.01.17. |
Работа с литературой и в сети Интернет |
Все группы |
Во время работы |
Составление викторины жизни и деятельности Д.И.Менделеева |
Учащиеся 1 группа |
До 08.02.17 |
Подготовка презентации – викторины по картинам, на которых изображен Д.И. Менделеев |
||
Изучение мемуарных и эпистолярных документов, материалов провести поиск курьёзных случаев из жизни Д.И.Менделеева |
Учащиеся 2 группа
|
01.02.17 |
Подготовка миниатюр «Интересные случаи их жизни Д.И. Менделеева» |
||
Значение научной деятельности Д.И.Менделеева, представленные в форме презентации (детальное раскрытие узкого направления его деятельности) |
Учащиеся 3 группа
|
01.02.17 |
Подготовка внеклассного мероприятия «Своя игра» по теме жизнь и деятельность Д.И. Менделеева |
Учащиеся 4 группа |
До 08.02.2017 |
Подготовка текста выступления для защиты |
Все группы |
Во время работы |
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. |
Учитель |
На всех этапах работы групп |
Работа с листом учета готовности отчетных материалов |
Учащиеся |
Во время работы |
Подготовить сертификаты участия учеников |
Учитель |
До 10.02.17 |
Вручить сертификаты участникам. |
Учитель |
До 10.02.17 |
Провести итоговую рефлексию |
Учитель |
10.02.2017 |
Приложение
Примерный план анализа картины.
1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему.
2. Назовите признаки предметов изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связанный текст.
3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины.
4. Опишите ситуацию, изображенную на картине.
5. Определить, какой главный смысл образа произведения живописи.
6. Что художник или живописец хотел нам рассказать, заострить наше внимание на чем.
7. Какие символы он зашифровал в картине?
8. Где находится главный герой картины?
9. Ваше отношение к картине.
10. Понравилась она вам или нет.
11. Чем понравилась?
Список картин для анализа.
1. Шустовский Владимир «Портрет Д.И.Менделеева»
2. И.Н. Крамской «Портрет химика Д.И. Менделеева»
3. И.Е.Репин Д.И. Менделеев
4. Д.И. Менделеев с преподавателями и учениками штейгерской школы в Лисичанске...
5. Н.Чекотова «Д.И. Менделеев»
Пример миниатюры, которые можно поставить к завершающему мероприятию по проекту
Величайшим вкладом, изменившим весь ход науки, была идея гениального русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, поставившего перед собой цель разобраться во всем многообразии химических элементов и свести их в единую систему.
Каким образом поставленная Менделеевым задача была решена?
Жена: Дорогой, ты заработался сегодня. Ищешь что-то?
Менделеев:
-Я почти уверен, что между массой вещества и химическими элементами должна быть связь. Еще немного и я смогу определенно сказать, что…
Жена Может, отвлечешься и пообедаешь?
Менделеев (рассеянно) Да, да, …обед. Обед –это хорошо. Обед – это обязательно, но связь ….связь между массой элементов …определенно существует.?
Жена (настойчиво) Пойдем, пойдем! Потом додумаешь. (уводит мужа)
Ведущий
Дмитрий
Иванович Менделеев мучительно искал закономерность распределения химических
элементов. Решение было где-то рядом, но, ни как не удавалось создать стройную
систему. Промучившись несколько дней, Дмитрий Иванович решил отвлечься от
проблемы, разложив пасьянс. Но и тут у него дело не заладилось, и вконец
раздосадованный, он пошёл спать. Ему во сне приснилась таблица, которая располагала
элементы в виде пасьянса в зависимости от их ядерного веса.
Лист учета готовности отчетных материалов
Группа ________________________________________________________________
Вопрос |
Готово |
Не готово |
Мы изучили не менее 3-х источников информации (книги, Интернет, статьи и т.п.) |
|
|
Мы отобрали информацию для доклада |
|
|
Мы познакомились с Памяткой по созданию презентации |
|
|
Мы подготовили презентацию. Она включает проблему, цели исследования и выводы. |
|
|
У нас есть иллюстрации в виде фотографий, графиков, видеозаписей, которые мы включили в презентацию |
|
|
Мы познакомились с критериями оценивания Презентации и выступления. |
|
|
Мы познакомились с Памяткой выступающему |
|
|
Мы распределили роли – кто будет выступать с презентацией, кто готовит компьютер к выступлению и т.п. |
|
|
Мы прорепетировали выступление – оно занимает не больше 7 минут |
|
|
Мы подготовились, чтобы отвечать на вопросы о нашем исследовании, если они будут |
|
|
1. Перед группой стояла цель – создание____________________________________________
2. В группе обязанности были распределены следующим образом:
Отбирал (а) информацию __________________________________
Роль нольрРаборщика текста выполнил (а)_______________________________
В качестве дизайнера выступил (а)________________________________
Главным редактором выступил____________________________
Выступать будет ____________________________________
За компьютером будет работать _______________________________
3. Наиболее успешно решил (а) свою задачу________________________________________, т.к.___________________________________________________________________________
4. Возникли трудности с поставленной задачей у_______________________________________, т. к____________________________________________________________________________
Карта оценки групповой мультимедийной презентации
1. Оцените презентацию группы, учитывая следующие характеристики:
2 балла - отличная работа
1 балл - хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)
0 баллов - слабая работа (многое нужно улучшить)
2. Фамилия, имя ______________________________ Дата: _________
Группа, которую наблюдал : ______________________________________
|
Имеется титульный лист |
|
Творческий, ясный и привлекательный дизайн (не отвлекает, не затрудняет просмотр) |
|
Презентация хорошо отработана и идет без задержек |
|
Поставлены цель, задачи, гипотеза |
|
Содержание представлено в логической последовательности |
|
Презентация была понятной и визуально ясной - она помогла мне лучше понять тему |
|
В презентации использованы эффекты анимации, смена слайдов, звук |
|
Имеются графики, таблицы |
|
Презентация не содержит опечаток |
|
Презентация удерживает внимание аудитории |
|
Представленная информация была для меня интересной и полезной |
|
Выступающие говорят ясно и громко, так что всем слышно |
|
Группа подробно и детально отвечала на вопросы |
|
Выводы обоснованы с научной точки зрения и отвечают на основной вопрос проекта |
|
Имеются ссылки на источники информации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.