Система управления качеством образования в техникуме на основе системы менеджмента качества создается в целях обеспечения эффективности достижения миссии техникума по удовлетворению потребностей личности в развитии и получении качественного образования, удовлетворению потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием базового уровня и обеспечения условий для дальнейшего развития личности студента и работника.
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ.doc
ПРОЕКТ
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выполнила Сафина Валентина Германовна,
заместитель директора по НМР
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Наименование
проекта
Основания для
разработки проекта
Краткая аннотация
Назначение проекта
Координаторы
проекта
Холмск
Паспорт проекта
организации
образовательной
Разработка и внедрение системы менеджмента качества
в
среднего
профессионального образования (далее по тексту –
Проект).
Закон Российской федерации «Об образовании».
Программа развития государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса» на 20142018 годы.
Устав ГБПОУ «СТОТиС».
Проект разработан с целью создания инновационной
системы менеджмента качества профессионального
определяемым
образования по результатам,
установленными критериями.
Необходимость
перехода от традиционной системы управления
качеством профессионального образования к
инновационной системе связана с модернизацией
образования и реструктуризацией образовательных
организаций,
совершенствованием моделей
управления организациями профессионального
образования и образовательными процессами в них,
поставленными на уровне государства и региона.
Проект является целеполагающим документом,
определяющим образовательную деятельность ГБПОУ
«СТОТиС» на 20152018 гг. по созданию системной
оценки качества образования и переводу
образовательной организации в качественно новое
состояние.
Мартынов Дмитрий Анфимович – директор техникума,
высшая квалификационная категория.
Панькова Л.С – заместитель директора по УР, высшая
квалификационная категория.
Сафина В.Г зам.директора по НМР, уполномоченный по
качеству.
Координационный совет по реализации Проекта.
Исполнители проекта Администрация,
кадры техникума
Разработка и внедрение системы менеджмента качества
профессиональнопедагогические
Цель проекта Задачи проекта
Пользователи
продукта
на основе требований международных стандартов ИСО
серии 9001 в ГБПОУ «СТОТиС» для достижения
высокого уровня качества его функционирования и
развития
1. Разработать критерии качества образования в
на основе региональных
ГБПОУ «СТОТиС»
показателей оценки качества и требований ФГОС.
2. Определить тематику и цели поддерживающих
проектов программы развития по обеспечению
качества образования в техникуме.
3. Сформулировать функции уровней менеджмента
качества образования техникума по реализации
проекта.
4. Разработать программу мониторинга состояния
реализации программы развития, порядок его
проведения.
5. Оценить качество результатов, процессов, условий
образования по установленным критериям.
6. Контролировать
реализацию поддерживающих
проектов Программы развития по обеспечению
качества образования на основе выработанных
критериев и целевых показателей.
7. Оценить эффективность данного проекта
Основными пользователями являются:
участники образовательного процесса техникума;
члены Совета по качеству техникума;
органы коллегиального управления техникумом;
образовательные партнеры;
учредитель;
работодатели и их объединения, профессиональные
сообщества;
центр занятости населения;
Ресурсное
обеспечение проекта
Виды привлекаемых ресурсов:
Информационные:
Интернетресурсы, методические рекомендации,
информации по
источники
технологии
проектирования и по теме проекта
Кадровые:
собственные: проектная группа, члены Совета по
качеству техникума;
привлеченные: консультант ИРОСО Сахалинской
области (Соломенкова О.Н), другие привлекаемые лица в процессе работы по проекту, эксперты,
учредители.
Нормативноправовые:
I. Внешние (законы и подзаконные акты, федеральные
государственные образовательные стандарты,
требования
заказчиков
образовательных услуг):
региональных
1. Федеральный Закон №273ФЗ от 29 декабря 2012
года «Об образовании в Российской Федерации».
Правительства
2. Постановление
Российской
Федерации от 05 августа 2013 г. № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования».
3. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462
«Об
проведения
самообследования образовательной организацией».
утверждении порядка
II. Внутренние
разработанные в техникуме):
(локальные нормативные акты,
1. Устав .
2. Положение о Совете по качеству от 30.07.2015г.
3. Приказ директора техникума «Порядок оценки
качества образования в ГБПОУ «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» от
30.07.2015г. №54.
Программнометодические:
типовые
(примерные) программы учебных дисциплин;
рабочие программы по учебным дисциплинам
уровня образования,
учебные планы по
специальностям и профессиям
Материальнотехнические:
помещения
техникума, компьютерная и оргтехника, расходные
материалы, средства коммуникации.
Финансовые:
смета и обеспечивающие ее
источники и механизмы финансирования.
Организационные (управление проектом):
самоорганизация проектной группы;
контроль текущий, предварительный, завершающий
(административная группа, внешняя экспертиза
проекта, утверждение учредителем);
Мониторинг реализации проекта:
Мониторинг
проблемноориентированного анализа,
результатов и проведение
–
«SWOT Структура проекта
Сроки и этапы
реализации
Объемы и
источники
финансирования
анализа» реализации проекта.
1. Обоснование проекта
2. Цели проекта
3. Задачи проекта
4. Фундаментальные основы проекта
5. Стратегия реализации проекта
6. Этапы и мероприятия по реализации проекта
7. Результат реализации проекта
I этап проектноаналитический (июнь – август 2015
года)
формирование творческой группы;
разработка проекта и перспективных планов
реализации;
согласование действий по проекту и его реализации в
рамках программы развития с учредителем
департамент образования и науки Костромской
области.
II этап технологический (сентябрь 2015 года –
октябрь 2017 года)
определение стратегии финансирования проекта;
реализация поэтапного плана проекта;
корректировка плана реализации проекта;
подведение ежегодных промежуточных итогов
выполнения цели и задач проекта.
III этап рефлексивнообобщающий (ноябрь 2017
года – декабрь 2018 года)
мониторинг результатов и проведение проблемно
ориентированного анализа,
– анализа»
реализации проекта;
общественная экспертиза реализуемого проекта
«SWOT
Прогнозный объем финансового обеспечения проекта
Источники
итого
бюджет
внебюджет
привлеченные
Всего
2016
Объем финансирования в тыс.руб.
2015
2018
200.0
50.0
100.0
2017
300.0
300.0
100.0
100.0
50
450
200
700
Ожидаемый
конечный результат
реализации проекта
В результате создания эффективной системы
менеджмента качества профессионального образования
и при согласованности действий участников
образовательного процесса ожидаются следующие
результаты оценки качества образования в техникуме: 1. Положительная динамика
образования.
роста
качества
2. Достижение планируемых результатов и целевых
показателей поддерживающих проектов программы
развития.
3. Принятие обоснованных управленческих решений по
коррекции содержания поддерживающих проектов
программы развития и деятельности по их
реализации.
4. Положительные
отзывы
потребителей
образовательных услуг
об эффективной деятельности техникума и качестве
профессионального образования.
5. Увеличение спроса на оказание образовательных
услуг со стороны абитуриентов, базовых организаций,
лиц из числа взрослого населения.
6. Улучшение целостности имиджа и авторитета
техникума на рынке образовательных услуг.
7. Степень реализации программных мероприятий.
Контроль в рамках проекта осуществляет
уполномоченный по качеству.
Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях
научно – методического совета, административных
совещаниях и заседаниях методических объединений.
Координаторы проекта составляют отчеты по
завершению каждого этапа реализации проекта.
1. Изменение нормативных условий на государственном
уровне.
2. Отсутствие достаточного опыта в разработке и
внедрении проекта, в привлечении внебюджетных
источников финансирования, отсутствие грантовых
программ.
3. Затратность реализуемых мероприятий в обстановке
нестабильной фазы развития экономики
убеждение,
Пути преодоления:
доказательства,
примеры, статистики; приобретение опыта; поиск новых
источников финансирования (средства социальных
партнёров, базовых организаций; попечительского
совета и т.д.); пересмотр стратегии финансирования
проекта.
1. Поэтапный план проектной деятельности,
включающий основные мероприятия реализации
Система организации
контроля за
исполнением проекта
Основные риски при
реализации проекта
Основные
приложения к проекту
проекта.
