ПРОЕКТ «Пути укрепления здоровья учащихся как необходимый фактор деятельности учителя»

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная причина создания программы – это беспокойство и ответственность за сохранение и поддержание здоровья школьников. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот, т.к. по мере обучения растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно – психические расстройства, хронических заболеваний носоглотки, кариес зубов, а такая патология, как избыточная масса тела, аллергические заболевания, неврозы, гипертонические реакции, даже учащаются.Основная причина создания программы – это беспокойство и ответственность за сохранение и поддержание здоровья школьников. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот, т.к. по мере обучения растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно – психические расстройства, хронических заболеваний носоглотки, кариес зубов, а такая патология, как избыточная масса тела, аллергические заболевания, неврозы, гипертонические реакции, даже учащаются.
Иконка файла материала puti_ukrepleniya_zdorovya_uchashchihsya_kak_neobhodimyy_faktor_deyatelnosti_uchitelya.doc
ПРОЕКТ «Пути укрепления здоровья учащихся как необходимый фактор деятельности учителя» Постановка проблемы:     Основная       причина       создания       программы     –   это     беспокойство       и ответственность   за  сохранение   и   поддержание   здоровья   школьников.        Многочисленные  исследования  последних  лет  показывают, что около 25­30%  детей, приходящих  в 1­е  классы,  имеют  те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя  назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям  не прибавляет,   а даже наоборот,   т.к.   по   мере   обучения     растет     частота встречаемости     таких   заболеваний,     как     болезни     дыхательных   путей, патология   органов   пищеварения,   нарушение   осанки,   заболевания   глаз, пограничные  нервно – психические  расстройства,  хронических  заболеваний носоглотки,  кариес  зубов, а  такая  патология,  как избыточная масса тела, аллергические   заболевания,   неврозы,   гипертонические   реакции,     даже учащаются.            Существующая   система   образования  сама  по  себе является фактором риска   для   здоровья   учащихся.   Это   касается   как   организации     учебного процесса   (содержание   учебных   планов,   соответствие   учебной   нагрузки возрастно­половым  особенностям  детей, распределение  нагрузки  в учебном дне,   неделе,   четверти   и   т.д.),   так   и   методики   преподавания,     не     всегда учитывающей  индивидуальные  особенности учащихся и не ориентированной на предупреждение нарушений в состоянии их здоровья.                Основной задачей, как классного руководителя, так и предметника, является формирование здорового образа жизни, так как забота о здоровье ­ это важнейший труд учителя. «От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» ­ говорил В.А. Сухомлинский. Он считал, что здоровье является мерой качества жизни.      Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих   потенциал   страны,   а   также   одной   из   характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранятьсвое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром, прививать культуру  здорового образа жизни.              Следовательно,  сохранение  и поддержание    здоровья  должно    стать неотделимой   частью   всего   учебно­воспитательного   процесса     в     школе.   И наибольшая эффективность будет достигнута там, где   она проводится   по системе,  элементы которой взаимосвязаны  и  дополняют друг друга.             К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение  которых  лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко  не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на  первом месте, то есть должно   стать первейшей   потребностью.   И очень важно, начиная с самого раннего     возраста     воспитывать     у     детей     активное     отношение     к собственному  здоровью,  понимание  того,  что  здоровье – самая  величайшая ценность,  дарованная человеку Природой.         Исследования   позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на  здоровье учащихся: 1. Стрессовая педагогическая тактика;   2.   Несоответствие   методик   и   технологий   обучения   возрастным   и функциональным возможностям школьников;   3.   Несоблюдение   элементарных   физиологических   и   гигиенических требований к организации учебного  процесса;                                                          4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;  6. Интенсификация учебного процесса;  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;                     9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.