Проект "Пушкин - наше все" (8 класс, музыка)

  • Исследовательские работы
  • Работа в классе
  • docx
  • 29.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект "Пушкин - наше все" выполнен обучающимся 8 класса. В наш век компьютеров и телефонов люди стали уделять меньше времени книгам. В результате опроса обучающихся 8 класса было выяснено, что еще недостаточно школьники знают творчество Пушкина, особенно те произведения, которые положены на музыку, а их более тысячи. Творчество Пушкина будет современным и актуальным во все времена. Эта тема заинтересовала и целью проекта стало создание серии буклетов, рассказывающих о творчестве Пушкина.Проект начинается с пояснительной записки, в которой намечен исходный замысел и актуальность проекта, цель и задачи; назначение проекта, то есть его практическая значимость; ресурсы, необходимые для реализации проекта. Затем дано краткое описание хода выполнения проекта и оценка результативности и эффективности проектной деятельности.
Иконка файла материала Проект Пушкин - наше все.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №35» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОЕКТ по предмету «Музыка» Пушкин – наше все                                                                                            Коновалов Степан Выполнил обучающийся 8В класса                                                                                   Научный руководитель: Киргизова Любовь Васильевна учитель музыки Смоленск, 2018ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходный замысел, актуальность проекта. В современном мире люди стали уделять меньше времени книгам. На смену им пришли компьютеры и телефоны,   молодежь   стала   меньше   интересоваться   нашим   культурным прошлым. Люди стали забывать поэтов и писателей Золотого и Серебряного века. В результате опроса, проведенном в 8­х классах, выяснилось, что не все учащиеся   знают,   что   более   тысячи   романсов   и   других   творений   Пушкина легли в основу музыкальных произведений (Приложение 1). Анкетирование показало в правильности выбранной темы проекта, так как еще недостаточно мы   знакомы   с   произведениями   А.С.   Пушкина.     Его   творческое   наследие интегрирует  практически   все  виды  искусства.  Именно  поэтому   творчество Пушкина будет современным и актуальным во все времена. А где­то далеко на   небе   существует   астероид,   названный   «2208   Пушкин»,   и   влияние пушкинского   авторитета   настолько   далеко,   что   его   именем   названы космические тела. Именно поэтому я решил взять эту тему.   Невозможно представить себе нашу жизнь без А.С. Пушкина. Прекрасно сказал Аполлон Григорьев о роли творчества поэта в русской литературе: «Пушкин ­ наше все». Цель   проекта:   создать   серию   буклетов,   рассказывающих   о   А.С. Пушкине, который своим творчеством затронул не только литературу, но и другие предметные области. Продукт проектной деятельности: буклеты. Задачи проектной деятельности: 1. Изучить информацию о творчестве А.С. Пушкина. 2. Проанализировать место Пушкина в изобразительном искусстве, музыке и кинематографе. 3. Найти информацию о деятельности общественных организаций, названных в честь А.С. Пушкина. 24. Отобрать материал для создания буклетов. 5. Представить проект на школьном Дне науки. Назначение   проекта.   Проект   может   быть   использован   на   уроках предметов «Музыка», «Литература», при анализе литературных произведений и для самостоятельного изучения; при проведении внеклассных мероприятий, при подготовке пушкинских вечеров. Ресурсы, необходимые для реализации проекта: временные: разработка проекта велась с января по март (2,5 месяца); информационные:   Интернет­ресурсы;   исторические   источники   по   теме, информационные источники; литературные произведения; материально­технические: компьютер,     сканер,   принтер; звуковоспроизводящая аппаратура, аудиозаписи, музыкальный центр; интеллектуальные: учитель музыки. Краткое описание хода выполнения проекта 1   этап.   Подготовительный.  На   подготовительном   этапе   работа началась   с   выбора   темы.   При   помощи   учителя   была   выделена   проблема, лежащая   в   основе   замысла:   недостаточная   заинтересованность   учащихся нашим культурным прошлым, заставить проявить интерес к творчеству А.С. Пушкина. Совместно с учителем определена форма проектного продукта – серия   буклетов,   сформулированы   цель   и   задачи   проектной   деятельности, определены   необходимые   ресурсы   и   возможность   их   использования, разработан план выполнения проекта.   