Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
музыка
5 кл
26.07.2018
Проект "Из чего состоит опера" выполнен обучающимися 5 класса. Акцент в проекте сделан на знакомство с профессиями, связанными с оперным искусством. При написании проекта использовали разные источники: учебную, энциклопедии, словари, интернет-ресурсы. В работе над проектом было создано несколько групп, которые собирали материал по каждому оперному отделу, то есть, по каждой профессии, которые участвуют в создании оперы.Проект выполнен в форме реферата. Структура реферата: вступление, двух глав, описания результатов элементов исследовательской деятельности, заключения, списка литературы. Вторая глава состоит из восьми подотделов, которые посвящены каждой из профессий оперного искусства.
Реферат проекта Из чего состоит опера.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №35» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРОЕКТ по музыке
Из чего состоит опера
Выполнили Пономарева Ирина,
Чвиков Денис, Якуба Маргарита,
учащиеся 5А класса
Научный руководитель
Киргизова Любовь Васильевна,
учитель музыки
1 Смоленск. 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Жанр «Опера»…………………………………………………………5
Глава 2. Из чего состоит опера………………………………………………...7
2.1. Отдел оперного либретто…………………………………………7
2.2. Отдел певцов………………………………………………………8
2.3. Отдел оперного ансамбля…………………………………………9
2.4. Отдел оперного речитатива……………………………………...10
2.5. Отдел оперного хора……………………………………………..11
2.6. Отдел оперного оркестра………………………………………...12
2.7. Отдел балета………………………………………………………14
2.8. Отдел оперной постановки………………………………………15
Глава 3. Описание результатов исследовательской деятельности……….....16
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….19
2 Введение
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
А.С. Пушкин
Тема нашего творческого проекта «Рождение фортепиано».
Актуальность проблемы в том, что опера самый богатый и сложный
жанр музыки. Переводится слово «опера» с итальянского «труд»,
«сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и
драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика,
танцы, живопись, декорации и костюмы.
Цель проекта: расширить знания о создании оперы, проследить какой
путь проходит опера, чтобы выйти в свет.
узнать алгоритм создания оперы;
познакомиться с профессиями оперного искусства;
Мы поставили перед собой задачи:
научиться добывать нужную информацию.
Гипотеза: А что если опера устарела, вышла из моды, стала не нужной?
Т.к. в современном мире существует современная сценическая музыка:
например, рокоперы.
Информацию мы добывали из разных источников: материал искали в
библиотеке и, конечно же, в интернете.
Механизм реализации проекта.
Поставленные выше цели и задачи достигаются в три этапа.
3 I этап – подготовительный:
1.
рабочих групп, уточнение цели и задач;
определение темы проекта, создание
II этап – планирование: на втором этапе деятельности мы распределяли
2.
обязанности в рабочих группах, анализировали проблемы, которые могут
возникнуть в работе над проектом, определяли источники информации.
3.
III этап деятельности – выполнение проекта: на данном этапе мы учились
азам поисковой и исследовательской работы, собирали теоретический
материал, а также готовили презентации для выступлений.
В работе над проектом мы разделились на группы, которые
профессионально занимаются в разных Оперных отделах. Представитель
каждого отдела расскажет нам о деятельности каждого Отдела.
4 Глава 1. Жанр «Опера».
Опера – это вид театрального представления, в котором герои поют.
Т.е. самое главное в опере – это музыка. Хотя опера представляет собой
синтетический жанр искусства: в ней, кроме музыки, представлены
литература, хореография, изобразительное искусство, драматическое
искусство. Самый богатый и сложный жанр музыки опера. Слово «орега» в
переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом
музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство,
вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и
костюмы. По законам оперного театра опера делится на действия (акты),
действия на картины, картины на сцены.
В основу оперы положено либретто литературный текст, кратко
пересказывающий содержание произведения.
Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее
настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой,
вступлением или интродукцией.
Сама опера состоит из законченных вокальных номеров арий,
ансамблей и речитативов.
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед
актами бывает пролог, в конце оперы эпилог.
Характеры героев и их чувства наиболее полно раскрываются в сольных
номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, романс, куплеты,
песня).
5 Виды сольных номеров [1]:
Ария (ит."песня") основная музыкальная характеристика оперного
героя. Она наиболее полно раскрывает характер действующего лица. Это
музыкальный портрет героя. Для неё характерна широкая распевность.
Ариозо небольшая лирическая ария с плавной песенной мелодией.
Раскрывает чувства героя.
Ариэтта буквально " маленькая ария".
Каватина первая выходная ария героя.