Таким образом, традиционная   организация   образовательного   процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к     поломке     механизмов     саморегуляции     физиологических     функций     и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.    Многие   педагоги   считают,   что   сохранением   и   укреплением   здоровья учащихся   в   школе   должны   заниматься   администраторы   и   специально подготовленные   профессионалы.   Однако   анализ   школьных   факторов   риска показывает,   что   большинство   проблем   здоровья   учащихся   создается   и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной   деятельностью.   Поэтому   учителю   необходимо   найти резервы   собственной   деятельности   в   сохранении   и   укреплении   здоровья учащихся.           Урок   остается   основной   организационной   формой   образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего  потенциала  школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей   основе   является   важнейшим   условием   преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.      Учитель, вне зависимости от своей специальности,   должен  воспитывать у учащихся       стойкую    мотивацию   на  здоровье   и  на  здоровый   образ   жизни, должен  не только  владеть  основными  знаниями  о здоровье и ЗОЖ,  но и средствами   и   методами   обеспечения   здоровья   и   построения     здоровой жизнедеятельности.  В   результате   введения   в   урок   видов   деятельности,   поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное   отношение   к   окружающим,   меняется   микроклимат   на уроках. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью нужно использовать методы   медитативно   релаксационные   упражнения, эмоциональной   раскачки, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.     Воспитание  потребности ЗОЖ  может  быть  реализована   учителем,  как через     программный     учебный     материал,     так   и   через   внеклассные   и внешкольные     формы     (организация       разнообразной     жизнедеятельности,досуговых     оздоровительных     мероприятий,   утренников,   бесед,   классных часов,  родительских  университетов здоровья и др.) и через личный пример. __  Целенаправленный   характер   всего   учебно­воспитательного   процесса   по формированию  культуры здоровья обучающихся, по обучению здоровью. ­    приобретение   и  усвоение   знаний   о   том,  как   сохранить   своё   здоровье   и предупредить его нарушение; ­   формирование духовно­нравственных качеств личности (ответственность, честность, доброта, милосердие); ­  развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; ­  воспитание культуры здоровья(поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т.д.) ­   воспитание духовной культуры. Патриотизма, трудолюбия, национального самосознания, толерантности; ­  формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю,   наркотикам   и   влиянию   деструктивных   религиозных   культов   и организаций; ­     воспитание   гуманистических   ориентиров   поведения,   исключающих жестокость, насилие над личностью; ­     воспитание   потребности   в   занятии   физической   культурой,   спортом, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; ­  формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим миром; ­  развитие умений оказать первую медицинскую помощь; ­     формирование   знаний   учащейся   молодёжи   о   здоровой   семье,   роли родителей в воспитании здоровых детей.       Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ   жизни,   то   только   в   этом   случае   можно   надеяться,   что   будущие поколения   будут   более   здоровы   и   развиты   не   только   личностно,интеллектуально,   духовно,   но   и   физически.   Если   раньше   говорили:   «В здоровом  теле  –  здоровый  дух», то  не  ошибется  тот, кто  скажет, что  без духовного не может быть здорового.  Цель проекта:  Разработать содержание и методы деятельности педагогов по  формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни. Задачи проекта: 1. Диагностирование  компетентности   учителя  в вопросах   оздоровления, мониторинг состояния здоровья учащихся. 2. Обучение   педагогов   методам   ведения   здоровьесберегающей деятельности в школе. 3. Контроль и оценка деятельности учителя. 4. Оценка сформированности навыков у учащихся. 5. Анализ и обобщение результатов и трансляция положительного опыта учителя в  формировании навыков здоровьесбережения. Целевая   группа   проекта:  педагоги,   психологи,   социальные   педагоги     и учащиеся  общеобразовательного учреждения Срок реализации проекта: Сентябрь – май Место реализации проекта: Образовательное учреждение Этапы реализации проекта: I этап: Входная диагностика (анкетирование, мониторинг) – сентябрь.II этап: Обучение педагогов – октябрь, ноябрь. III  этап:   Урочная   и   внеурочная   здоровьесберегающая   деятельность учителя – декабрь – апрель. IV этап: Получение и анализ результатов – май. План мероприятий по реализации проекта № Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный 1. Педсовет 2. Курсовая подготовка  ОУ ИРО РТ ОУ ОУ ОУ ОУ кураторов по здоровью 3. Обеспечение  методической  литературой 4 Мониторинг состояния  здоровья учащихся 5. Диагностирование  компетентности   педагогов в области  здоровьесбережения. 