Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
(МБОУ «Лицей № 7»)
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
МО учителей русского языка Заместитель директора по Приказом МБОУ «Лицей№7»
и литературы МБОУ учебной работе_________ от 27.08.2018 №221
«Лицей №7» Э.В. Войтык 24.08.2018
(протокол от 24.08.2018 №1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Уроки словесности»
для 7- х классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Шумейко Оксана Сергеевна
учитель русского языка и литературы педстаж – 11 лет
Рубцовск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089.
2. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года № 38.
3. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №7», утверждена приказом № 85/1 от 17. 05.2016 г. (с изменениями от 20.04.2018 г., приказ директора № 88/1 от 20.04.2018 г.)
4. Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2018 -2019 учебный год, утвержденный приказом № 186 от 26.06.2018 г.
5. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7», изменение утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.
Место элективного курса в учебном плане МБОУ «Лицей №7»
Программа по элективному курсу для 7 классов рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Специфика класса
Программа составлена для учащихся 7 класса (13 - 14 лет). Учащиеся 7-х классов способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся проявляет желание изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.
Цели и задачи реализации Рабочей программы
Цель курса: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
· формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений;
· изучение разновидностей употребления языка, его функциональных стилей, форм словесного выражения.
Общая характеристика учебного курса
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства, возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.
Изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми свойствами этого материала. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.
Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к родному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.
На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:
- основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- знать основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;
-владеть устной и письменной речью;
-производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;
-выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;
-создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.
Общая характеристика курса
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.
Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико- интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств - это цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях.
Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7 – 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Содержание программы элективного (факультативного) курса
«Уроки словесности»
7 класс (34 часа)
О родном языке (2 ч)
Русский язык среди других языков мира.
Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые образные средства русского языка (25ч)
Звукопись (8ч)
Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма (4ч)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точна, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.
Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.
Виды рифм в от расположения рифмующихся строк : смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи, рифмованная проза.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).
Словесное ударение (4 ч)
Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация (9 ч)
Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ьтембр речи). Изобразительные возможности интонации.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Особенности расстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п. ).
Выделением логическим ударением нового и ключевого понятия в тексте.
Пауза, ей смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодика как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ит. Д.).
Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.
Изобразительные возможности средств письма (7ч)
Графика (2ч)
Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.
Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.
Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография (2 ч)
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация (3ч)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!, ??! и т. д.).
Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.
Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.
Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Формы организации учебных занятий, основные виды деятельности
Методы:
Словесные: рассказ, беседа, дискуссия
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Практические: лабораторная работа, работа со справочной и художественной
литературой
Методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение,
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией, анализ текста с точки
зрения языка и содержания; лингвистический эксперимент и моделирование;
Методы мониторинга знаний и умений обучающихся – практикум, тесты,
творческие работы, устный опрос и др.
Формы:
Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа,
программированное обучение.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое
творческое занятие.
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками
информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за
компьютером.
Средства обучения:
- мультимедийные средства
- компакт-диски
- интерактивная доска
- ЦОРы
- наглядные пособия
- дидактический материал
Возможные формы предоставления результатов:
Лингвостилистический анализ текста;
Сочинения;
Письмо по памяти;
Работа с деформированным текстом;
Урок-игра (урок-концерт, викторины);
Создание проектов.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
№ занятия |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
По факту |
О родном языке |
(2ч) |
|
|
|
1. |
Русский язык среди других языков мира |
1 |
|
|
2. |
Писатели и ученые о богатстве русского языка |
1 |
|
|
Звуковые и образные средства русского языка |
(25ч) |
|
|
|
3. |
Звуковая речь |
1 |
|
|
4. |
Звуковая организация худ. текста |
1 |
|
|
5. |
Звукопись. Аллитерация и ассонанс. |
1 |
|
|
6. |
Скороговорки, построенные на звуковых повторах |
1 |
|
|
7. |
Рифма точная и неточная |
1 |
|
|
8. |
Рифма простая и составная. Усеченная рифма |
1 |
|
|
9. |
Виды рифм в зависимости от расположения ударений |
1 |
|
|
10. |
Белые стихи. Рифмованная проза. |
1 |
|
|
11. |
Типы строф |
1 |
|
|
12. |
Словесное ударение. Смысловая функция |
1 |
|
|
13. |
Стихотворный размер |
1 |
|
|
14. |
Стихотворный размер |
1 |
|
|
15. |
Стихотворный размер |
1 |
|
|
16. |
Интонация |
1 |
|
|
17. |
Изобразительные возможности интонации |
1 |
|
|
18. |
Логическое ударение. |
1 |
|
|
19. |
Особенности расстановки логического ударения |
1 |
|
|
20. |
Логическое ударение и ключевые понятии в тексте |
1 |
|
|
21. |
Пауза, смыслоразличительная роль. |
1 |
|
|
22. |
Особенности обозначения пауз в письменной речи. |
1 |
|
|
23. |
Мелодика – интонационный рисунок. |
1 |
|
|
24. |
Интонационный рисунок в синтаксических конструкциях. |
1 |
|
|
25. |
Закон логической перспективы |
1 |
|
|
26. |
Напевность поэтической речи. |
1 |
|
|
27. |
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ. произведений |
1 |
|
|
Изобразительные возможности средств письма |
7 ч |
|
|
|
28. |
Элементы письма в системе изобразительных средств. |
1 |
|
|
29. |
Зрительные эффекты и средства графики. |
1 |
|
|
30. |
Акростих. |
1 |
|
|
31. |
Слова омографы в словесных каламбурах |
1 |
|
|
32. |
Алфавит как источник речевой экспрессии |
1 |
|
|
33. |
Сознательное нарушение орфографических норм. |
1 |
|
|
34. |
Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей. |
1 |
|
|
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Для учащихся
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. – М., 1995
Граник Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1986.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М., 1998.
Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8
– 11 классов / С.И. Львова. – М., 2006.
Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. – М., 1993
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. / Шанский Н.М. – М., 1996
Для учителя
Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков.- М., 1987.
Бобылёв Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б.Г.
Бобылёв. – Орёл, 2003.
Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. – М.,
2003.
Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9классах: Программа, планирование, материалы к урокам /
С.И. Львова. – М., 1996.
Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С.И. Львова. – М., 1996
.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват.
учреждений.
Львова С. И Русский язык. 7 класс. Пособие для учащихся. – Дрофа, М.,2007
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.