РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Уроки словесности» для 7- х классов
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Уроки словесности» для 7- х классов

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
03.11.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по элективному курсу   «Уроки словесности» для 7- х классов
Цель курса: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 7 класс 2018-2019.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»

(МБОУ «Лицей № 7»)

 

РАССМОТРЕНА                       СОГЛАСОВАНО                  УТВЕРЖДЕНА

МО учителей русского языка           Заместитель директора по          Приказом МБОУ «Лицей№7»

и литературы МБОУ                          учебной работе­­_________          от 27.08.2018 №221

«Лицей №7»                                         Э.В. Войтык 24.08.2018                                                                                              

(протокол от 24.08.2018 №1)            

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по элективному курсу  

«Уроки словесности»

для 7- х классов

на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

 

                                                                                              Составитель:

                                                                      Шумейко Оксана Сергеевна

                                                                       учитель русского языка и литературы                        педстаж – 11 лет            

                                                                 

        

 

 

 

 

Рубцовск

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

1.      Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования. Утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089.

2.      Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года № 38.

3.       Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №7», утверждена приказом № 85/1 от 17. 05.2016 г. (с изменениями от 20.04.2018 г., приказ директора № 88/1 от  20.04.2018 г.)

4.       Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2018 -2019 учебный год, утвержденный приказом № 186 от 26.06.2018 г.

5.       Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7», изменение утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.

Место элективного курса в учебном плане МБОУ «Лицей №7»

Программа по элективному курсу для 7 классов рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

 

Специфика класса

Программа составлена для учащихся 7 класса (13 - 14 лет). Учащиеся 7-х классов способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся проявляет желание изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.

 

Цели и задачи реализации Рабочей программы

 

Цель курса: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

· формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений;

· изучение разновидностей употребления языка, его функциональных стилей, форм словесного выражения.

 

Общая характеристика учебного курса

Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства, возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

      Изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми свойствами этого материала. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.              

      Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к родному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.

     На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса.

 

В результате изучения курса «Уроки словесности» учащиеся должны знать:

- основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;

 

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-  знать основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка;

-владеть устной и письменной речью;

-производить лингвистический анализ текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления;

-выразительно читать, передавая голосом эмоциональный настрой, его интонационные особенности;

-создавать и анализировать самостоятельные высказывания с использованием изученных языковых художественных приёмов.

 

Общая характеристика курса

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Но нужно иметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программе перечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своих учеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а также лингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределить и количество часов на изучение тех или иных тем.

Программа дает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих её элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико- интонационные особенности, приемы языковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых художественных приемов. Причем лучшие работы можно разместить на школьных сайтах и обмениваться мнениями. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств - это цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии. Что может стать объектом сравнительного анализа на подобных занятиях.

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7 – 9 классов необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

 

Содержание программы элективного (факультативного) курса

«Уроки словесности»

7 класс (34 часа)

 

О родном языке (2 ч)

Русский язык среди других языков мира.

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

 

Звуковые образные средства русского языка (25ч)

Звукопись (8ч)

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

 

Рифма (4ч)

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точна, неточная. Рифма простая и составная (старости – ста расти). Усеченная рифма.

Виды рифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

Виды рифм в от расположения рифмующихся строк : смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи, рифмованная проза.

Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

 

Словесное ударение (4 ч)

Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.

Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

 

Интонация (9 ч)

Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ьтембр речи). Изобразительные возможности интонации.

Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки  логического ударения в наиболее типичных синтаксических конструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п. ).

Выделением логическим ударением нового и ключевого понятия в тексте.

Пауза, ей смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Мелодика как особенность интонационного рисунка  речи. Способы графического обозначения на письме движения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.

Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленными членами ит. Д.).

 Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороны художественного текста.

 Мелодика предложений  и музыкальность, напевность поэтического текста.

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественных произведений.

 

Изобразительные возможности средств письма (7ч)

Графика (2ч)

Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания т. п.

Приемы усиления образности художественного текста, создание зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростих как поэтическое произведение,  рассчитанное на зрительное восприятие.

Использование знака акцента (словесного ударения) для различения слов – омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названий старых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графического облика буквы в художественном тексте.

 

Орфография (2 ч)

Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушения орфографических норм как художественный прием и его основные функции; привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем, показ внутреннего состояния персонажа, уровня его образованности, демонстрация особенностей темпа и ритма произношения фраз; источник игры слов, средство эзоповского языка.

 

Пунктуация (3ч)

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания (?, ! …. и др.) и сочетания знаков (!!!, ?!,  ??! и т. д.).

Знаки препинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте.