2. Положение о Совете по качеству от 30.07.2015г.
3. Приказ директора ГБПОУ «СТОТиС» «Порядок
оценки качества образования в ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса» от 30.07.2015г. №54.
4. Структура системы менеджмента качества образования
техникума.
5. Другая документация и информация, связанная с
проектной деятельностью (внесение изменений,
дополнений, корректировки, согласования и др.).
1.Описание проекта
Необходимость разработки и принятия программы управления качеством
образования в техникуме на основе системы менеджмента качества обусловлены
изменениями государственной политики Российской Федерации в области
образования, повышением запросов общества к качеству профессионального
образования, значительными изменениями в технологии обучения, стремительно
меняющимися организационными, экономическими условиями деятельности
ССУЗОВ, обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.
Система управления качеством образования в техникуме на основе системы
менеджмента качества создается в целях:
• обеспечения эффективности достижения миссии техникума по удовлетво
рению потребностей личности в развитии и получении качественного образо
вания;
• удовлетворению потребностей общества в квалифицированных специа
листах со средним профессиональным образованием базового уровня;
• обеспечения условий для дальнейшего развития личности студента и ра
ботника;
• обеспечения профессиональной подготовки специалистов на уровне, со
ответствующем ФГОС 3 поколения;
•
совершенствования организации деятельности персонала и студентов; • профилактики и решения проблем в реализации целей и планов;
• повышения удовлетворённости субъектов образовательного процесса;
• обеспечения лидерства техникума, расширения его влияния на сообщество.
Система управления качеством образования в техникуме на основе системы
менеджмента качества разрабатывается в соответствии с требованиями
международных стандартов ИСО на 180 9000:2000', Федерального закона «Об
образовании», ФГОС СПО и НПО 3 поколения, Устава техникума, с учётом
опыта высших и средних профессиональных учебных заведений страны по
созданию аналогичных систем.
Последовательность разработки системы управления качеством
образования в техникуме на основе системы менеджмента качества включает:
определение задач и показателей работы подразделений, персонала и студентов;
определение потребителей услуг техникума и их ожиданий; разработку модели
выпускника техникума; определение процедур работы коллектива; определение
критериев оценки качества; определение проблем и трудностей; создание совета
по управлению качеством; определение удовлетворённости потребителей услуг
техникума.
2.Цели проекта
Создание и обеспечение готовности системы менеджмента качества (далее
по тексту – СМК) к эксплуатации, которые выражаются в том, что:
политика и цели в области качества сформулированы и соответствуют
установленным требованиям (сформулированы, документированы, согласованы
и утверждены);
процессы идентифицированы в соответствии с установленными
требованиями (процессы и их связи определены, согласованы и утверждены);
показатели результативности системы и процессов, а также методы
сбора и анализа данных установлены; ответственность распределена в соответствии с установленными
требованиями (назначен представитель руководства по качеству, определены
зоны ответственности руководителей в рамках процессов);
необходимая в рамках СМК деятельность документирована в
соответствии с установленными требованиями (определение состава
документов, управляемых в СМК, разработка требований к документам,
разработка методик документирования, определение состава обязательных
системных документов, разработка и утверждение обязательных системных
документов);
персонал готов к квалифицированной эксплуатации системы (обучение
применению обязательных системных документов);
все необходимые нормативные и организационные материалы доступны
персоналу (обеспечение наличия и доступности нормативной базы СМК);
установлен и доведен до сведения персонала срок ввода в действие
системы.
3. Задачи проекта
Теоретические задачи:
анализ понятийного аппарата, используемого практиками в качестве
опорных: образование, качество образования, оценка качества образования,
система менеджмента качества, критерии, диагностика.
проблемная экспертиза качества образования в техникуме: анализ
результатов, условий, ресурсного обеспечения процесса; ранжирование проблем
по степени значимости.
Практические задачи:
выделение критериев оценки результативности образовательного
процесса с точки зрения качества образования и условий его формирования;
разработка и внедрение системы менеджмента качества
образовательной организации.
Проектировочные задачи: планирование системы менеджмента качества на основе анализа и
диагностирования результатов качества образования в образовательной
организации;
создание условий реализации модели внедрения системы менеджмента
качества образовательной организации: кадровые, программнометодические,
информационные, материальнотехнические, финансовые ресурсы; наличие
нормативноправовой базы, социальное партнерство;
составление программы реализации проекта.
4. Фундаментальные основы проекта
Основные этапы формирования системы менеджмента качества,
применимые для использования любой образовательной организацией, можно
представить следующим алгоритмом (см. прил. 1):
I этап. Организация работ по созданию системы менеджмента
качества, на котором определяется направленность и методология работ,
преодолеваются социальнопсихологические барьеры, решается наибольшее
число спорных вопросов.
Первым и необходимым шагом данного этапа является издание приказа
руководителем образовательной организации о начале работы и назначение лица
– уполномоченного по качеству, ответственного за организацию и проведение
всего комплекса необходимых работ.
С изданием приказа высшее руководство одновременно принимает на себя
письменные обязательства, демонстрирует коллективу свое отношение к
обеспечению качества образовательного процесса, начинает формирование
политики в области качества. Тем самым уже на начальном этапе первый
руководитель привлечет внимание всего персонала к проблеме качества
образования.
Документальное оформление начала работ по разработке и внедрению
системы менеджмента качества приказ первого лица организации, закрепление
ответственности за конкретным лицом из руководителей высшего звена управления и образование специального рабочего органа придадут работам по
созданию системы качества наиболее высокий статус.
На первом этапе необходимо обратить особое внимание на уровень
знаний членов рабочей группы. Главное требование это глубокие знания о
положении дел в организации и владение вопросами, связанными с внедрением
системы менеджмента качества. Поэтому разработка программы обучения
кадров, служащих этим вопросам является обязательной на первом этапе.
Следует учесть, что в процессе разработки СМК рабочей группе понадобится
отвлекать от основных обязанностей руководителей и специалистов многих
служб и подразделений, что для них будет дополнительной работой. Поэтому
заранее необходимо определить формы мотивации и стимулирования
исполнителей за выполнение внеплановых работ. Ни в коем случае нельзя
рассчитывать на то, что рабочая группа самостоятельно подготовит весь
комплект документов системы менеджмента качества.
Контроль деятельности рабочей группы следует возложить на некий Совет
по качеству, состоящий из членов высшего руководства и называемый в разных
организациях поразному (например, Координационный совет). Зарубежными
специалистами подчеркивается особая важность деятельности Совета по
качеству как факта участия высшего руководства в разработке и внедрении
системы качества.
II этап. Подготовка персонала. Обучать необходимо всю
управленческую пирамиду, то есть руководителей всех уровней управления, а
также разработчиков системы качества.
Обучение руководителей высшего звена должно занимать приоритетное
место в плане проведения работ по разработке и внедрению системы
менеджмента качества и должно предшествовать обучению руководителей
других уровней управления и всего остального персонала. Обучение целесообразно поручить
высококвалифицированным
специалистам в области качества, и, как правило, лучше приглашенным со
стороны. Обучение руководителей среднего уровня, по возможности, должны
проводить руководители высшего звена.
Особое внимание при обучении персонала следует обратить на новые
формы организации групповой деятельности, в частности на создание и
функционирование специальных групп.
В процессе обучения следует уделить внимание следующим вопросам,
связанным с ключевыми моментами разработки и внедрения системы качества
образовательной организации:
Анализ фактического положения дел.
Формирование политики и целей в области качества.
Проведение изменений в организационной структуре.
Выявление и документирование процессов деятельности.
Внедрение в практику процессов и процедур.
Проведение внутренних аудитов и непрерывное улучшение
деятельности ОО.
Проведение аккредитации системы менеджмента качества ОО и
сертификационного аудита.
Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы
менеджмента качества образовательной организации должно проводиться
обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. Необходимо
отметить, что процесс обучения сотрудников ОО в области качества должен
являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и
дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества
образовательной организации.
