Проект "Почему огурец назвали бешеным?"
Оценка 4.6

Проект "Почему огурец назвали бешеным?"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
окружающий мир
3 кл
04.03.2018
Проект  "Почему огурец назвали бешеным?"
Презентация к этому проекту даёт возможность узнать об этом растении более подробно.
Публикация является частью публикации:
проект!!!.docx

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

Средняя  общеобразовательная школа №7

 

 

 

Научная конференция учащихся 

«Первые шаги в науку»

 

                                Тема: «Почему огурец прозвали бешеным?»

Номинация: «Лучшая проектная работа»

 

 

                                                                                                          Работу выполнили:

                                                                                    Исаева Ксения

                                                                                           Сидоренко Михаил

учащиеся    3-А класса

                                                                                    МБОУ СОШ№7

Руководители: учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                    МБОУ СОШ №7

                                                                                                          Шевченко Г.В.

                                                         2018 г.                                Зайцева И.Б.   

Содержание

Введение.……………………………………………………………………….…..3

I. Теоретическая часть…..…………………………………………..……………..4

1.     Общая характеристика и распространение растения…….…….……………4

2.     Ботаническое описание………………………………………………………..4

3.     Лечебные свойства  …………………….……..…………..…………………..5

4.     Заготовка сырья…………………………………………………………….…5

II. Практическая часть……………………………………………………………..6

1.                 Местонахождение на КМВ …………….………………………………...... 6

2.                 Информация в научных источниках…………………………………….…6

3.                 Иное использование бешеного огурца ……………………………………7

III Результаты социологического опроса……………………………………….…7

Заключение……………………………………………………...…………...…….8

Отзыв………………………………………………………………………………..9

Использованная литература………………………………………………….…...10

Приложения     …………………………………………………………………11-13

 


 

Введение

Любой человек хочет быть здоров всю свою жизнь. Гармоничное развитие человека, его здоровье и настроение зависят от того, чем и как он питается. Овощи играют огромную роль в пополнении организма необходимыми питательными веществами, а также дают ещё и чувство сытости. Это значит, что овощи — это полноценная еда, а любая еда должна быть не только вкусной и красивой, но и максимально полезной. Однажды я, Ксения Исаева, задала вопрос

одноклассникам, все ли они знают об огурцах? «Подумаешь, огурец»,- сказал Миша Сидоренко. Всё давно о нём известно, а вот и нет. Это удивительная культура стала известна в России ещё в 9 веке, но не сразу заняла почетное место на обеденном столе. Родиной классического огурца является Индия. Растёт он в огородах россиян от Владикавказа до Владивостока, в Сибири и даже на крайнем севере (но в теплицах). А если вдуматься, огурец - это же лиана, причем тропическая. Вот так он смог приспособиться.  Относится огурец к семейству тыквенных наряду с арбузом, дыней, тыквой, кабачком. Как выглядит огурец, знает каждый. Это зеленый плод вытянутой формы сочный внутри, со множеством семечек.  Растение имеет очень длинный стебель, вьется  по любым  веткам, ограждениям и по другим растениям благодаря своим цепким усикам. В госреестре селекционных достижений на 2017 год зарегистрировано 1365 сортов и гибридов огурцов. Например, «Кураж», «Неженский», «Мадам», «Засолочный», «Зозуля», «Деликатесный» и другие. А год назад я, Ксения Исаева, побывала в Крыму, и там мне  показали ещё один сорт – бешеный огурец.  Я поняла, что помимо обычных огурцов, которые мы видим на своем столе, существуют и другие виды этого растения. Рассказав в классе о необычных свойствах бешеного огурца, мы с ребятами захотели узнать о нем больше. Целью нашей  работы стало  изучение   растения - бешеный огурец и почему его так прозвали.

 

http://vasha-usadba.com/wp-content/uploads/2011/11/43.jpg

Актуальность: данная тема будет интересна тем, кто мало знает об этом растении, его свойствах, распространении, пользе.

Показатели успешности проведения проекта:

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что не только узнаем «Почему огурец прозвали бешеным?» и  о его внешнем виде, но также его лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами бешеного огурца, особенностями его жизнедеятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Познакомиться с литературными источниками по теме проекта.

2.Выяснить, есть ли  полезные качества у бешеного огурца.

3.Узнать, растет ли это растение на КМВ.

4.Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и анализировать.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

3. Обогащать словарный запас ребенка и их знания о разных растениях.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.

2. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому

Объект исследования: бешеный огурец.

