Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык
7 кл
24.09.2018
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.
Задачи:
продолжить ряд последовательных занятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;
способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации;
вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка (как родного, как неродного).
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.А. Ахматова
Наш дар бесценный.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68
п. Новоперсиановка, Октябрьского (с) района, Ростовской области
Проект по внеурочной
деятельности в 7 классе
«Величайшее богатство
народа – его язык»
«НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ» Гринкевич Галина Григорьевна
учитель русского языка и литературы
Цель: формирование положительной мотивации к внеурочной деятельности,
развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.
Задачи:
продолжить ряд последовательных занятий, направленных на
формирование отношения к русскому языку как общенациональной
ценности;
способствовать осмыслению статуса русского языка как
государственного языка Российской Федерации;
вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского
языка (как родного, как неродного).
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
А.А. Ахматова
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И.А. Бунин.
Вступительное слово:
Язык – явление уникальное, без которого невозможно представить ни одну
культуру, ни один народ. Это в первую очередь средство общения. Язык
средство хранения и передачи информации, часть национальнодуховной
культуры, основная форма проявления национального и личностного
самосознания. Не случайно эпиграфом к нашему уроку взяты слова из
стихотворения А.А. Ахматовой “Мужество”: И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
Эти строки были написаны в самые тяжелые для России времена – в годы
Великой Отечественной войны, когда решалась судьба нашего народа,
великой России.
Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых
языков мира. Это язык нашей культуры.
Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными
функциями – это язык межнационального общения и консолидации ста
шестидесяти народов и национальностей России. Во всем мире, включая
Россию, русский язык является родным для ста семидесяти миллионов
человек.
А нужно ли охранять русский язык? Если да, то почему?
Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: 2007 год был
объявлен Годом русского языка, разработана и действует Федеральная
целевая программа «Русский язык» на 20162020 годы, работает Совет при
Правительстве РФ, Закон о русском языке. Статус русского языка как
государственного определен законом о языке. Поэтому забота об отношении к
русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина.
Слово помогает каждому из нас быть ближе к окружающему миру,
приводить в порядок свои мысли и чувства, понимать других людей, уважать
другую культуру и традиции. Слово всегда остаётся чистым, как свет, куда
бы оно не проникало и чего бы ни касалось. Писатели обладают особым даром
слушать живую речь.
Прочитайте высказывания о русском языке известных писателей и
задумайтесь над смыслом этих слов.
А.И. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу! И.С. Тургенев. Июнь, 1882 г. Шаг 1. Что такое язык?
Язык это история народа, это путь цивилизации и культуры.
Язык это средство человеческого общения.
Язык – государственный язык Российской Федерации.
Язык знаковая система, состоящая из языковых единиц, находящихся во
взаимодействии друг с другом.
Современный русский язык – один из богатейших языков мира, требующий
серьезного и вдумчивого изучения.
Национальный язык – язык русского народа, охватывающий все сферы
речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания,
местожительства, профессии.
Литературный язык – строго нормированная форма общенародного
национального языка.
Какая общая мысль заключена во всех этих высказываниях? Согласны
ли вы с ней. Обоснуйте свой ответ.
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
Вольтер.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, вражде
и ненависти. Л.Н. Толстой.
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры.
Поэтомуто изучение и сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. И. Куприн.
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются
и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М.А. Шолохов.
Шаг 2. Качества хорошей речи
Правильность
Чистота Точность
Понятность
Богатство
Шаг 3. Анализ стихотворения
Выразительность
Логичность
Уместность
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
1915 г. И.А. Бунин, поэт,
лауреат Нобелевской премии 1933 г.
Антитезы с первой строфы. Противопоставлены мёртвое и живое, все
материальные свидетельства истории – гробницы, мумии и кости, даже всё
прошлое, названное мировым погостом, – слово, Письмена. Казалось бы,
перед нами простое рассуждение. Но это художественный образ,
обладающий особой глубиной. В стихотворении олицетворение: молчат
гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том, что в них
скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно. Бунин утверждает: слову
жизнь дана, и это – олицетворение тоже очень значимо.
Удивительно, как в одном четверостишии поэт необычайно лаконично
высказал глубокую мысль о важнейшем достоянии человека – языке как
концентрации человеческого опыта, о памяти, нашедшей воплощение в слове.
Мысль поэта охватывает всю мировую историю, прошлое и настоящее, на
всё это поэт смотрит с позиций вечности. Он говорит обо всём человечестве –
здесь нет географических и этнических рамок. Поэт проникает в сущность
каждого человека, выделяющую его из остального живого мира, – обладание
речью.
Вдумайтесь в ёмкий образ: «Наш дар бессмертный – речь». Здесь
значимо каждое слово: речь – дар, речь бессмертна, в отличии от всего остального. А современность характеризуется так: дни злобы и страданья.
Здесь И.А. Бунин имеет в виду не только войну, но и внутренние конфликты в
стране и в самом человеке.
Почему И.А. Бунин называет речь (язык) «бессмертным даром»,
призывает «умейте же беречь» и утверждает «нет у нас иного достоянья»?
Шаг 4. Анализ стихотворения «Устная речь»
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь людское чудо
Не скудела в наши дни”
Ключевые слова текста. Существительные: «словесность», «краса»,
Вадим Шефнер
«чудеса», «родные слова» эти слова подсказывают тему в стихотворении
говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.
подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы
повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным
действиям.
Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет
Тема текста совпадает с названием «Устная речь»
В стихотворении поставлен вопрос проблема: Какова же судьба
Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь людское чудо Не
скудела в наши дни».
русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает
читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит умирает,
исчезает. Умирает красота слова устная словесность, чудо русской речи,
краса русской речи.
средств? Идею текста: «Чтобы речь людское чудо не скудела в наши дни»
автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают
Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с
помощью метафоры гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у
автора «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова.
Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная
краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи
дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова.
Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают
драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает
судьбу русской словесности как драму.
Шаг 5. Комплексный анализ текста «Сокровищница народной мудрости»
Величайшее богатство народа его язык! Тысячелетиями накапливаются и
вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И,
может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и
так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его
национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в
пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи,
десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного
поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой
полет эта крылатая мудрость…
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие
человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных
изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках
разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и
гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень,
красота истин и уродство предрассудков.
Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет
лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового
мира.
Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат
таких пословиц: "Наступил на землю русскую, да оступился", "С
родной земли умри, не сходи", "За правое дело стой смело"…
Вслед за народоммудрецом и советский человек скажет (пословица к слову
молвится!): "Слово не стрела, а разит". Свой протест против него народ
прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: "Ел бы богач деньги, кабы убогий
его хлебом не кормил".
Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких
десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем,
послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств
нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
М.А. Шолохов
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
Фонетический разбор слов: язык, мудрость
Морфемный разбор слов: величайшее, мировоззрение
Словообразовательный разбор слов: человеческой, десятилетий
Морфологический разбор слов: в пословицах, великого (языка)
Синтаксический разбор предложений: Величайшее богатство народа
его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами.
Выпишите из текста выразительные средства языка:
метафоры
олицетворения
эпитеты
Объясните значение одной из пословиц.
Шаг 6. Распределите слова: звук, движение, слово, линия, мелодия, пластика,
письменная речь, пятно, ритм, мимика, текст, цвет.
Язык музыки:
Язык танца:
Язык литературы:
Язык изображения: Шаг 7. Пословицы. Соедините части пословиц и прочитаете народную
мудрость.
Труд человека кормит
Жизнь дана
Тяжело в учении
Поспешишь
Семь раз отмерь –
Доброе слово дом построит
Умей вовремя сказать
умей вовремя и промолчать.
а злое разрушит
один раз отрежь.
людей насмешишь.
легко в бою.
на добрые дела.
а лень портит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Жизнь дана на добрые дела.
Тяжело в учении, легко в бою.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.
Шаг 8. Фразеологизмы. Вспомните, какие фразеологизмы мы
употребляем, когда говорим:
О первых признаках проявления чего
нибудь хорошего, радостного.
Об удачливом человеке.
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
Чувствовать себя неловко, беспокоиться,
волноваться, нервничать.
О том, кто потерпел неудачу, оказался в
неловком смешном положении.
(первая ласточка)
(в рубашке родился)
(на душе кошки скребут)
(сидеть, как на иголках)
(сел в галошу)
О первых признаках проявления чегонибудь хорошего, радостного
Об удачливом человеке (в рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут) Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться,
нервничать. (сидеть, как на иголках)
(сел в галошу)
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении
Шаг 9. Диаманта стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из
которых понятия с противоположным значением.
Речь
Красивая, живая, волшебная
Обогащающаяся, описывающая,
оживляющая
Красота, выразительность, гибкость,
вместительность
Оскудевающая, шокирующая,
омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор
Язык
Государственный, национальный
Осуществляет, сближает,
развивается
Русский язык – язык великого
народа
Основа духовной культуры
Алгоритм:
1 строка тема (существительное)
2 строка определение
(2 прилагательных)
3 строка действие
(3 причастия или глагола )
4 строка ассоциации
(4 существительных)
5 строка действие
(3 причастия или глагола)
6 строка – определение
( 2 прилагательных)
7 строка тема (существительное)
Шаг 10. Синквейн
1строка одно слово, обычно
существительное, отражающее тему;
2 строка два слова,
прилагательные, описывающие
основную мысль;
3 строка три слова, глаголы,
описывающие действия в рамках
темы;
4 строка фраза из нескольких
(обычно четырёх) слов,
показывающая отношение к теме;
крылатое выражение, цитата, пословица.
5 строка словорезюме или
словосочетание, связанное с
первым, отражающее сущность темы.
Русский язык – это национальный язык великого русского народа. Я
Шаг 11. Творческое задание. Напишите продолжение (2 3 предложения)
по данному началу
русская и очень горжусь этим.
Великий русский язык – государственный язык, он понятен миллионам
людей. Русский язык вобрал в себя красоту, величие, широту неповторимой
природы и души русского народа.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово… А.А. Ахматова.
Русский язык достоин любви и пристального изучения. А изучая язык, мы,
по сути, изучаем историю русского народа, граним свое национальное
самосознание. Л.Н. Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями
создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное,
поэтическое и трудное орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих
чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». И так должно
быть всегда.
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Проект по внеурочной деятельности в 7 классе «Величайшее богатство народа – его язык» «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.