Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Оценка 4.6

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
7 кл
24.09.2018
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку. Задачи:  продолжить ряд последовательных занятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;  способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации;  вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка (как родного, как неродного). И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А.А. Ахматова
Наш дар бесценный.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 п. Новоперсиановка, Октябрьского (с) района, Ростовской области Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа –  его язык»       «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» Гринкевич Галина Григорьевна учитель русского языка и литературы Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной деятельности,  развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку. Задачи:  продолжить ряд последовательных занятий, направленных на  формирование отношения к русскому языку как общенациональной  ценности;   способствовать осмыслению статуса русского языка как  государственного языка Российской Федерации; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского  языка (как родного, как неродного). И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…                                              А.А. Ахматова Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.                                                    И.А. Бунин. Вступительное слово: Язык – явление уникальное, без которого невозможно представить ни одну  культуру, ни один народ. Это в первую очередь средство общения. Язык  ­средство хранения и передачи информации, часть национально­духовной  культуры, основная форма проявления национального и личностного  самосознания. Не случайно эпиграфом к нашему уроку взяты слова из  стихотворения А.А. Ахматовой “Мужество”: И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… Эти строки были написаны в самые тяжелые для России времена – в годы  Великой Отечественной войны, когда решалась судьба нашего народа,  великой России. Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых  языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными  функциями – это язык межнационального общения и консолидации ста  шестидесяти народов и национальностей России. Во всем мире, включая  Россию, русский язык является родным для ста семидесяти миллионов  человек. ­ А нужно ли охранять русский язык? Если да, то почему? Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: 2007 год был  объявлен Годом русского языка, разработана и действует Федеральная  целевая программа «Русский язык» на 2016­2020 годы, работает Совет при  Правительстве РФ, Закон о русском языке. Статус русского языка как  государственного определен законом о языке. Поэтому забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина. Слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру,  приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей, уважать  другую культуру и традиции. Слово всегда остаётся чистым, как свет, куда  бы оно не проникало и чего бы ни касалось. Писатели обладают особым даром слушать живую речь. Прочитайте высказывания о русском языке известных писателей и  задумайтесь над смыслом этих слов.  А.И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках красив, певуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».                                                      РУССКИЙ ЯЗЫК.     Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты  один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный  русский язык!     Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что  совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому  народу!                                    И.С. Тургенев. Июнь, 1882 г. Шаг 1. Что такое язык? Язык ­ это история народа, это путь цивилизации и культуры.                             Язык ­ это средство человеческого общения.                                                         Язык – государственный язык Российской Федерации.                                         Язык ­ знаковая система, состоящая из языковых единиц, находящихся во  взаимодействии друг с другом. Современный русский язык – один из богатейших языков мира, требующий  серьезного и вдумчивого изучения. Национальный язык – язык русского народа, охватывающий все сферы  речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания,  местожительства, профессии. Литературный язык – строго нормированная форма общенародного  национального языка. Какая общая мысль заключена во всех этих высказываниях? Согласны  ли вы с ней. Обоснуйте свой ответ.  Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.      Вольтер.  Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить  людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, вражде и ненависти.                                                        Л.Н. Толстой.  Язык ­ это история народа. Язык ­ это путь цивилизации и культуры.  Поэтому­то изучение и сбережение русского языка является не праздным  занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.                                                                                                                        А. И. Куприн.  Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются  и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.        М.А. Шолохов. Шаг 2. Качества хорошей речи  Правильность  Чистота  Точность  Понятность  Богатство Шаг 3. Анализ стихотворения  Выразительность  Логичность  Уместность  Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.               1915 г. И.А. Бунин, поэт,  лауреат Нобелевской премии 1933 г.  Антитезы  с первой строфы. Противопоставлены мёртвое и живое, все  материальные свидетельства истории – гробницы, мумии и кости, даже всё  прошлое, названное мировым погостом, – слово, Письмена. Казалось бы,  перед нами простое рассуждение. Но это художественный образ,  обладающий особой глубиной. В стихотворении олицетворение: молчат  гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том, что в них  скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно. Бунин утверждает: слову  жизнь дана, и это – олицетворение тоже очень значимо.   Удивительно, как в одном четверостишии поэт необычайно лаконично  высказал глубокую мысль о важнейшем достоянии человека – языке как  концентрации человеческого опыта, о памяти, нашедшей воплощение в слове.   Мысль поэта охватывает всю мировую историю, прошлое и настоящее, на  всё это поэт смотрит с позиций вечности. Он говорит обо всём человечестве –  здесь нет географических и этнических рамок. Поэт проникает в сущность  каждого человека, выделяющую его из остального живого мира, – обладание  речью.  Вдумайтесь в ёмкий образ: «Наш дар бессмертный – речь». Здесь  значимо каждое слово: речь – дар, речь бессмертна, в отличии от всего остального. А современность характеризуется так: дни злобы и страданья.  Здесь И.А. Бунин имеет в виду не только войну, но и внутренние конфликты в стране и в самом человеке.  Почему И.А. Бунин называет речь (язык) «бессмертным даром»,  призывает «умейте же беречь» и утверждает «нет у нас иного достоянья»? Шаг 4. Анализ стихотворения «Устная речь» Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь ­ людское чудо ­ Не скудела в наши дни”                       Ключевые слова текста. Существительные: «словесность», «краса»,                                                               Вадим Шефнер  «чудеса», «родные слова» ­ эти слова подсказывают тему ­ в стихотворении  говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.  подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы  повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным  действиям.  Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет  Тема текста совпадает с названием «Устная речь» В стихотворении поставлен вопрос ­ проблема: Какова же судьба  Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь ­ людское чудо ­   Не   скудела в наши дни».  русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает  читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит умирает,  исчезает. Умирает красота слова ­ устная словесность, чудо русской речи,  краса русской речи.  средств?  Идею текста: «Чтобы речь ­ людское чудо ­ не скудела в наши дни»  автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают  Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с  помощью метафоры ­ гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у  автора ­ «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова.                    Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная  краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи  дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова.                                Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают  драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает  судьбу русской словесности как драму. Шаг 5. Комплексный анализ текста «Сокровищница народной мудрости»       Величайшее богатство народа ­ его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И,  может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и  так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в  пословицах.       Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного  поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой  полет эта крылатая мудрость…       Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие  человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных  изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках  разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и  гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень,  красота истин и уродство предрассудков.      Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет  лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового  мира.      Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат  таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился", "С  родной земли ­ умри, не сходи", "За правое дело стой смело"…  Вслед за народом­мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову  молвится!): "Слово не стрела, а разит". Свой протест против него народ  прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: "Ел бы богач деньги, кабы убогий  его хлебом не кормил".       Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких  десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем,  послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств  нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.                                                                                                                            М.А. Шолохов  Тема текста.         Основная мысль текста. Стиль текста. Тип текста. Фонетический разбор слов: язык, мудрость Морфемный разбор слов: величайшее, мировоззрение Словообразовательный разбор слов: человеческой, десятилетий Морфологический разбор слов: в пословицах, великого (языка) Синтаксический разбор предложений: Величайшее богатство народа      ­ его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.  Выпишите из текста выразительные средства языка:  метафоры олицетворения эпитеты  Объясните значение одной из пословиц. Шаг 6. Распределите слова: звук, движение, слово, линия, мелодия, пластика, письменная речь, пятно, ритм, мимика, текст, цвет.  Язык музыки:    Язык танца: Язык литературы: Язык изображения: Шаг 7. Пословицы. Соедините части пословиц и прочитаете народную  мудрость. Труд человека кормит Жизнь дана Тяжело в учении Поспешишь Семь раз отмерь – Доброе слово дом построит Умей вовремя сказать умей вовремя и промолчать. а злое разрушит один раз отрежь. людей насмешишь. легко в бою. на добрые дела. а лень портит.        Труд человека кормит, а лень портит. Жизнь дана на добрые дела. Тяжело в учении, легко в бою. Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать. Шаг 8. Фразеологизмы. Вспомните, какие фразеологизмы мы  употребляем, когда говорим: О первых признаках проявления чего­ нибудь хорошего, радостного. Об удачливом человеке. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. Чувствовать себя неловко, беспокоиться,  волноваться, нервничать.  О том, кто потерпел неудачу, оказался в  неловком смешном положении. (первая ласточка) (в рубашке родился) (на душе кошки скребут) (сидеть, как на иголках) (сел в галошу)    О первых признаках проявления чего­нибудь хорошего, радостного  Об удачливом человеке (в рубашке родился) О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут) Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться,   нервничать. (сидеть, как на иголках)  (сел в галошу) О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении  Шаг 9. Диаманта ­ стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из  которых ­ понятия с противоположным значением.  Речь Красивая, живая, волшебная Обогащающаяся, описывающая, оживляющая Красота, выразительность, гибкость, вместительность Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая Примитивная, невыразительная Словесный мусор Язык Государственный, национальный Осуществляет, сближает, развивается Русский язык – язык великого народа Основа духовной культуры Алгоритм:  1 строка ­ тема (существительное)  2 строка ­  определение                   (2 прилагательных)  3 строка ­ действие                          (3 причастия или глагола )  4 строка ­ ассоциации                      (4 существительных)  5 строка ­  действие                         (3 причастия или глагола)  6 строка – определение                   ( 2 прилагательных)  7 строка ­ тема (существительное) Шаг 10. Синквейн 1строка ­ одно слово, обычно  существительное, отражающее тему; 2 строка ­ два слова,  прилагательные, описывающие  основную мысль; 3 строка ­ три слова, глаголы,  описывающие действия в рамках  темы; 4 строка ­ фраза из нескольких  (обычно четырёх) слов,  показывающая отношение к теме;  крылатое выражение, цитата, пословица. 5 строка ­ слово­резюме или  словосочетание, связанное   с  первым, отражающее сущность темы. Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Я  Шаг 11. Творческое задание. Напишите продолжение (2­ 3 предложения)  по данному началу  русская и очень горжусь этим.  Великий русский язык – государственный язык, он понятен миллионам  людей. Русский язык вобрал в себя красоту, величие, широту неповторимой  природы и души русского народа.  И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…  А.А. Ахматова.      Русский язык достоин любви и пристального изучения. А изучая язык, мы,  по сути, изучаем историю русского народа, граним свое национальное  самосознание. Л.Н. Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями  создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное,  поэтическое и трудное орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих  чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». И так должно быть всегда.

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»

Проект по внеурочной деятельности в 7 классе  «Величайшее богатство народа –  его язык»         «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018