6. Проведение  родительских  собраний(совместно с  детьми), ознакомление с проектом. август По плану ИРО регулярно Директор  Директор Библиотекарь Сентябрь,  1 неделя Сентябрь,  Врач, зам. директора Зам. директора, 1 неделя психолог ОУ. Сентябрь,  2 неделя Классные руководители, администрация. 7. Создание рабочих,  ОУ инициативных групп   Сентябрь, 2­3 недели Руководители МО, зам.директора попедагогов, назначение  ответственных среди  учащихся. Выработка программ с  8. указанием методик  оздоровления,  ответственных  педагогов, учебных  предметов, расписания  занятий, материальных  затрат. 9. Обучение педагогов по  оздоровлению учащихся 10. Работа педагогов по  программам. 11. Контроль и оценка  деятельности педагога.  12. Диагностика  компетентности  педагогов, оценка  сформированности  навыков у учащихся  (анкетирование,  практические навыки). 13. Педсовет 14. Планирование  семинаров по ЗОЖ на  новый учебный год.  УВР ОУ Сентябрь, Педагоги, 3­4 недели администрация ОУ ОУ ОУ ОУ ОУ ОУ Октябрь Октябрь ­апрель Регулярно, раз   в месяц Май,  1 – 2 недели. Куратор по здоровью Педагоги Администрация Руководители МО, администрация. Май, по плану Директор, зам.директора, работы ОУ Май педагоги. Администрация.Условия Необходимо Имеется Источники Сроки Ресурсы + + К началу  учебного  года Нормативно­правовые: 1. образовании» «Закон об  2. Конвенция о правах  ребенка 3. Инструкция МО и Н  по внедрению  оздоровительных  технологий в  деятельность  образовательных  учреждений, в  которой содержатся  основные принципы  внедрения и  реализации  оздоровительных  технологий в  деятельность  образовательных  учреждений.  4. Санитарно–  технические нормы  5. Локальные акты ОУ Материально­технические: 1. Учебные кабинеты 2. Спортзалы,  спортивные  80 5 80 5 ОУ3 2 1 80 100 49 6 1 + + ОУ ОУ ИРО РТ 3 2 1 80 100 49 6 1 площадки 3. Столовая 4. Медицинский блок 5. Техническое  обеспечение. Кадровые: 1. Учителя­  предметники 2. Классные  руководители 3. Руководители МО 4. Куратор здоровья Научно­методические: 1. Координационный  совет 2. Курсы повышения  квалификации Информационные: + 1. Библиотечный фонд 2. Цифровые  образовательные  программы 3. Опыт других ОУ Мотивационные: 1. Понимание проблемы со стороны  педагогов, родителей, учащихся. 2. Потребность  культуры здоровья Организационные: 1. Диагностирование 2. Обучение  3. Обмен опытом Финансовые: 1. Методические  пособия 2. Цифровые  образовательные  программы.3. Курсовая подготовка 4. Поощрение педагогов Ожидаемые результаты реализации проекта: 1. Повышение компетентности учителя в вопросах здоровьесбережения. 2. Применение педагогами методов и технологий здоровьесбережения  в  педагогической деятельности. 3. Умение учащихся укреплять свое здоровье (практические навыки). 4.   Активное   принятие   здорового   образа   жизни   (посещаемость   кружков, спортивных   секций,   сокращение   количества   курящих)   учащимися   и педагогами. 5.  Снижение   количества   дней,   пропущенных   учащимися   и   педагогами,   по болезни. Методы диагностики  1. Мониторинг состояния здоровья учащихся; 2. Анкетирование педагогов, учащихся и их родителей. 3. Ведение наблюдений за учащимися и педагогами. Список литературы 1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 2005.  2. Велтистов   М.   Е.   Подготовка   учителя   к   формированию   творческого воображения   учащихся   на   занятиях   ИЗО   /   Сб.   Художественное образование   в   парадигме   современной   культуры.   —   М.:   РАО   ИХО, 2006. — с. 159­162. 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1­4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 4. Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в 5. работе учителя и школы. – М.:АРКТИ, 2003.   Соковня­Семенова   Н.Н.   Основы   здорового   образа   жизни   и   первая медицинская   помощь:   Учеб.   Пособие   для   студентов   средних педагогических заведений. – М., 20046. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребенка. – СПб., 2005  7. Третьяков   П.И.     Оперативное   управление   качеством   образования   в 8. 9. школе// Теория и практика. Новые технологии, Москва 2004.  Касаткин В.Н. Педагогика здоровья, Москва 2005   Щуркова   Н.Е., Питюков   В.Ю., Савченко  А.П., Осипова  Е.А.  Новые технологии воспитательного процесса. – М., 2004 10. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 2001 11.  Юнина   Е.А.   Технологии   качественного   обучения   в   школе.   Учебно­ методическое пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. 12.  Шамова     Т.И.  Управление   развитием   здоровьесберегающей   среды   в школе. – М., 2008.