Сознательное нарушение пунктуационных правил как художественный прием.

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя). Авторские знаки.

Анализ фонетико- интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

 

 

Формы организации учебных занятий, основные виды деятельности

 

Методы:

 Словесные: рассказ, беседа, дискуссия

 Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

 Практические: лабораторная работа, работа со справочной и художественной

литературой

 Методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение,

выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией, анализ текста с точки

зрения языка и содержания; лингвистический эксперимент и моделирование;

 Методы мониторинга знаний и умений обучающихся – практикум, тесты,

творческие работы, устный опрос и др.

Формы:

 Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа,

программированное обучение.

 Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое

творческое занятие.

 Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками

информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за

компьютером.

Средства обучения:

 - мультимедийные средства

 - компакт-диски

 - интерактивная доска

 - ЦОРы

 - наглядные пособия

 - дидактический материал

Возможные формы предоставления результатов:

 Лингвостилистический анализ текста;

 Сочинения;

 Письмо по памяти;

 Работа с деформированным текстом;

 Урок-игра (урок-концерт, викторины);

 Создание проектов.

 

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

 

№ занятия

 

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 По факту

О родном языке

(2ч)

 

 

1.      

Русский язык среди других языков мира

1

 

 

2.      

Писатели и ученые о богатстве русского языка

1

 

 

Звуковые и образные средства русского языка

(25ч)

 

 

3.      

Звуковая речь

1

 

 

4.      

Звуковая организация худ. текста

1

 

 

5.      

Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

1

 

 

6.      

Скороговорки, построенные на звуковых повторах

1

 

 

7.      

Рифма точная и неточная

1

 

 

8.      

Рифма простая и составная. Усеченная рифма

1

 

 

9.      

Виды рифм в зависимости от расположения ударений

1

 

 

10.  

Белые стихи. Рифмованная проза.

1

 

 

11.  

Типы строф

1

 

 

12.  

Словесное ударение. Смысловая функция

1

 

 

13.  

Стихотворный размер

1

 

 

14.  

Стихотворный размер

1

 

 

15.  

Стихотворный размер

1

 

 

16.  

Интонация

1

 

 

17.  

Изобразительные возможности интонации

1

 

 

18.  

Логическое ударение.

1

 

 

19.  

Особенности расстановки логического ударения

1

 

 

20.  

Логическое ударение и ключевые понятии в тексте

1

 

 

21.  

Пауза, смыслоразличительная роль.

1

 

 

22.  

Особенности обозначения пауз в письменной речи.

1

 

 

23.  

Мелодика – интонационный рисунок.

1

 

 

24.  

Интонационный рисунок в синтаксических конструкциях.

1

 

 

25.  

Закон логической перспективы

1

 

 

26.  

Напевность поэтической речи.

1

 

 

27.  

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ. произведений

1

 

 

Изобразительные возможности средств письма

7 ч

 

 

28.  

Элементы письма в системе изобразительных средств.

1

 

 

29.  

Зрительные эффекты и  средства графики.

1

 

 

30.  

Акростих.

1

 

 

31.  

Слова омографы  в словесных каламбурах

1

 

 

32.  

Алфавит как источник речевой экспрессии

1

 

 

33.  

Сознательное нарушение орфографических норм.

1

 

 

34.  

Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

 

Для учащихся

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. – М., 1995

Граник Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1986.

Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М., 1998.

Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8

– 11 классов / С.И. Львова. – М., 2006.

Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. – М., 1993

Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. / Шанский Н.М. – М., 1996

 

Для учителя

Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков.- М., 1987.

Бобылёв Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б.Г.

Бобылёв. – Орёл, 2003.

Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. – М.,

2003.

Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9классах: Программа, планирование, материалы к урокам /

С.И. Львова. – М., 1996.

Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С.И. Львова. – М., 1996

.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7 кл. общеобразоват.

учреждений.

Львова С. И Русский язык. 7 класс. Пособие для учащихся. – Дрофа, М.,2007


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» (МБОУ «Лицей № 7»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» (МБОУ «Лицей № 7»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов: 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов: 1

Общая характеристика учебного курса

Общая характеристика учебного курса

В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - знать основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка; -владеть устной и письменной речью;…

В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - знать основные звуковые, графические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические образные средства русского языка; -владеть устной и письменной речью;…

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных…

Программа предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных…

Словесное ударение (4 ч) Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное)

Словесное ударение (4 ч) Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное)

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие

Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие

Методы:  Словесные: рассказ, беседа, дискуссия 

Методы:  Словесные: рассказ, беседа, дискуссия 

Звуковая речь 1 2

Звуковая речь 1 2

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ

Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение худ

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018