III этап. Определение миссии, видения, стратегии, политики, целей и
задач образовательной организации в области качества на основе анализа потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других
заинтересованных сторон.
При этом под миссией понимается краткое заявление (обычно от 25 до 50
слов), определяющее:
позиционирование организации в окружающем мире (кто мы?);
стержневые цели существования организации (для чего мы
существуем?);
основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы
работаем?);
ключевые обязательства и пути обеспечения качества производимой
продукции и/или услуг (что мы гарантируем и за счет чего?).
Миссия должна подчеркивать специфику, уникальность данной
образовательной организации по сравнения с другими ОО. В число основных
ценностей могут включаться: потребители и другие заинтересованные стороны
(обучающиеся, работодатели, общество и т. п.), персонал, имидж ОО на
региональном уровне, открытость ОО для общества, материальнотехническая
база, современные технологии обучения.
Под видением понимается краткая формулировка желаемого состояния
ОО по всем его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3
или 5 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для
образовательной организации области развития, о которых необходимо
заботиться для достижения долговременного успеха. Видение должно
вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных
перспектив.
Политика в области качества включает в себя широкую постановку
намерений и целей ОО. Она определяется высшим руководством
образовательной организации, излагается в письменной форме, должна быть официально провозглашена (опубликована) руководством и доведена до
сведения всего персонала ОО (ее подразделений).
Политика должна:
соответствовать стратегическим целям ОО;
включать требования по постоянному улучшению деятельности;
постоянно анализироваться на пригодность;
быть доведена до сведения всего персонала.
Миссия, видение и политика в области качества должны быть понятны и
приниматься всеми. При этом важно, чтобы поставленные цели имели
конкретное выражение в виде некоторых измеряемых показателей и
характеристик, что позволяет четко контролировать степень достижения целей.
Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся ОО в
области качества.
Стандарт ISO 9001:2011 требует разрабатывать достижимые и измеримые
цели, связанные с политикой качества. Формулировка целей должна быть
изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять и воплотить на
практике.
IV этап. Формирование силами специальных рабочих групп плана
программы работ и мероприятий по разработке и внедрению системы
качества.
Данную программу целесообразно утвердить на уровне первого
руководителя, тем более что по мере выполнения ее отдельных этапов план
программу необходимо дополнять, развивать и корректировать, что может
потребовать выделения дополнительных ресурсов.
V этап. Самооценка образовательной организации (обследование
рабочих процессов) и анализ существующей организации.
На данном этапе осуществляют построение процессной модели
образовательной организации, в которой выделяют значимые для качества параметры отдельных процессов; определяют ключевые процессы; описывают
основные и вспомогательные процессы в соответствии с требованиями
потребителей; выделяют руководителей и участников процессов; обеспечивают
документальное оформление системы менеджмента качества.
Проведение самооценки деятельности техникума на основе методов TQM,
являющихся также базой моделей премий по качеству, например, премии
Правительства РФ в области качества и региональных премий качества. Участие
в конкурсах на соискание этих премий помогает в дальнейшем грамотно и
рационально строить работу по созданию и внедрению системы менеджмента
качества. Министерство образования РФ с 2000 года проводит отраслевой
конкурс по системам качества подготовки специалистов, который базируется на
основных принципах модели премии Правительства РФ в области качества.
Образовательные организации должны настраивать системы менеджмента
качества по своим собственным критериям, учитывая при этом существующие
внешние стандарты и ограничения. Поэтому краеугольным камнем при создании
системы менеджмента качества для образовательной организации являются
ответы на следующие вопросы:
Как правильно проанализировать деятельность ОО?
Как создать систему менеджмента качества конкретной
образовательной организации, которая, в свою очередь, отвечала бы внешним
требованиям и стандартам?
Как уменьшить количество бумаг до минимума, достаточного для
удовлетворения стандартам и законоположениям?
Как стимулировать сотрудников работать в соответствии со
стандартной технологией менеджмента качества?
На основе самооценки выявляются области улучшения. К системе
подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по
определенным критериям; опросы сотрудников, студентов, выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин;
государственную аттестацию выпускников.
VI этап. Разработка проекта системы менеджмента качества. На
этом этапе, по сути, создается механизм реализации целей системы качества и
совершенствования системы управления организацией в целом путем
документирования процессов и процедур.
Строгая документированность построения и функционирования системы
менеджмента качества является отличительной особенностью СМК, отвечающей
требованиям ISO9001:2011.
Документы системы менеджмента качества имеют пятиуровневую
иерархию.
Первый уровень представлен миссией, стратегическими целями,
Политикой в области качества и Руководством по качеству, задает ориентиры
развития образовательной организации в области качества.
Второй уровень включает документированные процедуры и карты
процессов, тем самым описывает и регламентирует процессы образовательной
организации, а также деятельность подразделений, необходимую для внедрения
СМК.
Третий уровень содержит все документы,
необходимые
образовательной организации для эффективного планирования, осуществления
процессов и управления ими: плановая документация, положения, порядки,
инструкции, правила, формы.
Четвертый уровень включает документы, содержащие достигнутые
результаты или свидетельства осуществленной деятельности, и необходимые
для гарантии эффективной работы и управления процессами – записи
(протоколы, акты, отчеты, списки, ведомости, решения, журналы учета,
журналы регистрации и т.д.). Пятый (базовый) уровень закладывает «фундамент» образовательной
организации, формирует «нулевой цикл» в структуре документации:
законодательные акты РФ, Федеральные законы, указы и распоряжения
Президента РФ, Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ,
международные стандарты, государственные стандарты РФ и т.п.
Основным документом, используемым в системе менеджмента
качества, является «Руководство по качеству». Руководство по качеству
является точным описанием действующей системы менеджмента качества,
определяет и обозначает структуру СМК, выполняя одновременно роль
справочного пособия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии данной
системы. В дополнение к Руководству по качеству используются
документированные процедуры по системе менеджмента качества. Данная
документация применяется не только для достижения требуемого качества
образовательной услуги, но и для оценки системы менеджмента качества,
повышения качества, сохранения повышенного уровня качества.
Разрабатывать документальную базу для внедрения и дальнейшего
ведения системы менеджмента качества должны те лица, которые в дальнейшем
будут осуществлять свою деятельность по этим документам. Это, по сути,
означает, что каждый сотрудник организации должен составить для себя
должностную инструкцию, на которую он будет ориентироваться в своей
повседневной деятельности. Члены рабочей группы должны проанализировать
все описанные таким образом должностные инструкции и при необходимости
откорректировать их. В итоге необходимо добиться того, чтобы все действия
сотрудников образовательной организации были взаимосвязаны, интегрированы,
чтобы потери всех видов ресурсов при выполнении операций были
ликвидированы.
VII этап. Внедрение проекта системы менеджмента качества. В
рамках данного этапа предусматриваются издание приказа о введении в действие вновь разработанных документов, выполнение мероприятий по
внедрению документов системы менеджмента качества.
Внедрение системы менеджмента качества заключается в переходе ОО и
его подразделений на работу в соответствии с подготовленными,
утвержденными и введенными в действие документами системы менеджмента
качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия
и ответственность каждого сотрудника в рамках системы менеджмента
качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции,
проверить выполнение персоналом документированных процедур.
VIII этап. Проведение внутренних аудитов. Разработка системы
корректирующих и предупреждающих действий.
В период самообследования проводится анализ исходного состояния по
проверка результатов и выявление
критериям совершенствования,
несоответствий, оценивается соответствие учебного плана требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов, библиотечно
информационное обеспечение, программноинформационное обеспечение,
делается анализ обеспеченности основной учебной и учебнометодической
литературой по всем циклам учебного плана, организационнометодическая
поддержка учебного процесса, кадровое обеспечение учебного процесса,
научноисследовательская работа,
материальнотехническая база.