Методы исследования:

    – изучение научно-публицистической литературы;

    – наблюдение;

    – обработка информации;

    – анкетирование.

 

I. Теоретическая часть

1. Общая характеристика и распространение растения

Бешеный огурец обыкновенный – многолетнее или однолетнее средиземноморское растение, относящееся к семейству Тыквенные. Его отличительной особенностью, вызывающей у многих интерес, является способность при созревании плодов под давлением выбрасывать их на довольно большие расстояния. В природе растение встречается в Малой и Средней Азии, в европейской зоне России, в Крыму, на Кавказе, в странах Средиземноморья, вдоль Черноморского побережья, на Азорских островах. Бешеный огурец является довольно неприхотливым растением. Он может расти на покрытых галькой берегах морей, сухих глинистых склонах, на пустырях, по обочинам дорог, в пустынях и степях, на песке, в районе мусорных свалок. Размножение осуществляется при помощи семян, техника, проращивания которых аналогична проращиванию семян кабачка или тыквы. Перед посадкой их замачивают, а затем высаживают в теплицах, парниках или в цветочных горшках в квартире.

2. Ботаническое описание

Корневая система стержневого типа. Корень мясистый, слабоветвистый, утолщенный, внутри беловатой окраски. Стебли толстые, вьющиеся, стелющиеся по почве или восходящие. Снаружи немного шероховатые, покрытые жесткими волосками, не имеют усиков. Длина стебля может достигать одного метра и более. Сверху листья окрашены в зеленый цвет, снизу – серовато-войлочные, шероховатые, морщинистые, густо опушены короткими волосками. Цветение бешеного огурца начинается в июле и длится по сентябрь. Растение однодомное, цветки раздельнополые. Цветки крупного размера, окрашены в желтовато-зеленый цвет. Созревание плодов приходится на август – октябрь. Плод представляет собой сизо-зеленую продолговатую тыквину длиной 4 – 6 см, покрытую снаружи колючими щетинками, внутри сочный. Длина ее составляет 4 – 8 см. По внешнему виду немного напоминает обычный небольшой толстый огурец. В момент созревания плодов даже самое легкое прикосновение или дуновение ветра вызывает резкий отрыв тыквины от плодоножки и выбрасывание через образовавшееся отверстие под давлением семян со слизью. Семена имеют темно-коричневую окраску, гладкую поверхность, по форме удлиненные, сжатые, длиной около 4 мм.

Интересно: Давление внутри спелого плода составляет порядка 3 – 6 атмосфер, поэтому семена могут вылетать из него со скоростью 10 м/с на расстояния до 10 – 12 метров.

Химический состав. Плоды, стебли и корни растения бешеный огурец содержат биологически активные вещества. Однако окончательно его состав пока не изучен. В надземной части растения были найдены: белки; каротиноиды; органические и высшие жирные кислоты, витамины С и В1.

Бешеный огурец очень ядовит. Употреблять в пищу нельзя ни плоды, ни какие-либо другие части растения. Его цветы не пахнут и не являются медоносными. И тем не менее, это растение широко использовалось еще во времена Авиценны.

 

3. Лечебные свойства

Благодаря различным полезным веществам, находящимся в растении, препараты из бешеного огурца применяются в официальной и в народной медицине для лечения многих болезней. Средства, приготовленные из надземной части бешеного огурца обладают выраженным слабительным, антигельминтным, антибактериальным, противоопухолевым и диуретическим действием. Они активно применяются в народной медицине для лечения следующих заболеваний: водянка, отеки; воспалительные заболевания печени; подагра; гепатиты; гельминтоз; невралгия, ревматизм; кишечные колики; воспаления органов мочевыделительной системы; перемежающаяся лихорадка. Наружно средства из растения применяют для обработки кожи при грибковом поражении, трофических язвах, абсцессах. Также они помогают при геморрое, воспалении слизистой носа, гайморите.

4.     Заготовка сырья.

В качестве лекарственного сырья применяют траву (стебли и листья), незрелые плоды и корни бешеного огурца. Для заготовки надземной части стебли срезают, разделяют на куски, моют и высушивают в тени в сухую солнечную погоду. Готовность сырья определяется следующим образом: стебли при сгибании должны не сгибаться, а с легкостью разламываться.

