Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"
Оценка 4.7

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
20.01.2017
Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"
Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Воспитатели, учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Средства массовой информации все чаще рассказывают нам о случаях жестокости людей по отношению друг к другу. Статьи и сюжеты о проблеме агрессивности и жестокости, носят устрашающий характер. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет. Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникам. Подобные случаи ужасают выбором способов издевательства в отношении детей друг другу. Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников и младших школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Проблема агрессивного поведения дошкольников чрезвычайно актуальна для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность родителей и педагогов. Свою роль играет также увлечённость детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает процесс благоприятной социализации, поэтому профилактика агрессивности в дошкольном возрасте является актуальной и требующей особого внимания.
Программа на конкурс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК» Проект программы по коррекции агрессивного поведения у дошкольников «ВСЕ МЫ…» Проект педагог­психолог О.В.Васечкина г.п. Междуреченский 2017год Содержание: ….... Глава записка…………………………………….. 1.1Актуальность…………………………………………………… Пояснительная 1. Цель проекта проекта проекта проекта Новизна 1.2 Теоретическое обоснование проекта программы………………… 1.3 программы………………………………………… 1.4 программы………………………………………….... 1.5 Задачи программы………………………………………… 1.6 Объекты программы………………………………………. 1.7 Ожидаемые результаты……………………………………………… 1.8 проекта программы………………………….. 1.9 программы………………………. Глава 2. проекта…………………………. этап. 1 Психодиагностический…………………………………………. . 2 этап. Коррекционный…………………………………………………… Структура и Принципы содержание реализации реализации Условия проекта 3 3 4 11 11 11 12 12 12 14 14 14 16 22 22 22 23 2 этап. 3 Консультационный………………………………………………. 4 этап. Аналитический…………………………………………………… Глава Выводы………………………………………………………… Библиография……………………………………………………… ……… 3. Глава 1. Пояснительная записка. 1.1 Актуальность. 3 Проблема   агрессивного   поведения   весьма   актуальна   в   наши   дни. Воспитатели, учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением.  Средства массовой информации все чаще рассказывают нам о случаях жестокости людей по отношению друг к другу. Статьи и сюжеты о проблеме агрессивности   и   жестокости,   носят   устрашающий   характер.   Эта   проблема носит   глобальный   характер   и   активно   обсуждается   в   мировой   прессе,   на интернет   форумах,   телевизионных   передачах,   где   подчеркивается,   что агрессивность   и   жестокость   молодеет.   Довольно   часто   общественностью поднимаются   вопросы,   которые   касаются   случаев   детской   жестокости   не только  по  отношению  к  животным,  но  и  к  сверстникам.  Подобные  случаи ужасают выбором способов издевательства в отношении детей друг другу.  Такое   поведение   приводит   к   тому,   что   дети   перестают   адекватно общаться   и   взаимодействовать   с   окружающими   людьми,   теряют   связь   с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее   частых   проблем   в   детском   коллективе.   Она   волнует   не   только педагогов,   но   и   родителей.   Те   или   иные   формы   агрессии   характерны   для большинства  дошкольников  и  младших  школьников.  Практически  все  дети ссорятся,   дерутся,   обзываются   и   пр.   Обычно   с   усвоением   правил   и   норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия   как   устойчивая   форма   поведения   не   только   сохраняется,   но   и развивается,   трансформируясь   в   устойчивое   качество   личности.   В   итоге снижается   продуктивный   потенциал   ребёнка,   сужаются   возможности полноценного   общения,   деформируется   его   личностное   развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.  Проблема   агрессивного   поведения   дошкольников   чрезвычайно актуальна   для   современного   общества.   Рост   агрессивных   тенденций, распространение  насилия  и жестокости  на  экране  и  в  средствах  массовой информации вызывают озабоченность   родителей   и   педагогов.   Свою роль  играет   также   увлечённость   детей   видео   и   компьютерными   играми агрессивного содержания. Таким образом, агрессивность в детском возрасте, нарушает   процесс   благоприятной   социализации,   поэтому   профилактика агрессивности   в   дошкольном   возрасте   является   актуальной   и   требующей особого внимания.  1.2 Теоретическое обоснование проекта программы. 4 В   быту   термин   "агрессия"   имеет   широкое   распространение   для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда   оцениваются   резко   отрицательно,   как   выражение   наличия   культа грубой   силы.   В   основном   же   под   агрессией   понимается   вредоносное поведение.   В   понятии   "агрессия"   объединяются   различные   по   форме   и результатам акты поведения от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до   бандитизма   и   убийств.   К   агрессивности   близко   подходит   состояние враждебности.   Враждебность   более   узкое   по   направленности   состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако   никакой   агрессивности   не   проявляют.   Бывает   и   агрессивность   без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В   литературе   различными   авторами   предложено   множество определений   агрессии.   Под   агрессией   понимается   сильная   активность, стремление к самоутверждению.  Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть   действия,   которые   вредят   другому   лицу   или   объекту.   Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)  Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.  Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны   которые   уменьшают   свободу   или   генетическую одной   особи, приспособленность другой особи.  Агрессия   –   злобное,   неприятное,   причиняющее   боль   окружающим, поведение. Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Л. Берковиц обратил внимание на то,   что   одна   из   главных   проблем   в   определении   агрессии   в   том,   что   в английском   языке   этот   термин   подразумевает   большое   разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого­то как  агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по­своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха  бросается  в  омут  неразрешенных проблем. Таким  образом, при изучении   агрессивного   поведения   человека   мы   сразу   же   сталкиваемся   с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение   основного   понятия.   По   одному   из   определений   агрессии   (А. Басс), агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями,   содержит   следующее   положение:   чтобы   те   или   иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя 5 намерение   обиды   или   оскорбления,   а   не   просто   приводить   к   таким последствиям И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает   употребление   термина   агрессия   попыткой   нанесения   другим телесных или физических повреждений.  Несмотря   на   значительные   разногласия   относительно   определений агрессии,   многие   специалисты   в   области   социальных   наук   склоняются   к принятию   определения,  близкого   ко   второму   из   приведенных   здесь.  В  это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления   или   вреда   другим.   Таким   образом,   в   настоящее   время большинством принимается следующее определение:  Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также   тесно   связанным   с   пониманием   агрессии   с   позиции   обыденного сознания.   Однако   при   более   внимательном   изучении   оказывается,   что   оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. Из   представления   о   том,  что   агрессия   предполагает   или   ущерб,  или оскорбление   жертвы,   следует,   что   нанесение   телесных   повреждений реципиенту   не   является   обязательным.   Агрессия   имеет   место,   если результатом действий являются какие­либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого­либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего­то   необходимого   и   даже   отказ   в   любви   и   нежности   могут   при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.  Причины проявления агрессивности у дошкольников. В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выра­ женной   агрессивностью:   они   постоянно   дерутся,   толкаются,   ссорятся, обзывают   других   детей,   отнимают   у   них   игрушки.   Следует   отметить,   что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, детей бывает обычно немного (один­два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети   стараются   ответить   им   тем   же,   и   общая   агрессивность,   группы возрастает.   Воспитателю   приходится   не   легко   с   ними:   они   не   знают,   как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают. В каких­то случаях агрессивность может проявляться, как симптом нервно­психического заболевания, однако это встречается не столь часто,   чтобы   можно   было   говорить   о   биологической   предопределенности агрессивности   у   детей.   На   мой   взгляд,   определяющее   значение   для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, стиль воспитания, жизненные   смыслы   и   ценности.  Каждый   из   этих   факторов   действует   не   в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в дошкольном возрасте. 6 Опыт работы с агрессивными детьми дошкольного возраста позволил выделить   психологам   две   группы   детей,   агрессивность   которых   имеет различную природу. Первую   группу   агрессивных   детей  отличает   то,   что   родители   не занимаются   ими,   дети   предоставлены   сами   себе,   между   членами   семьи существуют конфликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка подвергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто   все   члены   семьи   (родители   и   представители   старшего   поколения) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не занимается. Отношение же матери к ребенку отличается   неприятием   его   как   личности,   предъявлением   завышенных требований   к   нему,   подчеркиванием   его   не   умелости,   нетактичности.   За любые, даже незначительные, проступки ребенка строго наказывают. О том, как   переживают   дети   свое   положение   в   семье,   достаточно   наглядно свидетельствуют   их   высказывания   и   рисунки.  Как   правило,   у   таких   детей завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. В желаниях детей, отчетливо выражена потребность в материнской любви и признании. Все дети из этой группы выражают желание иметь   друзей.   Агрессивность   детей   этой   группы   ­   это   реакция   на неудовлетворяющие   их   отношения   с   родителями,   особенно   с   матерью. Недостаток, а порой и отсутствие любви и признания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности как у мальчиков, так и у девочек. Агрессивные   дети   из   второй   группы  отличаются   не   только   тем,   что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией,   самооценкой).   В   отличие   от   детей   первой   группы,   они   не испытывают   недостатка   в   любви   и   признании   со   стороны   родителей. Характерной   особенностью   семей   этой   группы   является   то,  что   родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность   и   враждебность   по   отношению   к   окружающему   миру,   не считаются с интересами других людей. Для воспитательной  позиции  роди­ телей характерно стремление сделать из своего сына "настоящего мужчину". Родители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стремление   отомстить   обидчику,   при   этом   они   не   приемлют   каких­либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают   их   в   спортивные   секции   (преимущественно   борьбы)   или   сами обучают   "приемам".   