международное сотрудничество и
Определяют «входные данные» (потенциал) и «выходные данные» как
результат некоторого рабочего процесса. Для управления качеством
необходимо измерять: качество «сырья» (входа), получаемого образовательной
организацией и ее подразделениями от внешних поставщиков продукции и
услуг; качество «сырья» (входа), получаемого сотрудником образовательной
организацией от своих внутренних поставщиков (своих коллег) продукции и
услуг; качество результатов деятельности каждого сотрудника образовательной
организации; качество результатов деятельности каждого подразделения и образовательной организации в целом; динамика изменения качества входных
данных и результатов деятельности образовательной организации, его
Определяется качество ресурсов
подразделений и сотрудников.
образовательной организации: качество кадровых ресурсов; качество
технических ресурсов; качество методических ресурсов; качество программных
ресурсов; качество информационных ресурсов.
Контроль качества подтверждает, насколько образование соответствует
требованиям заинтересованных сторон, для этого используются методы
контроля качества с тем, чтобы повысить качество образования. Показателями
соответствия качества образования требованиям заинтересованных сторон
могут быть такие показатели, как количество обучаемых студентов по данной
специальности, результаты квалификационных испытаний.
На основе системы параметров и набора определенных нормативов можно
осуществлять мониторинг качества.
Роль контрольных показателей играют разрывы между
нормативными и реальными значениями отдельных параметров
(несоответствия). На данном этапе создаются системы записей по качеству;
разрабатываются процедуры регистрации данных о качестве и интеграция их в
существующую процессную модель; разрабатывается и внедряется система
внутренних проверок (аудитов) качества; разрабатываются и внедряются
процедуры управления несоответствиями.
Разрабатывается и внедряется система анализа качества образования.
Накопленные в процессе мониторинга (контроля) показатели качества
подвергаются анализу.
Основные задачи анализа: выявление коренных причин выявленных
несоответствий и выработка мероприятий, направленных на устранение этих
причин (корректирующие действия). Выявляются неблагоприятные тенденции,
которые могут привести к возникновению несоответствий в будущем; выявление коренных причин и выработка мероприятий, направленных на устранение этих
причин (предупреждающие действия).
В процессе обучения результативность преподавания каждого
преподавателя может быть оценена, например, по результатам экзаменационной
сессии, проверки учебных программ курсов, методов преподавания и т.д.
Исследования во времени с построением диаграмм управления
образовательного процесса может выявить, являются полученные результаты
устойчивыми, какова динамика (улучшение или ухудшение показателей).
IX этап. Непрерывное улучшение СМК образовательной организации и
всех процессов. На стадии совершенствования определяется суммарный
результат воздействия среднего профессионального образования на общество за
счет удовлетворения всех заинтересованных сторон, финансовые результаты.
Методы и инструменты качества используются в проектировании учебных
планов. Качество образования возможно оценить по отзывам выпускников
относительно их удовлетворения качеством образования. Эффективность СМК
в образовательной организации можно оценить по эффективности
трудоустройства дипломированных специалистов, при этом выявляется процент
выпускников, трудоустроившихся в ближайшее время (например, в течение 6
месяцев после окончания образовательной организации СПО). Исходя из
этого определяются стратегические и тактические направления развития
образовательной организации на перспективу.
X этап. Проведение предсертификационного аудита СМК
образовательной организацией. На этом этапе осуществляются всесторонняя
оценка сформированной и запущенной в действие системы менеджмента
качества путем проведения предсертификационного аудита самой организацией,
корректировка СМК по результатам аудита.
XI этап. Выбор органа по сертификации и проведение сертификации
системы менеджмента качества. Предложенный алгоритм формирования системы менеджмента качества
может быть использован в любой образовательной организации среднего
профессионального образования.
5. Стратегия реализации проекта
Внедрение стратегии реализации проекта учитывает следующее:
– стандарты ИСО признаны во многих странах и переведены на
национальные языки. В России МС ИСО адаптированы в виде ГОСТ Р ИСО
90002011;
– для реализации проекта предполагается использовать имеющийся опыт
работы по повышению престижа и привлекательности образовательной
организации на рынке образовательных услуг посредством совершенствования
системы менеджмента качества.
Внедрение системы менеджмента качества основано на следующих
принципах:
ориентация на потребителя предполагает понимание настоящих и
будущих потребностей и ожиданий потребителя, измерение удовлетворенности
потребителя образовательной услугой и действия в соответствии с
результатами;
лидерство руководства предполагает рассмотрение потребностей всех
заинтересованных сторон (студентов, работодателей, родителей, сотрудников
образовательной организации, государства, общества), установление понятного
видения будущего образовательной организации, постановка мобилизующих
целей и задач, создание и поддержание общих ценностей и ролевых моделей по
этическим нормам на всех уровнях управления образовательной организацией,
установление доверия и устранение страха, предоставление работникам
требуемых ресурсов,
ответственности и отчетности;
обеспечение свободы действий с указанием вовлечение персонала, согласно которому создание персональной
собственности на показатели и цели образовательной организации с помощью
опыта и знаний людей и благодаря обучению достигается вовлечения людей в
оперативные решения и в процесс совершенствования;
процессный подход предполагает применение структурированных
методов для определения ключевых видов деятельности, необходимых для
получения желаемого результата, установление понятной ответственности и
отчетности для руководства ключевыми видами деятельности, понимание и
изменение возможностей ключевых видов деятельности, выявление внутренних
и внешних взаимосвязей между функциями образовательной организации для
ключевых видов деятельности, сосредоточенность руководства на таких
факторах, как ресурсы, методы и материалы, которые улучшают ключевые виды
деятельности образовательной организации;
системный подход к менеджменту – определение элементов системы в
для чего идентифицируются имеющиеся и дополнительно
целом,
разрабатываются необходимые процессы, которые влияют на достижение целей
образовательной организации, формализация системы для достижения цели
наиболее эффективным способом, понимание взаимозависимости между
процессами системы, непрерывное улучшение системы через измерение и
оценку;
постоянное улучшение, означает: постоянное улучшение услуг,
процессов и систем, которое становится задачей всех и каждого в
образовательной организации, непрерывное улучшение результативности и
эффективности всех без исключения процессов, поощрение проведения
мероприятий по улучшению, получение всем персоналом знаний и подготовки,
необходимых средств для оперирования методами и инструментами
постоянного улучшения, такими как: методы устранения проблем, разработка
мероприятий и постановка целей, позволяющих направлять работу по
улучшениям и отслеживать их проведение; принятие решений, основанных на фактах, предполагает: проведение
измерений, сбора данных и информации касательно поставленных целей;
проверку данных и информации на предмет их достаточной точности,
надежности и того, на сколько удобно их получать; анализ данных и
информации с помощью подходящих методик;
создание взаимовыгодных отношений с поставщиками предполагает:
установление
идентификацию и выбор ключевых поставщиков;
взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными
соображениями; объединение знаний и ресурсов основных партнеров;
установление ясных и открытых контактов; разработку совместных действий по
улучшению.
6. Этапы и мероприятия по реализации проекта
Предполагаемая продолжительность проекта: июнь 2015 – декабрь 2015
года. Работа по реализации проекта включает в себя 3 этапа: подготовительный,
основной и заключительный.
В течение первого этапа провести обучение персонала, проанализировать
состояние качества образования в техникуме, организовать работу по
разработке и внедрению системы менеджмента качества.
На втором этапе разработать документацию по системе менеджмента
качества, измеримые цели и сбалансированную систему показателей (критериев)
мониторинга и измерения результативности (эффективности) работы на уровне
процессов системы менеджмента и на уровне образовательной организации.
На третьем этапе внедрение документированных процедур для
внедрение механизма и
регламентации взаимосвязанных процессов,
инструментария оценки системы менеджмента качества, организация и
проведение внутреннего аудита. 1. Этап. Подготовительный (аналитический)
(июнь 2015г. – август 2015г.)
Цель: научнотеоретическое обоснование проекта
Задачи:
изучение нормативноправовых документов и литературы по системе
менеджмента качества;
комплектование координационного Совета;
анализ состояния качества образования в ГБПОУ «СТОТиС» на начало
эксперимента;
уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по
реализации проекта;
составление программы по реализации проекта.