Сбор корней осуществляют осенью. Вначале их выкапывают, отряхивают от земли, моют водой из холодного крана, подвяливают на улице на солнце или в помещении с хорошей естественной вентиляцией, а затем высушивают в сушилке. Плоды используют обычно в свежем виде для получения сока или настоев. Высушивают плоды в разрезанном на две части виде, так же как и корни, предварительно подвяливая их на солнце. Готовое лекарственное сырье, полученное из бешеного огурца можно хранить в закрытой стеклянной таре и использовать в течение 1 года. Способы применения.  В народной медицине из различных частей растения готовят настои, отвары, порошок, сок.

 

                                               Практическая часть

1.     Местонахождение на КМВ

Задавшись вопросом о том, можно ли где-нибудь на КМВ увидеть бешеный огурец, мы обратились к Олегу Афанасьевичу Елистратову - руководителю объединения «Юный эколог» Центра развития творчества детей и юношества города Ессентуки. Он посоветовал посетить Перкальский дендрологический парк в городе Пятигорске. В конце сентября мы побывали в этом парке. Перкальский арборетум расположен на северном склоне горы Машук, что во многом определило его романтический облик и незаурядную судьбу: он не был основан каким-либо законодательным актом, а возник в конце XIX века в связи с нуждами курортного паркостроения в районе Кавказских Минеральных Вод. Название «Перкальский», возможно, связано с фамилией ссыльного поляка, поселенного на Машуке и занимавшегося охраной и разведением лесных культур. 

Перкальский дендрологический парк Эколого-ботаническая станция «Пятигорск» - является обособленным подразделением Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук. Основные направления деятельности станции: создание коллекционного фонда дикорастущих растений, особенно редких и исчезающих видов, изучение флоры Кавказа, интродукция полезных растений из сходных климатических зон для целей озеленения городов–курортов, проведение студенческих практик, экскурсионная деятельность. Среди удивительных и неизвестных для нас растений, экскурсовод показал нам и растение бешеный огурец. Так как это было в конце сентября и плоды этого растения практически поспели, то экскурсоводом была показана удивительная способность бешеного огурца при созревании плодов под давлением выбрасывать семена на довольно большое расстояние.

Чтобы проверить боеспособность огурцов, мы попросили работника дендрологического парка сорвать два недозрелых плода, отнесли их домой, положили в бумажный пакет (чтобы не сгнили) и стали ждать. Огурцы не подвели! Ровно через неделю они поочерёдно взорвались, заполнив всё пространство бумажного пакета липкими чёрными семенами.

2.     Информация в научных источниках

Изучая различные литературные источники мы пытались выяснить, а есть ли информация о бешеном огурце в каких-нибудь научных книгах. Оказалось, что информация об этом растении есть в:

1)    Красной книге Республики Крым. БЕШЕНЫЙ ОГУРЕЦ ОБЫКНОВЕННЫЙ. Растет в Крыму на сорных местах, преимущественно по морскому побережью. Растение встречается на южном береге Крыма (ЮБК), в предгорье (окрестности Инкермана) и на Керченском полуострове. Местами образует заросли. Ядовит!!!

2)    Справочниках лекарственных растений. Казалось бы, растение малоизвестное и малораспространенное, да и применяется в народной медицине, но в справочниках дана полная характеристика бешеного огурца (описание, заготовка, химический состав, целебные свойства, применение в медицине, лекарственные препараты, противопоказания, места произрастания).

 

3.     Иное использование бешеного огурца

Мы выяснили, что бешеный огурец выращивают и используют в декоративных целях. Это растение можно высадить и на дачном участке. Во-первых, его листья очень декоративны. А потом его можно использовать в качестве своеобразных «петергофских фонтанов-сюрпризов». Подвести, например, к грядке своего друга с предложением самому выбрать корнишон к столу...

Некоторые люди выращивают бешеный огурец для украшения арок, беседок, заборов на дачных участках.

4.     Анкетирование учащихся

В ходе написания работы было проведено небольшое анкетирование среди учащихся 3-х классов нашей школы. В опросе приняли участие 56 учеников. Были заданы вопросы:

1.     Знаете ли Вы растение бешеный огурец?

 

2.     Видели ли Вы это растение в природе?

 

3.     Знаете ли Вы о его свойствах?