Монолог размышление, с высказыванием мыслей вслух.
Баллада музыкальный рассказ, имеет содержательный сюжет.
Романс – лирический вокальный номер.
Куплеты, песня – вокальный номер, имеющий несколько похожих друг
на друга куплетов.
Ансамбль вокальный номер, в котором участвует несколько певцов
(дуэт, трио, квартет и т.п.)
Речитатив род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий
к напевной декламации. Это пение, но в нём нет яркой мелодии, в отличие от
сольных номеров (ария и т.п.), слова просто произносятся нараспев.
Глава 2. Из чего состоит опера?
2.1. Отдел оперного либретто
6 Разговорная речь оперы называется – либретто. Либретто в переводе с
итальянского языка означает книжечка. Либреттист тот, кто сочиняет текст
оперы в стихах или прозе, можно сказать оперный поэт, оперный писатель.
Название связано с тем, что оперные либретто с конца 17 века часто
выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Либретто
не могут рассматриваться как самостоятельные литературнодраматические
произведения; представляя собой литературнодраматическую основу оперы,
они обретают своё истинное значение и выявляют свои достоинства лишь в
единстве с музыкой, при постановке произведения. Вплоть до середины 18
века в композиции либретто господствовала определённая схема,
обусловленная однотипностью музыкальнодраматических задач. Поэтому
одно и то же удачное либретто нередко многократно использовалось
различными композиторами. Позднее либретто, как правило, создаются
либреттистом в тесном контакте с композитором, порой при его
непосредственном участии, что обеспечивает индивидуальный характер
замысла и более тесное единство действия, слова и музыки.
Основным источником сюжетов либретто является художественная
литература народная (мифы, легенды, былины, сказки) и профессиональная
(поэмы, романы, новеллы, драматические пьесы и т. д.). Либретто, не
имеющие какоголибо литературного прообраза, встречаются сравнительно
редко. [4].
2.2. Отдел певцов
Большую роль в операх играют арии. Арии можно сравнить с описанием
портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передается
его характер, душевное состояние.
7 В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да
так, будто сил больше нет таить, что на душу творится. А что именно душа
показывает – это зависит от того, какая роль герою или героине уготована:
благородно негодовать или клясться в любви, веселиться или грустить.
Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении,
считают итальянцы, владеть, управлять дыханием. Именно в итальянской
опере родилось искусство бельканто (прекрасное пение).
В оперном деле кроме слова ария есть еще каватины, монологи – они
более развернутые, более протяженные, чем ариетта – маленькая ария, ариозо
– в духе, в характере, в манере арии.
Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер
героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.
Примером служит «Сцена таяния Снегурочки» из четвертого действия
оперы «Снегурочка» Н.А. РимскогоКорсакова.
Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства,
который проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного
существа в живую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью
Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И
одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, ее
душа достигает наивысшего рассвета.
2.3. Отдел оперного ансамбля
Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере,
представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов,
вокальные партии которых не тождественны; по числу участников Ансамбли
разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д.
Слово – ансамбль – значит вместе. Бывает такое, что несколько героев
какойто оперной истории собираются вместе. О чем он и поют? Попробуйте
8 ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своем. Слушать такое
просто невозможно…в жизни. А в опере – одно удовольствие.
Опера «Князь Игорь» А. Бородина рассказывает о походе князя Игоря
Святославовича в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали
неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля
уводили в плен людей. Войско Князя Игоря было разгромлено. Князь Игорь с
сыном Владимиром попали в плен.
Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын Владимир
могут бежать. Но их подслушивает дочь хана Кончака. Она сзывает половцев.
Удаётся бежать только Игорю, Владимир же остаётся в плену у влюблённой
половчанки.
Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так
его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить
сторожевых, а княжича не трогать. [2]. Все это мы слышим в ансамблетрио
«Владимир! Ужель всё это правда?» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Это пение, но очень похожее на декламацию (латинское слово recitare
2.4. Отдел оперного речитатива
читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере очень
велико. Он основной «инструмент» развития действия. Ведь тогда, когда
звучат законченные музыкальные номераарии, ансамбли действие обычно
останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы,
полностью построенные на речитативе.
В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не
одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать.
Речитатив – в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном
речитативе герои разговаривают пооперному, нараспев. В речитативе, в
9 отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых
закругленных мелодий. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы –
реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.
Иван Сусанин перед началом своей арии «Ты взойдёшь, моя заря» поет
отрывочные, короткие фразы «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна
она. Свой долг исполнил я». Это пение, но очень похожее на декламацию –
речитатив, в опере оно имеет особое значение. Именно в речитативах
происходит развитие действия. Ведь во время исполнения арии на сцене
ничего важного не происходит: действие останавливается. А вот в речитативе
даётся толчок к последующему развитию.