2 этап. Выполнение проекта. Реализация проекта началась с изучения исторических и информационных источников по своей теме, затем проведен анализ собранной информации и выделены материалы, которые включены в буклеты. Макеты буклетов разработаны совместно с учителем музыки, затем оформлены   и   напечатаны.  В   ходе   выполнения   проекта,   я   столкнулся   с большим   объемом   информации,   который   приходилось   анализировать   и 3отбирать   нужное,   но   постепенно   эти   вопросы   решались,   и   это   приносило удовлетворение своей работой. 3.   Подготовка   проекта   к   защите   на   школьном   Дне   науки. Подготовлен   текст   выступления   на   школьном   Дне   науки   и   создана презентация, которая поможет во время защиты проекта. Оценка эффективности и результативности проекта. Проект можно считать успешно реализованным, т.к. работа завершена в срок, в соответствии с планом работы, полученный продукт – буклеты – соответствует замыслу. При   работе   над   проектом   я   научился   планировать   свою   работу, соединять  информацию  из  различных  источников   в общий  макет  продукта проектной деятельности. В   результате   работы   над   проектом   я   научился:   искать   нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ, ссылки, работать с литературой. Работая над проектом, я обратил  внимание на выражение: «Пушкин – наше всё». Несколько раз слышал это выражение, но только сейчас понял его значение.  Все   дальше   уходит   время,   а   произведения   поэта   по­прежнему волнуют и вдохновляют, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение   Георгия   Свиридова   о   том,   что   «великий   и   вечный   Пушкин   не принадлежит исключительно какому­либо времени, каждое время поет его по­ своему». Мой проект ­ это лишь малая часть того, что можно было узнать о Пушкине. И я уверен, что продолжу изучать эту тему. 4Список использованных источников 1. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. – (дата   обращения  http://www.arts­museum.ru/museum/  Режим   доступа: 18.01.2018). 2. Евгений   Онегин.   Иллюстрации   Лидии   Тимошенко.   –   Режим   доступа:   обращения https://the­morning­spb.livejournal.com/194988.html  (дата 15.01.2018). 3. Задоркина Л.М. Музей­заповедник А.С. Пушкина «Болдино»/Л. Задоркина. – 3­е изд., с изм. – Горький: Волго­Вят. КН. Изд­во, 1984. 4. Институт   русской   литературы   (Пушкинский   дом).   –   Режим   доступа: https://yunc.org/Институт_русской_литературы_(Пушкинский_Дом)  обращения 18.01.2018). (дата 5. Мемориальный   музей­квартира   на   Арбате.   –   Режим   доступа: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=content/memorialnaya­kvartira­pushkina­na­ arbate (дата обращения11.02.2018). 6. Московский   театр   им.   Пушкина.   –   Режим   доступа:  http://www.kino­ teatr.ru/teatr/15/ (дата обращения 24.01.2018). 7. Муза   Е.В.   «Быстрый   карандаш».   –   Режим   доступа:  http://www. wysotsky.com/0009/208.htm (дата обращения 15.01.2018).   –   Режим   доступа: 8. Музей­дача   А.С.   Пушкина.  http://pushkin.ru/ encycl/pushkin­places/dacha.html  (дата обращения 11 02. 2018). 9. Музей­заповедник   А.С.   Пушкина   (усадьба   Вяземы)   –   Режим   доступа: https://   www.liveinternet.ru/users/5130314/post277749271  (дата   обращения 11.02.2018). 10.Мультипликация: образы сказок Пушкина. – Режим доступа: http://velikiy­ pushkin.ru/4732­Mulytiplikaciya­­obrazy­skazok­Pushkina   (дата   обращения 22.01.2018). 511.Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптуры. – Режим   доступа:  http://fb.ru/article/193971/obraz­pushkina­v­izobrazitelnom­ iskusstve­portretyi­i­skulpturyi (дата обращения 16.01.2018). 12.Памятники   Пушкину.   –   Режим   доступа:  https://nsportal.ru/ap/library/ literaturnoe­tvorchestvo/2015/01/29/pamyatniki­pushkinu   (дата   обращения 16.01.2018). 13.Пушкин в изобразительном искусстве. – Режим доступа: https://infourok.ru/ обращения pushkin­v­izobrazitelnom­iskusstve­517662.html(дата   16.01.2018). 14.  Пушкин   в   музыке.   –   Режим   доступа: issledovatelskaya_rabota_aspushkin_v_muzyke­63826/76640   https://znanio.ru/media/ (дата обращения 19.01.2018). горы. 15.Пушкинские     –   Режим   доступа:  http://inpskov.ru/ marshruty/pushkinskie_gory (дата обращения 11.02.2018). 16.Рукою Пушкина. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ dopolnitelnoe­ obrazovanie/library/2016/06/06/proekt­po­teme­rukoyu­pushkina  обращения 19.02.2018). (дата 17.