            Заключение

Проведенные исследования показали, что кроме известных нам обычных огурцов, в природе встречается растение – бешеный огурец. Проанализировав результаты проведенного анкетирования учащихся 3-х классов, мы поняли, что практически никто из учащихся не видел этого растения и ничего не знает о нем. Кроме того, и не каждый взрослый знает об этом растении, а тем более о его лекарственных свойствах. Поэтому, мы считаем, что наша работа будет актуальна и интересна всем,  кто не имеет понятия об этом растении, его свойствах, распространении, пользе. Работу можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

 

                    Отзыв

      В ходе работы над проектом ученики изучили новое растение, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с растительным и животным миром на территории Крыма, Перкальского дендро-логического парка в городе Пятигорске. Укрепили физическое и духовное здоровье.

       В результате участия в проекте дети овладели навыком безопасного поведе-ния в лесу и на огороде. Усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе, внесли посильный вклад в сохранение природы, научи-лись видеть красоту окружающего природного мира.

      В результате приобщения к проектной деятельности у детей развиваются гуманитарные способности: красноречие, любовь к чтению, умение выразительно читать, богатый словарный запас, склонность к творчеству.

      Опыт показывает, что учащиеся могут не только прочитать литературное произведение, но и проанализировать его, они способны работать с энциклопе-дией, справочной литературой, стараются найти такую информацию, о которой никто не слышал, ребята самостоятельно изучают материалы журналов и газет, учатся понимать, как важно охранять природу. А работая вместе, они делают одно дело: учатся и учат друг друга.

        Проектная деятельность позволяет сохранять познавательную активность и любознательность, дает возможность открывать заложенные в ребенке способности, проявление которых не свойственно для детей 9-10 лет, повышается самооценка.

 

 

 

 

 

 


 

Используемая литература:

 

1.     Книга чтения по ботанике: Пособие для учащихся. Составитель Д.И.Трайтак. М.: Просвещение, 1978г. – 233с.

2.     Лекарственные растения: энциклопедия/ авт. - сост.: И.Н. Путырский, В.Н. Прохоров - Минск: Книжный дом, 2005 - 655 с.

3.     Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений. М.: Мартин, 2004 – 496с.

4.     Материал из Википедии — свободной энциклопедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/

5.      Растения для нас. Справочное пособие / Под ред. Г.П. Яковлева, К.Ф. Блиновой. – Изд-во «Учебная книга», 1996. – 654 с.

6.     https://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200309/18124907.html Тайны и открытия.

7.     https://p-i-f.livejournal.com/4176594.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

                              

              Исаева Ксения в Евпатории(Республика Крым)

 

 

                             

                                Заросли бешеного огурца в Крыму

    

                                   Беседа с Елистратовым  О.А. 


                                     

                       Поиск информации в интернете и в энциклопедиях.

 

 

Приложение 2.

Проведено анкетирование среди учащихся 3 классов (Результаты приведены в проекте)

Приложение 3 .

Результат проектной деятельности – презентация проекта.

                              


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

Содержание Введение.………………………………………………………………………

Содержание Введение.………………………………………………………………………

Введение Любой человек хочет быть здоров всю свою жизнь

Введение Любой человек хочет быть здоров всю свою жизнь

Путем исследования мы познакомимся со свойствами бешеного огурца, особенностями его жизнедеятельности

Путем исследования мы познакомимся со свойствами бешеного огурца, особенностями его жизнедеятельности

Ботаническое описание Корневая система стержневого типа

Ботаническое описание Корневая система стержневого типа

Наружно средства из растения применяют для обработки кожи при грибковом поражении, трофических язвах, абсцессах

Наружно средства из растения применяют для обработки кожи при грибковом поражении, трофических язвах, абсцессах

Кавказа, интродукция полезных растений из сходных климатических зон для целей озеленения городов–курортов, проведение студенческих практик, экскурсионная деятельность

Кавказа, интродукция полезных растений из сходных климатических зон для целей озеленения городов–курортов, проведение студенческих практик, экскурсионная деятельность

В ходе написания работы было проведено небольшое анкетирование среди учащихся 3-х классов нашей школы

В ходе написания работы было проведено небольшое анкетирование среди учащихся 3-х классов нашей школы

Отзыв В ходе работы над проектом ученики изучили новое растение, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с растительным и животным миром…

Отзыв В ходе работы над проектом ученики изучили новое растение, обогатились знаниями и опытом общения с природой, расширили кругозор, познакомились с растительным и животным миром…

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1

Приложение 1.

Приложение 1.

Беседа с Елистратовым О.А.

Беседа с Елистратовым О.А.

Приложение 2. Проведено анкетирование среди учащихся 3 классов (Результаты приведены в проекте)

Приложение 2. Проведено анкетирование среди учащихся 3 классов (Результаты приведены в проекте)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018