Родители   всегда   защищают   своего   ребенка,   находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы. У детей рассматриваемой группы завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как   им   кажется,   оценка   родителей   (отца   и   матери)   совпадает   с   их собственной.   Агрессивность   детей   второй   группы   определяется   жизненной 7 позицией   родителей   или   других   членов   семьи,   отличающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие ценности и установки   впитываются,   усваиваются   ребенком   и   переносятся   им   на собственное окружение, ограниченное пока только группой детского сада. Природа  агрессивности   в  обоих   случаях   совершенно  разная:  у   детей первой   группы   агрессивность   носит   защитный   характер   и   обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка  родителями; во  втором случае она является  следствием усвоенных   от   родителей   соответствующих   ценностей   и   установок,   агрес­ сивных форм поведения. Агрессивное   поведение   уже   в   дошкольном   возрасте   принимает разнообразные   формы.   В   психологии   принято   выделять   вербальную   и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада.  Косвенная вербальная агрессия  направлена на обвинение или угрозы сверстнику.   Проявляются   они   в   различных   высказываниях   в   виде   жалоб; демонстративного   крика,   направленного   на   устранение   сверстника; агрессивных фантазий. Прямая   вербальная   агрессия  представляет   собой   оскорбления   и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки и оскорбления. Косвенная   физическая   агрессия  направлена   на   принесение   какого­ либо   материального   ущерба   другому   через   непосредственные   физические действия.   Это   может   быть:   разрушение   продуктов   деятельности   другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками  рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу   товарища   и  улыбается,  видя   возмущение   последнего,  или   ребенок  с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая, ужас и слезы ее владельца). Прямая физическая агрессия  представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать   две   формы   символическую   и   реальную.   Символическая   пред­ ставляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия ­ это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.). Наиболее   часто   у   подавляющего   большинства   детей   наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений, у некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной форме, так и в прямой форме. 8 Индивидуальные особенности агрессивных дошкольников. Те  или   иные   формы   агрессивного   поведения   наблюдаются   у большинства   дошкольников.   В   то   же   время   некоторые   из   них   склонны   к значительно более враждебной агрессии, которые в высокой частоте действий ­  в  течение   часа  можно   наблюдать   не  менее   четырех   актов,  цель  которых причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более   одного.   Среди   психологических   особенностей,   провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточнее развитие интеллекта и   коммуникативных   навыков,   сниженный   уровень   произвольности, неразвитость   игровой   деятельности,   сниженную   самооценку,   нарушения   в отношениях   со   сверстниками.   Однако   неясно,   какие   именно   из   этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность.  Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников агрессивных и   неагрессивных   показывает:   по   большинству   из   них   первые   мало   чем отличаются   от   вторых.   Так   уровень   развития   их   интеллекта   в   среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. У многих зафиксирован   достаточно   высокий   социальный   интеллект:   они   без   труда решают  трудные   ситуации,  представленные,  например,  на  картинках  или   в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже. Агрессивные   дети   более   остро   и   напряженно   переживают   свою «недооцененность»,   непризнанность   своих   достоинств.   Характерно,   что переживания  эти,   как   правило,   не   соответствуют   реальности.   По   своему социальному   статусу   в   группе   сверстников   агрессивные   дети   мало,   чем отличаются от других среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действитель­ ным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку   кажется:   его   не   ценят,   не   видят   его   достоинств.   Еще   более существенные различия проявляются в процессе реального взаимодействия. В ситуации   совместной   деятельности,   когда   двум   или   трем   воспитанникам взрослый   предлагает   раскрасить   картинки   или   собрать   узоры   мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют   внимание   к   успехам   сверстника,   то   только   отрицательное   и   с одной мотивацией: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание пола­ гать,   что   главная   отличительная   черта   агрессивных   детей   их   отношение   к сверстнику.   Другой   ребенок   для   них   противник,   конкурент,   препятствие, которое нужно устранить.  Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно   приписывает   другому.   Проявляется   это   в   представлении   о   своей недооцененности   со   стороны   сверстников;   в   приписывании   агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера. 9 Главные   проблемы   агрессивных   детей,   лежат   в   сфере   отношений   со сверстниками.   Обследуя   их,   исследователи   выявляют   существенные индивидуальные   различия,   как   в   поведении,   так   и   в   психологических характеристиках.   