Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Тема проекта:
«Преемственность детского сада и школы».
Выполнила
Егорова И.В.
:
Воспитатель
1Проблема
2018 г.
Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную
основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах:
дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые
включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые
приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в
этот переходный момент
«подушкой безопасности» должна стать
преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа
зданием.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа —
системно — деятельностный подход, который предполагает — воспитание и
развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Анализ
образовательных областей обозначенных в ФГОС ДО и НОО выявил
содержательную преемственность, которую можно выразить так: только через
деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться и
наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, котрыми
он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности — игра — как
моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе
происходит постепенный переход к учебной деятельности. Поэтому, несмотря
на то, что требования к условиям реализации образовательных программ в ДОУ
и начальной школе одинаковы, приоритеты групп требований разные: в ДОУ это
условия реализации программы, т. е. пространственная предметноразвивающая
среда, а в начальной школе — это результаты освоения программы. В старшем
2дошкольном возрасте сюжетноролевая игра — важнейшая форма познания
мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в
сообществе. Игра должна остаться основной формой проведения занятий в
первом классе на протяжении всего адаптационного периода.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении
преемственности обозначено — формирование умения учиться, который
включает в себя не только умение обучаться в течении всей жизни в школе и
после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в
более раннем возрасте. Решение данного направления отражаеся в ФГОС
начального, общего образования, где одним из приоритетных задач является
освоение детьми универсальных учебных действий
познавательных, коммуникативных и регулятивных).
(личностных,
Подготовка к школе
зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса
и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае
преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом
определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые
для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее
предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д. Однако
многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие
знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы
ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается
который лежит в основе государственных
деятельностный подход,
образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле это значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок не должен
быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию,
3передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой
развития знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в
Таким образом,
процессе деятельности,
образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и
организуемой педагогом.
ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей,
как необходимого компонента учебной деятельности ведущей целью подготовки
к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности,
самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, т.е. в
ДОУ на первом месте личностные результаты развития ребенка, а результаты
обучения предметные и метапредметные результаты остаются только в
школе.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы на современном этапе
являются:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс
между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения
результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
воспитательнообразовательного процесса воспитателей, учителей, детей и
родителей;
всестороннее психологопедагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и
социальных ресурсов.
Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда
психологопедагогических условий. В системе дошкольного образования это:
личностноориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
4 формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора
развития;
построение образовательного процесса с использованием адекватных
возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной
деятельности.
В системе начального общего обучения:
опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности
детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста
осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а
также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут
фундаментом для формирования у младших школьников универсальных
учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Актуальность проекта
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования
— проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и
методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных
моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной
школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления
преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Новизна
Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении
преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в
российском образовании. В них установлены требования и нормы для
5составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней,
даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов
освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы
будут реализованы качественнее.
Цель: создание условий для успешного прохождения детьми адаптации к
школе.
Задачи:
1. Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том,
как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе.
2. Развивать у детей понимание необходимости обучения в школе,
принятие и осознания роли «Я ученик», «Я и учитель».
3. Организовать последующее кратковременное кураторство педагогов
дошкольного учреждения в условиях школы.
Этапы выполнения
Этапы
проекта
Подготови
тельный
Задачи
Мероприятия
Механизмы
Формировать знания
умения и навыки у
Посещение учителями
открытых занятий будущих
Методы и приемы: словесные,
практические
наглядные,
родителей и педагогов о
том, как адаптировать
первоклассников,
проводимых педагогами
участникам
помогающие
образовательного процесса
детей старшего
дошкольного возраста к
детского сада;
Родительское собрание с
воспитатель,
(учитель,
родитель) уже на данном
школе.
участием учителей и
воспитателей (примерная
этапе обговорить основные
важные момента адаптации
тема) «Ребенок идет в 1
класс»;
ребенка к школе.
6Тренинг для педагогов
(примерная тема)
«Знакомимся с новыми
учениками»;
Мастер – класс для
родителей «Собираем
портфель для
первоклассника» (с целью
знакомства с основной
образовательной
программой и
дополнительными;
учебниками и основным
набором необходимых
канцтоваров и др.)
Игровое упражнение
«Составляем режим дня».
Проведение дня открытых
дверей с использованием
визуальных средств общения
(стендовый
выставки и др.)
материал,
7Основной
Развивать у детей
Работа с детьми на этом
Данные методы и приемы
понимание необходимости
обучения в школе,
этапе может включает в
себя:
(словесные,
наглядные и
практические) направлены для
принятие и осознания роли
«Я ученик», «Я и
экскурсии в школу;
посещение школьного музея,
формирования
положительного отношения
учитель».
библиотеки;
знакомство и
старших дошкольников к
обучению в школе, дети
взаимодействие
дошкольников с учителями и
«примеривают» к себе роль
ученика,
начинают
учениками начальной
школы;
выставки рисунков и
поделок;
встречи и беседы с бывшими
воспитанниками детского
сада (ученики начальной и
средней школы);
совместные праздники (День
знаний, посвящение в
первоклассники, выпускной
в детском саду и др.) и
спортивные соревнования
дошкольников и
первоклассников.
выстраивать взаимоотношения
с будущим учителем и
классным руководителем.
8Заключи
тельный
Организовать последующее
кратковременное
Работа по обеспечению
детского
преемственности
Данный подход дает
возможность ребенку легче
педагогов
кураторство
дошкольного учреждения в
сада и школы, на данном
этапе проекта, предполагает
войти в новую жизненную
ситуацию, в окружении
условиях школы.
посещение воспитателями
уроков первых классов
знакомых людей преодолеть
барьеры, и благополучно
СОШ
образовательной
и
другой
адаптироваться к школе.
на момент
деятельности
адаптации детей к школе.
Данный момент (время,
продолжительность, степень
включенности воспитателя в
образовательный процесс
оговаривается с учителем
индивидуально).
педагогов
в
Участие
мероприятиях школы («День
знаний», «День учителя»,
спортивные
олимпиады,
соревнования,
вечера и др.)
творческие
9Перспективы реализации проекта
Возможности дальнейшего развития проекта:
Данный проект могут реализовывать
образовательные учреждения заинтересованные в
создании условий для успешной адаптации детей
пришедших в 1 класс
Список используемой литературы
1.
Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста. Электронный
сборник / Под ред. А.И. Мухиной, М.Г. Косенко [и др.]. – Северск: МАУ ЗАТО Северск РЦО,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
2016. – 75 с.
2.
г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3.
Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации
образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования / И.Ю.
Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы
преемственности и внедрения: Сборник материалов всероссийской научнопрактической
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 127–132.
4.
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред.
приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).
5.
Сербина «Преемственность так в чем проблема»
Журнал «Обруч» № 1,
2010 г: Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности»; ЕЖурнал «Управление дошкольным образованием»№ 2, 2011 г. М.М. Пашкова
6.
«Основные аспекты преемственности»; В.П. Сергеева « Преемственность: теория и
действительность»
7.
Основная Образовательная Программа МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного
вида» на основе программы Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
до школы»
8.
образования в соответствии с ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. М.: МозаикаСинтез, 2010. 304 с.
9.
Гербовой, Т.С. Комаровой. 4е изд., испр. и доп. М.: МозаикаСинтез, 2010 — 232с.
10.
11.
детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. 2007 № 3 с.
7480.
Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования; Перспектива, 2014.
Слепцова И.Ф. Основы личностноориентированного взаимодействия воспитателя с