Планируемый результат: наличие проекта
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Основные направления
деятельности по реализации
проекта
Подготовка (обучение)
персонала
Создание Координационного
совета
Сроки
выполнения
Июнь – июль
2015
Июнь 2015
Создание рабочей группы
Июнь 2015
Результат
Эффективная
реализация проекта
Положение о
Координационном
совете
Положение о рабочей
группе
Аналитическая
справка
Анализ состояния качества
образования в ГБПОУ
«СТОТиС»
Организация работы рабочей
группы по проблеме
разработки и внедрения
системы менеджмента качества
в ГБПОУ «СТОТиС»
Совершенствования
организационной структуры и
Июль – август
2015
Июль – август
2015
План работы рабочей
группы
Июль – август
Описание механизма
2015 механизма управления
техникумом
2 этап. Основной (проектировочный)
(сентябрь 2015г. – октябрь 2015г.)
Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности
Задачи:
разработка основных документов, обеспечивающих функционирование
системы менеджмента качества;
создание инструментария оценки качества образовательного процесса;
промежуточный контроль за реализацией проекта.
Планируемый результат:
разработанная документация по системе менеджмента качества и
инструментарий оценки качества образовательного процесса.
№
п/п
1
2
3
4
Основные направления
деятельности по реализации
проекта
Разработка концепции
техникума в области качества
Разработка основных
документов, обеспечивающих
функционирование системы
менеджмента качества
(политика в области качества,
руководство по качеству,
документированные
процедуры, инструкции)
Разработка Программы
качества
Создание инструментария
оценки качества
образовательного процесса
Сроки
выполнения
Результат
Сентябрь 2015 Концепция
техникума в области
качества
Документы в области
качества
Сентябрь –
октябрь 2015
Сентябрь –
октябрь 2015
Сентябрь –
октябрь 2015
Программа качества
Инструментарий
оценки качества
образовательного
процесса 5
6
Создание механизма
самооценки техникума по
качеству образования
Разработка механизма
мотивации и стимулирования
профессионально
педагогических кадров по
повышению качества
образования
Октябрь 2015 Описание механизма
самооценки
Сентябрь –
октябрь 2015
Описание механизма
мотивации и
стимулирования
3 этап. Заключительный (реализационный)
(ноябрь 2015г. – декабрь 2017г.)
Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности
Задачи:
внедрение основных документов, обеспечивающих функционирование
системы менеджмента качества;
внедрение инструментария оценки качества образовательного процесса;
проведение внутреннего аудита;
проведение самооценки техникума;
анализ и обобщение опытноэкспериментальной работы в рамках
проекта.
Планируемый результат:
внедренная документация по системе менеджмента качества и
инструментарий оценки качества образовательного процесса.
№
п/п
1
2
3
Основные направления
деятельности по реализации
проекта
Внедрение документированных
процедур для регламентации
взаимосвязанных процессов
Внедрение инструментария
оценки качества
образовательного процесса
Проведение внутреннего
Сроки
выполнения
Результат
Ноябрь 2015
План внедрения
Ноябрь 2015
План внедрения
Ноябрь –
Описание процедуры декабрь 2015
Ноябрь –
декабрь 2015
внутреннего аудита
Описание процедуры
самооценки
Ноябрь 2015
План внедрения
Декабрь 2015 Аналитические
материалы
Декабрь 2015 Методические
рекомендации
4
5
6
7
аудита
Проведение самооценки по
вопросам качества
образовательного процесса
Внедрение системы мотивации
и стимулирования
педагогических работников по
повышению качества
образования
Анализ и обобщение
результатов опытно
экспериментальной работы в
рамках проекта
Разработка методических
рекомендаций по созданию и
внедрению системы
менеджмента качества в
образовательной организации
среднего профессионального
образования
7. Результаты реализации проекта
При реализации данного проекта будут получены следующие результаты:
система менеджмента качества ГБПОУ «СТОТиС» внедрена,
функционирует и готова к прохождению сертификации;
коллектив техникума выполняет требования СМК;
обучена управленческая команда по вопросам разработки и внедрения
системы менеджмента качества;
выработана система показателей (критериев) мониторинга и измерения
результативности (эффективности) работы на уровне процессов системы
менеджмента и образовательной организации в целом;
выработана политика в области качества,
разработаны
документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции;
составлен отчет о функционировании СМК.
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
задачу разработки и внедрения СМК объявил как стратегическую. Анализ концепции систем менеджмента качества и процессного подхода к их
формированию позволил сформировать определение процесса СМК на основе
содержащегося в стандарте ИСО 9001:2011 определения, сделав акцент на ряд
таких как повторяемость,
дополнительных характеристик процесса,
целенаправленность и создание ценности для потребителя.
Разработка и внедрение систем менеджмента качества поддерживается
Министерством образования и науки РФ (Постановление Правительства
Российской Федерации от 11.03.2011 N 164 «Об осуществлении
государственного контроля (надзора) в сфере образования») органами
исполнительной власти регионов, государственночастными партнерами.
Базируясь на обзоре типов протекающих в образовательной организации
процессов, нами предложена структура процесса системы менеджмента
качества, которая позволяет анализировать заложенные в процессах
стратегические возможности и их потенциал к превращению (или развитию
внутри процессов) в способности образовательной организации и создания
компетенций для успешной конкуренции на рынке.
Данная структура процесса СМК состоит из основных процессов,
являющихся базой для обеспечивающих (вспомогательных) процессов. При этом
основные и вспомогательные процессы трансформируются в рамках процессов
изменений. Очевидно, что основные способности образовательной организации
скрываются в процессах изменений. В этой связи чрезвычайно важно понимание
значимого влияния на них основных процессов, закладывающих основы
принятия решений, а также механизмы проведения изменений в образовательной
организации. Именно поэтому формирование и улучшение основных процессов
является стратегической деятельностью, способствующей формированию
будущих конкурентных преимуществ техникума.
Идея проектного предложения заключается в создании нового механизма
оценки качества оказываемых образовательных услуг техникумом в соответствии с требованием стандартов ГОСТ Р ИСО 90012011 и
удовлетворении требований потребителей.
Это позволит глубже и шире отслеживать требования потребителей,
повысить доверие государственночастных партнеров и обеспечить высокий
рейтинг и конкурентоспособность образовательной организации на рынке
образовательных услуг.
Кроме этого, по результатам работы техникум улучшит выполнение
целевых показателей оценки эффективности работы образовательной
организации,
государственных образовательных стандартов.
лицензионных требований и требований федеральных
2.3.Основные направления и показатели системы качества образования в
техникуме
Управление качеством образования в техникуме на основе системы
менеджмента качества осуществляется в соответствии с функциями
планирования, организации и регулирования, мотивации, координации и
контроля и включает: разработку профессиональных образовательных программ
подготовки по специальностям:230701, 260807, 150709.02, 190631.01,
260807.01..; разработку мер по стандартизации и контролю оформления учебной
и учебнометодической документации; обеспечение персонала необходимыми
организационными, учебными и учебнометодическими материалами.
Основные направления управления качеством в техникуме:
управление качеством подготовки специалистов (результаты образования);
управление качеством образовательного процесса;
управление качеством образовательной системы;
совершенствование качества руководства как процесса управления
техникумом. В систему управления качеством образования на основе системы
менеджмента входят:
стратегия, тактика, политика в области качества;
организационная структура управления качеством;
система стимулирования участников процесса управления качеством
подготовки;
система мониторинга качества подготовки.
Политика в области качества охватывает различные направления
деятельности техникума:
качественную подготовку специалиста, соответствующую требованиям
ФГОС 3 поколения;
развитие профессиональных компетенций,
общих компетенций:
общекультурных, интеллектуальных, социальнокоммуникативных, что
позволит воспитать навыки культуры в быту, выработать привычки и черты
характера, необходимые для специалистов отраслевых технологий и сервиса,
;достижение необходимого уровня профессиональнопедагогической
компетентности преподавателей техникума (усиление «человекоразмерности
образования»);
совершенствование материальнотехнического и технологического
обеспечения образовательного процесса.