Среди   агрессивных   детей   отчетливо   выделяются   три группы.  Первую   группу  составляют   дети,   которые   чаще   всего   используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно   ярко   выражают   свои   эмоции   кричат,   громко   ругаются, разбрасывают   вещи;   поведение   направлено   на   получение   эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись   внимания,   успокаиваются   и   прекращают   свои   вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию прямую или   косвенную   в   ситуации   привлечения   внимания;   и   носит   она непроизвольный,   непосредственный,   импульсивный   характер.   Враждебные действия   быстро   сменяются   дружелюбием,   а   выпады   против   сверстника готовностью   сотрудничать.   По   данным   социометрического   обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников их либо   не   замечают   и   не   принимают   всерьез,   либо   избегают.   Со   слов сверстников,   они   «все   ломают»,   «всегда   мешают»,   «никого   не   слушают». Данные   психологических   обследований   показывают:   дети  первой   группы значимо   отличаются   от   других   (как   обычных,   так   и   агрессивных)   низким уровнем   интеллекта   как   общего,   так   и   социального;   неразвитой произвольностью;   низким   уровнем   игровой   деятельности   не   умеют поддерживать   игру   и   стремятся   обратить   на   себя   внимание,   используя деструктивные действия и разрушая игру других. Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии   ребенка   имеется   некоторое   отставание.   Его   обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства   самоутверждения   и   самовыражения   используются   агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно­демонст­ ративным,  поскольку   главная   задача   ребенка   продемонстрировать   себя, обратить на себя внимание. Вторую   группу  составляют   дети,   которые   используют   агрессию   в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия   ­   это   средство   достижения   какой­либо   конкретной   цели. Положительные   эмоции   испытываются   по   достижении   результата,   а   не   в   Любая   деятельность   отличается момент   агрессивных   действий. целенаправленностью   и   самостоятельностью,   стремлением   занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, 10 дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия,   которая,   впрочем,   не   отличается   особой   жестокостью.   В конфликтных   ситуациях   переживания   и   обиды   сверстников   игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания.  Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только   на   словах.   Примечательно:   оправдывая   себя,   обвиняют   товарищей. Основная   их   цель   –   избежать   негативный   оценки   взрослого,   т.к.   оценка взрослого человека важна для его самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным.  Нормальным   и   единственно   возможным   для   достижения   цели. Данный вид агрессивности можно назвать нормативно­инструментальным. В  третью   группу  входят   дети,   для   которых   желание   нанести   вред другому самоцель.  Их агрессивные действия не имеют какой­либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих   действий,   приносящих   боль   и   унижение   сверстникам.   Дети   третьей группы   используют   в   основном   прямую   агрессию,   причем   более   половины всех   актов   составляет   прямая   физическая   агрессия   действия   отличаются особой жестокостью и  хладнокровием.  Так,  безо всякой видимой причины ребенок   может   схватить   другого   за   волосы   и   бить   головой   об   стену   или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна две постоянные жертвы   более   слабые   дети,   неспособные   ответить   тем   же.   Совершенно отсутствует   при   этом   чувство   вины   или   раскаяния.   Нормы   и   правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы   особенно   характерны   мстительность,   злопамятность,   они   долго помнят   любые   мелкие   обиды   и,   пока   не   отомстят   обидчику,   не   могут переключиться   на   другую   деятельность.   Самые   нейтральные   ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права. Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно враждебным. В   характеристиках   выделенных   групп,   существуют   различия   как   по форме   проявления   агрессивности,   по   мотивации   поведения,   так   и   по нарастанию   мотивации   (как   и   частоты   прямой   физической   агрессии)   от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия   более   жесткие   и  устойчивые   по   форме.   В   третьей   группе преобладает   мотивация   «бескорыстного»   причинения   вреда   сверстникам (агрессия   как   самоцель).   Проявляется   она   в   наиболее   жестоких   формах насилия. 11 Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за   выживание   в   этом   странном   и   жестоком   мире,   как   защитить   себя. Агрессивные   дети   очень   часто   подозрительны   и   насторожены,   любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут   сами   оценить   свою   агрессивность.   Они   не   замечают,   что   вселяют   в окружающих   страх   и   беспокойство.   Им,   напротив,   кажется,   что   весь   мир хочет   обидеть   именно   их.   Таким   образом,   получается   замкнутый   круг: агрессивные   дети   боятся   и   ненавидят   окружающих,   а   те,   в   свою   очередь боятся их. Изучив, теоретический материал по проблеме детской агрессивности, можно сделать следующие выводы: 1. Природа агрессивности уже в достаточной мере освоена и можно выделить   главные   теории   агрессии:   теория   инстинкта   (З.   Фрейда);   теория фрустрации­агрессии   (ДЖ.Доллард);   когнитивная   теория   (З.Берковиц); модель   образования   новых   когнитивных   связей   или   теория   социального научения (А.Бандура). 