Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
Детсад
23.05.2017
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Проект 2.docx
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
ст.Должанская МО Ейский район
Проект
«Развитие познавательноисследовательской
деятельности дошкольников через организацию
детского экспериментирования».
Воспитатель: Силаева Татьяна Валерьевна «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е.Тимирязев.
Пояснительная записка.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира
открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей
действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у
него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других
людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном
этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам
деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и
дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему
миру, желание освоить все новое основа формирования этого качества. На протяжении
всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии
личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний,
умений, навыков.
Актуальность.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема
организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в
период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет
на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно
детских видов деятельности является благоприятным условием для развития
дошкольников.
Цель проекта.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,
потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию
и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному
развитию.
Задачи экспериментальной деятельности.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук:
•развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
•развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и
явлениях;
•познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр
экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
•развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; •формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социальноличностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности,
самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
своих действий.
Участники проекта: воспитанники, родители
Сроки проекта: краткосрочный.
Форма работы.
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты.
1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2.Создание единого инновационного пространства.
3.Чёткое выполнение поставленной задачи.
4.Повышение уровня мотивации к занятиям.
Работа с родителями.
1.Консультации.
2.Всеобучи.
3.Беседы.
Этапы осуществления проекта.
I этап – подготовительный.
II этап –практический.
III этап – выполнение проекта.
I этап подготовительный
Сентябрь.
Сбор художественной литературы.
Подбор консультаций для родителей. Родительских всеобучей.
Изготовление схем, разработка дидактических игр, бесед.
II этап –практический.
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Солнечные зайчики»
Беседа «Где прячутся насекомые?»
Дидактическая игра «Изучаем листья»
Ноябрь:
Экспериментирование «Магнит и его свойства»
Дидактическая игра «Свойства бумаги»
Беседа «Свойства металла»
Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)
Декабрь:
Беседа «Вода – источник жизни»
Дидактическая игра «Вода и её свойства»
Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе» Январь:
Дидактическая игра «Свойства воздуха»
Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Знакомство с термометром»
Февраль:
Прогулка «Получаем талую воду»
Экспериментирование «Когда бывает пар»
Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»
Лепка «Почва подземная кладовая»
Март:
Прогулка «Следы на песку»
Беседа «Путешествие в прошлое часов»
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Апрель:
Беседа «Основные системы нашего организма»
Дидактическая игра «Каша – матушка наша»
Май:
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Развлечение «Путешествие по материкам»
Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Опыт № 1– “Польза и вред кокаколы”.
Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.
Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
ОПЫТ № 1
“Польза и вред кокаколы”.
Цель работы: исследование вредного влияния “Кокаколы” на организм человека.
Задачи исследования:
•проанализировать взаимодействие “Кокаколы” и ржавчины;
•изучить действие “Кокаколы” на зубы;
•исследовать совместимость “Кокаколы” с другими продуктами.
Этапы исследования:
•Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о
вреде “Колы”.
•Выдвижение гипотезы.
•Непосредственное проведение опытов.
•Наблюдение за взаимодействием “Кокаколы” с веществами и предметами.
Выводы. Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных
стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; куриная скорлупа.
1.. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кокаколу” куриную скорлупу. На 2
день скорлупа почернела, из чего дети сделали вывод, что в “Кокаколе” содержится
много красителей, которые проникают даже в твердую скорлупу. Вывод: в скорлупе
находиться кальций, также как и в зубах “Кокакола” разрушает зубы. Красители
лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.
2.Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с
лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в
“Коле” очистился от нее. Вывод: “Кокакола” разъедает даже ржавчину!
ВЫВОД:
Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы, в ней
много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее
нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кокаколе” очень много сахара, который
вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКАКОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ
ЗДОРОВЬЯ!
ОПЫТ № 2.
“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет
для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.
Материалы для проведения эксперимента:
•Три прозрачных не глубоких стакана;
•Овёс (или другое зерно)
Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан
кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок.
Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со
злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками
в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой”
появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые
ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело.
ОПЫТ № 3.
“Тайны вулкана”
Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой
природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять
потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
•познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении
вулканов;
•формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
•формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .
Оборудование для экспериментирования:
Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство
для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.
На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и
камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то,
что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он
опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с
последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает
последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно
перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства,
перемешать.
Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает
полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из
жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
ОПЫТ № 4
“Как увидеть движение воды через корешки?”
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения,
установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют
функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут
брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой
сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно
произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в
другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника
наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него
вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в
почве.
III этап – выполнение проекта.
Опыт «Как добрые и вредные слова влияют на растения» Опыт «Тайны вулкана»
Опыт «Загадочная бумага»
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.