2.4. Организационная структура управления качеством образования в
техникуме
Организационная структура управления качеством образования в
техникуме на основе системы менеджмента качества включает три уровня.
Первый уровень управления качеством представлен в техникуме советом
по качеству. Определены функции совета по качеству. Совет принимает
решения стратегического характера, исполнение которых планируется в подразделениях. Информация о решениях совета доводится до сотрудников
через уполномоченных по качеству.
Второй уровень
управления качеством представлен отделом
мониторинговых исследований и аудита и психологической службой. В состав
отдела входят психологи, аудиторы, назначаемые для проверки качества в
подразделениях, кураторы.
Третий уровень управления качеством представлен уполномоченными по
качеству. Опытные преподаватели, назначенные уполномоченными, должны
пройти соответствующее повышение квалификации, предполагающее изучение
основ менеджмента качества образования. Политика и управление качеством
образования в техникуме на основе системы менеджмента качества строится в
идеологииTQM, поскольку эта система в большей степени заботится о
качественных услугах, нежели о качественных продуктах. Эти принципы
обеспечивают фундаментальное
переосмысление и радикальное
перепланирование деятельности техникума для достижения существенных
улучшений в ключевых показателях качества.
Система мониторинга качества образования в техникуме.
Цель мониторинга качества подготовки специалиста: определение степени
достижения стратегических целей и задач в области качества.
Принципы мониторинговой деятельности:
1. Стратегическая направленность предполагает, что мониторинг должен
отражать общие приоритеты образовательного учреждения в области качества
подготовки специалиста.
2. Ориентация на результаты подразумевает,
что мониторинговые
исследования необходимы не для сбора информации, а для того, чтобы решить
задачи, стоящие перед учебным заведением. Проведение измерений и
оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. 3. Своевременность заключается во временном интервале между проведением
измерений или оценок, которые соответствуют изучаемому явлению.
Гибкость мониторинга предполагает,
4.
исследований должен легко подвергаться изменениям при необходимости.
что план мониторинговых
5. Экономичность мониторинга подразумевает рациональное использование
ресурсов на его осуществление.
Определены функции мониторинга: квалиметрическая, контрольно
наблюдательная, прогностическая, информационная, социальная. В качестве
объектов мониторинга в данном случае выступает степень достижения
стратегических целей и задач «Сахалинского техникума отраслевых технологий
и сервиса» в области качества.
Критерии, показатели и методики измерения качества подготовки
специалиста
Измеряемые показатели
Методики измерения
Текущая и итоговая
аттестация
ЦОЕ, Тест СЖО], тест М.
Рокича
Анкета
«Психосоматическое
здоровье»
Анкета
«Социально
правовая компетентность»
Анкета
Методика Д. Голмана для
измерения
эмоционального
Критерии
качества
Базовая
профессиональная
компетенция
выпускника
Общекультурная
компетенция
выпускника
Показатели профессиональной
компетентности,
соответствующие
ФГОС
3поколения по профессиям и
специальностям: ;
1.Ценностные ориентации
2.Отношение к здоровью
3.Социальноправовая
осведомленность
4. Толерантность
Социально
коммуникативная
компетенция
1.Эмоциональный интеллект
2. Коммуникативность выпускника
Субъектная
компетенция
выпускника
Способность к организации
деятельности
Способность к саморазвитию
Профессионально
педагогическая
компетентность
преподавателей
техникума
Удовлетворение
образовательных
потребностей
личности,
работодателя .
и
Умение
1. Компетентность в области
антропоориентированной
педагогики
2.
системно
воспринимать педагогическую
реальность
3.Способность
свободно
ориентироваться в предметной
области
умение
интегрироваться с другим
опытом
4.Способность адаптироваться
к постоянно меняющейся
образовательной
ситуации
(креативность)
5.Способность
педагогической рефлексии
6.Способность к саморазвитию
1.Уровень удовлетворенности
преподаванием;
2.Уровень удовлетворенности
практической подготовкой;
3.Уровень удовлетворенность
возможностью саморазвития;
4.Уровень удовлетворенности
информационным
обеспечением;
5.Уровень удовлетворенности
к
интеллекта
Анкета
«Коммуникативная
компетентность»
Анкета «Компетентность
деятельности»
Анкета «Компетентность
самосовершенствования
тестК. Роджерса
Анкетирование
методика
Интервью,
неоконченных
предложений,
проективные методики
Наблюдение
посещении
аттестация
при
занятий,
Проективные методики
(«Несуществующее
животное»)
Тест СЖО
Анкета
Для показателей 1 и 2:
Анкета
«Удовлетворенность
преподаванием»
Анкетирование
Для показателей 3 – 8:
Анкета
«Удовлетворенность
организацией учебной и внеучебной деятельности»
Сбор и анализ данных о
трудоустройстве
Опрос работодателя
Анкета
Внутренний аудит
Внутренний аудит
Внутренний аудит
Внутренний аудит
Внутренний аудит
Внутренний аудит
трудоустройства
психологическим климатом;
6.Уровень удовлетворенности
организацией досуга;
7.Уровень удовлетворенности
условиями жизнедеятельности в
техникуме.
8.%
выпускников техникума;
9.Уровень удовлетворенности
работодателя компетентностью
выпускников техникума;
10.Удовлетворенность услугами
дополнительного образования;
11.Соответствие требованиям
государственных
образовательных
программ
СПО,
государственных
образовательных стандартов
СПО;
процесса
1.Обеспеченность
образовательного
учебнометодической
литературой и другими
информационными ресурсами;
2.Обеспеченность
процесса
образовательного
специальным и лабораторным
оборудованием;
3.Обеспеченность
образовательного
зданиями и помещениями;
4.
образовательного процесса.
Финансовое обеспечение
процесса
и
Материально
техническое
технологическое
обеспечение
образовательного
процесса Документационное обеспечение создания системы управления качеством в
техникуме
Система управления качеством образования в техникуме на основе системы
менеджмента качества осуществляется в соответствии с функциями управления
(планирование, организация и регулирование, мотивация, координация,
контроль) и опирается на документы по видам организационной и
образовательной деятельности:
Функции
управления
Планирование
Организация и
регулирование
Документы по видам деятельности
Организационной
1. План работы техникума на
учебный год
2. Планы работы структурных
подразделений техникума
3. Планы работы
руководителей
4. План мероприятий на месяц
5. Планы работы предметно
цикловых комиссий на
учебный год
6. Планы работы учебных
кабинетов на учебный год
7. Индивидуальные планы
научнометодической работы
преподавателей на учебный год
1. Распределительные и
коллегиальные документы
2. Документы по персоналу и
студентам.
3. Документы по
бухгалтерской и
хозяйственной деятельности
Образовательной
1.
Профессиональные
образовательные программы
подготовки
по
специальностям
230701,
260807, 150709.02, 190631.01,
260807.01
2.
Комплексное учебно
методическое обеспечение
учебных дисциплин по
учебному
плану
специальности
3. Сведения о наличии и
планы по приобретению
учебников,
учебно
методических пособий
Графики
1.
учебного
процесса по полугодиям по
специальностям
230701,
260807, 150709.02, 190631.01,
260807.01 Планыграфики
2.
прохождения
производственной практики
Графики проведения
3.
контрольных работ по
дисциплинам учебных планов
специальностей
230701,
260807, 150709.02, 190631.01,
260807.01
4.
консультаций,
промежуточной и итоговой
аттестации
Критерии
оценки
преподавателя
рейтинговой
деятельности
Расписание
занятий,
Отчёты по работе ПЦК
1. Положение о доплатах и
надбавках, о премировании
работников техникума
2. Должностные инструкции
3.Финансоводоговорная
документация
4. Положение о стипендии
совета техникума
1. Распорядительная документация
2. Изменения в организационной деятельности
Отчеты о работе:
Руководителей
Библиотеки
Педагогапсихолога
Методиста по ИТ
Классных воспитателей и
кураторов
Предметноцикловых
комиссий
Учебных кабинетов
Преподавателей
График
контроля
1. Единый план контроля на
учебный год
2.