Экранизация   произведений   Пушкина.   –   Режим   доступа: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/43536/ (дата обращения 22.01.2018). 18.Экспозиция по истории образовательной организации. – Режим доступа: http://school26­smol.ru  (дата обращения 22.02.2018). 6Приложение 7Приложение 1. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Результаты анкетирования обучающихся 8­х классов   Вопросы Как   часто   вы   обращаетесь   к   произведениям   А.С. Пушкина? Часто Редко Знаете ли вы, что многие произведения А.С. Пушкина легли в основу музыкальных произведений? Назовите   конкретные   произведения   А.С.   Пушкина, положенные на музыку. Назвали   оперы   «Сказка   о   царе   Салтане»,   «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Назвали романсы «Я помню чудное мгновенье», Я вас любил».   Пушкина   стали Сколько   стихотворений   А.С. романсами? 100 – 200 300 – 500 600 ­ 1000 Сколько   опер   было   поставлено   по   сюжетам произведений Пушкина? 5 – 10 10 – 15 15 ­ 20 Что привлекало  композиторов  в  произведениях  А.С. Пушкина? Да 10 20 34 12 5 30 4 0 34 0 0 Нет 4 17 8Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения МБОУ «СШ №35». В исследовании принимали участие 34 обучающихся 8­х классов.   Был   использован   метод   анкетирования   с   целью   определения отношения к произведениям  Пушкина   и использования их композиторами разных эпох. Данные, полученные в результате нашего исследования, позволили нам сделать следующие выводы: из 34 респондентов на вопрос, «Знаете ли вы, что многие   произведения   А.С.   Пушкина   легли   в   основу   музыкальных произведений?», все 100% опрошенных ответили положительно. Интересно, что,  отвечая   на   вопрос  «Как   часто   вы   обращаетесь   к   произведениям   А.С. Пушкина?», 10 респондентов (29%) ответили «часто», а 30 (88%) – «редко». (Диаграмма 1). 4 респондента вообще не обращаются к произведениям А.С. Пушкина (12%).   При ответе обучающихся на вопросы, связанные с музыкой, в основном, ответы   опираются   на   знание   программы   по   музыке,   на   те   произведения, которые   слушали   на   уроках   музыки.   Разбираясь   в   вопросе   «Назовите конкретные   произведения   А.С.   Пушкина,   положенные   на   музыку», респонденты считают, что это оперы­сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и «Руслан и Людмила» ­   (35%). Еще 5 респондентов вспомнили   романсы   «Я   помню   чудное   мгновенье»,   «Я   вас   любил»   (15%). Большинство   (30   респондентов)   уверено,   что   на   стихотворения   Пушкина написано романсов в пределах 100­200 (88%). А 4 ученика расширили это список до 500 романсов (12%). На вопрос, сколько опер было поставлено по сюжетам   произведений   Пушкина?,   все   100%   респондентов   определились количеством до 10 опер. (Диаграмма 3).      Участникам анкетирования было предложено назвать, что же привлекало композиторов в произведениях А.С. Пушкина? Ответы: любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина 9объясняется   тем,  что   мысли   и   чувства   поэта   близки   всем   людям,  все   его произведения ярки и эмоциональны, бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением. Из литературы я узнал, что все самые гениальные композиторы XIX, XX веков   с   волнением   «оживляли»   в   музыке   творения   поэта. Только   в дореволюционное   время   количество   романсов   на   стихи   А.   С.   Пушкина превышало   500,   а   в   наше   время   уже   более   1000:   романсы   Глинки, Даргомыжского,   Римского­Корсакова,   Бородина,   Балакирева,   Рахманинова, Глазунова,   Прокофьева,   Свиридова   и   многих   других.   Высшие   достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского. По   сюжетам   Пушкина   было   поставлено   более   20   опер.   Среди   них всемирно известные:  «Борис Годунов» (Мусоргский),         «Евгений Онегин» (Чайковский), «Каменный гость» (Даргомыжский), «Мазепа» (Чайковский), «Моцарт и Сальери» (Римский­Корсаков), «Пиковая дама» (Чайковский), «Русалка» (Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (Глинка), «Алеко» (Рахманинов). Анкетирование показало в правильности выбранной темы проекта, так как   еще   недостаточно   мы   знакомы   с   произведениями   А.С.   Пушкина. Наверное,   целой   жизни   не   хватит,   чтобы   изучить   все   произведения   А.С. 10Пушкина,   положенные   на   музыку.   Стихи   великого   поэта   привлекали   и продолжают привлекать композиторов и сегодня. 11