2. В   основе   детской   агрессивности   может   лежать   различная мотивационная направленность: в одном случае ­ спонтанная демонстрация себя,   в   другом   ­   достижение   своих   практических   целей,   в   следующем подавление   и   унижение   другого.   Однако,   несмотря   на   эти   очевидные различия,   всех   детей   объединяет   одно   общее   свойство   невнимание   к сверстникам, не способность видеть и понимать их.  3. Предпочтение   ребёнком,  как   агрессивных,  так   и  неагрессивных моделей   поведения   является   непосредственным   отражением   процесса социализации.   Часто   повторяющиеся   проявления   агрессивности   родителей оставляют   глубокий   след   в   детском   сознании,   который   трудно   изменить только усилиями социального педагога и психолога. 4. В возникновении феномена агрессии можно выделить следующие положения:   связь   между   агрессией   и   негативным   фактором   окружающей среды;   роль   эмоционального   возбуждения   в   процессе   возникновения деструктивных реакций;   критические переменные в социальном окружении, способствующих   проявлению   враждебности;   специфические   механизмы нервной системы;  методы контроля агрессивного поведения. 1.3 Новизна проекта программы: заключается в том, что: 1. Обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей дошкольного возраста. 2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в   настоящее   время   формы   проявления   агрессивности   в   поведении   детей дошкольного возраста. 3. Обоснована   необходимость   использования   значимой   для   детей деятельности, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста. 12 1.4 Цель проекта программы: создать для ребенка зону ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного поведения.  1.5 Задачи проекта программы:  2. 3. Выявить причины возникновения агрессивного поведения ребенка; Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; 4. Обучить агрессивного ребенка способам выражения  гнева    в приемлемой форме; 5. 6. 7. Обучить ребенка приемам саморегуляции; Учить анализировать свое поведение; Обучить ребенка навыкам бесконфликтного общения. 1.6 Объекты проекта программы: 1. 2. 3. Дети дошкольного образовательного учреждения. Родители детей, посещающих образовательное учреждение. Коллектив образовательного учреждения. 1.7Ожидаемые результаты проекта программы. Коррекция   и   профилактика   агрессивности   у   детей   дошкольного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими. Эффективность   программы   коррекции   агрессивного   поведения   должна выразится: 1. 2. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа,   синтеза,   сопоставления   при   взаимодействии   со   взрослыми   и сверстниками. 3. В   повышении   уровня   межличностных   взаимоотношений   между воспитанниками. 4. 5. В снижении уровня агрессивного поведения. В повышении культуры общения 13 1.8 Условия реализации проекта программы. Материально – техническое оснащение:  записи музыки и песен;   спортивный и физкультурный залы;   кабинет психолога;   аудио­ видеоаппаратура;  компьютер, компьютерные игровые пособия;   игрушки;  наглядные пособия;    различные виды театров, сцена, занавес;  атрибуты для подвижных игр, драматизаций, тренингов;   крупный строитель;   спортивное оборудование;  сенсорное оборудование для релаксации;  телефоны для диалогов;   сухой бассейн;   модульные домики.  песок, оборудование для игр с водой; Взаимодействие специалистов образовательного учреждения. Специалисты Формы взаимодействия Заведующий Старший воспитатель Руководитель   по   физическому воспитанию Музыкальный руководитель Воспитатель   Создание   условий   для   работа педагога­психолога. Правовые вопросы. Участие   в   семинарах,   практикумах, педсоветах, родительских собраниях. Разработка методических рекомендаций   по   оформлению предметно­развивающей среды. Повышение   физической   активности детей   с   признаками   агрессивного поведения.  Привлечение   детей   с   признаками агрессивного   поведения   и   их родителей   к   активному   участию   в мероприятиях, утренниках. Наблюдение   за   детьми.   Заполнение документации. Предоставление информации о детях.   14 Направления работы отражают основное содержание: 1. Диагностическая  работа обеспечивает своевременное  выявление детей с агрессивным поведением, проведение их комплексного обследования и   подготовку   рекомендаций   по   оказанию   им   психолого­медико­ педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; 2. Коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную   помощь   в   освоении   содержания   образования   и коррекцию   недостатков   в   поведенческом   развитии   детей,   способствует формированию   универсальных   учебных   действий   у   воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); 3.   обеспечивает Консультативная   работа   непрерывность специального сопровождения детей с  агрессивным поведением  и их семей по вопросам   реализации   дифференцированных   психолого­педагогических условий   обучения,   воспитания,   коррекции,   развития   и   социализации воспитанников; 4. Информационно­просветительская   работа   направлена   на разъяснительную   деятельность   по   вопросам,   связанным   с   особенностями образовательного   процесса   для   данной   категории   детей,   со   всеми участниками образовательного процесса воспитанниками (как имеющими, так и   не   имеющими   недостатки   в   развитии),   их   родителями   (законными представителями), педагогическими работниками. 1.9 Принципы реализации проекта программы. Принцип   первый  –   единство   коррекции   и   развития.   Решение   о необходимости   коррекционной   работы   принимается   только   на   основе психолого­педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Коррекционная   работа   предполагает   знание   основных   закономерностей психического   развития,   понимание   значений   последовательных   возрастных стадий   для   формирования   личности   ребенка.   Существуют   возрастные ориентиры   нормального   развития.   