образовательного процесса
3. Анализ контрольных работ
4.
Экзаменационные и
сводные ведомости
5. Планы посещения занятий
6.
учебных
администрацией техникума
7. Отчеты техникума в целом
Тетради посещения
занятий
Приемной комиссии
Мотивация
Координация
Контроль
Систематизация
организационной
документации
техникума
осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами (Устав, локальные акты, штатное расписание, организационная схема
управления техникумом, должностные инструкции работников техникума).
Система документационного обеспечения управления в техникуме
создается в соответствии с действующим законодательством, с учетом
требований ГОСТ 6.302003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационнораспорядительной документации» и
предполагает: разработку процедур подготовки документов, обеспечение
непрерывности функционирования – применения персоналом Инструкции по
оформлению организационнораспорядительной документации, обновление
номенклатуры дел техникума.
Документация системы управления качеством в техникуме представлена
на пяти основных уровнях:
1 уровень – изложение целей по управлению качеством подготовки;
2 уровень – изложение политики, управление процедурами, описание действия
процессов системы;
3 уровень – изложение процедур по назначению, составу, содержанию и порядку
выполнения задач и мероприятий;
4 уровень – инструкции для документирования и разъяснения по действиям
персонала техникума;
5 уровень – ведение записей, подтверждающих (не подтверждающих)
выполнение требований.
2.5. Процессы и процедуры системы управления качеством образования в
техникуме
Основными группами процессов системы управления качеством в
техникуме являются: управленческая деятельность; процессы обеспечения
ресурсами; процессы формирования профессиональной культуры специалистов;
процессы измерения и анализа. Видам процессов по каждой группе соответствуют следующие процедуры
выполнения:
Группа
процессов
Виды процессов
Процедуры выполнения
Управленческая
деятельность
Процессы
обеспечения
ресурсами
Определение и выполнение
требований потребителей
Формирование политики
техникума в управлении
качеством
Планирование качества
подготовки специалистов
Распределение полномочий
и ответственности
Управление документацией
Управление записями
Управление
информационными
потоками
Менеджмент персонала
Управление финансовыми
ресурсами
Управление
материальными ресурсами
Процессы
формирования
профессиональн
Обучение и воспитание
Научноисследовательская
работа студентов
Взаимодействие
потребителями
Организация
управлению качеством
с
группы по
Маркетинг и планирование
персонала
инструкции
Должностные
персонала техникума
Управление внутренними и
внешними
нормативными
документами
Управление
записями о
качестве функционирования
системы
Развитие
информационных
технологий получения и
хранения информации
Обучение
повышение
семинары,
чтения,
обучение в аспирантуре,
Разработка смет доходов и
расходов
Заключение договоров на
поставку материалов,
о
сотрудничестве с базами
практик
Организация образовательного
процесса (теоретического и
практического обучения)
и
квалификации:
конференции,
стажировки,
курсы, ой культуры
специалистов
Процессы
измерения,
анализа и
улучшения
Мониторинг и измерения
Анализ данных
Управление
несоответствиями и
ограничениями
и
соблюдение
Принятие
Кодекса деловой этики
НИРС:
Организация
работа над
конференции,
курсовыми и
рефератами,
дипломными
проектами;
конкурс на лучшую научную
работу года
Организация воспитательной
конкурсы
работы:
спортивные
профмастерства,
мероприятия,
организация
досуга,
развитие
самоуправления, поддержание
традиций
Внутренний аудит результатов
деятельности подразделений и
персонала
Аудит обученности,
воспитанности и социальной
активности студентов
Профилактика несоответствий,
выявление ограничений, угроз,
возможных последствий
Преодоление несоответствий и
ограничений
Разработка
предупреждающих действий
и
внедрение
Взаимосвязь процессов системы управления качеством образования в
техникуме
Взаимосвязь процессов системы управления качеством подготовки
специалистов включает:
Маркетинг и планирование – анализ потребностей в специалистах и
деятельности выпускников, организация и проведение профориентационной
работы и подготовительных курсов, приемной комиссии и т.д. Проектирование образовательного процесса – разработка комплексного
учебнометодического обеспечения, подбор кадров, подготовка и оснащение
кабинетов по учебным дисциплинам специальной подготовки.
Планирование проектирования и разработки образовательного процесса
– создание моделей, схем управления процессами, включая диагностирование и
коррекцию деятельности преподавателей и студентов.
Материальнотехническое
обеспечение
–
обеспечение
специализированным лабораторным оборудованием, наглядными пособиями,
техническими средствами, оргтехникой, средствами контроля.
Процесс обучения и воспитания – проведение учебных (теоретических и
практических) занятий, лабораторных и самостоятельных работ.
Контроль образовательного процесса – контроль хода учебных занятий,
посещаемости занятий, контроль знаний (промежуточная и итоговая
аттестация); квалификация преподавателей (повышение квалификации и
аттестация).
Трудоустройство и самостоятельная работа выпускников – обратная
связь с потребителем продукции техникума. ПРИНЯТО
Советом СТОТиС
«__» ___________ 2015 г.
протокол №
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
_______________________________ Д.А. Мартынов
« ______ » ____________ 2015г.
План мероприятий
по разработке и внедрению системы управления качеством образовательного учреждения
Содержание этапа
Сроки
Ответственный
2
3
Разработка системы качества ОУ
4
Отметка о
выполнении
5
Результаты
6
Директор
выполнено
Приказ по техникуму
Решение руководства о внедрении
системы менеджмента качества
(далее СМК)
Создание
совета по качеству
ноябрь
2015
ноябрь
2015
Директор
выполнено
Назначение представителя
руководства по качеству
ноябрь
2015
Директор
выполнено
Создание структурного
подразделения по менеджменту
качества
ноябрь2015
Директор
Обеспечение координации работ
приказ
по созданию СМК,
директора,
разработка
соответствующего положения
Назначение ответственного лица за
работу по созданию СМК от
руководства, приказ директора,
разработка соответствующего
положения
Созданная структура (служба),
ответственный
за качество.
Положение о деятельности данной
структуры
Но
мер
1
1
2
3
4 5
5.1
5.2
Определение и описание рабочих
процессов, упорядочение
существующей документации
Выявление процессов,
осуществляемых в подразделениях
Выявление роли ЦМК в рамках
процессов СК ОУ
5.3 Определение основных показателей
и характеристик рабочих процессов
и разработка системы их измерения
6
Разработка документации системы
качества:
руководство по качеству;
документированные процедуры
ДП;
положения о подразделениях;
должностные и рабочие
инструкции;
формы документов;
аттестация рабочих мест.
6.1
6.2
Распределение ответственности за
создание документов
Разработка модели процессов ОУ и ноябрь
ноябрь
2015
Руководитель
служба качества
Руководитель
выполнено
выполнено
ноябрьфевраль
201516
Руководитель
службы качества
выполнено
Планирование системы качества
ноябрь июнь
2011516
Июньиюль
2016
Июль август 20116
Руководитель
службы качества
Руководители
подразделений
Руководитель
службы качества,
Руководители
подразделений
ноябрь январь
201516
Руководитель
служба качества
выполнено
выполняется
Реестр процессов ОУ
выполнено
Спецификации процессов
выполнено
1. Перечень основных показателей
и характеристик рабочих
процессов.
2. Документированная система их
измерения, контроля.
1. Руководство по качеству
2. Обязательные ДП:
а) управление документацией;
б) управление записями по
менеджменту качества;
в) внутренний аудит;
г) управление несоответствиями;
д) корректирующие и
предупреждающие действия.
