Профориентация
это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержке и развитии природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятия с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Актуальность проекта:
учет представлений о трудовой жизни, интересов, чувств, мыслей , мотивации, ценностных ориентаций;
мероприятия по оказанию помощи трудоспособному населению в правильном выборе профессии;
переориентации на профессии востребованные на рынке труда;
оказание услуг по психологическому сопровождению профессиональной карьеры на всех этапах ее реализации.
Нормативная база
Положение о профессиональной ориентации в РФ (1996 г.) Данный документ подписан министром труда и социального развития РФ Г. Г. Меликьяном 27.09.96.
«Концепция действий на рынке труда на 2008 -2010 годы»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1193-р
Факторы, определяющие профессиональное самоопределение.
1. Мотивация
2. Содержание труда, характер заданий, условия труда, степень сложности.
3. Величина сенсорной нагрузки
4. Исходный фоновый уровень
5. Индивидуальные особенности субъекта труда сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов.
Сущность профессионального самоопределения, его главная цель.
Это понимание и нахождение личностных смыслов в выбираемой осваиваемой, выполняемой трудовой деятельности
Поиск смысла в самом процессе самоопределения
Самостоятельность проектирования профессиональной жизни.
Ответственность в принятии решения
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
1. Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
2. Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3. Прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
4. Содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирование здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Принципы работы:
1. Комплексный подход к изучению профессиональной деятельности;
2. Целенаправленное составление профессиограммы;
3. Типизация и дифференциация профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессий;
4. Реальное отражение состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;
5. Учет перспективы профессионального роста и карьеры;
6. Надежности, предполагающий описание профессии в экстремальных и нестандартных условиях;
7. Научности (разработка на основе системного, личностного, деятельностного подходов).
Профессиограмма
– характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
В нашей школе осуществляется развивающий (активизирующий) подход.
Развивающий – активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному выбору. Главное подготовка человека к выбору профессии, психологическая готовность личности к принятию на себя ответственности за выбор профессии и самому принятию решения. Принцип – сотрудничества
В учебном плане
1 – 4 класс | 5 – 7 класс | 9 класс | 10 класс |
Классные часы (по плану классного руководителя, психолога) | Классные часы (по плану классного руководителя, психолога) | Твоя профессиональная карьера: 0,5 часа в неделю | Технология: Отрасли общественного производства: 1 час в неделю |
Система классных часов
Профессии и предметы
Кем я хочу быть
Книги о науке и технике
Стихи о человеке и его делах
Рассказы о животных. Мир профессий Человек – природа
Мужские профессии
Склонности и интересы в выборе профессий
Все о профессиях
Все создано трудом
Всякий ли труд полезен
Человек – профессия
Рассказы о труде
Книги о человеке умельце
Творцы книг
Копилка пословиц и поговорок о труде.
Стенгазеты
Профессии наших родителей
Кем я буду
Мир моих увлечений
Хобби моих родителей и мое
Книги о профессиях
Мир профессий
Будущее в наших руках
Учись владеть собой
Умение жить среди людей
Собеседование при приеме на работу
Как достичь успеха при помощи имиджа
Как составить резюме
Куда пойти учиться (стенд)
Цель курса
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающий получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
сформировать готовность учащихся к обеспечению выбора профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.
Диагностики (по программам)
КОС
ДДО
Склоннасти по Иойвайши
Карта интересов
Предпочтения учащихся во внеурочное время
Направленность личности
Интеллект
Самооценка
Математические способности (числовые ряды, быстрый счет)
Темперамент
Методика КНОП
Кубики Кноса
Бест Бурдона
Красно-черные таблицы Шульта
ШТУР
Ведущие мотивы деятельности
Опросник профессиональной готовности
Деловые игры и упражнения
Профессиональное лото
Бег ассоциаций
Домино
Хромая обезьяна
Способы использования предметов
Невозможные ситуации
Путешествие в прошлое и будущее состояние предметов
Необитаемый остров
Задача «9 точек»
Разрыв причинных связей
Метафоры
Живые скульптуры
На что похож
Немой художник
Перевоплощение
Пресконференция «Угадай человека»
Малое предприятие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.