Проект «Преемственность детского сада и школы».

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
Иконка файла материала Проект.docx
Тема проекта:  «Преемственность детского сада и школы».                                                                                                                       Выполнила                                                                                                          Егорова И.В.                                                                                         : Воспитатель   1Проблема 2018 г. Принятие   и   утверждение   ФГОС   ДО   и   ФГОС   НОО   создали   нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается   в   систему   образования,   поступая   в   детский   сад,   потом   впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот   переходный   момент  «подушкой   безопасности»   должна   стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа — системно — деятельностный подход, который предполагает — воспитание и развитие   качеств   личности,   формирование   готовности   к   саморазвитию   и непрерывному   образованию;   активную   познавательную   деятельность   детей; построение  образовательного процесса  с учетом  индивидуальных   возрастных, психологических   и   физиологических   особенностей   обучающихся.   Анализ образовательных   областей   обозначенных   в   ФГОС   ДО   и   НОО   выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, котрыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности — игра — как моделирование   отношений   и   событий   реальной   жизни,   а   в   начальной   школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Поэтому, несмотря на то, что требования к условиям реализации образовательных программ в ДОУ и начальной школе одинаковы, приоритеты групп требований разные: в ДОУ это условия реализации программы, т. е. пространственная предметно­развивающая среда, а в начальной школе — это результаты освоения программы. В старшем 2дошкольном   возрасте   сюжетно­ролевая   игра   —   важнейшая   форма   познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе.   Игра   должна   остаться   основной   формой   проведения   занятий   в первом классе на протяжении всего адаптационного периода. Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности   обозначено   —   формирование   умения   учиться,   который включает в себя не только умение обучаться в течении всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более   раннем   возрасте.   Решение   данного   направления   отражаеся   в   ФГОС начального,  общего   образования,   где   одним   из   приоритетных   задач   является освоение   детьми   универсальных   учебных   действий   познавательных,   коммуникативных   и   регулятивных). (личностных,  Подготовка   к   школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность   между   дошкольным   и   младшим   школьным   возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для   осуществления   новой   учебной   деятельности,   сформированы   ли   ее предпосылки,   а   тем,   умеет   ли   ребенок   читать,   считать   и   т.д.   Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается   который   лежит   в   основе   государственных деятельностный   подход, образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле ­ это значит делать учение мотивированным,   учить   ребенка   самостоятельно   ставить   перед   собой   цель   и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения   контроля   и   самоконтроля,  оценки   и   самооценки.  Ребенок   не   должен быть   пассивным   слушателем,   воспринимающим   готовую   информацию, 3передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития   ­   знания   не   передаются   в   готовом   виде,   а   осваиваются   детьми   в   Таким   образом, процессе   деятельности, образовательная   деятельность   выступает   как   сотрудничество   воспитателя   и   организуемой   педагогом. ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения   учебной   деятельностью   —   любознательности,   инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, т.е. в ДОУ на первом месте личностные результаты развития ребенка, а результаты обучения   ­   предметные   и   метапредметные   результаты   ­   остаются   только   в школе. Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы на современном этапе являются: ­ установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; ­   выработка   общих   целей   и   воспитательных   задач,   путей   достижения результатов; ­   создание   условий   для   благоприятного   взаимодействия   всех   участников воспитательно­образовательного   процесса   ­   воспитателей,   учителей,   детей   и родителей; ­ всестороннее психолого­педагогическое просвещение родителей; ­   оказание   психологической   помощи   в   осознании   собственных   семейных   и социальных ресурсов. Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого­педагогических условий. В системе дошкольного образования это: ­ личностно­ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; 4­ формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития; ­   построение   образовательного   процесса   с   использованием   адекватных возрасту   форм   работы   с   детьми,   опора   на   игру   при   формировании   учебной деятельности. В системе начального общего обучения: ­ опора на наличный уровень достижений дошкольного детства; Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского   сада   и   школы,   где   детский   сад   на   этапе   дошкольного   возраста осуществляет   личностное,   физическое,   интеллектуальное   развитие   ребенка,   а также   формирует   предпосылки   учебной   деятельности,   которые   станут фундаментом   для   формирования   у   младших   школьников   универсальных учебных   действий,   необходимых   для   овладения   ключевыми   компетенциями, составляющими основу умения учиться. Актуальность проекта Необходимость преемственности  отдельных ступеней системы образования —   проблема   давняя.   Более   того,   вместе   с   ростом   вариативности   форм   и методов   обучения   (в   частности,   с   появлением   в   нашей   стране   различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе)   стали   нарастать   признаки   рассогласования   и   ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.  