Прочие ДП. Положения о
подразделениях
Должностные и рабочие
инструкции
Паспорт рабочего места
Матрица ответственности и
полномочий
Модель СМК 6.3
его подразделений
Разработка документированных
процедур
2015
декабрь
2015
6.4
Разработка рабочих инструкций
6.5 Проведение первой ревизии
документации
Идентификация всех возможных
видов несоответствий продукции и
процессов ОУ и разработка
системы корректирующих и
предупреждающих действий
Ноябрь
2015
Декабрь
2015
ЯнварьМарт
2016
7
8
9
служба качества
Руководитель
службы качества,
Руководители
подразделений
Руководители
подразделений
Руководитель
службы качества
Руководитель
службы качества,
Руководители
подразделений
выполнено
Документированные процедуры
выполнено
Рабочие инструкции
выполнено
Выполняется,
идёт работа
Заключение по обследованию
документации системы качества
ОУ
Перечень несоответствий в ОУ
Корректирующие и
предупреждающие мероприятия
Руководитель
службы качества,
Руководители
подразделений
Уполномоченные
по качеству ОУ
подразделений,
Руководитель
службы качества
Руководитель
службы качества,
Директор, зам.
директора по УР,
Компетентные уполномоченные по
качеству подразделений ОУ
выполнено
План внедрения СК
Оценка потребности в ресурсах
Необходимые ресурсы и
финансирование
Внедрение системы качества ОУ
Назначение и обучение
уполномоченных по качеству
подразделений
Апрель Май
2016
Разработка плана внедрения СК в
образовательном учреждении
Июнь 2016
10
11
Расчет потребности в ресурсах для
внедрения системы качества
Выделение ресурсов, необходимых
для внедрения системы качества
Сентябрь 2016
Октябрь Декабрь
2016 12
ОУ
Обучение сотрудников в области
менеджмента качества
Цель: Мотивация персонала к
внедрению системы качества
Октябрь Декабрь
2016
12.1 Обучение сотрудников из числа
по плану обучения
руководителей среднего и низшего
управленческого звена, ключевых
сотрудников
12.2 Проведение уполномоченным по
Декабрь 2016
качеству подразделения
мотивационного семинара для
сотрудников
АХР
Руководитель
службы качества,
Уполномоченные
по качеству
подразделений
Руководитель
службы качества
Уполномоченные
по качеству
подразделений
Результаты экзамена, результаты
тестирования сотрудников, список
посещения семинара
Сотрудники, обладающие
компетенциями в области качества
выполнено
Семинар для сотрудников
Реализуются все запланированные мероприятия по внедрению системы качества ОУ, в том числе:
13
Январь Июнь 2017
Внедрение системы качества во
всех подразделениях ОУ
Цель: Создание эффективно
функционирующих элементов
системы качества
Руководитель
службы качества,
Руководители
подразделений
Выполняется,
идёт работа
13.1 Обсуждение процессов системы
Июнь 20174
качества и разработанных
процессов подразделения
13.2 Переход подразделения на работу
в соответствии с документами
системы качества
Сентябрь Октябрь
2017
13.3 Аттестация рабочих мест
по плану аттестации
Руководители
подразделений,
Уполномоченные
по качеству
подразделений
Уполномоченные
по качеству
подразделений
Руководитель
Отчет о результатах инсталляции
системы качества
Отчет о результатах
Процессов СМК
Начало работы подразделений
в соответствии с СМК
Отчет о проведении аттестации Цель: Проверка функционирования
системы качества на рабочих
местах
13.4 Определение обязанностей,
полномочий и ответственности
каждого сотрудника в рамках
системы качества
13.5 Разработка должностных
инструкций
14
Проведение внутреннего аудита
системы качества ОУ и его
подразделений
службы качества,
рабочих мест, должностные
инструкции
Ноябрь
2017
Руководители
подразделений
выполнено
Матрицы полномочий и
ответственности сотрудников
Январь 2017
Январь Февраль
2017
Мартмай
2017
Руководители
подразделений
выполнено
Должностные инструкции
Служба качества
Внутренний аудит СМК выполняется
14.1 Организация процедуры
по плану аудитов
внутреннего аудита
14.2 Разработка плана корректирующих
Май
мероприятий
14.3 Реализация плана корректирующих
мероприятий
15
Утверждаются и вводятся в
действие разработанные
документы системы качества
2017
Июнь
2017
Сентябрь
2017
16
Система качества ОУ вводится в
полном объеме
После выполнения
пп. 117
Группа аудиторов
ОУ
Руководители
подразделений
Руководители
подразделений
Директор,
Уполномоченный
по качеству ОУ,
Руководитель
службы качества
Директор
Отчет о проведении внутреннего
аудита
План корректирующих
мероприятий
Отчет о реализации плана
корректирующих мероприятий
Полный комплект документации
системы качества ОУ
Приказ о введении система
качества в действие Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Документация системы менеджмента качества
МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОЦЕССЫ И
ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ СМК СТОТиС
Процесс
Документированная процедура (ДП)
Ответственность
Процессы менеджмента (1)
Управление
качеством
ДП 0103 «Управление документацией»
ДП 0104 «Управление записями»
ДП 0105 «Корректирующие и
предупреждающие действия»
ДП 0106 «Управление
несоответствующей продукцией»
ДП 0107 «Внутренний аудит»
Основные процессы (2)
Прием
ДП 0201 «Прием»
Владелец процесса – представитель
руководства уполномоченный по
качеству
Владелец процесса – зам.директора
по УВРиСВ
Менеджер процесса –
ответственный секретарь приемной
комиссии
Владелец процесса – зам.директора
по УР
Менеджер процесса – директор
Владелец процесса – зам.директора
по УВРиСВ
Менеджер процесса – директор
ДП 0202 «Учебная деятельность»
ДП 0203 «Воспитательная работа»
Учебная
деятельность
Воспитательная
работа
Научно
методическая
работа
ДП 0204 «Научнометодическая
работа»
Владелец процесса – зам.директора
по НМР
Менеджер процесса директор Процесс
Документированная процедура (ДП)
Ответственность
Дополнительное
образование
ДП 0205 «Дополнительное
образование»
Владелец процесса –зам.директора
по УР
Менеджер процесса – директор
Обеспечивающие процессы (3)
ДП 0301 «Материальнотехническое
обеспечение»
Владелец процесса – зам.директора
по АХЧ
Менеджер процесса – директор
Владелец процесса – зам.директора
по ПР
Владелец процесса – зам.директора
по административнохозяйственной
работе
Менеджер процесса – специалист
по пожарной безопасности
Материально
техническое
обеспечение
Производственная
среда
ДП 0302 «Производственная среда»
Управление
инфраструктурой
ДП 0303 «Управление
инфраструктурой» Мониторинг процессов СМК
документация СМК
анализ руководства
менеджмент ресурсов
оказание услуг
измерения, анализ и улучшение
удовлетворённость потребителя
Мониторинг документации СМК
Фаза анализа
Место
Содержание
(неделя,
процедура)
несоответстви
несоответствия
я
№ и дата
протокола
Причина
несоответ
ствия
Действия по
устранению
несоответствия
Внутренний
Документация
Замечаний нет
Отчёт о
аудит
(15 нед.)
СМК
внутреннем
аудите
Недорабо
тка СК
Включить
в план
корректирующих
действий
Нет чёткости
формулировок
Протокол
№ ______________________________________________________________________________
Группа
процессов
ПУД
Название
процесса
Планирова
ние
Цель
Ответствен
Вход
Выход
Критерии
1. Постоянное
улучшение СМК.
2. Повышение
качества
образовательных услуг
и совершенствование
менеджмента
ресурсов.
3. Прогрессивность
технологий и уровня
отлаженности бизнес
процессов.
4. Улучшение
деятельности
техникума в целом.
5. Определение уровня
показателей
удовлетворённости
потребителя
ный
Менеджер
по качеству
1.Внешняя
информация и
документация,
поступающая от
потребителей.
2. Заключение
договоров.
3. Требования ГОС
ВПО.
4. Критерии
результативности.
Документы и
управленческие
решения: планы,
концепции,
программы, приказы,
распоряжения,
инструкции,
внутритехникумовские
стандарты
результативности
Квалификационные
требования
(компетентностный
подход).
Валидация (оценка)
процессов.
Идентификация
статуса услуг на
всех стадиях
жизненного цикла.
Прослеживание: на
какой стадии
находится
образовательная
услуга: карточки
учёта, ведомости,
протоколы
проверок, справки.
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
ПРОЕКТ РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СМК В ОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.