Под   нормальным   развитием   понимают гармоничное   психическое   развитие,   соответствующее   возрасту.   Такая ориентировочная   возрастная   норма   в   значительной   степени   обусловлена культурным уровнем и социально­историческими требованиями общества. Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, 15 который   определяется   исходя   из   зоны   ближайшего   развития   ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Развитие   в   онтогенезе   имеет   сложный   системный   характер. Диагностическое   обследование   позволяет   раскрыть   целостную   системную картину   причинно­следственных   связей,   сущностных   отношений   между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами. Принцип   четвертый  –   деятельностный   принцип   осуществления коррекции.   Этот   принцип   определяет   выбор   средств,   путей   и   способов достижения   поставленной   цели.   Деятельностный   принцип   основан   на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей   силой   развития,   что   на   каждом   этапе   существует   ведущая деятельность,   в   наибольшей   степени   способствующая   развитию   ребенка   в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Принцип пятый  – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.   Мобилизация   движущих   сил   развития   происходит   у   ребенка   тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему. Глава 2. Структура и содержание проекта. 1 этап. Психодиагностический. В соответствии с целью и задачами проекта программы для определения признаков   агрессивного   поведения   дошкольников   используются   следующие методики: Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. 1.  Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста Родителям   предлагается   ответить   на   20   вопросов­утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.   Подсчитывается   итоговая   сумма   балов,   на   основании   чего   делается вывод  об   уровне   агрессивности  ребёнка  (чем   больше  итоговая   сумма,  тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов:  Повышенный уровень агрессивности – 16­20 баллов  Высокий уровень агрессивности – 11­15 баллов.  Средний уровень агрессивности – 6­10 баллов.  Слабый уровень агрессивности –1­5 баллов. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор». 2. 16 Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста Педагог­психолог в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен   сам   выбрать   один   из   трёх   готовых   ответов   какой­то   один,   либо придумать   свой   вариант   ответа.   За   ответ   на   каждый   вопрос   испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой   «а»   (отсутствие   агрессивности),   1   балл   –   том   случае   ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля   агрессивности   (но   весьма   невысокой);   2   балла   –   в   случае   выбора ребёнком   ответа   с   литерой   «в»   (соответствующего   высокому   уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при  выборе  «готовых» ответов. Подсчитывается   итоговая   сумма  балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценки результатов:  Повышенный уровень агрессивности – 7­8 баллов.  Высокий уровень агрессивности – 5­6 баллов.  Средний уровень агрессивности – 3­4 баллов.  Слабый уровень агрессивности – 0­2 баллов. 3. Рисуночный тест «Несуществующее животное» (Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция). Цель: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я­образ. Тест поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Ребенку   нужно   придумать   и   нарисовать   несуществующее   животное назвать   его   не   существующим   именем,   животное   должно   быть   придумано именно им самим. Это не должен быть уже увиденный когда­то персонаж из мультиков,  компьютерных   игр  или  сказок.  После  того,  как   рисунок   будет готов, опросить ребенка о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Ребенок  неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать 17 свой   внутренний   мир.   Также   можно   понять,   насколько   он   адаптирован   в коллективе. 4. Структурализированное   наблюдение,   проводимое   воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.). Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста. Оборудование:   карта   наблюдений,   включающая   18   фрагментов   – фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение   учебного   занятия   в   ДОУ   наблюдает   за   ребёнком   и   фиксирует результаты по его окончании). Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют);   или   «­»   (что   означает   НЕТ,   отсутствуют).   Каждый   «+» соответствует 1 баллу (ответ «­» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая   сумма   балов,   на   основании   чего   делается   вывод   об   уровне агрессивности   ребёнка   (чем   больше   итоговая   сумма,   тем   выше   уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов:  Повышенный уровень агрессивности – 15–18 баллов  Высокий уровень агрессивности – 10–14 баллов.  Средний уровень агрессивности – 6­9 баллов.  Слабый уровень агрессивности – 0­5 баллов. Каждая из обозначенных выше диагностических методик имеет шкалу уровня агрессивности   (повышенный,   слабый   уровень агрессивности).   высокий,   средний, В   группу   отбираются   дети,   которые   набрали   большое   количество баллов в результате количественного анализа результатов. 2 этап. Коррекционный. Психологическая   коррекция   –   комплекс   мер   и   способов   влияния   на ребенка,   коррекции   его   поведения,   привычек,   взглядов,   инструментов формирования   его   памяти,   Согласно положениям индивидуальной работы требуется:   внимания   и   мышления   в   целом. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка. Договоренность о проведении коррекционно­развивающей работы 1. 2. 3. с родителями и поддержка с их стороны. Подбор   оптимальных   техник,   зависящих   от   возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы. 4. Организация   психокоррекционных   развивающих   занятий   с приоритетом интересов ребенка. 