Новизна Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности,   целостности   и   непрерывности   образовательной   среды   в российском   образовании.   В   них   установлены   требования   и   нормы   для 5составления   основной   образовательной   программы   каждой   из   этих   ступеней, даны   ориентиры   для   определения   содержания   и   планируемых   результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее. Цель: создание условий для успешного прохождения детьми адаптации к школе. Задачи: 1. Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том, как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе. 2. Развивать   у   детей   понимание   необходимости   обучения   в   школе, принятие и осознания роли «Я ­ ученик», «Я и учитель». 3. Организовать   последующее   кратковременное   кураторство   педагогов дошкольного учреждения в условиях школы.  Этапы выполнения Этапы проекта Подготови тельный Задачи Мероприятия Механизмы Формировать знания  умения и навыки у  Посещение учителями  открытых занятий будущих  Методы и приемы: словесные, практические наглядные,   родителей и педагогов о  том, как адаптировать  первоклассников,  проводимых педагогами  участникам помогающие образовательного   процесса   детей старшего  дошкольного возраста к  детского сада; Родительское собрание с  воспитатель, (учитель, родитель)   уже   на   данном   школе. участием учителей и  воспитателей (примерная  этапе   обговорить   основные важные   момента   адаптации тема) «Ребенок идет в 1  класс»; ребенка к школе. 6Тренинг для педагогов  (примерная тема)  «Знакомимся с новыми  учениками»; Мастер – класс для  родителей «Собираем  портфель для  первоклассника» (с целью  знакомства с основной  образовательной   программой и  дополнительными;  учебниками и основным  набором необходимых  канцтоваров и др.) Игровое упражнение  «Составляем режим дня». ­ Проведение   дня   открытых дверей   с   использованием визуальных средств общения   (стендовый выставки и др.) материал, 7Основной Развивать у детей  Работа с детьми на этом  Данные   методы   и   приемы понимание необходимости  обучения в школе,  этапе может включает в  себя: (словесные,   наглядные   и практические) направлены для принятие и осознания роли  «Я ­ ученик», «Я и  экскурсии в школу; посещение школьного музея, формирования положительного   отношения учитель». библиотеки; знакомство и  старших   дошкольников   к обучению   в   школе,   дети взаимодействие  дошкольников с учителями и «примеривают»   к   себе   роль ученика, начинают   учениками начальной  школы; выставки рисунков и  поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского  сада (ученики начальной и  средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в  первоклассники, выпускной  в детском саду и др.) и  спортивные соревнования  дошкольников и  первоклассников. выстраивать взаимоотношения с   будущим   учителем   и классным руководителем.   8Заключи  тельный Организовать   последующее кратковременное Работа   по   обеспечению детского преемственности  Данный подход дает  возможность  ребенку легче  педагогов кураторство дошкольного   учреждения   в   сада   и   школы,   на   данном этапе проекта, предполагает войти в новую жизненную  ситуацию, в окружении  условиях школы.   посещение   воспитателями уроков   первых   классов знакомых людей преодолеть  барьеры, и благополучно  СОШ   образовательной и   другой адаптироваться к школе.   на   момент деятельности   адаптации   детей   к   школе. Данный   момент   (время, продолжительность,   степень включенности воспитателя в образовательный   процесс оговаривается   с   учителем индивидуально).   педагогов в Участие мероприятиях школы («День   знаний»,   «День   учителя», спортивные олимпиады,   соревнования, вечера и др.)    творческие 9Перспективы реализации проекта Возможности дальнейшего развития проекта: Данный проект могут реализовывать образовательные учреждения заинтересованные в создании условий для успешной адаптации детей пришедших в 1 класс Список используемой литературы 1. Мониторинг   индивидуального   развития   детей   дошкольного   возраста.   Электронный сборник / Под ред. А.И. Мухиной, М.Г. Косенко [и др.]. – Северск: МАУ ЗАТО Северск РЦО,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 2016. – 75 с. 2. г.   №1155   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта дошкольного образования». 3.   Троицкая   И.Ю.,   Рогожина   Е.Н.   К   проблеме   преемственности   в   реализации образовательных   стандартов   на   ступенях   дошкольного   и   начального   образования   /   И.Ю. Троицкая,   Е.Н.   Рогожина   //   Государственные   образовательные   стандарты:   проблемы преемственности   и   внедрения:   Сборник   материалов   всероссийской   научно­практической Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 127–132. 4. образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357). 5. Сербина «Преемственность так в чем проблема» Журнал «Обруч» № 1, 2010 г: Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности»; ЕЖурнал   «Управление   дошкольным   образованием»№   2,   2011   г.   М.М.   Пашкова 6. «Основные   аспекты   преемственности»;   В.П.   Сергеева   «   Преемственность:   теория   и действительность» 7. Основная Образовательная Программа МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» на основе программы  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения От   рождения   до   школы.   Основная   общеобразовательная   программа   дошкольного Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. до школы» 8. образования   в   соответствии   с   ФГОС   /   Под   ред.   Н.Е.   Вераксы,   Т.С.   Комаровой,   М.А. Васильевой. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2010. ­ 304 с. 9. Гербовой, Т.С. Комаровой. ­ 4­е изд., испр. и доп. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2010 — 232с. 10. 11. детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. ­ 2007 ­ № 3 ­ с. 74­80. Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования; Перспектива, 2014. Слепцова   И.Ф.   Основы   личностно­ориентированного   взаимодействия   воспитателя   с