Оперы без речитатива не бывает. Зато бывают оперы, полностью
построенные на речитативе. [ 2].
Примером служит Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы
«Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки.
2.5. Отдел оперного хора
Оперный хор — один из основных компонентов современного оперного
спектакля. В связи с эпохой, жанром, индивидуальностью композитора хор в
опере играет разную роль, от создания бытового фона, декоративного
элемента, участника пролога, эпилога, интермедий до гл. действующего лица.
Арии, ансамбли, речитативы в опере – это для главных героев. Главные
герои имеют в опере собственные имена. Но есть в опере действующие лица
без собственных имен. Имена у них собирательные: войско, крестьяне, народ
или какиенибудь другие. Собирательный, многоликий, многоголосный герой
в опере поет хор хором. Хор может быть с главными героями в полном
согласии, а может вступать в конфликты.
10 В основу персидского хора прекрасных сказочных дев М. Глинка
положил народную мелодию, широко распространённую у многих восточных
народов. Известна она и в Иране (постарому в Персии). Отсюда и название
хора – персидский. Мелодия светлая, плавно ниспадающая, с мерным
спокойным покачиванием оказывает таинственночарующее воздействие на
слушателей.
2.6. Отдел оперного оркестра
Оркестр (от греч. orchestra в древнегреческом театре место перед
сценой, на котором размещался хор) многочисленный коллектив
музыкантовисполнителей, предназначенный для совместного исполнения
музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в
Оркестре исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие
одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры разделяются на
симфонические оркестры, духовые, народных инструментов, эстрадные,
джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический,
состоит из четырех основных групп инструментов групп деревянных
11 духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает
некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа,
изредка фортепиано и др.).
Наверху, на сцене, действие какоето разворачивается у всех на виду в
лучах света, бывает с пушками, с пожарами, бывает даже и живая лошадь
появится, певцыартисты наряжены, как оперные события требуют. А внизу, в
оркестровой яме, музыканты, скрытые от глаз в полумраке, на стульях сидят с
инструментами в руках и все в строгих костюмах. Один дирижер над
оркестром возвышается. Оркестровой ямой называется площадка перед
оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел
Оперный оркестр.
Дирижер держит в руках все невидимые оперные нити от каждого
артиста и музыканта. Он руками из этих невидимых нитей всякие
чтобы соединить старания всех
замысловатые фигуры плетет,
многочисленных участников оперного спектакля.
Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и
выразительность музыки отвечает. А еще оперный оркестр звуками картины
рисует: битву, бурю у моря или чтонибудь другое, они называются
симфоническими картинами. Круг образов, которые музыка способна
передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих
битвах и победах, рисует картины природы, передает настроения и характеры
действующих лиц.
А еще оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере,
чтобы заранее всех настроить на нужную волну.
Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные
шедевры: обогащая и облагораживая сочинение, благодаря которому они
возникли, они способны жить самостоятельной жизнью и нередко звучат как
отдельные произведения. К одному из таких примеров относится знаменитая
12 «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» композитора Кристофера
Виллибальда Глюка, которую в контексте называют «Жалобой Эвридики».
Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого
подчиняло силы природы, и о его жене – Эвридике.
Эвридика, укушенная змеей, умирает и попадает в царство мертвых,
«Жалоба Эвридики» музыка, передающая печаль ее разлуки с жизнью.
Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что ее еще называют
«Арией без слов».
Не менее значительны в опере и изобразительные свойства музыки.
Иногда в развитие оперы включаются чисто оркестровые эпизоды, рисующие
яркие и впечатляющие картины происходящих событий. Так, например,
знаменитая оркестровая картина из оперы Н. РимскогоКорсакова «Сказание
о невидимом граде Китеже» изображает не только сцену битвы, но своей
потрясающей выразительностью вызывает буквально зрительные ассоциации.
В музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из
которых выражена своей собственной темой. В процессе развития тема,
связанная с нашествием врагов, звучит все более жёстко, переплетаясь с
темой противостоящих сил. Жестокая борьба продолжается вплоть до
кульминации, когда становится очевидной ее трагическая развязка. [2]
2.7. Отдел балета
В опере, являющейся синтетическим искусством, часто используются
элементы других искусств, в том числе танцевального. Балет сопутствует
опере практически с самого ее зарождения. Балетный фрагмент в опере — это
балетный акт или балетная картина в операх.