18 5. Схема коррекционно­развивающей работы с агрессивными детьми укладываются в рамки четырех пунктов. 6. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы; 7. Вызов   эмоциональной   реакции   агрессии,   выявление   источника раздражения и успокоение ребенка; 8. Изменение   поведенческих   стереотипов   и   реакций,   повышение   формирование   положительного   отношения   к   себе   и самооценки, окружающим; 9. Выработка   и   закрепление   навыков   нормального   поведения, социально приемлемой коммуникации. Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование,   и   тренинги,   индивидуальные игротерапия,   арттерапия,   диагностические   занятия,   групповые   индивидуальные   коррекционные   занятия,   консультации. Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить   его   темперамент   и   делать   ответственным   за   результаты   занятий. Поведение  психолога, проводящего занятий  должно служить образцом для подражания   и   способом   усиления   и   подкрепления   все   положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной. Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая   работа   наиболее   эффективна   в   мини­группах   (по   5­6   человек). Количество занятий – 1­2 в неделю, продолжительность – 30 минут. Характерологические особенности ребёнка Направления коррекционной работы Методы и техники коррекционного воздействия Высокий уровень личностной  1. тревожности.  Сверхчувствительность к  негативному отношению к себе.  Слабое осознание  2. собственного эмоционального мира.  Низкий уровень эмпатии. Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. 1.релаксационные   техники:   глубокое   дыхание,   визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2.ролевые игры; 3.работа со страхами. 1.работа   с   фотографиями,   отражающими   различные эмоциональные состояния; 2.придумывание   историй, эмоционального   состояния   (желательно   раскрыть несколько причин); 3.рисование, лепка эмоций; 19 3. Неадекватная (чаще низкая)  самооценка. Заранее настроены на  негативное восприятие себя со  стороны окружающих. Развитие позитивной самооценки. 4.пластическое изображение эмоций; 5.работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6.изображение   различных   предметов   и   явлений   природы, придумывание   рассказов   от   лица   этих   предметов   и явлений; 7.разыгрывание   сценок   (этюдов),   отражающих   различные эмоциональные состояния; 8.методика – «я грустный (радостный и т.д.), когда...»; 9.ролевые   игры,   отражающие   проблемную   ситуацию,   где упражнения, «агрессор» проигрывает роль «жертвы»; 1. восприятие   образа   «Я»,   активизацию   самосознания, актуализацию «Я­состояний»; 2. разработка   системы   поощрений   и   наград   за имеющиеся   и   возможные   успехи   («альбом   успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т.д.); 3. организации кружковой работы в МДОУ) включение   ребёнка   в   работу   кружка   (при 4.  Эмоциональное «застревание»  на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть  последствия своих действий.  Слабый контроль над своими  5. эмоциями. Коррекционная работа, 1.выражение гнева безопасным способом во внешнем плане направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. (канализация агрессии); 2.отреагирование гнева через движения; 3.многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом; 4.рисование   гнева,   а   также   лепка   гнева   из   пластилина (глины),   обсуждение   (если   ребёнок   хочет),   в   каких ситуациях он испытывает гнев; 5.«письма гнева»; 6.«галерея негативных портретов»; 7.использование приёмов арт­терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации; Коррекционная работа, 1.релаксационные направленная на обучение ребёнка управлению своим релаксация+глубокое дыхание+визуализация ситуации; 2.перевод   деструктивных   действий   в   вербальный   план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); гневом. 3.ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдёшь к действию»; 4.ролевая   игра,   включающая   в   себя   провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5.сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6.осознание   своего   гнева   через   сенсорные   каналы   (на   что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 20 6.  Ограниченный набор  поведенческих реакций на  проблемную ситуацию,  демонстрация агрессивного  поведения. Коррекция, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.   Работа   с   родителями   и 7. педагогам. Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. разыгрывание   сцен,   отражающих   вымышленные использование   игр,   включающих   в   себя   элементы ведение   ребёнком   блокнотика   в   целях   обучения 7.осознание   своего   гнева   через   телесные   ощущения (сокращения   мышц   лица,   шеи,   рук,   грудной   клетки, живота, которые могут вызвать боль); 1. работа   с   картинками,   отражающими   проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке; 2. конфликтные ситуации; 3. соперничества; 4. использование игр, направленных на сотрудничество; 5. разбор   вместе   с   ребёнком   последствий   различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре; 6. введение   на   занятиях   определённых   правил поведения   с   использованием   системы   поощрений   и привилегий   в   случае   их   соблюдения   (награды,   призы, медали, аплодисменты и т.п.); 7. самонаблюдению и контролю над поведением; 8. ведение   ребёнком   вместе   с   воспитателем (родителями)   карты   поведения,   содержащей   личные правила поведения для конкретного ребёнка (например, «держи   руки   при   себе»,   «говори   уважительно   со старшими»)   с   использованием   наград   и   поощрений   в случае соблюдения этих правил; 9. включение   ребёнка   в   спортивные   командные   игры (канализация   агрессии,   взаимодействие   в   коллективе, соблюдение определённых правил). 1. индивидуально­психологических агрессивного ребёнка; 2. обучение   распознаванию   собственных   негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными   детьми,   а   также   приёмам   регуляции психического равновесия; 3. обучение   воспитателей   и   родителей   навыкам «ненасильственного»   общения   –   «активное»   слушание; исключение   оценочности   в   общении;   высказывание   «Я­ сообщений» вместо «Ты­сообщений», исключение угроз, и приказов, работа с интонацией; 4. агрессивными детьми через ролевую игру; информирование   педагогов   и   родителей   об отработка   навыков   позитивного   взаимодействия   с 21 помощь семье в плане выработки единых требований отказ   от   наказаний   как   основного   метода 5. и правил воспитания; 6. воспитания; 7. интересам) секций, кружков, студий включение   ребёнка   в   работу   различных   (по 22 3 этап. Консультационный. Данный этап  предусматривает преимущественно работу с педагогами и родителями агрессивных детей. Агрессивные   дети   ­   это   та   категория   детей,   которая   наиболее осуждается   и   отвергается   взрослыми.   Непонимание   и   незнание   причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного   ребенка,   испытывающие   к   нему   неприязнь,   обращаются   за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. При работе с родителями важно избегать негативного   воздействия   на   их   самооценку,   нужно   стремиться   ее стабилизировать. Педагогу   для   успешного   взаимодействия   с   агрессивным   ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться   педагог,   сотрудничество   и   принятие   ребенка   в   целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций. 4 этап. Аналитический. Анализ   полученных   результатов,   формулирование   выводов.   Данная   позволит   скорректировать   повышенную   агрессивность, программа   тревожность, неадекватную самооценку у детей.  Глава 3. Выводы. Эффективность   любой   коррекционной   программы   зависит   от   того, произойдет   ли   перенос   позитивного   опыта,   полученного   ребенком   на занятиях,   в   его   реальные   жизненные   ситуации.   Работа   с   педагогами   и родителями   имеет   целью   обеспечить   этот   перенос.   В   ходе   родительских собраний дается информация о ходе коррекционных занятий с детьми и их эффективности.   Необходимо   подготовить   рекомендации   родителям агрессивных   детей   по   оптимизации   взаимоотношений   между   родителями   и детьми.  Данный  проект   программы  позволит  скорректировать  повышенную агрессивность,   тревожность.   Поможет   им   находить   наиболее   социально приемлемые   способы   поведения   в   стрессовых   ситуациях,   адекватно реагировать   на   происходящее   вокруг,   обучит   социально   приемлемым способам выхода агрессивности и других негативных чувств. 23 Определить   результативность   проведенной   работы   поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет   проведена   мой   занятий.  Результаты   сравнительного   анализа   помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и решены ли поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо. Библиография 1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие СПб.: Речь, 2004  2. Андреева, Г.М. Социальная психология М.: Изд­во МГУ, 1988 3. Берон, Р. Агрессия СПб. 2001. 4. Бреслав,   Г.М.   Эмоциональные   особенности   формирования   личности   в детстве М.: Педагогика, 1995. 5. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми М., 1991. 6. Ватова,   Л.   Как   снизить   агрессивность   детей   Дошкольное   воспитание.  – 2003. – №6. 7. Колосова, С.Л. Детская агрессия СПб.: Питер, 2004.  8. Лютова,   Е.К.   Шпаргалка   для   взрослых.   Психокоррекционная   работа   с гиперактивными,   агрессивными,   тревожными   и   аутичными   детьми   М.: Генезис, 2000. 9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. – М., 2001.  10.Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987. 11.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. 12.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей учебник Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2005. 13.Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей:– Новосибирск: Изд. НГИ, 2003.  14.Фурманов,   И.А.   Детская   агрессивность:   психодиагностика   и   коррекция Мн.: Ильин, 1996. 24 15.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993. ЗАЯВКА на участие в конкурсе проектов (программ) «Лучшая модель психологического сопровождения начального школьного образования в условиях введения ФГОС» 1 2 3 4 5 Образовательное учреждение Название проекта ФИО автора проекта, должность Перечень представленных материалов Используемые психологические и психолого­ педагогические технологии (указать какие) 6 Краткая аннотация проекта Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» «Все мы…» Васечкина Ольга Викторовна педагог­психолог Проект программы по коррекции агрессивного поведения у дошкольников «ВСЕ МЫ…» Арттерапия, игротерапия. В   представленном   проекте   программы обоснована множественность причин проявления агрессивности   у   детей   дошкольного   возраста, рассмотрены   и   проанализированы   наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления   агрессивности   в   поведении   детей дошкольного возраста. Обоснована   необходимость   использования значимой   для   детей   деятельности,   с   целью повышения   эффективности   диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста. 7 Контактный телефон, факс т/ф 8(34677)33964 с/т 89044686621 25 8 9 E­mail Адрес сайта образовательного учреждения в интернете Vasechkina30@yandex   www.madou­rodnichok.narod.ru  .  ru Дата   30.03.2012г.  Руководитель                                 / Т.Г. Спиридонова / 26

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"

Проект программы по коррекции агрессивного поведения "Все мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017