Большое значение балетные сцены приобрели в жанре большой оперы,
возникшем в начале 19 века. Наличие таких сцен стало даже обязательным в
13 этом жанре. Так Верди, которому балетные формы были в целом чужды,
сочиняя оперу "Сицилийская вечерня" для Парижской сцены, ввел в нее
танцевальные эпизоды.
Среди наиболее известных балетных сцен в операх: "Вальпургиева
ночь" в "Фаусте" Гуно, "Танец часов" в "Джоконде" Понкьелли и др. И в более
позднюю эпоху балет зачастую использовался в операх как драматургически
оправданное изобразительное средство (например, "Половецкие пляски" в
"Князе Игоре" Бородина, "Танец семи вуалей" в "Саломее" Р. Штрауса).
2.8. Отдел оперной постановки
В постановке оперы принимают участие режиссер, художник, костюмер,
гример, осветитель и многие другие. Здесь, как в любом театре, художник
рисует декарации, режиссер ставит спектакли, гмер гримирует артистов,
костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист
14 сцены орудует механизмами, а пожарник следит за протипожарной
безопасностью.
И, конечно, главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы
это композитор. Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало и всему
конец. Недаром имя композитора ставится первым, рядом с названием оперы.
Глава 3. Описание результатов исследовательской деятельности
Мы провели анкетирование среди учащихся 5 классов по следующим
вопросам:
1. Какие оперы вы знаете?
2. Кто из композиторов писал оперы?
3. Какие вы знаете профессии оперного искусства?
15 4. Кто пишет музыку опер?
Профессии
искусства знают
оперного
29% учащихся
Кто сочиняет оперы знают
Названия опер знают
Фамилии
сочиняющих оперы, знают
композиторов,
100% учащихся
64% учащихся
33% учащихся
Надо отметить, что учащиеся знают названия опер, в основном русских
композиторов и могут назвать фамилии этих композиторов. Нас
заинтересовал этот вопрос и мы решили создать наш проект.
Заключение
Каждая опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки,
гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно, прав был
16 Н.А. РимскийКорсаков, сказав о том, что «Каждая опера неповторима, как
неповторим вдохновивший ее литературный сюжет».
В операх представлено все существующее жанровое многообразие
литературы: произведения великих поэтов и писателей, а также памятники
фольклора былины, предания, сказки. Благодаря опере каждый из
литературных источников получает новую жизнь, обогащается музыкальными
звучаниями, становится ближе и понятнее слушателям.
Многие памятники древней литературы возродились в опере как,
например, «Слово о полку Игореве», которое благодаря таланту и мастерству
А. Бородина приобрело живые и человеческие интонации, стало поистине
современным произведением. А сколь многие страницы истории России
открылись нам заново в потрясающей по художественной силе музыкальной
трактовке М. Глинки, М. Мусоргского, Н. РимскогоКорсакова! История в их
операх предстаёт не просто как летопись событий, но как глубинное
ощущение трагизма и иронии, сложности национального характера и величия
человеческого духа. Может быть, такое глубоко эмоциональное,
психологическое понимание своей страны является более важным для
участия в ее судьбе, чем просто знание вех, дат и имён.
Жизнь неумолимо движется вперёд, появляются новые ценности а с
ними и сюжеты, и герои, и поступки. Как порой трудно разобраться в их
хитросплетениях, отделить истинное от ложного! Произведения искусства,
заключающие в себе самые поучительные идеи исторических и народных
преданий, духовной жизни, рассказывающие о них с огромной поэтической,
философской, эмоциональной убедительностью, наши вечные спутники,
собеседники, наставники.
В результате работы над нашим творческим проектом мы научились:
искать нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ,
ссылки, работать с предметным указателем, словарями и другой литературой.
17 Мы узнали историю создания оперы, из чего она состоит, познакомились
со всеми отделами оперного искусства.
Мы создали музыкальный альбом оперных номеров, исполненных
ведущими оперными певцами.
18 1. Из
чего
состоит
Список литературы
опера.
–
Режим
доступа:
http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/585024/ (дата обращения 19.02.2016).
2. Музыка и другие виды искусства. Из чего состоит опера. – Режим
(дата
http://musicfantasy.ru/materials/izchegosostoitopera
доступа:
обращения 17.02.2016).
3. Сорокина А. Из чего состоит опера. – Режим доступа:
http://sprashivalka.com/tqa/q/18527814 (дата обращения 17.02.2016).
4. Музыкальная энциклопедия. Либретто это. – Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4418/Либретто (дата обращения
19.02.2016).
19
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Проект по музыке "Из чего состоит опера" (5 класс, музыка0
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.